Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Яковлевка Базарно-Карабулакского муниципального района»
Исследовательская работа
«Проблема чтения среди подростков».
Секция «Литературоведение и языкознание»
Выполнила: обучающаяся 11 класса Трегулова Рузалия
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
Патуева Наиля Равилевна
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3-4
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………5-12
2.1. Чтение книг в современном обществе ...................................................5-6
2.2. Популяризация детского чтения – одно из приоритетных направлений государственной политики ………………………….…………………………..7
2.3.Чтение в жизни подростков нашей школы………………….…………...7-11
2.4.Подросток и библиотека…………………………………………………....11
2.5. Тенденции и читательские предпочтения учащихся 9-11 классов. Вывод………………………………………………………………………....11-12.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..13-14
IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................15
V.ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….16-19
I.ВВЕДЕНИЕ
Род человеческий бесконечно многим обязан тому университету, имя которому – Книга. В этом университете приобретаем мы необходимые знания и получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах. В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность - читать.
Тема моей исследовательской работы – «Проблема чтения среди подростков».
Актуальность исследования: проблема чтения является одной из актуальных, животрепещущих проблем современного мира. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики.
Цель исследования: изучить и выявить существующие проблемы чтения среди подростков нашей школы; привлечь внимание всего школьного сообщества к проблеме чтения подростков и наметить пути поддержки и развития чтения.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить материалы, в которых раскрывается проблема чтения.
Изучить читательские интересы обучающихся нашей школы
Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение.
Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса;
Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами гипотезу .
Гипотеза: действительно ли подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательских компетенций.
Действительно ли в развивающейся медиасреде нет места книге.
Объект исследования: учащиеся 9-х, 10, 11 классов МБОУ «СОШ с.Яковлевка»
Предмет исследования: Читательские предпочтения подростков нашей школы
Методы исследования: анализ материалов, в которых поднимается проблема детского чтения, опрос в форме письменного анкетирования, обработка и анализ полученных результатов, сравнительный метод.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Чтение книг в современном обществе
Чтение книг является важнейшим видом деятельности, способствует сохранению национальной культуры, языка, формированию мышления и речи. Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления - от первых лет жизни до
периода обретения социальной и гражданской зрелости. Отсутствие такой поддержки и контроля на каком-либо этапе приводит к утрате интереса к чтению, а затем - к ухудшению читательской грамотности и невосполнимым потерям в культурном и интеллектуальном развитии юного гражданина.
Современные подростки живут в ситуации нестабильности, разно-
плановости ценностей, что затрудняет ценностное самоопределение. Кроме
того, ценности не могут просто передаваться от человека к человеку (как информация). Чтобы сформировалась некоторая ценность, ребенок должен прожить многие приятные и неприятные моменты жизни, получить опыт сопереживания. Чтение художественных произведений позволяет прожить и пережить необходимый опыт и сформировать соответствующие ценности, мировоззрение. Персонажи-ровесники, описанные в художественной литературе, являются тем зеркалом, мерилом, сравнивая себя с которым подростки строят свою собственную идентичность.
Еще совсем недавно чтение в российском обществе было неоспоримой национальной ценностью. Однако современная Россия утратила статус самой читающей страны. В настоящее время чтение стало необязательным занятием, оно воспринимается взрослыми, а за ними и подростками, как одно из досуговых занятий наряду с просмотром телепрограмм, компьютерными играми, общением и др.
На Ежегодном совещании директоров библиотек РФ, обслуживающих детей, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров представил основные результаты Всероссийского опроса «Отношение российских детей и подростков к чтению», который ВЦИОМ провел по заказу Российской государственной детской библиотеки 29 сентября – 8 октября 2021 года.
Опрос проводился в форме структурированного интервью с помощью планшетов (технология CAPI). В нем приняли участие 806 детей и подростков (402 – 7-10 лет, 404 – 11-15 лет) – ученики обычных школ, лицеев и гимназий из Чувашской и Карачаево-Черкесской Республик, Приморского, Пермского, Алтайского, Ставропольского, Краснодарского краев, Амурской Мурманской, Омской, Томской, Челябинской, Московской, Волгоградской, Свердловской Ярославской, Калужской, Нижегородской областей, Санкт-Петербурга и Москвы.
Специалисты РГДБ сравнили данные опроса 2021 года с итогами аналогичного исследования, проведенного по той же методике в 2006 году. По итогам анализа был сделан вывод , что за прошедшие 15 лет ситуация с детским чтением значительно ухудшилась по целому ряду характеристик.
