СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Религия как система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Религия как система"»

Государственное автономное учреждение

Калининградской области

Профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»







Исследовательская работа

«Религия как система»







Автор:

Быкова Виктория Михайловна

Группа КМ19-1

«Колледж сервиса и туризма»







Руководитель Солотина Лариса Николаевна,

Преподаватель обществознания

«Колледж сервиса и туризма»







Калининград

2020

СОДЕРЖАНИЕ



Ведение……………………………………………………………………………………………………………..3-4

ГЛАВА 1. Идеи мировых религий……………………………………………………………………..5-7

ГЛАВА 2. Религия как система…………………………………………………………………………9-12

Заключение……………………………………………………………………………………………………12-13

Список использованных источников и литературы………………………………………14

Методический паспорт индивидуального проекта…………………………………………14







































Введение

Религиозные представления присущи человечеству с давних времен. Одной из потребностей людей является потребность в сознании происходящего, объяснения его и выстраивания жизни с данными представлениями. Веками религиозное сознание отвечало на эту потребность, предавая тем смысл устройству мира и быту. Религия в переводе с латинского значит «восстановление связей» - это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в сверхъестественное. За долгие тысячелетия этому понятию приписывалось множество смыслов и значений, ее обличали в разные формы, но не зависимо от эпохи она всегда сохраняла свою бесценность и глубинный смысл, помогала справляться людям с жизненными трудностями и открывать истины. Религиозным считается такой тип сознания, в котором источником главных ориентиров и ценностей человека является бог, высшая сила в мире. Религия многогранна, даже для человека атеистических убеждений, не считая верующих людей любой степени, она является частью духовного мира и в какой-нибудь степени влияет на повседневную жизнь.

Тема религии заинтересовала меня своей значимостью в человеческой и общественной жизни. Она влияет на нравственность и ценности личности, его мировоззрение, тем самым наполняя его. Являясь социальным институтом в структуре общества, выражает определенные идеи и объединяет людей, служит как форма общественного сознания, развивает культуру внутреннюю и внешнюю.

Важность религии исходит с древнейших веков и на всех этапах развития человеческой цивилизации, религия остается значимым фактором в жизни человека и общества. В современном мире глобализации, особо развиваются

3

мировые религии, что вызывает разную реакцию - часть людей приветствует возрождение религиозной значимости, другая часть высказывается против увеличения влияния религиозности.

По моему мнению, при современном упадке культуры и нравственности в обществе, религия как один из факторов, которые могут положительно повлиять на духовное, а значит и материальное сознание людей.

Исходя из вышесказанного, я исследую понятие религии, ее историческое и культурное развитие, ее элементы и обобщаю изученную информацию, связывая тему с актуальностью в современном обществе.

Цель работы: выявить основные элементы, рассмотреть религию как комплекс взаимосвязанных элементов.

Задачи работы: рассмотреть понятие религия с материальной и духовной точки зрения, выявить место религии в современном обществе, сделать выводы.

Гипотеза: религия как многогранное явление, включающее в себя целый комплекс духовных и материальных ценностей.

Объектом исследования является религия.

Предметом исследования – религия как система.

Актуальность исследования состоит в том, в современном обществе имеется необходимость укрепить духовность, а значит исследование является актуальным.

Методы исследования: историко-культурный метод, анализ и синтез статистической информации, обобщение информации.



4

Глава 1. Идеи мировых религий

Религиозные взгляды присущи человеку на протяжении всей многовековой истории, они формировались постепенно и существуют уже около 40 тысяч лет, с появлением первобытного человека Homo sapiens, способного к абстрактному мышлению. Религиозные верования были отражены в наскальной и пещерной живописи, а первичной формой религии являлось поклонение природе. Ученые полагают, что возникновение религий произошло тогда, когда люди стали отличать себя друг от друга, тогда зародилось колдовство, поклонение животным и предметам. Общим у них зарождения являлась вера в сверхъестественное, поэтому у каждой религии есть свой первобытный предок.

