Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школас.п.Второй Лескен»
Лескенского муниципального района КБР
Республиканский конкурс исследовательских работ
и проектов школьников «Первые шаги в науку»
Город Нальчик( с.п.Второй Лескен)
Школа № 1
Класс 3
Направление: Окружающий мир
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Как растения пьют воду?»
Руководитель исследовательской работы : Самгурова Оксана Хамишевна
учитель начальных классов МКОУ
«СОШ №_1__» г.о.Нальчик (с.п. Второй Лескен)
Участник конкурса - Закуева Алина Зауровна
Содержание
Введение. ………………………………………………………………………
Как растения пьют воду? ………………………………………………..
Мои исследования. ………………………………………………………
Познавательные опыты. …………………………………………………
Результаты эксперимента. ….. ………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………
Введение
Актуальность
Как растения пьют воду? Что значит "пьют"? Ведь у цветов и деревьев нет рта? Вместо рта у них корни. Но как вода всасывается корнем? Как поднимается по стволам и стеблям? Ведь она вверх сама собой не потечет? Нужен какой-то насос, как в водопроводе, чтобы закачать воду на верхние этажи. Если растение «пьет» воду, то нельзя ли это увидеть? Но как же тогда пьют срезанные растения? Ведь у них нет корня - основного органа поглощения воды, а срезанный букет цветов, может радовать нас не один день.
Когда на день учителя моей маме подарили много живых цветов, она поставила их в вазу с водой .Через два дня я заметила, что воды почти не осталось. Мне стало интересно, как же быстро растения пьют воду?
Чтобы узнать это, я решила почитать в книгах ,поискала информацию в интернете, и обнаружила много полезного. Я объяснила моим одноклассникам как растения пьют воду и разобралась в этом процессе сама. И все же главным вопросом для меня остается вопрос: «Как вода движется по стеблям растения, и можно ли увидеть как вода поднимается по стеблям?».
Цель:
Узнать, как растения пьют воду и как это свойство можно использовать в практической жизни.
Задачи:
Изучить литературу о питании растений, о свойствах воды в природе.
Провести опыты по изучению как растения пьют воду и изменения цвета растения.
Показать; что возможно создать необычный цвет, не характерный для данного растения.
Узнать: как можно использовать результаты эксперимента в практической жизни
Объект и предмет работы:
Растение (пекинская капуста)
Пищевые красители разных цветов.
Стаканы с водой.
Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую.
В теоретической части я изучила вопросы определяющие факторы, участвующие в подъеме воды растением.
В практической части использовала опытно-экспериментальный метод исследования, по результатам которого я сделала соответствующие выводы.
Практическое применение данной работы можно предложить для проведения содержательного классного часа, а также использовать при проведении недели естественных наук.(уроков по окружающему миру).
Основная часть
Я узнала, что вода составляет до 95% массы растений, в ней или с ее использованием протекают все процессы жизнедеятельности. Поэтому вода- необходимое условие для жизни организма. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ.
Вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ по проводящей системе растения.
Прорастание семян зависит от наличия воды.
Вода участвует в процессе фотосинтеза.
Водные растворы, наполняющие клетки и межклетники, обеспечивают растению упругость, таким образом, растение сохраняет свою форму.
Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется. Обычно растение поглощает воду исключительно своей корневой системой из почвы. В этом участвуют корневые волоски корней. Листья же через устьица испаряют воду.
Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Ночью растение восполняет недостаток, так как испарение в это время суток снижено.
В результате постоянного поглощения и испарения воды в растении существует постоянный водный обмен, включающий три этапа: поглощение воды корнями, передвижение ее по сосудам проводящей ткани, испарение воды листьями.
Ток воды идет через все органы растения. Сколько растение всасывает воды, приблизительно столько оно его испаряет. Лишь доли процента от поступившей воды идут на синтез веществ. Это достаточно большие объемы воды. Так, например, только одно растение пшеницы в поле испаряет около 50 г воды в сутки.
Когда корни поглощают воду, они вместе с ней поглощают и растворенные минеральные соли. Когда вода испаряется, то соли в ней уже отсутствуют, они остаются в растении и используются в обмене веществ.
