Государственное автономное учреждение
Калининградской области
Профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
Исследовательская работа
«Религия как система»
Автор:
Быкова Виктория Михайловна
Группа КМ19-1
«Колледж сервиса и туризма»
Руководитель Солотина Лариса Николаевна,
Преподаватель обществознания
«Колледж сервиса и туризма»
Калининград
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение……………………………………………………………………………………………………………..3-4
ГЛАВА 1. Идеи мировых религий……………………………………………………………………..5-7
ГЛАВА 2. Религия как система…………………………………………………………………………9-12
Заключение……………………………………………………………………………………………………12-13
Список использованных источников и литературы………………………………………14
Методический паспорт индивидуального проекта…………………………………………14
Введение
Религиозные представления присущи человечеству с давних времен. Одной из потребностей людей является потребность в сознании происходящего, объяснения его и выстраивания жизни с данными представлениями. Веками религиозное сознание отвечало на эту потребность, предавая тем смысл устройству мира и быту. Религия в переводе с латинского значит «восстановление связей» - это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в сверхъестественное. За долгие тысячелетия этому понятию приписывалось множество смыслов и значений, ее обличали в разные формы, но не зависимо от эпохи она всегда сохраняла свою бесценность и глубинный смысл, помогала справляться людям с жизненными трудностями и открывать истины. Религиозным считается такой тип сознания, в котором источником главных ориентиров и ценностей человека является бог, высшая сила в мире. Религия многогранна, даже для человека атеистических убеждений, не считая верующих людей любой степени, она является частью духовного мира и в какой-нибудь степени влияет на повседневную жизнь.
Тема религии заинтересовала меня своей значимостью в человеческой и общественной жизни. Она влияет на нравственность и ценности личности, его мировоззрение, тем самым наполняя его. Являясь социальным институтом в структуре общества, выражает определенные идеи и объединяет людей, служит как форма общественного сознания, развивает культуру внутреннюю и внешнюю.
Важность религии исходит с древнейших веков и на всех этапах развития человеческой цивилизации, религия остается значимым фактором в жизни человека и общества. В современном мире глобализации, особо развиваются
3
мировые религии, что вызывает разную реакцию - часть людей приветствует возрождение религиозной значимости, другая часть высказывается против увеличения влияния религиозности.
По моему мнению, при современном упадке культуры и нравственности в обществе, религия как один из факторов, которые могут положительно повлиять на духовное, а значит и материальное сознание людей.
Исходя из вышесказанного, я исследую понятие религии, ее историческое и культурное развитие, ее элементы и обобщаю изученную информацию, связывая тему с актуальностью в современном обществе.
Цель работы: выявить основные элементы, рассмотреть религию как комплекс взаимосвязанных элементов.
Задачи работы: рассмотреть понятие религия с материальной и духовной точки зрения, выявить место религии в современном обществе, сделать выводы.
Гипотеза: религия как многогранное явление, включающее в себя целый комплекс духовных и материальных ценностей.
Объектом исследования является религия.
Предметом исследования – религия как система.
Актуальность исследования состоит в том, в современном обществе имеется необходимость укрепить духовность, а значит исследование является актуальным.
Методы исследования: историко-культурный метод, анализ и синтез статистической информации, обобщение информации.
4
Глава 1. Идеи мировых религий
Религиозные взгляды присущи человеку на протяжении всей многовековой истории, они формировались постепенно и существуют уже около 40 тысяч лет, с появлением первобытного человека Homo sapiens, способного к абстрактному мышлению. Религиозные верования были отражены в наскальной и пещерной живописи, а первичной формой религии являлось поклонение природе. Ученые полагают, что возникновение религий произошло тогда, когда люди стали отличать себя друг от друга, тогда зародилось колдовство, поклонение животным и предметам. Общим у них зарождения являлась вера в сверхъестественное, поэтому у каждой религии есть свой первобытный предок.
