Муниципальное образовательное учреждение
«Макарьевская средняя общеобразовательная школа» г.Свирск
Автор: Ясная Анна Викторовна,
МОУ «Макарьевская СОШ» г.Свирск,
4 класс
Руководитель:
Черных Наталья Борисовна,
учитель начальных классов.
2019 уч.год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………4
1.1.История происхождения молока…………………………………….4
1.2. Откуда пришло слово молоко..…………………………………….. 5
1.3.Виды молока….………………………………………………………5
1.4. Какие микроэлементы содержатся в молоке ………………………7
1.5. Молочные продукты…………………………………………………9
1.6.О вреде молока………………………………………………………10
Выводы по главе…………………………………………………………11
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………11
2.1.Организация, методы и результаты исследования ………………. 11
2.2. Анкетирование. ……………………………………………….… .. 11
2.3Изготовление молочных продуктов ………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...15
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
“Молоко – это изумительная пища, приготовленная самой природой».
Иван Петрович Павлов
Почему я выбрала эту тему? Да потому что молоко - это уникальный продукт, созданный самой природой и изначально пригодный для питания человека от его рождения и до глубокой старости. В современном мире важнейшим фактором сохранения здоровья человека является питание, а вокруг столько проблем для современного человека! Аллергия, повышенная утомляемость, нарушение сна, различные расстройства, снижение иммунитета. Они влияют на самочувствие, настроение, даже на продолжительность жизни. Мы употребляем в пищу много продуктов, которые не содержат веществ, необходимых для развития нашего организма: например, молоко мы пьем порошковое, много едим консервированных продуктов, сосиски и колбаса сделаны с добавлением консервантов. Добиться этого можно, если вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
Среди огромного множества пищевых продуктов и изделий, доступных современному человеку, есть продукт, обладающий исключительной питательной ценностью – это молоко.
Я решила провести исследование, и хочу показать, что молоко ценный продукт.
Тема моего исследования : «Молоко»
Цель: расширить знания о молоке, его свойствах. Убедиться в том, что молоко уникальный продукт.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
-
Изучить литературу и материалы информационных сайтов о молоке и молочных продуктах.
-
Познакомиться с целебными свойствами молока.
-
Уточнить, молоко, каких животных человек употребляет в пищу.
-
Провести эксперимент « Можно ли в домашних условиях получить из молока молочные продукты».
-
Узнать у своих одноклассников и у взрослых, как они относятся к молоку.
Объект исследования: молочный продукты.
Предмет исследования: молоко.
Гипотеза исследования Возможно, если человек пьёт молоко и ест молочные продукты, то его организм развивается лучше.
В процессе работы над темой «Молоко» я использовала:
-
Теоретические методы исследования: метод беседы со взрослыми, в частности с мамой, учителем , а также со своими сверстниками; метод изучения литературы: чтение книг, журналов, просмотр материалов на сайтах в Интернете;
-
Практические методы исследования: совместно с мамой я проводила эксперимент, анкетирование учеников и взрослых.
База и организация исследования. Наше исследование содержало метод опроса, который проводился на базе Макарьевской средней общеобразовательной школы г. Свирска в 2018-2019 учебном году. В процессе опроса одноклассников было опрошено 22 ученика и их родители.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа содержит дополнительные материалы - опрос, электронная презентация работы.
ГЛАВА I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-
История происхождения молока
История знакомства человека с молоком насчитывает более 10 тысяч лет. Из статей журналов я узнала, что врачи Древнего Египта, Греции, Рима, наблюдая за действием молока на организм человека, называли этот чудесный напиток «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».
Молоко – это первое, что человек пробует на вкус. Подрастая, ребенок привыкает к другим продуктам и вполне может от него отказаться, как это делают детеныши всех млекопитающих. Однако у человека более сложное отношение к молоку. В то же время там, где в древности научились доить животных, практически не мыслят кухню без молока, ведь в нем есть всё, что необходимо человеку для нормального роста и развития. Люди доят коров и кобылиц, коз и овец, верблюдиц и оленей, буйволиц и ослиц, самок яков и зебру.
Самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. Как питательный продукт и косметическое средство молоко известно человечеству с глубокой древности. С его использованием связано немало легенд, сказок и мифов разных народов мира.