По последним данным, во время летних каникул дети читают в среднем всего по три-четыре книги, а подростки лишь одну-две. Увеличилось количество подростков, которые вовсе не любят читать книги и считают чтение скучным занятием (20% из опрошенных). Уменьшилось количество семей с подростками, в которых все читают. Во многих семьях нет не только домашних библиотек, но даже небольших подборок книг для подростков. В репертуаре чтения практически нет современных авторов, в том числе книг лауреатов премий по детской литературе. Идет смещение в сторону поверхностного чтения любых текстов, доступных подросткам в Интернете. Для многих из них чтение книг становится все более сложным занятием.
Итоги опроса 2021 года показывают, что при сохранении нынешней тенденции, российские подростки не только не смогут повторить результат исследования читательских компетенций подростков (PISA) 2018 года (26-е место), но и могут оказаться на более низких позициях в этом рейтинге
2.2. Популяризация детского чтения
Популяризация детского чтения – одно из приоритетных направлений государственной политики.
В 2017 году в целях повышения статуса чтения, читательской активности и улучшения качества чтения, развития культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирования у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров была принята «Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». Реализация этой программы началась с 2018 года и предусматривала 3 этапа. Разработанная Программа неоднократно согласовывалась и актуализировалась заинтересованными министерствами и ведомствами. 1 октября 2021 года Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко поручил Министерству финансов РФ принять меры по финансированию Программы при формировании бюджета на 2022 год и на период 2023-2024 годов.
Проведение в России Года культуры(2014), Года литературы (2015), Года театра (2019), Всероссийские акции в поддержку чтения, возвращение сочинения (изложения) как формы допуска к государственной итоговой аттестации для обучающихся 11 (12) классов в общеобразовательной организации создали платформу для популяризации классической и современной детской литературы.
Все эти меры призваны изменить ситуацию в отношении чтения.
2.3.Чтение в жизни подростков нашей школы
Затрагивает ли эта проблема учеников нашей школы?
В своей работе мы решили изучить отношение к чтению подростков нашей школы, определить их читательские приоритеты, таким образом выявить особенности чтения подростков. Для изучения этого вопроса мы выбрали объектом нашего исследования учащихся 9-11 классов. Нами проведено анкетирование 38 учащихся. Ребятам было предложено заполнить анкеты, которые состояли из 13 вопросов об их отношении к чтению книг.(Приложение 1) Кроме того, мы решили проанализировать отношение наших респондентов к библиотеке.
Мы проанализировали ответы учащихся , и вот что у нас получилось:
1. На первый вопрос «Как ты относишься к чтению?» из 38 опрошенных 26 ответили «Мне нравится читать»; 10 учащихся ответили : «Я читаю, потому что этого требуют учителя и родители»; два школьника ответили «Чтение сейчас никому не нужно».(Приложение 2)
2 .Какой формат чтения ты предпочитаешь?
55 % (21 чел.) предпочитают чтение традиционных книг, 39% (15 чел.) - цифровой формат, 2чел.(6%) выбрали оба формата в зависимости от ситуации.(Приложение 3)
3Сколько времени в день уделяешь чтению книг?
Выяснилось, что уделяют чтению 1час – 53%(20 чел.), больше часа 21 % (8чел.) , менее часа 26% (10 чел.) (Приложение 4)
4.Почему я читаю?
Большая часть ребят (16 чел -42%) читает, чтобы повысить культурный уровень; получают удовольствие от чтения 10обучающихся (26 %); 2 учащихся считают, что чтение даёт возможность общения; остальные выбрали несколько вариантов ответов.(Приложение 5)
5.Тематические предпочтения наших школьников выглядят следующим образом: большинство ребят предпочитают фантастику, фэнтэзи, затем следуют книги про исторические события, книги про сверстников, детективы. Классику (причем, это в основном произведения, изучаемые по школьной программе) назвали только 10 человек. Немногие отметили научно-познавательную литературу, сказки, стихи.
6. На вопрос «Возьмёшь ли ты в руки книгу, если у тебя появится свободное время» положительно ответили 33 обучающихся (87%).
7.Любимые писатели наших подростков.
22 респондента не назвали в анкетах ни одного любимого писателя. У остальных обучающихся круг любимых авторов не очень большой, чаще других называют А.С.Пушкина, встречаются и Ф.М. Достоевский,А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Б.Пастернак, Джон Грин
8.Любимые литературные герои.
Ответ на этот вопрос может дать представление о нравственном и духовном мире наших подростков. Ведь любимый литературный герой – это тот, на кого хочется походить, поступки которых вызывают восхищение, уважение. К сожалению, оказалось, что у 11 (30%) опрошенных учащихся нет любимых литературных героев. У остальных ребят очень большой круг перечисленных литературных героев. В основном - это главные герои их любимых книг.