Первобытные религии вращались вокруг средств, с помощью которых человек мог контролировать свой внешний мир. Первой из архаичных религий был Тотемизм – как вера в существование родственных связей между племенем и определенным видом растений и животных. Тотемизм был первой формой осознания единства племени с окружающем миром. В рамках тотемизма возникла система Табу, как механизм регулирования социальных отношений. Другой формой религии был Анимизм, как вера в существование души и духов. Находясь на низком развитии, первобытные люди старались защититься, наделяя явления природы сверхъестественными силами, поклоняясь им и олицетворяя их как духов.
Шаманизм – вера в то, что отдельный человек обладает сверхъестественными способностями. Шаман обладал социальным статусом, был хранителем информации. Фетишизм – наделение предмета сверхъестественной силой.
5
Предметом поклонения становился любой предмет: камень, кусочек дерева, глиняное изделие. [1]
В настоящее время первобытные религии сохраняются в труднодоступных районах Тропической и Южной Африки, а по своей форме и структуре близки к Христианству. В своих идеях они похожи в любви к природе, понимании слабости человека и признании важности высших сил.
После первобытных религий появились национальные религии, которые связаны с историей того или иного народа, нации. Такие религии распространены в рамках определенной области или государства. Это иудаизм, индуизм, зороастризм, конфуцианство, синтоизм.
Мировые религии распространились среди народов различных стран и континентов, в отличии от национальных. Религия считается мировой, если влияет на ход истории и масштабы распространения.
Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия, возникла в VI в до н. э. Её создателем был индийский царевич Гаутама Будда, являвшийся выходцем из религиозного мира индуизма, который позже получил имя Будда. Буддийское религиозное мировоззрение не поклоняется ни одному существу. Основная его идея – самоуглубление человеческого разума.
Христианство возникло в I в н э, в восточных провинциях Римской империи. Христианство многое позаимствовало из иудаистской религии, включает в себя идею монотеизма. Центральной идеей является греховность человека, как причина всех его несчастий и учение об избавлении грехов путем молитвы и покаяния, вера в пришествие спасителя Иисуса. Священной книгой считается Библия, Ветхий и Новый завет.
6
В христианстве выделяется три направления: католичество (западное, православное (восточную), протестантизм.
Самой молодой из существующих мировых религий является Ислам, он возник в первой четверти VII в. н э, на Аравийском полуострове. Основателем Ислама стал Мухаммед. Он проповедовал веру в единого Бога – Аллаха, а себя называл его посланником. Основные идеи изложены в священной книге Коран, заключается в поклонении единому Богу Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. [2]
Духовность - понятие широкое, многогранное. В современной науке принято делить духовность на религиозную и светскую, исходя из того, что духовность творится не только на основе божественного Духа, но и на основе духа человеческого. Духовностью считают проекцию внутреннего мира человека, систему его внутренних жизненных ценностей и идеалов, нравственный стержень. Она формирует его целостность, смысловые основы жизни, её целевые установки. В историческом плане духовность берет своё начало в религии [3]. Религиозные взгляды разнообразны, а общее что их объединяет наличие веры в сверхетветственное. С духовной точки зрения религию можно определить, как нравственность, которая содержит общечеловеческие ценности, помогая человеку искать ценности собственные. Это истина, которую человек осознает, как личную, глубоко интимную связь с божественным, как сосредоточение духовного, отделенного от привычной суеты. Религия предлагает человеку определенную картину миру, наполненную морально-ценностным смыслом, имеет столько же форм и образов, сколько существует религий и верований, и каждый человек делать самостоятельный выбор в вере, или в отказе от нее. [4]
7
Глава 2 Религия как система
Религия от лат. означает relegare - связывать, соединять, т.е. особое взаимоотношение человека со сверхъестественным началом. Как особая система духовной деятельности людей, религия имеет свою специфическую структуру. Каким же образом проявляется религия как система? Авторы, принадлежащие к различным вероисповеданиям - Жорж Дюмезиль, Мирча Элиаде и Клод Леви-Строс - единодушно подчеркивали мысль о том, что религия является порождением неких глубинных структур.