По всей видимости, молоко животного человек впервые стал употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры, когда народы, населявшие Средний Восток, сумели одомашнить овец и коз. В 7 тысячелетии на территории современной Турции люди начали пасти коров, таким образом, получив в свой рацион один из наиболее популярных современных продуктов.
Самые красивые женщины мира использовали молоко, чтобы сохранить свою красоту и молодость на долгие годы: царица Египта Клеопатра ежедневно принимала молочные ванны, а жена Нерона Поппея всегда брала с собой в путешествие 500 ослиц, чтобы иметь возможность принимать молочные ванны, улучшающие кожу.
1.2. Откуда пришло слово молоко.
«Молоко» - это слово имеет индоевропейскую природу.
Интересно, что первичное значение этого слова – «жидкость». На Руси с молоком всегда связывали сытость, достаток. Ведь даже в сказках говорится о молочных реках, например, в сказке «Гуси-лебеди»-молочные реки, кисельные берега.
Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханаанская была «землей молока и меда». Во всех этих примерах мы видим, что молоко было известно с давних времён.
1.3.Виды молока.
Молоко – это питательная жидкость, которую дают животные. Люди используют молоко домашних животных: - корова - коза - лошадь - олень – верблюд. Самый известный вид молока - коровье молоко, оно производится в больших количествах и является наиболее продаваемым и употребляемым человеком видом молока животных.
КОЗЬЕ МОЛОКО. Укрепляет кости, ногти и волосы, не вызывает аллергии, укрепляет сердце, лечит желудок. КУМЫС (МОЛОКО ЛОШАДИ). Помогает при простуде, сердечных и кожных заболеваниях, полезно для желудка ВЕРБЛЮЖЬЕ МОЛОКО. Помогает при диабете, аллергии, богато витаминами С и Д, хорошо утоляет жажду. ОЛЕНЬЕ МОЛОКО. Богато белками, предохраняет человека от многих болезней, прекрасное средство против старения
Парное молоко. Это свежевыдоенное, наиболее полноценное молоко. молоко, ещё не остывшее после дойки. Однако сохранить его непросто.
Топленое молоко. Топленое молоко получается благодаря долгой тепловой обработке: молоко томят («топят») 3-4 часа при температуре не ниже 95 градусов, не доводя до кипения. Раньше это делали в чугунке в печи, а сейчас можно воспользоваться обычной духовкой.
Сухое молоко. Если выпарить из молока всю влагу, получится белый порошок, так называемое «сухое молоко». Это очень удобно: стоит развести его водой – и снова получится молоко, разве что не такое вкусное и полезное.
Пастеризованное молоко. Если прогревать молоко при температуре 74-76 градусов несколько минут (этот способ называется пастеризацией – его придумал еще в XIX веке французский ученый Луи Пастер), то срок его хранения (в прохладном месте) увеличивается до двух недель.
Стерилизованное молоко. Гораздо дольше хранится стерилизованное молоко, которое проходит тепловую обработку при 125-145 градусах. Но в нем, увы, не образуются сливки, да и полезных веществ в нем почти не остаётся.
Сгущенное молоко. Полезные свойства молока сохраняются в сгущенном молоке. Его делают из пастеризованного (чаще всего – коровьего): выпаривают влагу, добавляют сахар, и получается густая питательная масса; съев одну банку, можно целый день не чувствовать голода! Не менее вкусна вареная сгущенка - густая, красивого золотисто- коричневого цвета. Остается только сожалеть, что у столь любимого в нашей стране продукта есть один недостаток – от него полнеют.
1.4. Какие микроэлементы содержатся в молоке
Молоко превращает беспомощного львенка в мощного зверя. Огромный кит, как и крошечная морская свинка, вскормлен молоком. Материнское грудное молоко – это единственная идеальная пища, защита от многих болезней.
Почему молоко белого цвета? А ведь действительно, все мы знаем, что корова ест зеленую траву зимой и желтое сено летом. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. И не только у коровы белое молоко. На свете живет более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детенышей молоком), и у всех у них молоко белого цвета. Почему так происходит ?
Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет.
