Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Ильковская средняя общеобразовательная школа»
- Беловского района Курской области с. Илек
-
-
-
-
- «Исследование экологической среды учебных помещений»
Выполнила
Золотарева Екатерина Николаевна
ученица 7 класса (14 лет)
Руководитель Степанова Галина Владимировна
учитель биологии
2015 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
Показатели экологического ( санитарно — гигиенического ) состояния помещений………………………………………………………………
Качество среды в классных комнатах…………………………………..
Исследование классных комнат………………………………………..
Результаты исследования ………………………………………………….
Выводы …………………………………………………………………….
Литература …………………………………………………………………
Введение
Мы часто говорим о неблагополучии окружающей среды, полагая, что главная опасность исходит от загрязненного атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания и тд. Но 80-90% своего времени человек проводит в помещении. Оно является не только укрытием от неблагоприятных воздействий природы, но и фактором, воздействующим на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья.
В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени (в среднем по 5-6 часов, а иногда и больше), таким образом их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды.
От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.
Получение сведений о рабочей ( учебной ) среде - необходимое условие ее изменения, улучшения. Поэтому исследование состояния учебного помещения с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды обитания для ребенка в настоящее время являются очень актуальными.
Поскольку данное исследование очень масштабное и затрагивает не один аспект экологического состояния помещений, мы находимся на этапе изучения их, в нашем исследовании на данный момент т хотели бы остановиться более подробно на описании изучения воздушной среды в школьном помещении.
Перед нами стояла цель: проанализировать основные параметры воздушной среды кабинетов школы путем применения методов химии и физики в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими нормами.
Задачи:
ознакомиться с методиками изучения экологического состояния классного помещения;
провести исследования экологических параметров в классных кабинетах с помощью датчиков освещения, влажности и температуры;
провести расчеты по методикам;
проанализировать результаты, соотнести их с нормативами;
сделать выводы об экологическом состоянии классных помещений;
разработать рекомендации по результатам исследования.
рассмотреть влияние микроклимата в классной комнате на состояние здоровья учащихся;
определить источники электромагнитного излучения в учебном помещении;
изучить степень шумового загрязнения, его влияние на здоровье детей, определить меры борьбы с ним.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что кабинеты, расположенные в школе, имеют ряд отклонений от экологических требований. Именно поэтому все наши исследования сводятся к тому, чтобы выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в кабинетах и предложить рекомендации по улучшению экологической среды.
Объект исследования: школьные кабинеты, их экологическое состояние.
Предмет исследования: физические и химические показатели экологии в классе.
Место исследования: школа.
Сроки проведения: сентябрь-октябрь 2015 года .
Практическая значимость. Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья современного школьника – от администратора и медработника, до классного руководителя и заведующих кабинетами.
Показатели экологического (санитарно — гигиенического) состояния помещений
Экологическое ( санитарно — гигиеническое ) состояние помещений характеризуют ряд важных показателей.
1. Размеры помещений. Размеры классных помещений устанавливаются из расчета 2 м2 на одного учащегося, но минимальная площадь классного помещения должна быть ≥ 60 м2. Площадь рекреационных помещений на одного ученика должна быть не менее 0,6 м2 , раздевалок вместе с вестибюлем – 0,25 м2, туалетных комнат – 0,2 м2, столовой – 0,65 - 0,75 м2.
2. Внутренняя отделка и оформление помещений, освещенность, которые оказывают значительное влияние на зрение, определяют состояние экологической комфортности. Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. При южной ориентации помещений рекомендуются более холодный тон окраски (например, светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый), при северной ориентации – более теплый (например, желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый). Желательно, чтобы классная доска имела темно – зеленый цвет. Стена на которой расположена классная доска, должна быть более светлая, чем остальные стены.
3. Микроклимат закрытого помещения. Это тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха.
4. Воздушная среда помещения оказывает постоянное воздействие на организм человека. В ней содержится большой количество разнообразных химических веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, в результате частичного разрушения синтетических пластмасс, а также микроорганизмы.
Концентрация вредных примесей в воздухе помещения не должна превышать среднесуточной ПДК (предельно допустимой концентрации) для атмосферного воздуха.
5. Вентиляционный режим учебного помещения позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения.
Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола, а для остальных помещений не менее 1/55.
По санитарно – гигиеническим нормам проветривание должно проводиться не реже одного раза в час в течение 10 -15 минут.
По санитарно – гигиеническим нормам воздух в помещении в течение часа должен смениться 3 - 6 раз, а объем воздуха на одного учащегося должен составлять 4 - 5 м3.
6. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу органов зрения. Световой коэффициент для учебного помещения должен составлять не менее 1/6 площади пола; коэффициент заглубления не менее ½.
На данный момент, мы остановимся более подробно на рассмотрении воздушной среды помещения.
Качество среды в классных комнатах
Классная комната – одно из основных рабочих помещений школы. В разных кабинетах учитель и группа учащихся (класс) проводят по 5-6 часов в день. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит самочувствие, работоспособность, состояние здоровья школьников и учителей. [7]
Попадая в помещение, человек оценивает его по ряду параметров. Одним из первых экологических факторов воздействия на человека является визуальная среда, которая может поддаваться как оценке, так и корректировке. Цветовая гамма, освещенность, расположение отдельных предметов интерьера, оформление стен, озеленение – все это создает благоприятную или неблагоприятную визуальную среду.
Спустя несколько минут субъективной оценке подвергаются параметры микроклимата помещения – тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха. Благоприятный микроклимат – это одно из необходимых условий комфортного самочувствия и продуктивной работы. Качество воздуха в рабочем помещении влияет, прежде всего, на работу мозга и зависит от концентрации разнообразных химических веществ и частиц, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, в результате разрушения натуральных и синтетических материалов или попадают в помещение с улицы. [6]
Характер внутреннего оборудования помещения зависит от его предназначения. Если речь идет о рабочем помещении, его обустройство должно основываться на санитарно-гигиенических нормах, предписываемых СанПиНами («Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.12.2010 года) [3].
Визуальная среда
Постоянная визуальная среда – ее видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию. В настоящее время увеличилась до 80% доля визуального общения с неприродными объектами, требующими особого отношения. Эти изменения напрямую касаются и образовательной среды школы [4].
Отрицательно на состояние здоровья человека может влиять гомогенная визуальная среда. В ней либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено. Длительное пребывание в такой среде ведет к ощущению «зрительного голода» и выраженному психологическому дискомфорту. Кроме огромных однотонно окрашенных поверхностей стен гомогенную среду могут создавать облицовка стен однотонными, в том числе и полированными плитами, кафельные покрытия, особенно белого цвета, сливающиеся с потолком, полированные стенки. Гомогенизации среды способствует также плохая освещенность [1].
Агрессивная видимая среда – окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое число одинаковых элементов. В этом случае трудно отделить один зрительный элемент от другого, возникает эффект «ряби в глазах». Созданию подобной среды в помещениях могут служить следующие формы отделки: кирпичная кладка с четко обозначенным швом (или подобные обои), дырчатые плиты, кафельная и другие контрастные мелкие отделочные плитки, деревянные рейки, обои и занавески с ярким рисунком [8]. Агрессивное визуальное поле может создать даже неудачно выбранная одежда учителя (в контрастную полоску, в горошек и т.п.)
Созданию благоприятной визуальной среды способствует также разумная и гигиенически обоснованная организация рабочего кабинета в классной комнате, предполагающая наличие некоторых обязательных зон: рабочая зона учащихся, рабочая зона учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, зона для индивидуальных занятий и возможной активной деятельности.
Микроклимат
Физические свойства воздуха оказывают существенное влияние на температурный режим организма, его самочувствие, на функциональную активность органов и систем, и, в конечном итоге, на работоспособность человека [5].
Основные составляющие микроклимата – температура, влажность воздуха – активно воздействуют на тепловой обмен организма [9]. Оценить параметры микроклимата можно субъективно по самочувствию в данном помещении. Однако основной критерий, характеризующий их – это санитарно-гигиеническое нормирование.
Важен также вентиляционный режим помещения, влияющий напрямую на создание микроклимата в помещении. Он позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме учащихся и снижает утомляемость[8].
Еще одним немаловажным фактором для создания благоприятного микроклимата является естественная и искусственная освещенность помещения. Естественный дневной свет – важный экологический фактор, поддерживающий иммунитет человека и бактерицидную обстановку в кабинете, поэтому гигиенические нормативы должны строго выполняться [3].
Известно, что многие комнатные растения улучшают не только эстетическое оформление помещений, но и их гигиеническое состояние. Они увлажняют атмосферу, выделяют в нее фитонциды, уничтожающие микробы, а некоторые растения даже поглощают вредные излучения и испарения, которыми заполнены современные помещения. Для очистки и оздоровления воздуха в помещениях с успехом используются многие комнатные растения. В закрытых помещениях они способны бороться с вирусами и другими возбудителями болезней [2;5].