Первобытные религии вращались вокруг средств, с помощью которых человек мог контролировать свой внешний мир. Первой из архаичных религий был Тотемизм – как вера в существование родственных связей между племенем и определенным видом растений и животных. Тотемизм был первой формой осознания единства племени с окружающем миром. В рамках тотемизма возникла система Табу, как механизм регулирования социальных отношений. Другой формой религии был Анимизм, как вера в существование души и духов. Находясь на низком развитии, первобытные люди старались защититься, наделяя явления природы сверхъестественными силами, поклоняясь им и олицетворяя их как духов.

Шаманизм – вера в то, что отдельный человек обладает сверхъестественными способностями. Шаман обладал социальным статусом, был хранителем информации. Фетишизм – наделение предмета сверхъестественной силой.



5

Предметом поклонения становился любой предмет: камень, кусочек дерева, глиняное изделие. [1]

В настоящее время первобытные религии сохраняются в труднодоступных районах Тропической и Южной Африки, а по своей форме и структуре близки к Христианству. В своих идеях они похожи в любви к природе, понимании слабости человека и признании важности высших сил.

После первобытных религий появились национальные религии, которые связаны с историей того или иного народа, нации. Такие религии распространены в рамках определенной области или государства. Это иудаизм, индуизм, зороастризм, конфуцианство, синтоизм.

Мировые религии распространились среди народов различных стран и континентов, в отличии от национальных. Религия считается мировой, если влияет на ход истории и масштабы распространения.

Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия, возникла в VI в до н. э. Её создателем был индийский царевич Гаутама Будда, являвшийся выходцем из религиозного мира индуизма, который позже получил имя Будда. Буддийское религиозное мировоззрение не поклоняется ни одному существу. Основная его идея – самоуглубление человеческого разума.

Христианство возникло в I в н э, в восточных провинциях Римской империи. Христианство многое позаимствовало из иудаистской религии, включает в себя идею монотеизма. Центральной идеей является греховность человека, как причина всех его несчастий и учение об избавлении грехов путем молитвы и покаяния, вера в пришествие спасителя Иисуса. Священной книгой считается Библия, Ветхий и Новый завет.



6

В христианстве выделяется три направления: католичество (западное, православное (восточную), протестантизм.

Самой молодой из существующих мировых религий является Ислам, он возник в первой четверти VII в. н э, на Аравийском полуострове. Основателем Ислама стал Мухаммед. Он проповедовал веру в единого Бога – Аллаха, а себя называл его посланником. Основные идеи изложены в священной книге Коран, заключается в поклонении единому Богу Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. [2]

Духовность - понятие широкое, многогранное. В современной науке принято делить духовность на религиозную и светскую, исходя из того, что духовность творится не только на основе божественного Духа, но и на основе духа человеческого. Духовностью считают проекцию внутреннего мира человека, систему его внутренних жизненных ценностей и идеалов, нравственный стержень. Она формирует его целостность, смысловые основы жизни, её целевые установки. В историческом плане духовность берет своё начало в религии [3]. Религиозные взгляды разнообразны, а общее что их объединяет наличие веры в сверхетветственное. С духовной точки зрения религию можно определить, как нравственность, которая содержит общечеловеческие ценности, помогая человеку искать ценности собственные. Это истина, которую человек осознает, как личную, глубоко интимную связь с божественным, как сосредоточение духовного, отделенного от привычной суеты. Религия предлагает человеку определенную картину миру, наполненную морально-ценностным смыслом, имеет столько же форм и образов, сколько существует религий и верований, и каждый человек делать самостоятельный выбор в вере, или в отказе от нее. [4]



7

Глава 2 Религия как система

Религия от лат. означает relegare - связывать, соединять, т.е. особое взаимоотношение человека со сверхъестественным началом. Как особая система духовной деятельности людей, религия имеет свою специфическую структуру.  Каким же образом проявляется религия как система? Авторы, принадлежащие к различным вероисповеданиям - Жорж Дюмезиль, Мирча Элиаде и Клод Леви-Строс - единодушно подчеркивали мысль о том, что религия является порождением неких глубинных структур.

