СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательские работы обучающихся в современной школе.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре учителей.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательские работы обучающихся в современной школе.»

Исследовательские работы обучающихся в современной школе.


Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Ирина Ивановна, я работаю учителем математики в Большеприваловской школе, и сегодня хочу немного рассказать об исследовательских и проектных работах в нашей школе.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей, развитие функциональной грамотности. Поэтому одна из главных задач современной школы — создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества,  позволяет адекватно оценивать свою работу. Проектно-исследовательская деятельность как раз и направлена на формирование таких умений. Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается. Но все же любое исследование, в том числе учебное, исследование школьника, состоит из нескольких обязательных этапов:

1) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 2) выработка гипотез

3) поиск и предложение возможных вариантов решения

4) сбор материала

5) анализ и обобщение полученных данных

6) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет) Многие педагоги считают, что ученик не способен пройти через все эти этапы. Но опыт показывает, что все страхи и сомнения отступают, как только начинается реальная исследовательская деятельность с детьми. Основной ожидаемый результат исследовательской деятельности — развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. И конечно не стоит путать результат с тем продуктом, который рождается в итоге труда молодого исследователя. Возможно, мы имеем дело не с одним результатом, как минимум с двумя. Первый, самый важный педагогический, и второй — это то, что ребенок создает своей головой и руками, — макет, проект, отчет. Главное для меня, как для учителя, — увлечь учащихся показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах и способностях. Средством формирования исследовательской и проектной компетенций учащихся выступает учебный проект. Это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Эта проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой для подростка. Для её решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые предстоит приобрести. Личный интерес учеников в данной деятельности является необходимым условием успешной работы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это решение теоретической проблемы — конкретные выводы; если решение практической задачи — конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Задача учителя заключается в том, чтобы научить видеть проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, проводить эксперимент, объяснять результаты наблюдений, делать выводы. Работа по развитию исследовательских навыков может проходить как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у учащихся вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования. Так, например, при изучении темы «Длина окружности и площадь круга» в 6 классе предлагаю ребятам провести исследовательскую работу «Открытие числа пи». У нас классы небольшие по 2-3 человека, поэтому ребята работают вместе, одной группой. На столе набор из 10 предметов: круглая металлическая пластина, блюдце, диск СД, круглое зеркало, пуговица, картонный круг, круглый циферблат от часов, крышка от банки и т. д. Цель работы: определить отношение длины окружности к её диаметру. Этап 1. Актуализация знаний. Я говорю. Посмотрите, сколько разных предметов на столе. Не заметили ли вы в них что-то общее? (Ребята отвечают). Вы заметили, что все они имеют форму круга. А сейчас вспомним, что такое круг, что такое окружность и чем они отличаются. Обсудите это. Этап 2. Постановка проблемы. Я. Буквой D мы обозначаем длину диаметра, а R радиуса. Проверьте, все ли хорошо находят радиус окружности и её диаметр на круглом предмете. А теперь измеряем длину окружности. (Ребята пытаются измерить длину окружности с помощью линейки, прикладывая её чуть ли не в каждой точке, но так и не смогли найти длину окружности) Я. Ребята, как быть? Этап 3. Итак, перед вами поставлена проблема: как найти длину окружности, раз уж обычная линейка нас не выручила? ( Ребята совещаются, перебирают у себя измерительные приборы, предлагают взять пластиковую, хорошо гнущуюся линейку с делениями и обернуть по линии окружности) Этап 4. Обработка результатов. Я. Итак, у нас получились следующие результаты для отношения С/D. 3.2; 3,18; 3,1; 2,98; 3,142. Подсчитаем среднее всех полученных результатов. Получим: 3,124. На самом деле, мы с вами оказались не далеки от истины. Примерное значение этого отношения 3,14…, а обозначают его буквой пи греческого алфавита. Ученики делают вывод: Какова бы не была окружность, отношение длины окружности к её диаметру есть величина постоянная. Этап 5. Домашнее задание. 1-2 ученика. В занимательной литературе по математике делают так называемые мнемонические правила (стихотворение) для запоминания нескольких верных десятичных знаков этого числа. Найдите эти правила. Остальные ученики. Найдите в справочниках не менее пяти верных знаков после запятой в числе пи. На уроке «Теорема Виета» в 8 классе целесообразно организовать исследовательскую работу. Для этого каждому ученику даю решить приведённое квадратное уравнение. После его решения каждый выходит к доске и заполняет соответствующую строку в предложенной таблице. Далее, я предлагаю учащимся сравнить сумму и произведение полученных корней с коэффициентами в и с, выдвинуть гипотезу. Подтверждаю высказанное предположение, сообщая, что данное утверждение называется теоремой Виета, акцентируя внимание учащихся на то, что эта теорема справедлива для приведённых квадратных уравнений. В качестве исторической справки можно привести краткий материал о жизни и деятельности Франсуа Виета, заранее подготовленный одним из учащихся. Вообще, на уроках математики при решении практически любой задачи проводится так называемое мини-исследование, где используются основные мыслительные операции - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация:

-при решении задач различными способами;

-при решении задач с параметрами также используется исследовательская деятельность: ставится вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться в зависимости от значения параметра.