По степени его влияния на тепловой баланс человека микроклимат жилых помещений подразделяется на комфортный, или нейтральный, и дискомфортный - нагревающий или охлаждающий. Пребывание в условиях дискомфортного микроклимата, в зависимости от степени этого дискомфорта, возраста человека и ряда других факторов, может привести к возникновению острой или хронической формы тепловой патологии.
Влияние нагревающего микроклимата на организм человека.
При остром действии перегрева может возникнуть острая гипертермия, гиперпиретическая и судорожная формы этой патологии. Острая гипертермия характеризуется повышением температуры тела до 38-40° С, усиленным потоотделением, тахикардией (до 100 ударов в 1 мин и более), учащением дыхания, головокружением, нарушением зрительного восприятия. Гиперпиретическая форма (тепловой удар) обычно возникает при сочетании высокой температуры воздуха с очень высокой влажностью. При легкой ее форме наблюдаются адинамия, вялость, головная боль, влажная кожа, нормальная или субфебрильная температура тела, тахикардия, одышка. Хронический перегрев может возникать при длительном пребывании, особенно во время работы, в микроклимате с температурой воздуха 26-28 С, высокой влажностью (более 80%) и скоростью движения воздуха менее 0,3 м/сек. Хроническая гипертермия проявляется в поражении ряда физиологических систем. Нарушение водно-солевого обмена и функций ЦНС приводят к понижению желудочной секреции, развитию гастрита. Расширение сосудов увеличивает нагрузку на сердечную мышцу, вызывает тахикардию, гипертрофию и дистрофию миокарда [5].
Влияние охлаждающего микроклимата на организм человека.
Острая гипотермия возможна при температуре воздуха ниже 0 С, но может быть и при более высокой температуре в сочетании с высокой влажностью и подвижностью воздуха. При объективной оценке фактического теплового самочувствия человека чаще всего используются методы, основанные на применении и оценке температуры и влажности поверхности кожи испытуемого. Например, весьма информативным и доступным является сравнение температур кожи лба и кисти. В условиях теплового комфорта у здорового человека температура кожи лба составляет 32,5-33,5 С, кисти -29-30 С, а разница между ними в норме -3-4 С. С точки зрения обеспечения теплового комфорта человека важное значение также имеет величина перепадов температуры воздуха. Градиент по высоте помещения не должен превышать 2 С на каждый метр высоты. Повышение вертикального перепада более 3 С может привести к охлаждению конечностей и рефлекторным изменениям температуры верхних дыхательных путей.
Важнейшая роль микроклимата в жизнедеятельности человека заключается в сохранении температурного гомеостаза организма. Также важное значение при оценке микроклимата в жилых помещениях отводится скорости движения и относительной влажности воздуха. Оптимальной величиной скорости движения воздуха в жилых помещениях является 0,1 м/с. Допустимая величина данного фактора составляет 0,25 м/с. Многие авторы оценивают величину 0,25 м/с как верхнюю границу оптимальных значений данного фактора микроклимата. Например, верхняя граница скорости движения воздуха лимитируется и по той причине, что при скорости 0,5 м/с и более увеличивается число жалоб на дискомфортные ощущения в области глаз и верхних дыхательных путей (отмечались сухость слизистых оболочек, резь в глазах, слезотечение, затруднение носового дыхания). Нормирование влажности воздуха обусловлено в том числе ее значимостью в обеспечении должного уровня влажности кожи человека, слизистых глаз и верхних дыхательных путей. Установлено также, что «сухой» воздух способствует увеличению бактериальной и химической загрязненности воздушной среды (например, за счет увеличения испарения и летучести химических веществ). Перечисленные причины обусловливают оптимальную величину относительной влажности воздуха – 40–60%.
Влияние звуков
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называются ультразвуком, меньшей – инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Для живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает животным и человеку время, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат и нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, оказывают вредное воздействие на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Даже слабые инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности если носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов [7].
Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их воздействия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы. Но в то же время тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления – децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20–30 децибел (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 дБ становится для него непереносимым. Основным источником внешнего шума является городской транспорт, а внутреннего – лифты, громкая речь и др. Допустимый уровень шума в помещении должен быть не более 40 дБ.