Кстати, интересно, что из казеина производят клей. Обычный клей для столярных работ. Им можно склеивать дерево, фанеру, картон. А получают его из молока или молочных продуктов. Вы даже можете попробовать сами сделать немного такого клея. Но молоко не всегда имеет чисто белый цвет. А за питательность молока отвечают жиры, находящиеся в нем. Качество и вкус молока во многом определяются его жирностью: чем больше жира, тем оно вкуснее и питательнее. При «отстаивании» молока жир всплывает, образуя на поверхности слой сливок. Младенцы (и животных, и человека) первые месяцы жизни питаются только им, получая все необходимое для роста и развития.
Но для большинства людей, населяющих Земной шар, молоко очень полезно. В нем множество полезных элементов, которые защищают организм от многих болезней, помогают его росту и правильной работе. Так что, как поется в одной детской песенке: "Пейте, дети. молоко, будете здоровы" : )
Минеральные вещества и их свойства:
-
Кальций придаёт прочность скелету и зубам.
-
Магний входит в состав костей, зубов, успокаивающе действует на нервную систему, нормализует работу сердца.
-
Фосфор необходим для развития костной системы, является составной частью нервных клеток и мозга.
-
Железо участвует в кроветворении, входит в состав красных клеток крови.
-
Фтор защищает зубы от кариеса.
-
Медь участвует в образовании гемоглобина крови.
-
Цинк необходим для процесса размножения.
-
Витамин А – благотворно влияет на зрение, способствует росту и развитию.
-
Витамин Д помогает усвоению кальция, влияет на рост и крепость костей, зубов и волос.
-
Витамины группы В влияют на зрение, состояние кожи и аппетит. Еще в молоке обнаружены такие гормоны, как гормон роста, адреналин и много других полезных веществ, повышающих сопротивляемость организма к болезням.
-
Молоко служит сырьём для приготовления множества молочных продуктов. Люди научились делать молоко вкуснее. Они делают из молока сгущенку, мороженое, коктейли, добавляют в кофе.
-
Кисломолочные продукты (простокваша, кефир; сливочное масло, творог; сметана; сыр; йогурт; бифидок, ряженка; тан и айран; кумыс и другие напитки) – это неотъемлемая часть рациона человека, начиная с детства. Технология их приготовления базируется на сквашивании молока, которое получают от разных животных.
1.5 Молочные продукты
Йогурт – кисломолочный продукт, который заквашивается благодаря особой бактерии – «болгарской палочке» Йогурты сейчас очень распространены по всему миру: их вырабатывают из коровьего молока с добавлением сливок и сухого обезжиренного молока. В йогуртах много кальция, столь важного для роста и состояния зубов и костей, они хорошо влияют на микрофлору кишечника.
Кефир – кисломолочный напиток, заквашенный с помощью так называемых «кефирных грибков». Кефир благотворно влияет на микрофлору кишечника: всего пара стаканов этого напитка в день предотвращает развитие кишечных инфекций и быстро справляется с дисбактериозом, вызванным, например, антибиотиками. Кефир укрепляет иммунитет, побеждает хроническую усталость, помогает похудеть (если пить его регулярно) и хорошо утоляет жажду в жаркие летние дни.
Масло сливочное - сливочное масло не только питательно, но и полезно – для кожи, волос, зрения, костной и мышечной ткани. Оно богато витаминами, кальцием. Кроме того, в состав сливочного масла входят незаменимые аминокислоты - необходимые для нормального функционирования организма вещества, которые поступают только с продуктами питания. Так что в полезности сливочного масла сомневаться не приходится. Надо только помнить, что, когда мы растапливаем его на сковороде, витаминов в нём не остается. Именно поэтому кусочек масла лучше класть в уже готовую пищу.
Простокваша - само слово «простокваша» говорит о простоте приготовления этого продукта. Готовят её так: в охлажденное кипяченое молоко добавляют закваску (это может быть корочка черного хлеба, ложка сметаны, кефира или простокваши прошлого дня) и ставят на 10-12 часов в теплое место. Стоит помнить, что этот напиток хорош лишь в течение суток, потом он портится.