Выделяют три основных взаимосвязанных элемента религии: религиозное сознание (религиозная вера, идеи, представления, настроения, чувства); религиозный культ (религиозные действия: богослужения, обряды, ритуалы, посты, молитвы); религиозные организации, связывающие служителей культа и верующих (религиозные учреждения, объединения, общины, церкви).
Важнейшим элементом религиозной системы является религиозное сознание. Оно отличается, во-первых, убежденностью в раздвоенности единого бытия на две реальности: мир земной и мир потусторонний; во-вторых, вера в первозданность высшего мира и его приоритетную роль по отношению к земному миру; в-третьих, признание возможности взаимосвязи, двух таковых миров. Мир высший, потусторонний по-своему ощущается и переживается человеком, потому и называется сверхъестественным миром.
Другим элементом является вера как особое интеллектуальное чувство и определенное психологическое отношение к миру. Она свойственна всем без исключения людям, как религиозным, так и нерелигиозным. Прежде всего религиозная вера отличается от всякой иной тем, что ее объектом выступают представления (мысли-образы) о потустороннем,
8
природа которого коренится в сфере священного, таинственного. Во-вторых, религиозная вера - это вера в реальное существование сверхъестественного мира и в возможность двусторонних отношений с ним. В-третьих, вера в реальность сверхъестественного проявляется в сознании в качестве личностно-психологической убежденности.
Вера и религиозное сознание, являются главным, основным элементом религии.
Религиозная идеология представляет собой систему догматов, утверждений, предписаний, содержащее последовательное изложение религиозных взглядов и представлений о мире взглядов в целом, различные стороны быта, природы, общества, человека. В современных религиях включает в себя теологию (богословие) – которая является важнейшей частью религиозной идеологии.
Также частью религиозной системы являются религиозные организации, как объединения верующих, возникающие на основе общности верований и обрядов, удовлетворяющие их потребности. [5]
Значительную роль в культовой системе играет эстетическая сторона. Как правило культовые действия происходят в специально построенных сооружениях – это могут быть религиозные храмы, которые специфично влияют на сознание человека, воспроизводя образы, символы, мысли и эмоции. Как пример можно рассмотреть сооружения Романского стиля в архитектуре, где основным видом искусства – является архитектура, преимущественно церковная (отдельные здания церквей и монастырские комплексы). Храмы построены в форме креста, в раннехристианских традициях.
9
[6]
Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века. Распорядки повседневной жизни объединялись с духовными ценностями, выражались в укладах жизни, поддерживали правила общепринятой морали, норм, поведении и для развития общества важно соединение религиозных традиций с духовными ценностями.
10
Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя многие виды и формы религиозных верований. Одна принципиальная черта характерна для всех них: выделение и различение того, что свято и того, что несовершенно, обыденно, повседневно. К..Маркс выводил функции религии из теории социального (классового) конфликта, рассматривая религию как форму поддержки общественного порядка.
В современном обществе религия выполняет ряд значимых функций:
1.Мировоззренческую – где задаются абсолюты, в соотношении с которыми идет понимание всего существующего. 2.Компенсаторскую – религия выполняет зависимость людей от условий жизни. 3.Психологическую – снимает стресс, дает утешение. 4 Коммуникативную – создает культурную систему (нормы, ценности, установки, традиции, правила).
Повышение роли религий в начале XXI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, а другая часть - высказалась решительно против увеличения влияния религии.
Религия, выраженная в духовной культуре, неотделима от культуры материальной. Весь предметный мир, созданный человеком – здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта, технологии, в соединении с духовными ценностями образуют взаимосвязанные элементы, переходящие друг в друга. Когда идеи, замыслы воплощены в материальных вещах. В самых ранних временах вещи были носителями социально значимой информации знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, а особенно характерно это было для первобытной культуры. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая
11
полезность, позволявшая использовать вещи в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. Постепенно, в течение тысячелетий духовно-ценностные вещи стали обособляться. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию в культуре, поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.