Воздействие электромагнитного излучения
Речь пойдёт о воздействии на детей магнитных полей, которые создаются некоторыми в основном – разнообразием электротехническим оборудованием здания: кабельными линиями, подводящими электричество, системам энергоснабжения лифтов (если они есть школах). Электромагнитное поле – особая форма материи. Посредством электромагнитного поля осуществляется взаимодействие между заряжёнными частицами. Оно характеризует напряженностями (или индукциями) электрического и магнитного полей. Большее значение с экологической и гигиенической точки зрения имеют электромагнитные колебания радиочастотного диапазона. Радиоволны занимают небольшую часть спектра электромагнитных излучений. Диапазон миллиметровых ,сантиметровых и дециметровых волн (300 ГГц…300 МГц) обычно объединяют термином «сверхвысокочастотные» (СВЧ), или «микроволны». Станции радиосвязи излучают электромагнитную энергию преимущественно в пределах ультравысоких (УВЧ) и высоких (ВЧ) частот.
В зависимости от интенсивности облучения, длины волны, времени облучения, площади облучаемой поверхности, анатомического строения органа или ткани, глубины проникновения излучения, величины поглощённой энергии возможно термическое и нетермическое действие излучения. Глубина проникновения электромагнитного поля зависит от длины волны: миллиметровые волны поглощаются поверхностными слоями кожи, дециметровые – тканями, лежащими на глубине 8-10 см. Количество поглощенной энергии зависит от частоты излучения: диапазон ВЧ поглощается в среднем 20% падающей энергии, УВЧ – около 25%, СВЧ – 50%. Интенсивность нагрева тканей организма зависит главным образом от возможности хорошего оттока тепла от облучаемых участков. В связи с этим больше страдают органы, содержащие большое количество жидкости и со слаборазвитой сосудистой сетью. К их числу следует отнести хрусталик, стекловидное тело глаза, паренхиматозные органы (печень, поджелудочная железа), полые органы, содержащие жидкость (мочевой и желчный пузыри, желудок).
Термическое действие обычно проявляется при плотности потока энергии около 10мВт/см и сопровождается повышением температуры облучаемых тканей вплоть до значений, несовместимых с жизнью. Нетермическое действие отмечается при электромагнитном излучении менее 10 мВт/см и может вызвать снижение иммунитета, повышение проницаемости клеточных мембран, катаракту, снижение слуха, поражение центральной и вегетативной нервной системы с развитием астено - невротического синдрома (психо-эмоциональная нестабильность).
Влияние персонального компьютера
Многие полагают, что главная опасность, которая исходит от монитора персонального компьютера - это рентгеновское излучение. В действительности уровни рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, как правило, не превышают биологически опасный предел. Главную опасность для пользователя представляют электромагнитное излучение монитора в диапазоне частот 20 Гц – 300 МГц и статический заряд на экране. Интенсивность этих полей в зоне размещения пользователя обычно превышает биологически допустимый уровень. Ситуация осложняется и тем, что органы чувств человека не воспринимают электромагнитные поля в рассматриваемом диапазоне частот, и пользователь не может сам контролировать уровень излучения и оценить грозящую ему опасность. Такая ситуация вызывает у человека достаточно сильное стрессовое состояние. Кроме того, электромагнитное излучение распространяется во всех направлениях и оказывает воздействие как на пользователя, так и на окружающих (до 5 метров от монитора). У работающих за монитором от 2 до 8 часов в сутки функциональные нарушения центральной нервной системы происходят в среднем в 4,6 раза чаще, чем в контрольных группах, болезни сердечно – сосудистой системы – в 2 раза чаще, болезни верхних дыхательных путей – в 1,9 раза чаще, болезни опорно-двигательного аппарата – в 3,1 раза чаще. С увеличением продолжительности работы на компьютере эти соотношения резко возрастают. Исследования функционального состояния пользователя компьютера, проведенные Центром электромагнитной безопасности, показали, что даже при кратковременной работе (45 минут) в организме пользователя под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные изменения гормонального состояния и специфические изменения биотоков мозга. В России существует стандарт (ГОСТ 27954) на видеомониторы персональных ЭВМ. Требования этого стандарта обязательны для любого монитора, продаваемого в РФ.
Также рекомендуется наличие на экранах мониторов антистатического покрытия, которое препятствует возникновению на поверхности экрана электростатического заряда, притягивающего пыль и неблагоприятно влияющего на здоровье пользователя.
Получение сведений о своей рабочей среде – необходимое условие ее изменения, улучшения.
Исследование классных комнат
Объектом исследования явились три учебных класса (актовый зал, компьютерный кабинет, кабинет биологии). Были подробно изучены источники поступления энергии, микроклимат, электромагнитное излучение, их влияние на здоровье учащихся. Все исследования имели целью выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме школы и предложить меры устранить или уменьшить влияние негативных воздействий на здоровье учащихся.