Варвара Доброселова -1
Евгений Онегин -9 Чацкий - 2
Герасим – 3 Данко - 1
Обломов-1 Андрей Соколов -1
Робинзон –1 Гринёв - 1
Шерлок Холмс-1 Мария Болконская - 1
Наташа Ростова -1 Джеймс Бонд-1
Чичиков -1
9. Любимыми книгами наших подростков являются являются , в основном , книги любимых ими писателей: Н.С.Грибоедов «Горе от ума»; Н.В. Гоголь «Муму», «Мёртвые души», «Тарас Бульба», Ж.Верн «Таинственный остров», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Барышня – крестьянка»; М.Шолохов «Судьба человека», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Н.А.Островский «Гроза», А.С.Куприн «Олеся», Л.Н.Толстой «Война и мир», М.Горький «Старуха Изергиль», «На дне», А.П.Чехов «Вишнёвый сад», Джон Грин «В поисках Аляски», «Бумажные города», «Виноваты звёзды», А.Грин «Алые паруса» , Шекспир «Ромео и «Джульетта», Ш.Бронте «Джейн Эйр», И.Шоу «Богач, бедняк»; Ремарк «Три товарища».
Проанализировав данные опроса по этому вопросу, я пришла к выводу, что обучающиеся 10, 11 классов интересуются зарубежной литературой, а также чтением внепрограммных произведений. Однако таких учеников очень мало, они составляют 7%.
10. Недавно прочитанными книгами были названы в основном произведения, изучаемые по школьной программе по литературе. 7 учащихся (18%) учащихся не назвали ни одной книги. Кроме программной классики были названы: «Ночь в Лиссабоне» Э.Ремарк, «В поисках Аляски» Джон Грин, А.П.Чехов «В аптеке», «Бизнес на пальцах» Д.Миллер.
11. На вопрос « Почему современные подростки мало читают?» большинство ребят ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (25 чел.). Сослались на отсутствие времени 4 учащихся, на загруженность дом. заданиями 5 учащихся, 4 человека эту причину сформулировали четко и кратко – лень.
12. На вопрос «Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?» ребята ответили следующим образом:
Книга нужнее, чем компьютер – 15 чел.
Книга не нужна-12 чел.
Не дали ответа – 11 чел. (Приложение 6)
Хочется отметить, что 100 % обучающихся 11 класса ответили, что книга нужнее и полезнее компьютера, что без чтения человек не сможет духовно развиваться, что материал традиционной книги полнее и быстрее усваивается, лучше запоминается.
13. Выбирая книги для чтения, большинство учащихся прислушиваются к советам своих родителей, для многих авторитетом в этом вопросе является учитель. А вот СМИ отметили только 7 респондентов.
2.4. Подросток и библиотека
Чтобы узнать отношение наших респондентов к библиотеке, мы взяли интервью у библиотекаря нашей школы Тугушевой Н.Д. Выяснилось, что 100% учащихся являются пользователями школьной библиотеки. Но услугами библиотеки пользуются 51% обучающихся. Посещают учащиеся библиотеку нерегулярно. Есть такие ребята, которые посещают библиотеку 1-3 раза за учебный год. Чаще всего берут программные произведения . Следует отметить, что некоторые учащиеся являются активными читателями библиотеки: обучающиеся начальных классов – 40 учащихся, 5 класса – 8 обучающихся, 6 класса – 10 обучающихся.
Библиотекарь школы считает, что низкая мотивация посещения школьной библиотеки связана и с тем, что в библиотечном фонде недостаточное количество художественной литературы по школьной программе, а также небольшой выбор современной литературы для детей и юношества.
2.5.Тенденции и читательские предпочтения учащихся 9-11 классов. Вывод.
Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты девятиклассников, десятиклассников и учащихся 11 класса нашей школы, мы пришли к следующим выводам:
Книга окончательно не ушла из жизни подростков, в целом у большинства школьников позитивное отношение к чтению.
Среди любимых авторов и книг немало произведений классической литературы.
Среди любимых героев названы, в основном , положительные персонажи.
Большая часть школьников отдаёт предпочтение традиционной книге.
На выбор чтения влияние оказывают родители и учителя.
И в то же время в результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста.
Наши подростки сегодня отводят меньше времени на чтение.
Беден читательский кругозор респондентов.
Четко просматривается общая тенденция – стремление подростков читать развлекательную литературу таких жанров, как фэнтези, триллеры, приключения, мистика. Литература как средство социализации сегодня заметно уступает другим видам медиа: телевидению, Интернету.
Чтение школьников носит, в основном , принудительный характер.
Низкая читательская культура школьников.
III. Заключение
Итак, результатом нашего исследования является выполнение поставленных перед собой задач, а именно: нами были изучены материалы, в которых раскрывается проблема чтения; выявлено отношение к чтению подростков нашей школы и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса.
