10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Быков
Муниципальная научно-практическая конференция младших школьников «Первые шаги в науку»
Город с. Быков
Школа № МБОУ СОШ с. Быков
Класс 3-а
Направление: естественно-научное
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Органы чувств
Руководитель: Макаренко Л.В.
Учитель начальных классов
Учащийся: Грищенко Д.Е.
2018 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. | 3 |
Основная часть…………………………………………………………………... | 4 |
Глава 1. Органы чувств человека………………………………………………. | 4 |
1.1 Краткая характеристика и значение органов чувств человека…………… | 4 |
1.2 Особенности обоняния………..…………………………………………… | 6 |
Глава 2. Исследовательская часть……………………………………………… | 8 |
2.1 Материалы и методика проведения исследования………………………... | 8 |
2.2 Результаты исследования…………………………………………………… | 8 |
Заключение……………………………………………………………………….. | 9 |
Список использованных источников…………………………………………… | 10 |
Введение
Актуальность исследования. Еще Аристотель в свое время выделил пять основных чувств, с помощью которых человек существует, это: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. С помощью этих психологических инструментов человек получает первичные образы об окружающем мире, которые затем анализируются головным мозгом и дают представление о месте нахождения, а также о дальнейших действиях организма. Как правило, человек получает информацию об окружающем его мире или предметах посредством одновременной работы органов чувств. Например, как мы узнаем, что на улице холодно? Мы смотрим – хмуро или ясно, чувствует температуру окружающей среды кожей, ощущаем ветер и т.д. Мне стало интересно: а как работают органы чувств, если попытаться оценить предметы посредством работы одного органа? Всегда ли это будет удачно?
Цель исследования: определить опытным путем индивидуальную работу органа обоняния.
Задачи:
Произвести теоретический анализ современных данных об органах чувств человека.
Выявить особенности работы таких органов чувств, как обоняние и вкус.
Провести эксперимент.
Интерпретировать результаты.
Объект исследования: продукты питания.
Предмет исследования: обоняние.
Практическая ценность работы: результаты исследования помогут получить данные об индивидуальной работе таких органов чувств, как обоняние и вкус.
Гипотеза: индивидуальная работа обоняния при отсутствии работы других органов в оценке продуктов питания в полной мере позволит опознать, что за пищевой продукт перед испытуемым.
Структура работы. Исследовательская работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Основная часть
Глава 1. Органы чувств человека
1.1 Краткая характеристика и значение органов чувств человека
Органы чувств можно условно разделить на две группы: дистанционные и тактильные (рис.1). К дистанционным относятся: зрение, слух и обоняние.

















Рис.1. Органы чувств человека
Все образы, получаемые этими чувствами, воспринимаются человеческим организмом на расстоянии и за восприятие, а также за создание образов отвечают определенные участи мозга, таким образом, создавая сложные аналитические цепочки.
Тактильные чувства можно назвать более простыми по своему механизму действия, ведь осязание и вкус на первичной стадии анализа информации мозгом, происходят только при непосредственном контакте.
Слух можно назвать одним из самых первых сенсорных чувств, которое развивается, а также начинает функционировать еще до рождения человека. В утробе матери малыш уже ощущает вибрации голосов близких людей, воспринимает музыку, шум, а также ласковые тональности в голосе мамы. Рождаясь, маленький человечек уже имеет в памяти определенную систему звуков, на которые реагирует.
Орган слуха, очень сложный механизм, который подразумевает цепочку из определенных действий. Во-первых, человеческий организм способен услышать звук мощностью до 20 кГц. Во-вторых, звук попадает в организм в виде колебаний, которые воспринимаются барабанной перепонкой, которая в свою очередь начинает вибрировать, тем самым активизируя маленькие косточки. Система молоточков – косточек уже в свою очередь передает в определенном темпе колебания барабанной перепонки, во внутреннее ухо, сообщая информацию уже слуховому нерву и затем непосредственно в мозг, который воспроизводит в памяти ассоциацию соответствующую полученной информации.
Зрение считается одним из основных чувств, которое дает человеку 90% информации об окружающем мире и конечно зрительная система в сравнении с другими чувствами считается самой сложной. Во-первых, зрительный орган не только воспроизводит объект, он попутно сообщает еще множество сопутствующих данных, к примеру, размер, цвет, место расположения, расстояние, это действие подразумевает поэтапность самого процесса. Затем все данные передаются в головной мозг с искажениями и ошибками, которые мозг исправляет или дополняет с помощью уже имеющейся информации.
Орган обоняния нельзя в полной мере назвать одним из важнейших чувств, так как информация, получаемая посредством обоняния, по сравнению с другими органами, представлена в небольшом объеме. Тем не менее, даже несколько молекул на слизистой оболочке носа способны возродить в памяти человека множество воспоминаний посредством ассоциации между запахом и определенным событием из жизни. Возможно именно потому, что обоняние тесно связано с психологическим восприятием окружающей среды оно и считается самым загадочным и непредсказуемым органом чувств человека.
В основе восприятия вкуса, так же как и запаха лежат химические реакции организма. Как известно органом определения вкуса служит язык, который покрыт вкусовыми луковицами, также за определения вкуса отвечают: задняя стенка глотки, небо и надгортанник. Полученная посредством луковиц информация попадает с помощью языкоглоточного и лицевого нерва в головной мозг, где уже происходит соотношение имеющего опыта и соответственно полученной информации.