Выделяют три основных взаимосвязанных элемента религии: религиозное сознание (религиозная вера, идеи, представления, настроения, чувства); религиозный культ (религиозные действия: богослужения, обряды, ритуалы, посты, молитвы); религиозные организации, связывающие служителей культа и верующих (религиозные учреждения, объединения, общины, церкви).

Важнейшим элементом религиозной системы является религиозное сознание. Оно отличается, во-первых, убежденностью в раздвоенности единого бытия на две реальности: мир земной и мир потусторонний; во-вторых, вера в первозданность высшего мира и его приоритетную роль по отношению к земному миру; в-третьих, признание возможности взаимосвязи, двух таковых миров. Мир высший, потусторонний по-своему ощущается и переживается человеком, потому и называется сверхъестественным миром.

Другим элементом является вера как особое интеллектуальное чувство и определенное психологическое отношение к миру. Она свойственна всем без исключения людям, как религиозным, так и нерелигиозным. Прежде всего религиозная вера отличается от всякой иной тем, что ее объектом выступают представления (мысли-образы) о потустороннем,

8

природа которого коренится в сфере священного, таинственного. Во-вторых, религиозная вера - это вера в реальное существование сверхъестественного мира и в возможность двусторонних отношений с ним. В-третьих, вера в реальность сверхъестественного проявляется в сознании в качестве личностно-психологической убежденности. 

Вера и религиозное сознание, являются главным, основным элементом религии.

Религиозная идеология представляет собой систему догматов, утверждений, предписаний, содержащее последовательное изложение религиозных взглядов и представлений о мире взглядов в целом, различные стороны быта, природы, общества, человека. В современных религиях включает в себя теологию (богословие) – которая является важнейшей частью религиозной идеологии.

Также частью религиозной системы являются религиозные организации, как объединения верующих, возникающие на основе общности верований и обрядов, удовлетворяющие их потребности. [5]

Значительную роль в культовой системе играет эстетическая сторона. Как правило культовые действия происходят в специально построенных сооружениях – это могут быть религиозные храмы, которые специфично влияют на сознание человека, воспроизводя образы, символы, мысли и эмоции. Как пример можно рассмотреть сооружения Романского стиля в архитектуре, где основным видом искусства – является архитектура, преимущественно церковная (отдельные здания церквей и монастырские комплексы). Храмы построены в форме креста, в раннехристианских традициях.



9

[6]

Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века. Распорядки повседневной жизни объединялись с духовными ценностями, выражались в укладах жизни, поддерживали правила общепринятой морали, норм, поведении и для развития общества важно соединение религиозных традиций с духовными ценностями.

10

Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя многие виды и формы религиозных верований. Одна принципиальная черта характерна для всех них: выделение и различение того, что свято и того, что несовершенно, обыденно, повседневно. К..Маркс выводил функции религии из теории социального (классового) конфликта, рассматривая религию как форму поддержки общественного порядка.

В современном обществе религия выполняет ряд значимых функций:

1.Мировоззренческую – где задаются абсолюты, в соотношении с которыми идет понимание всего существующего. 2.Компенсаторскую – религия выполняет зависимость людей от условий жизни. 3.Психологическую – снимает стресс, дает утешение. 4 Коммуникативную – создает культурную систему (нормы, ценности, установки, традиции, правила).

Повышение роли религий в начале XXI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, а другая часть - высказалась решительно против увеличения влияния религии.

Религия, выраженная в духовной культуре, неотделима от культуры материальной. Весь предметный мир, созданный человеком – здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта, технологии, в соединении с духовными ценностями образуют взаимосвязанные элементы, переходящие друг в друга. Когда идеи, замыслы воплощены в материальных вещах. В самых ранних временах вещи были носителями социально значимой информации знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, а особенно характерно это было для первобытной культуры. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая

11

полезность, позволявшая использовать вещи в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. Постепенно, в течение тысячелетий духовно-ценностные вещи стали обособляться. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию в культуре, поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.



