Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
р.п.Сурское
Исследовательская работа на тему:
Влияние цвета на настроение человека
Подготовила: ученица 10 класса Лбова Алёна
Руководитель: учитель биологии Сорокина Н.Н
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 3
Часть 1: Теоретическая часть стр. 5
-
История цвета стр. 5
-
Цвет, как психологическая категория стр. 7
-
Применение цвета в жизни стр. 10
Часть 2: Практическая часть стр. 11
2.1. Анкетирование и результаты стр. 11
2.2.Вывод стр.15
Заключение стр.16
Список литературы и информационных ресурсов стр.17
2
ВВЕДЕНИЕ
Цвет окружает нас и определяет наш мир. Без разноцветья жизнь была бы блеклой и неинтересной. Одни цвета успокаивают, другие возбуждают. Наша жизнь стала настолько переполнена информацией, что одну только рекламу в день, по скромным подсчётам учёных, мы смотрим порядка 430 раз. И каждая реклама уникальна, в каждой своя цветовая палитра. Потом мы выходим на улицу и видим снова парад красок: оранжевая и зеленая униформа рабочих, бело-красные и синие знаки, бесчисленное количество темных оттенков одежды и многое-многое другое. Вы когда-нибудь задумывались, как на вас влияет обилие того или иного цвета вокруг? Насколько это влияние сильное, и как этим пользуются всевозможные компании?
Цвет – это единственное, что можно воспринимать только через зрение.
Каждый цвет вызывает в мозгу особую реакцию, причем, у разных людей реакция на тот или иной цвет может быть различной.
Еще в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. Были проведены многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мыли человека. Поэтому для своей исследовательской работы я выбрала тему «Влияние цвета на настроение человека». В связи с этим, мне стало интересно: Какой цвет, по мнению учеников соответствует определенному настроению и с каким цветом настроения они приходят в школу и уходят со школы.
Цель исследования: изучить роль и влияние цвета на настроение человека
Объект исследования: учащиеся школы р.п. Сурского
Предмет исследования: цвет и его влияние на человека.
Задачи исследования:
1.Собрать и изучить материалы из различных источников, в которых рассказывается о влиянии цвета на человека.
2. Исследовать основные цветовые предпочтения учащихся 10 класса и их цветовые ассоциации.
3. Выяснить какие эмоции у человека вызывает тот или иной цвет.
3
4. Сделать выводы, подвести итоги исследования.
Гипотеза исследования: цвет может оказывать влияние на настроение человека.
4
1.Основная часть
1.1.История цвета
Английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на семь цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену. Такой же спектр представляет собой радуга. Исаак Ньютон заметил, что всего таких цветов семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
Несколько лет спустя другой английский физик - Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет.
Многие учёные заметили открытие Ньютона, заинтересовались им и посредством экспериментов выяснили, что все цвета спектра могут быть созданы путём смешивания различных комбинаций красного, жёлтого и синего. Эти цвета стали называть первичными или основными цветами цветового круга.
В 1898 г. художник и преподаватель Альберт А.Мюнсель привёл в систему открытия Исаака Ньютона, составив таблицы цветов, которые не только позволяли различать цвета спектра, но и пользоваться ими при обдумывании картины, подборе цветовой гаммы и т.д. Сегодня система Мюнселя – одна из самых известных в мире. Она принята на вооружение Управлением мер и весов, ею пользуются художники и колористы всего мира.
Цветовой круг можно разделить пополам, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую фиолетовые, синие, голубые, голубо-зеленые.
Цвета, которые находятся в первой половине круга, называют теплыми. Это цвета огня, солнца, всего двух источников света и тепла на Земле.
5
Теплые цвета создают у тех, кто на них смотрит или носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, вызывают ощущение близости и эмоционального притяжения.
Цвета, которые находятся во второй половине круга, считаются холодными. Эти цвета ассоциируются с водой, льдом, ночью, холодом. Такие цвета затормаживают обменные процессы, некоторые люди даже чувствуют озноб в помещениях, выкрашенных в холодные цвета. Действие глубокого синего освежающее, одновременно мощное и суровое.
Таким образом, физики дают следующее определение цвета: «Цвет — качественная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения цвета»
6
1.2.Цвет, как психологическая категория
В психологии категория цвета рассматривается, как способ психотерапии, физиотерапии и диагностический метод состояния и особенностей характера человека. Для того чтобы разобраться, как цвет влияет на настроение, необходимо для начала эти цвета откуда-нибудь достать. И, конечно, "поставщиком" цвета у нас будет радуга.