Заключение
Изучив понятие религии, ее историю зарождения и развития, рассмотрев ее с духовной и материальной точки, рассмотрев ее место в современном обществе, я могу сделать следующие выводы – религия важная часть духовного и культурного развития человека и общества. Она влияет на нравственность и ценности, а как социальный институт способствуют развитию культуры и общества. Этим исследованием я подтвердила актуальность поставленной гипотезы, о том, что религия является многогранным явлением, включающим в себя целый комплекс духовных и материальных ценностей.
Сложившаяся в обществе ситуация говорит об актуальности проблемы возрождения духовно-нравственных ценностей, укреплении духовности как человека, так и общества.
На мой взгляд это может быть духовно-нравственное воспитание личности: - духовное развитие, нравственное
12
самосовершенствование, самооценка, пониманию смысла своей жизни и ответственному и поведению.
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в социальной деятельности.
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения в обществе, основанное на нравственных поступках, о должном и недопустимом.
- развитие нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
- принятие личностью базовых ценностей, таких как семья, отношения, ценность собственной и человеческой жизни.
- способность к личностному, гражданскому, профессиональному самоопределению
Я надеюсь, что в современном обществе человеческие ценности и нравственность будет фундаментом каждого человека и гармоничной жизни, а религия, как часть духовного мира поспособствует ей в этом развитии.
13
Список использованных источников литературы
( Интернет - ресурсы)
1.http://www.grandars.ru/college/filosofiya/drevnyaya-religiya.html
2.https://bookz.ru/authors/vol_demar-karamazov/vseob6aa_161/1-vseob6aa_161.html
3.https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-i-duhovnost-istoriko-metodologicheskiy-aspekt
4. https://works.doklad.ru/view/EfswjVlOfIw.html
5.https://studref.com/458416/religiovedenie/religioznaya_ideologiya
6.https://www.dw.com/ru/%D1%88%D0%BF%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80/a-17262022 [фото]
7.http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/lichnostnoe_i_professionalnoe_razvitie_budushhego_speczialista/naczionalnyie_i_duxovnyie_tradiczii_kak_osnova_razvitiya_sistemyi_vyisshego_obra_zovaniya/duxovno_nravstvennyie_czennosti_v_formirovanii_i_razvitii_podrastayushhej_lichnosti
8.http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/religiya-v-sovremennom-mire-i-v-sovremennom-obshchestve
Методический паспорт индивидуального проекта
Название проекта | |
Автор проекта | |
Характеристика проекта (тип или вид проекта) | |
Срок реализации проекта | |
продолжительность |
|
начало реализации-окончание реализации |
Краткая аннотация (в чем основная идея проекта?) | |
Актуальность проекта (описание конкретной проблемы, на решение которой направлен проект) | |
Гипотеза (утверждение, предполагающее доказательство) | |
Основные целевые группы, на которые направлен проект (для кого ваш проект? Перечислите социальные группы, возрастные категории и др.) | |
Основная цель проекта (сформулируйте одну цель проекта, она должна быть конкретная, измеримая, достижимая, близкая автору и ограничена по времени) | |
Задачи проекта (сформулируйте основные шаги на пути к достижению цели проекта) | |
Методы реализации проекта (каким образом вы будете достигать цель проекта, решать поставленные задачи) | |
Календарный план реализации проекта ( последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления) | № | Мероприятие | Сроки | Количественные показатели реализации | 1 | | | | |
Форма продукта проектной деятельности (укажите форму продукта проектной деятельности – макет, костюм, видеофильм и пр.) | |
«Партнеры» проекта (перечисление тех, кого вы планируете привлекать к реализации проекта) | |
Основные ресурсы проекта (укажите, какие ресурсы вы используете при реализации проекта – фотоаппарат, видеокамера, изобразительные материалы, интернет, компьютеры, энциклопедии, педагоги и пр.) | |
Результаты проекта (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта) | Количественные показатели |
Качественные показатели |
Опыт реализации проекта (укажите Ваш опыт, связанные с темой проекта, Ваши личные достижения при реализации проекта) | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
14