Заключение

Изучив понятие религии, ее историю зарождения и развития, рассмотрев ее с духовной и материальной точки, рассмотрев ее место в современном обществе, я могу сделать следующие выводы – религия важная часть духовного и культурного развития человека и общества. Она влияет на нравственность и ценности, а как социальный институт способствуют развитию культуры и общества. Этим исследованием я подтвердила актуальность поставленной гипотезы, о том, что религия является многогранным явлением, включающим в себя целый комплекс духовных и материальных ценностей.

Сложившаяся в обществе ситуация говорит об актуальности проблемы возрождения духовно-нравственных ценностей, укреплении духовности как человека, так и общества.

На мой взгляд это может быть духовно-нравственное воспитание личности: - духовное развитие, нравственное

12

самосовершенствование, самооценка, пониманию смысла своей жизни и ответственному и поведению.

- готовность и способность к реализации творческого потенциала в социальной деятельности.

- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения в обществе, основанное на нравственных поступках, о должном и недопустимом.

- развитие нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

- принятие личностью базовых ценностей, таких как семья, отношения, ценность собственной и человеческой жизни.

- способность к личностному, гражданскому, профессиональному самоопределению

Я надеюсь, что в современном обществе человеческие ценности и нравственность будет фундаментом каждого человека и гармоничной жизни, а религия, как часть духовного мира поспособствует ей в этом развитии.











13

Список использованных источников литературы

( Интернет - ресурсы)

1.http://www.grandars.ru/college/filosofiya/drevnyaya-religiya.html

2.https://bookz.ru/authors/vol_demar-karamazov/vseob6aa_161/1-vseob6aa_161.html

3.https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-i-duhovnost-istoriko-metodologicheskiy-aspekt

4. https://works.doklad.ru/view/EfswjVlOfIw.html

5.https://studref.com/458416/religiovedenie/religioznaya_ideologiya

6.https://www.dw.com/ru/%D1%88%D0%BF%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80/a-17262022 [фото]

7.http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/lichnostnoe_i_professionalnoe_razvitie_budushhego_speczialista/naczionalnyie_i_duxovnyie_tradiczii_kak_osnova_razvitiya_sistemyi_vyisshego_obra_zovaniya/duxovno_nravstvennyie_czennosti_v_formirovanii_i_razvitii_podrastayushhej_lichnosti

8.http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/religiya-v-sovremennom-mire-i-v-sovremennom-obshchestve



















Методический паспорт индивидуального проекта

Название проекта


Автор проекта


Характеристика проекта

(тип или вид проекта)


Срок реализации проекта


продолжительность


начало реализации-окончание реализации

Краткая аннотация

(в чем основная идея проекта?)


Актуальность проекта

(описание конкретной проблемы, на решение которой направлен проект)


Гипотеза

(утверждение, предполагающее доказательство)


Основные целевые группы,

на которые направлен проект

(для кого ваш проект? Перечислите социальные группы, возрастные категории и др.)


Основная цель проекта

(сформулируйте одну цель проекта, она должна быть конкретная, измеримая, достижимая, близкая автору и ограничена по времени)


Задачи проекта

(сформулируйте основные шаги на пути к достижению цели проекта)


Методы реализации проекта

(каким образом вы будете достигать цель проекта, решать поставленные задачи)


Календарный план реализации проекта

( последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

Мероприятие

Сроки

Количественные показатели реализации

1





Форма продукта проектной деятельности

(укажите форму продукта проектной деятельности – макет, костюм, видеофильм и пр.)


«Партнеры» проекта

(перечисление тех, кого вы планируете привлекать к реализации проекта)


Основные ресурсы проекта

(укажите, какие ресурсы вы используете при реализации проекта – фотоаппарат, видеокамера, изобразительные материалы, интернет, компьютеры, энциклопедии, педагоги и пр.)


Результаты проекта

(описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта)

Количественные показатели


Качественные показатели

Опыт реализации проекта

(укажите Ваш опыт, связанные с темой проекта, Ваши личные достижения при реализации проекта)


ПРИЛОЖЕНИЯ


14