Перевалова В.С. учитель начальных классов
МОБУ СОШ №10 им.Д.Г.Новопашина г.Якутска
Организация исследовательской работы в начальной школе
Одной из приоритетных задач современной школы в условиях ФГОС является приобщение обучающихся к исследовательской работе. Это работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов. Она дает возможность школьникам размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию.
На сегодняшний день важно не столько дать детям знания, сколько обеспечить их личностное, познавательное развитие, вооружить их умением учиться. Это легко достигается, если в школе организовывается именно исследовательская работа. И эта деятельность должна начинаться не в среднем звене, а в начальной школе, когда у детей развито желание учиться, познавать неизведанное. Ведь каждый ребенок в чем-то талантлив, имеет способности в какой-либо области знания. Необходимо только вовремя рассмотреть и создать условия для его развития. Ранняя исследовательская деятельность позволяет выявить и развить одаренность детей, помочь осознать себя значимой личностью, выявить и раскрыть все его возможности, развить инициативу и самостоятельность.
Исследовательская деятельность проходит следующие этапы:
1 этап – организационно-подготовительный: поиск проблемы, определяется тема, формируются цель и задачи исследования, идет обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования;
2 этап – технологический: осуществляется сбор и анализ информации, выработка идей, их обсуждение, моделирование, оформление работы;
3 – заключительный: подводятся итоги, проводится анализ и оценка деятельности. Исследовательская работа завершается представлением и защитой на научно-практической конференции.
Важным моментов в работе является правильное оформление исследования. Для этого проводятся занятия , на которых детей знакомим с планом исследовательской работы. Он содержит: 1.титульный лист исследовательской работы; 2.содержание исследовательской работы;
3.введение исследовательской работы; 4. основная часть исследовательской работы; 5.заключение; 6. используемая литература; 7. приложения.
В процессе работы над созданием исследовательского труда обучающиеся приобретают важные умения и навыки: - умение ставить цели и задачи; - составлять план работы; - выделение самого главного в потоке информации; - развитие устной монологической речи; - умение выступать перед аудиторией; - высказывать свое мнение, убеждать, доказывать свою точку зрения; - общаться с другими людьми.
Заниматься исследовательской деятельностью мы начали с 1 класса. Тематика первых исследований соответствовала их возрасту, индивидуальным способностям и интересам. В первом полугодии на уроках математики мы работали над проектом «Математика вокруг нас», в котором участвовали все ученики класса. Была организована групповая работа. Каждая группа готовила свои проекты, такие, как «Числа в пословицах и поговорках», «Числа в народных сказках», «Числа в загадках». Конечно же, огромную роль сыграла помощь родителей, без которых проекты бы не получились. Ведь дети не все умели тогда грамотно писать, читать, работать с мультимедиа. В процессе этой работы мне удалось выявить среди своих первоклассников самых способных, одаренных детей, которые впоследствии участвовали в школьной научно-практической конференции с темами: «Мое домашнее животное», «Мой питомец», «Мое любимое домашнее животное». Тогда мой ученик Наумов Витя занял 1 место и был рекомендован для участия в городской научно-практической конференции, проводимой логопедами города, где занял почетное 3 место. В следующем учебном году, во 2 классе, мы участвовали в городской научно-практической конференции «Юные исследователи Арктики» , где моя ученица Игнатьева Элина заняла 2 место. Позднее , весной, в республиканской семейной конференции «Мир вокруг нас» ее работа «Лесные пожары в Якутии» заняла 1 место. В 3 классе в научно-практических конференциях участвовали Айдарбекова Зарина, Бандерова Амелия, Сава Виталина. Все были поощрены сертификатами участников различных конференций. Сава В. получила диплом 1 степени в 4 городской экологической конференции «Мой мир».
Выступление на таких мероприятиях позволяет сформировать у обучающихся не только личностные качества, такие, как организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности, дисциплинированность, умение анализировать, оценивать свои действия, но и умение получать удовольствие от научного труда.