Красный
Ассоциируется с огнем, жарой, динамичной жизнью, активностью, волей и энергией. В крайних состояниях он символизирует гнев, страсть, агрессию. Считается, что красный не только возбуждает нервную систему и усиливает выделение адреналина, но также положительно влияет на кровообращение. Этот яркий и насыщенный цвет хорошо подойдет для меланхоличных и неуверенных в себе людей, а вот для экстравертов и холериков он может оказаться избыточным, развивая у них нетерпимость, упрямство и жестокость. Рекомендуется использовать его в помещениях, где необходимо движение и активность: в спортивных залах, лестничных клетках и прихожих.
Оранжевый
Это приятная теплота и мягкий свет восходящего солнца, а еще струящаяся лава. Поэтому данный цвет радует глаз, повышает настроение и держит в тонусе. Во многом он схож с красным, но его воздействие мягче. Он также укрепляет волю, стимулирует аппетит. Особенно хорошо оранжевый сочетается с холодными цветами, усиливая их положительные характеристики и очищая от тяжести. В общем, он способен внести радостное оживление практически в любой интерьер.
Жёлтыё
В первую очередь ассоциируется с солнцем и теплом. А еще он олицетворяет свободу, ум, познание, интуицию и сообразительность. Этот цвет помогает концентрировать внимание и бороться с трудностями, ускоряет процесс анализа фактов и принятия решений. Желтый цвет освобождает мысли от негатива и улучшает самооценку, придает уверенности в себе. При переизбытке желтых деталей можно сильно переутомиться – этот цвет становится назойливым.
7
Зелёный
Ассоциируются с природой, жизнью и гармонией. Но зеленый цвет не только объединяет нас с природой, но и помогает людям сблизиться друг с другом. Он расслабляет, успокаивает. Фактически, этот цвет не излучает энергию, а наоборот генерирует и накапливает для будущих начинаний. Это цвет отдыха, стабильности и процветания. Но при его избытке появляется скука, сонливость.
Голубой
Это небо, ветер, лед и холод. Традиционно его соотносят с искренностью, чистотой. Этот цвет сильно связан с интеллектом и речью. Он позволяет отрешиться от мира, сосредоточиться на своих мыслях или просто созерцать происходящее. Кроме того, он улучшает общение, позволяет преодолеть застенчивость и боязнь публичных выступлений. Переизбыток голубого ведет к разногласиям и манипуляциям.
Синий
Воплощает в себе постоянство, строгость, преданность, серьезность. Это цвет порядка и систематизации, принципиальности и идеалов. Он словно морская глубина, которая опьяняет, манит, зовет на поиски истины. Но это не цвет одиночек. Напротив, он символизирует товарищество, принадлежность к целому, объединение. Как и любой холодный оттенок, он позволяет зрительно увеличить помещение: сделать его выше и просторнее.
Фиолетовый
Самый величественный. Он символизирует мудрость, благородство, творчество, вдохновение и закон. Это наиболее чувственный цвет, который скрывает огромное возбуждение – радость творческой самореализации. Исследователи полагают, что фиолетовый цвет позволяет сосредоточиться и продуктивно размышлять. Этот цвет объединяет тело и дух, материальные и духовные потребности.
8
Белый
Символизирует чистоту, покой, целомудрие, уединение, безмятежность, сосредоточенность, совершенство. Это положительный цвет, который включает в себя все оттенки спектра. Считается, что он очищает и одновременно заряжает энергией, открывает видение новых возможностей и дает силу для преодоления препятствий. Но переизбыток этого цвета создает ощущение превосходства либо, напротив, усиливает комплекс неполноценности. Рекомендуется использовать белый цвет лишь в сочетании с другими оттенками. Он является прекрасным фоном для различных акцентов, позволяет расширить помещение.
Чёрный
Считается самым загадочным цветом спектра, поскольку легко поглощает свет и скрывает то, что несет. Поэтому его часто ассоциируют с любопытством, тайной и познанием. Его символика – окончание, тишина и покой. Он дает надежду на перемены, но способен усиливать депрессивные состояния и уныние, насаждать слабость и жестокость. Это очень насыщенный, содержательный цвет, который может мотивировать, подталкивать к созиданию и раскрытию сильных качеств. В некоторых обстоятельствах он выделяется изящностью. Это деловой, серьезный цвет. Его не рекомендуется использовать в интерьерах в чистом виде. Зато он прекрасно подходит для контрастного подчеркивания. Кроме того, черный позволяет визуально уменьшить и удалить объект.
9
1.3.Применение цвета в жизни.
Древние ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, а так же является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических заболеваниях. Так например, в древности Египтяне опускали в сосуды с фруктовым соком драгоценные камни того же цвета, что и сам фруктовый сок. Насыщенный таким образом напиток давали больным. А специальная краска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Так появился метод лечения цветом – цветотерапия, которая берет свои корни в глубокой древности.
Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравится и что – нет.
Цвета мы применяем и в своей повседневной речи, мы часто произносим выражения, которые используются уже многое годы, и, произнося их, мы уже не задумываемся почему именно этот цвет употреблен в данном выражении.
Например, «Смотреть сквозь розовые очки»,человек «голубых кровей», наступили «черные дни», «красный день календаря», «белая ворона». Все эти выражения издавна вошли в нашу речь, и, употребляя их, мы не задумываемся, что розовый цвет свидетельствует о радостном восприятии всего окружающего, а голубой о спокойствии, разуме и надежности.
10
2.Практическая часть
2.1. Анкетирование и результаты
Исследование было проведено на базе моу сш р.п. Сурского среди учащихся 10-го класса в количестве 21 человек. Поскольку для анализа настроения школьников важно знать, какое значение они вкладывают в тот или иной цвет, я решила провести небольшой опрос.
Карточка с вопросом:
Какой цвет, по вашему мнению, соответствует какому настроению?
Цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, черный.
Настроение | Цвет |
Бодрое | |
Весёлое | |
Хорошее | |
Спокойное | |
Грустное | |
Тревожное | |
Плохое | |
Выборка настроения и цвета проводилась по средствам наибольшего количества выбора: цвет - настроения.
По результатам анкетирования составлена таблица:
11
Настроение | Цвет | Количество голосов |
Бодрое | Жёлтый | 19 |
Весёлое | Зелёный | 9 |
Хорошее | Оранжевый | 15 |
Спокойное | Синий | 10 |
Грустное | Фиолетовый | 11 |
Тревожное | Красный | 18 |
Плохое | Чёрный | 21 |
По результатам анкеты составлена цветовая диаграмма:
Проанализировав результаты анкеты, можно сделать вывод, что цвет и настроения учащихся не совпадает, только чёрный, жёлтый и красный цвет почти совпадают.
Я решила провести эксперимент, который должен был показать, с каким
цветом настроения школьники приходят утром в школу и с каким уходят
12
после занятий. Эксперимент я проводила в один день среди учащихся 10-го класса. Результаты представлены в виде диаграммы.
Настроение учащихся утром
Посмотрев на картинку видно, что утром среди учеников преобладает оранжевый цвет настроение – хорошее( 12 человек ), но так же есть подростки, которые пришли на занятия с плохим настроением –цвет чёрный (1 человек).
На последнем уроке я провела вторую часть эксперимента. Результаты так же представлены в виде диаграммы.
13
Настроение учащихся после занятий
Сравнив две диаграммы с результатами, можно сделать вывод, что в начале дня ученики приходят на занятия большинство с хорошим настроением, а в конце дня их настроение падает, преобладает грусть.
Так же по результатам анкеты можно сказать какие цвета к ученикам более расположены и при виде каких им комфортно себя чувствовать. В связи с этим можно составить рекомендации по цветному оформлению школы:
-
Опираясь на более позитивное восприятие коллективом школы таких цветов как - зелёный, жёлтый, синий рекомендуем использовать эти цвета в оформлении кабинетов, холла. При этом лучше использовать светлые оттенки.
-
Красный цвет рекомендуется использовать дозированно. В объявлениях для привлечения внимания учеников и школьников.
-
В оформлении не рекомендуем использовать серый и черный тона, так как они негативно воспринимаются нашим коллективом.
14
2.2. Вывод
Проанализировав результаты исследования, я пришла к выводу, что учащиеся школы выбирали цвета под своё настроение. Изменение настроения учеников в течении дня привело к изменению цвета.
Перед началом исследования я выдвинула гипотезу о том, что цвет может оказывать влияние на настроение человека.
По полученным результатам могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась, и действительно цвет может оказывать влияние на настроение человека.
15
Заключение
Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.
16
Список литературы и информационных ресурсов
-
Цвет. Температура и восприятие (render.ru)
-
https://mudryakova.ru/stati/vliyanie-cveta-na-cheloveka/
-
Значение цвета в жизни человека (wiolife.ru)
-
Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций | Журнал Ярмарки Мастеров (livemaster.ru)
-
Психология цвета: что это, как влияют цвета на эмоции человека | NUR.KZ
-
Магия цвета: как цвета влияют на нашу жизнь - Hi-News.ru
-
Влияние цвета на настроение человека | Контент-платформа Pandia.ru
-
Влияние цвета на настроение и эмоции. | самопросветление | Яндекс Дзен (yandex.ru)
-
Теплые и холодные цвета (photorepair.ru)
-
http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html
-
Роль цвета в дизайне образовательных учреждений. Часть 1 (edudesign.ru)
17