В основе чувства осязания лежат тактильные ощущения, которые воспроизводят полученную информацию с помощью нервных окончаний расположенных под кожей и в мышцах. О качестве объекта мозг получает информацию несколькими способами, путем давления, вибрации или ощущения текстуры объекта. В свою очередь мозг воспроизводит ассоциацию согласно полученной информации;
К примеру, для того чтобы определить на ощупь клочок ваты, человек не обязательно должен его видеть. С помощью прикосновения он почувствует мягкость и пошлет соответствующий сигнал в мозг, который воспроизведет соответствующий образ;
1.2 Особенности обоняния
Обоняние и вкус называют химическими чувствами, потому что их рецепторы реагируют на молекулярные сигналы. Когда молекулы, растворенные в жидкости, на-! пример, в слюне, возбуждают рецепторы вкусовых почек языка, мы ощущаем вкус. Когда молекулы, витающие в воздухе, попадают на обонятельные рецепторы в носу, мы чувствуем запах. Хотя у человека и большинства животных вкус и обоняние, резвившись из общего химического чувства, стали независимыми, они остаются связанными между собой. В случае некоторых веществ, например, хлороформа, нам кажется, что мы ощущаем их запах, но на самом деле это вкус. С другой стороны, то, что мы называем вкусом вещества, нередко в действительности оказывается его запахом. Если вам закрыть глаза и заткнуть нос, вы, возможно, не сможете отличить по вкусу картошку от яблока или красное вино от кофе. Заткнув нос, вы на 80 процентов лишаетесь ароматов большинства пищевых продуктов. Именно поэтому люди с насморком плохо ощущают вкус пищи.
Мы, люди, обычно различаем друг друга, полагаясь на зрительное восприятие, по чертам лица. Но иногда и обоняние играет здесь роль. М. Рассел, психолог из Калифорнийского университета, показал, что младенцы в раннем возрасте могут узнавать мать по запаху. Шесть из десяти младенцев шести недель от роду улыбались, чувствуя запах матери, и никак не реагировали либо начинали плакать, когда чувствовали запах другой женщины. В другом опыте доказано, что и родители могут узнавать своих детей по запаху.
Интересные факты о запахе.
1. Согласно результатам исследования, , нос человека может воспринимать по меньшей мере 1 триллион отчетливых запахов.
2. Одними из самых приятных запахов люди считают аромат ванили, некоторые запахи цитрусовых, корицы, печенья и… цветных карандашей;
3. Обоняние - самое древнее чувство. Способы восприятия химического состава окружающей среды есть даже у одноклеточных организмов.
4. Существует целый ряд аномалий обоняния. Среди них - аносмия (полная или частичная потеря восприятия запаха), дизосмия (нарушение обоняния, когда вместо одного запаха воспринимается другой), гиперосмия (чрезмерное восприятие запаха).
5. Группа ученых из Тель-Авивского университета разрабатывают новый способ идентификации личности - с помощью запаха его пота. Согласно их теории, пот - это химические «отпечатки пальцев» человека, уникальные для каждого.
Глава 2. Исследовательская часть
2.1 Материалы и методика проведения исследования
Исследование проводилось в январе 2018 года.
Цель исследования: распознать продукты при помощи органа обоняния, другими словами – на запах (глаза при этом эксперименте закрыты, тактильные органы чувств тоже не работают).
Материалы для исследования (пищевые продукты): хлеб, молоко, яблоки, лимон, сметана, огурец, свежая рыба, мед, кофе, колбаса.
В исследовании принимали участие папа, мама и бабушка.
Всем участникам эксперимента были завязаны глаза, после чего по запаху предлагалось определить, что перед ними за продукт.
2.2 Результаты исследования
Результаты исследования представлены в таблице 1. «+» отмечено соответствие продукта ответу респондента, «-» - несоответствие.
Таблица 1
Результаты эксперимента
Респонденты | Продукты |
Хлеб | Молоко | Яблоки | Лимон | Сметана | Огурец | Свежая рыба | Мед | Кофе | Колбаса |
Мама | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Папа | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + |
Бабушка | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + |
Как видно из результатов эксперимента, респонденты узнали почти все продукты питания. Исключение составили лишь два случая не распознавания: папа вместо сметаны назвал кефир, а бабушка не узнала лимон, ответив, что это апельсин.
Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты эксперимента
Заключение
Взаимодействие человека с окружающим его миром происходит с помощью органов чувств. Всего их у человека пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), кожа (орган осязания), язык (орган вкуса). Все они очень важны, и могут в той или иной мере функционировать друг без друга. Процессе исследования мне стало интересно: а как работают органы чувств, если попытаться оценить предметы посредством работы одного органа? Для этого я провела эксперимент, заключающийся в распознавании продуктов питания на запах. В результате проведенного эксперимента были получены данные, свидетельствующие о том, что обоняние – орган чувства, позволяющие идентифицировать продукты питания с большой вероятностью.
Моя гипотеза полностью подтвердилась: индивидуальная работа обоняния при отсутствии работы других органов в оценке продуктов питания в полной мере позволит опознать, что за пищевой продукт перед испытуемым.
Список литературы
Борисова И. Органы чувств человека. – М.: АСТ, 2009. – 112 с.
Крылова Н.В., Наумец Л.В. Анатомия органов чувств – М.: Миа, 2003. – 96 с.
Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. Книга вторая – М.: Астрель, 2002. – 280 с.
Синельников Р.Д., Синельникова Я.Р. Атлас анатомии человека. Т 4. – М.: Оникс, 2001. – 290 с.
Чувин Б.Т. Нервная система и органы чувств человека – М.: Дрофа, 2006. – 325 с.