Сливки - появляются на поверхности свежего молока уже через несколько часов после дойки. С давних времен этот густой, жирный слой снимали или сливали (так, кстати, и появилось слово «сливки») с поверхности молока и сбивали из них масло. В России производят сливки разной степени жирности – 10-, 20- и 35-процентные. Выпускают и сухие сливки для кофе, но по вкусу и питательности они, конечно, не могут сравниться с настоящими.
Сметана - за границу сметана «проникла» только после второй мировой войны, причем в некоторых странах сметану до сих пор называют «русскими сливками». Наши предки делали ее просто: снимали («сметали» – отсюда и название) с молока всплывшие во время брожения сливки. Сейчас сметану по государственному стандарту готовят из сливок 32% жирности; в зависимости от технологии получается продукт различной консистенции — от 10 до 40 процентов жира.
Творог, домашний сыр - слово творог - славянское: в Европе и Америке похожий на него продукт называют «cottage cheese» («деревенский сыр»). Даже в нашей стране до XVIII века творог называли просто сыром, ведь до петровских времен на Руси не знали сыра в современном понимании. Молоко скисало само, благодаря содержащимся в воздухе бактериям, либо в него добавляли закваску (простоквашу, после чего немного подогревали в печи, и оно распадалось на белые сгустки творога («сыра») и сыворотку. В России изобрели даже рецепт «сухого сыра»: готовый творог высушивали в печи, прессовали, плотно укладывали в глиняные горшки и заливали сверху топленым маслом (в погребе такой продукт мог храниться месяцами).
1.6 О вреде молока
Через молоко могут передаваться возбудители болезней человека (брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры и др.); оно может стать причиной возникновения пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Молоко коров, больных туберкулезом, бруцеллезом, ящуром, маститом, кокковыми заболеваниями или подозреваемых на эти заболевания, нельзя использовать непосредственно в пищу. Молоко животных, больных сибирской язвой, бешенством, вирусным гепатитом, чумой, уничтожается на месте в присутствии представителей ветеринарного надзора. Антибиотики, применяемые в ветеринарии, попадая в молоко, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье людей. В XX же веке в Европе появились сообщения об аллергии на коровье молоко. С этого и до настоящего времени все больше и больше врачей стали осознавать реальность существования аллергии на белок коровьего молока. Реакции могут развиваться либо локально в желудочно-кишечном тракте, либо в других органах: коже, дыхательных путях, почках, слизистых оболочках, нервной системе. Аллергия к молоку в основном является болезнью детей в возрасте до двух лет, и ее распространенность резко снижается у детей старше трех лет. Но никакой возраст нельзя считать безопасным: этот диагноз может быть поставлен и подростку, и взрослому. В раннем возрасте больше подвержены заболеванию мальчики. Возможны также заболевания - сахарный диабет и сердечно-сосудистое заболевание.
Выводы по главе
1. Молоко – жизненно необходимый продукт питания практически для всех живых организмов;
2. В молоке содержится свыше 200 ценнейших компонентов – это все виды витаминов и минеральные вещества;
3. Молоко является сырьём для получения кисломолочных продуктов, сыров, масла и т.д.;
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Организация, методы и результаты исследования
Наше исследование проводилось на базе МОУ «Макарьевской средней общеобразовательной школы» г. Свирска в 2018-2019 учебном году.
2.2 Анкетирование.
Мною было опрошено: учеников 4 класса - 22 чел; родителей – 22 чел.
Результаты опроса.
1.Любят молоко: ученики – 15 чел. учителя, родители – 12 чел.
Не любят молоко: ученики - 7 чел. учителя, родители - 8 чел.
2.Какие молочные продукты вы предпочитаете?
Ученики: Учителя, родители:
Любимыми молочными блюдами являются у учащихся каши, запеканка, йогурты. У взрослых – молочный суп и кефир.
3. Считаете ли вы молоко и молочные продукты полезными ?
Из 44 опрошенных человек 39 чел. считают молоко и молочные продукты полезными.
2.3 Изготовление молочных продуктов своими руками
Так как мы живём в сельской местности, то у нас есть коровы, которые нам дают полезное молоко. (Приложение2).
Мама дважды в день доит коров. Из парного коровьего молока я хочу получить сыр, сметану и творог. (Приложение 3)
1 день: Для того, чтобы из молока получить сливки, необходимо поставить банку в холодильник на один день.