Водный ток идет снизу вверх. Его сила зависит от интенсивности всасывания корней и испарения листьями. Водный ток объединяет все органы растения, переносит различные соединения, питает клетки водой.
Пекинская капуста: польза и интересные факты
Пекинская капуста пришла к нам из Китая, там ее сочетают с острыми и сладкими соусами, которые оттеняют ее вкус. Мы привыкли использовать ее при приготовлении салатов, иногда ее добавляют в различные супы, но лучше всего употреблять капусту в свежем виде. Она заменяет белокочанную капусту и несколько видов салатных листьев.
Для того чтобы узнать, как вода питает растения,я решила провести опыт со своими одноклассниками.
Посмотрите внимательно на лист пекинской капусты,сколько у него прожилок-это трубочки –сосуды по которому будет подниматься вода.
Описание опыта
1.Я наполнила стаканы водой.
2.Высыпала красители оранжевого, зеленого ,синего и красного цветов (в каждый стакан с водой 1 цвет красителя)
3.Срезали листья пекинской капусты и по одному поставили в стаканы.
Теперь наблюдаем как постепенно будут окрашиваться наши листья .После уроков мы заметили,что окрашенная вода поднялась по стебелькам растений вверх и окрасила лепестки в разные цвета.
Через день листья окрасились в выраженно яркие цвета .
Объяснение (цитата из книги)
«Внутри стебля находятся капилляры,по которым к листьям и цветкам поступают питательные вещества.С лепестков каждого цветка испаряется вода.Поэтому в капилляры втягивается подкрашенная вода с краской,они окрашивают в соответствующий цвет».
Заключение.
В результате проведенного эксперимента я узнала, как растения пьют воду,почему сорванные цветы ,поставленные в воду ,могут некоторое время сохранять свою свежесть,как можно изменить цвет растений ,если захочешь создать оригинальные окрашенные букеты.
Моя гипотеза подтвердилась.Растения действительно обладают уникальным свойством пить воду,даже после того,как их срезали.
После моих наблюдений,над тем,как маленький лист капусты так быстро поглощает воду,мне стало интересно, сколько же воды пьют большие деревья.Я узнала много интересного.
Например, березу называют водяным насосом .Одна береза за сутки пьет до 60 литров воды из почвы.Я подумала ,что наверное из-за этого, березы в нашей школе посажены рядом с речкой протекающей сзади школы ре. Эвкалипт выкачивает корнями из земли до 300 литров воды. А вековой дуб более 400 литров .Меня заинтересовал вопрос: как это происходит? У дерева нет насоса, электричества и прочих механизмов ,а пол тонны воды за день поднять на эту высоту, какую же работу нужно совершить?
Мне стало интересно, как же все это происходит. И я решила, что продолжу свои исследования ,буду изучать масштабно круговорот воды в природе.
Какое же чудо природы-вода!И какое важное значение имеет она для жизни всего живого.Именно в воде появились первые признаки жизни, первые организмы. Без воды не может существовать ни одно живое существо. Я сделала вывод, что нет природного тела,которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных ,самых грандиозных процессов на земле и что очень важно сохранять источники воды чистыми ,не загрязнять .
По данным Всемирной Организации Здравоохранения на планете уже нет источников, в которых присутствовала бы чистая природная вода.Есть лишь водоемы, загрязненные менее остальных. Это грозит катастрофой нашей цивилизации, так как без воды человечество просто не выживет. А заменить ее нечем.
При работе я достигла цели исследования и выполнила поставленные задачи.А моя гипотеза о необычных свойствах растений подтвердилась.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы.
Большая детская энциклопедия .Растения - М.; 2009г.
Детская энциклопедия «Хочу всё знать»- М.; 1999г.
«Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами»/ Стивен У. Мойе – М.; 2007г.
Занимательные опыты и эксперименты /(Ф.Ола и др.) – М.;2007г.
«Сделай сам! Сто самых интересных самостоятельных научных проектов» / Глен Веччионе - М.; 2010 г.