Большую часть своей внеурочной работы по предмету я также посвящаю исследовательской и проектной деятельности учащихся. Наиболее яркими и познавательными работами были: 1. Исследовательская рабата «Золотое сечение» — божественная мера красоты человека. Целью данной работы является: а) изучение пропорциональности строении тела человека, его сравнительной характеристикой с «божественной пропорцией»; б) раскрытие связи человека с окружающим миром. В рамках этой работы проведены исследования, по результатам которых было выявлено, что ни у одного из учеников данного класса пропорция тела не соответствовала «золотому сечению». Исследования показали, что для красивого человеческого тела, образцом которого признаётся «Аполлон Бельведерский», юношам и девушкам класса нужно стремиться совершенствовать своё тело. Для этого необходимо: вести здоровый образ жизни; регулярно заниматься спортом; не увлекаться вредными привычками; правильно питаться. 2. Исследовательская работа «Круглые дома». У нас в селе построено два таких дома. Ребята задались вопросом: Для чего дома строят такой формы? Может это какая-то «религия»? Встретившись с хозяином одного из домов, оказалось всё гораздо проще. Этот дом он строил сам, а при такой форме ушло гораздо меньше материала, чем если бы был построен обычный дом. Ребята, с удовольствием, провели расчёты и убедились в правоте хозяина. 3. Исследовательская работа «Чем полезно изучение математики?». Цель исследования - определить, как взаимосвязаны успехи при изучении математики с уровнями развития мышления, внимания, памяти; выявить, существует ли взаимосвязь между успеваемостью по математике и успеваемостью по остальным предметам; выяснить важность изучения математики в современном мире. По результатам данного исследования сделан следующий вывод: математика развивает внимание, тренирует мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели; существует связь между успеваемостью по математике и успеваемостью по другим предметам: чем выше оценка по математике, тем выше успеваемость по остальным предметам. Современная жизнь без математики не реальна.

Учащиеся выполняют и более сложные исследовательские межпредметные проекты, тематика их также различна. Лучшие работы направляются на районные конкурсы. Например, в прошлом учебном году мой ученик представлял свою проектно-исследовательскую работу на районной конференции «Шаг в будущее» и стал победителем. В своей работе он исследовал роль инженеров-конструкторов в победе в великой Отечественной войне на примере тяжёлых советских танков КВ. Севостьянов Иван сделал макет такого танка, он выступил перед учащимися начальных классов и рассказал ребятам о создании военной техники и о мощи нашей армии как во время войны, так и в настоящее время.

В нашей школе многие учителя используют проектный метод: Зелепукина Л.В.; Дуракова Г.И.; Дочкина Е.П.; Меркушова Т.А.; Шамаев И.И. Ребята с удовольствием занимаются проектно-исследовательской деятельностью и представляют свои исследования на различных районных и областных конкурсах, где часто занимают призовые места. Например, «Оценка качества питьевой воды в МКОУ «Большеприваловская СОШ». В работе подобраны и освоены методики эксперимента, позволяющие выявить физико-химические свойства воды. Проведено исследование качества питьевой воды школы. По результатам анализов воду МКОУ «Большеприваловская СОШ» можно считать экологически безопасной.(1место на экологической конференции)

«Исследование шоколада разных марок». Исследованы 4 наиболее популярные среди учителей и учеников марки шоколада с помощью качественных реакций на белки, жиры и углеводы. Дана оценка и советы любителям шоколада. Самый полезный шоколад – горький. (лауреаты на районной научно-практической конференции) «Ульетерапия» - в работе рассказывалось о лечении с помощью улей пчёл. Сон на пчелах подразумевает отдых на лежаке, под который подкладывают пчелиные дома с насекомыми.  Пчелы издают звуки, которые человек не ощущает (биорезонанс). (1 место на районной научно-практической конференции) «Использование дикорастущих растений жителями села Большая Приваловка в послевоенное время» (1место районная научно-практическая конференция) Это ещё не весь список призовых работ.

В этом году в нашей школе открывается «Точка роста» естественно-научной направленности. Поступило много нового оборудования: физические и химические цифровые лаборатории, комплекты робототехники, компьютеры. Всё это позволит нашим ученикам и учителям расширить тематики исследовательских работ.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что, несомненно,  будет способствовать успешному дальнейшему обучению и  подготовит к взрослой жизни.

В заключении хочу сказать: Уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом нового учебного года! Пусть он будет насыщенным, плодотворным и лёгким! Пусть учебный процесс приносит радость и нам, и детям, пусть ученики с интересом слушают уроки, выполняют проекты и исследования, и показывают хорошие результаты! Желаю собираться на работу, как на праздник, в то же время вовремя уходить домой и высыпаться по ночам!


 


Литература:  

1. Набиева Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя / Е. В. Набиева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — № 5. — С. 13–17.

2. Полат Е. C. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. — М., 2017. — С. 123.

3. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти, 2004. — С. 4.

4.Чечель И. Д. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель. — Омск: Изд-во Ом ГПУ, 2018. — С. 100.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!