Гипотеза, в основном, нашла своё подтверждение. У большинства современных подростков чтение часто либо полностью исключается из значимых видов деятельности , либо ограничивается только легкой, не затрагивающей мировоззренческий пласт, литературой, что не способствует формированию духовных ценностей, личностному самоопределению. Эти изменения во многом связаны с теми процессами, которые происходят в современном обществе, в том числе с повышением предоставленности цифровых технологий в жизни подростков.
Я убеждена в том, что проблемы в сфере детского чтения, овладения грамотной письменной и устной речью необходимо решать. В противном случае , по словам директора Российской государственной детской библиотеки Марии Веденяпиной , « весьма вероятен риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение».
Практическая значимость:
-материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка и его отношение к чтению;
- результаты исследования могут быть использованы для организации классных часов, внеклассных мероприятий, на общешкольных родительских собраниях с целью повышения статуса чтения, читательской активности и качества чтения, развития культурной и читательской компетенции детей и юношества, а также привлечения внимания к данной проблеме всех участников учебного процесса
Перспектива работы: Возможно проведение повторного исследования с целью выявления динамики уровня читательской активности среди обучающихся 9-11 классов, а также проведение анкетирования среди учащихся 5-8 классов с целью выявления их читательских приоритетов.
Использованная литература
1. К О Н Ц Е П Ц И Я программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf)
2. А. В. Березина, е. А. Колосова. Чтение современных российских подростков в условиях цифровой реальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-sovremennyh-rossiyskih-podrostkov-v-usloviyah-tsifrovoy-realnosti
3. Обзор публикаций по проблемам чтения https://nlr.ru/reader/dep/artupload/reader/article/RA5032/NA49576.pdf
4. Основные результаты Всероссийского опроса по проблемам детского чтения
https://bookunion.ru/news/osnovnye_rezultaty_vserossiyskogo_oprosa_po_problemam_detskogo_chteniya/
Приложение 1
Анкетирование
1. Как ты относишься к чтению?
А)Мне нравится читать
Б) Я читаю, потому что этого требуют учителя и родители
В) Ненавижу читать, скучное занятие
Г) Чтение сейчас никому не нужно
2. Какой формат чтения ты предпочитаешь
А) традиционные книги,
Б) цифровой (компьютерный) формат
3. Сколько времени в день уделяешь чтению книг?
4.Почему я читаю?
А)Чтение даёт возможность общения
Б)Получаю удовольствие от чтения
В)Повысить культурный уровень, расширить кругозор
Г)Чтение даёт возможность пофантазировать.
5.Что ты больше всего любишь читать?
1)Классика
2) Про сверстников
3)Приключения, фантастика, фэнтэзи
4)Детективы
5)Стихи
6)О животных и природе
7)Про исторические события
8)Научно-познавательная литература
9)Сказки
10)другое
6. Возьмёшь ли ты в руки книгу, если у тебя появится свободное время?
1)да 2)нет
7. Есть ли у тебя любимый писатель?
8.Назови своего любимого литературного героя.
9.Твои любимые книги (2-5)
10. Можешь ли ты назвать книгу, прочитанную недавно?(указать автора)
11.Как ты считаешь, почему современные подростки так мало читают?
12. Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?
1)Книга нужнее, чем компьютер. Почему?
2)Книга не нужна. Почему?
13. К чьим советам в рекомендации книг ты прислушиваешься? Расположи в порядке значимости
1)Родители
2)Учитель
3)Друзья
4)Библиотекари
5)Средства информации
Приложение 2
Как ты относишься к чтению?
А)Мне нравится читать | 26 чел. | 68% |
Б) Я читаю, потому что этого требуют учителя и родители | 10 чел. | 26% |
В) Ненавижу читать, скучное занятие | - | - |
Г) Чтение сейчас никому не нужно | 2 чел. | 6% |
Приложение 3.
Какой формат чтения ты предпочитаешь?
традиционные книги | 21чел. | 55% |
цифровой (компьютерный) формат | 15 чел. | 39% |
В зависимости от ситуации | 2 чел. | 6% |
Приложение 4
Сколько времени в день уделяешь чтению книг?
1 час | 20 чел. | 53% |
Более 1 часа | 8 чел. | 21% |
Менее 1 часа | 10 чел. | 26% |
Приложение 5
Почему я читаю?
Чтение даёт возможность общения | 2 чел. | 6% |
Получаю удовольствие от чтения | 10 чел. | 26% |
Повысить культурный уровень, расширить кругозор | 16 чел. | 42% |
Чтение даёт возможность пофантазировать. | - | - |
Несколько вариантов ответов | 10 чел. | 26% |
Приложение 6
Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?
Книга нужнее, чем компьютер | 15 чел. | 39% |
Книга не нужна. | 12 чел | 31% |
Не ответили на вопрос | 11 чел. | 30% |