2день: На следующий день сверху в банке с молоком отстоялись сливки. Я ложкой счерпала их в чашку. У меня получилось: в чашке сливки, в банке обезжиренное молоко. Оставляем все в теплом месте.
3 день: На следующий день сливки превратились в сметану. А обезжиренное молоко превратилось в простоквашу, пусть она еще постоит в комнате в тепле.
4 день: Теперь можно сварить творог. Ставим молоко в тёплое место на 12 часов, получается простокваша. Затем на водяной бане в течение 25 минут прогреваем простоквашу прямо в банке. Получившийся продукт процеживаем и получаем вкуснейший творог.
Эксперимент удался. Я получила из молока сметану, творог и даже сыворотку, на которой можно испечь блины или просто выпить, так как она тоже очень полезная.
Так же можно в домашних условиях приготовить сыр . Для этого нам понадобится молоко, масло, сода, соль, яйцо. Смешать молоко и творог. Поставить на огонь и кипятить 30 минут. Затем процедить творог через сито. Переложить творог в кастрюлю, добавить яйцо, масло, соль, соду. Нагреть. Выложить готовый сыр в форму. Вот вкусный и полезный сыр готов.
Так же я узнала, что молоко не только полезное, но и интересное вещество. Я провела опыт, который назвала тайное письмо. На листе белой бумаги я нарисовала смайлик и написала слово «молоко». Дала листку высохнуть. Затем прогладила горячим утюгом этот листок. И вот что у меня получилось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы я выяснила, что молоко является основой пищевого рациона ребенка. По рекомендациям Института питания рацион ребенка должен наполовину состоять из молока и молочных продуктов, у взрослого человека - на ¼. Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия. С молоком наш организм получает все питательные вещества, необходимые для нормального развития организма.
Все мы любим молоко, помнить надо лишь одно. Как правильно пить молоко:
1)пить молоко лучше отдельно от всего, медленно, маленькими глотками;
2)молоко нельзя пить с рыбой, яйцами, мясом и сыром, потому что эти продукты несовместимы.
Чем больше молока и молочных продуктов вы едите, тем лучше себя чувствуете, и тем меньше рискуете заболеть.
Я пришла к выводу, что проблема правильного питания очень актуальна для нас, школьников. С темой своей исследовательской работы я выступила перед своими одноклассниками на классном часе и попыталась рассказать им о пользе молока и молочных продуктов.
Для тех ребят, которые не любят молоко, хочу сделать рекламу :
С детства пьём мы молоко,
В нем и сила и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список использованной литературы:
1. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 2005.
2. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией Соломина В.П., Варламова Ю.Л. – Спб., 1995.
3. Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.- №6.
4. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.
5. Мирская Н. Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.
6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям.-М.,2006
7. Сайты в Интернете.
-
http://www.xliby.ru
-
www.syl.ru
-
http://ruslekar.info
-
https://infourok.ru
-
https://doc.by
Приложение 1
Анкетирование учащихся и взрослых
на тему « Любите ли вы молоко и молочные продукты?»
Анкета « Любим ли мы молоко?»
Вопрос | Ответ детей | Ответ родителей |
1.Любите ли вы молоко?(да, нет) | | |
2.Какие молочные продукты вы предпочитаете? | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
3. Считаете ли вы молоко и молочные продукты полезными ? (да,нет) | | |
Результаты опроса.
Вопрос | Ответ детей | Ответ родителей |
1.Любите ли вы молоко?(да, нет) | 15 | 12 |
2.Какие молочные продукты вы предпочитаете? | | |
| 8 | 1 |
| 3 | 3 |
| 6 | 2 |
| 9 | 2 |
| 1 | 3 |
| 18 | 9 |
| 5 | 12 |
| 22 | 15 |
| 3 | 20 |
3. Считаете ли вы молоко и молочные продукты полезными ? (да,нет) | Да -17 чел. Нет – 5 чел. | Да – 22 чел. |
Приложение 2
Приложение 3
Сметана.
Приложение 4
Т
ворог
Приложение 5
Сыр
Приложение 6
Коктейль
Приложение 7
Тайное письмо