Для проведения исследований выделен следующий ряд последовательных этапов:
1. Подготовительный - изучение соответствующей литературы, подбор материалов и оборудования, выбор методики исследований.
2. Экспериментальный - проведение лабораторного эксперимента и наблюдений. Мы исследовали два учебных кабинета и актовый зал.
Кабинет биологии

Кабинет информатики

Актовый зал

3. Камеральный - обработка полученных данных эксперимента, составление таблиц.
4. Аналитический - выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений.
Методика исследование пыли в жилых помещениях состояла из следующих задач:
• Собрать пыль с разных поверхностей помещения (с книг, ковровых дорожек, мебели и тд.);
• Собранные виды пыли разместить по предметным стеклам и пронумеровать;
• Рассмотреть приготовленные образцы пыли под микроскопом и сфотографировать их;
• Дать описание исследуемым образцам;
• Обработать результаты и сделать выводы.
Методика измерения и оценка параметров микроклимата:

Методика измерения шумового загрязнения.

• Установить шумомер в центре помещения;
• Установить функцию А – взвешивание;
• Включить шумомер на 1-2 минуты;
• Записать пиковое значение;
• Сделать выводы.
Изучение электромагнитного излучения:
• Определить источники электромагнитного излучения в кабинетах;
• Сделать выводы. Определить меры защиты от электромагнитного излучения.
Результаты исследования
Исследование пыли в классах проводилось с помощью светового микроскопа. Максимальное количество пыли оседает на поверхности мебели, а также в труднодоступных для уборки местах. Рассмотрев частицы пыли под микроскопом, мы обнаружили, что они неоднородны по составу и размеру, серого цвета, соединены между собой ворсинками. Пыль неоднородна и по структуре: книжная пыль – серого цвета, состоит из мельчайших частиц (мелкодисперсная), древесная пыль – более крупная.






Пыль, собранная с ковровых дорожек, содержит более крупные частицы, которые соединены ворсинками, может включать волоски.
книжная пыль
пыль с включениями волосков

древесная пыль

пыль с ковровых дорожек
Частицы пыли могут глубоко проникать в легочную систему и при длительном контакте вызывать хронические воспалительные заболевания дыхательных путей (трахеиты, бронхиты, бронхиальную астму) и легких (бронхопневмонии).
Результаты оценки параметров микроклимата классной комнаты.
Состояние микроклимата в кабинетах мы исследовали с помощью термометра и психрометра.
Показатели микроклимата класса
Период года | Температура, °С | Относительная влажность, % |
Полученный результат | Санитарно-гигиеническая норма | Полученный результат | Санитарно-гигиеническая норма |
Холодный и переходный | 22 | 18-22 | 65 | 65 |
Результаты исследования шумового загрязнения
Мы измерили уровень шума в классных комнатах с помощью шумомера и установили: максимальный уровень шума в дневное время – до 55дБ, что соответствует санитарно – гигиеническим нормам. Наиболее сильный шум создают музыкальные колонки.
Результаты исследования электромагнитного излучения.
Мы провели исследование в кабинетах и обнаружили, что электромагнитное излучение производят следующие приборы: компьютер, магнитофон, сотовые телефоны.
Выводы
1. Максимальное количество пыли оседает в классных комнатах на поверхности мебели, а также в труднодоступных для уборки местах. Рассмотрев частицы пыли под микроскопом, мы обнаружили, что они неоднородны по составу и размеру.
2. По показателям температуры полученные результаты соответствуют норме.
3. По показателям относительной влажности в холодный период года полученные результаты соответствуют санитарно-гигиенической норме.
4. Уровень шума в дневное соответствует норме.
5. Имеет место электромагнитное излучение.
Таким образом, рассмотрев влияние абиотических и экологических факторов на состояние экосистемы наших школы, мы отмечаем следующее: на экосистему классов и здоровье учащихся влияют климатические показатели (температура, влажность воздуха), бытовая пыль, электромагнитное излучение, шумовое загрязнение. Не все благополучно обстоит и с вопросом качества используемой питьевой воды. Лишь растения в учебных кабинетах, являясь необходимым и обязательными компонентами любой экосистемы, в том числе и искусственной, каковой является школа, скрашивают и облегчают его существование.
Но влияние в наших учебных кабинетах вредных экологических факторов не только нужно, но и можно снижать. При соблюдении несложных требований наши классные комнаты станут более здоровыми, безопасными, комфортными, то есть экологически чистыми.
Рекомендации
• Проводить проветривания классных помещений
• Увеличить количество растений
• Повысить уровень освещенности за счет замены ламп
• Рассмотреть возможность установки в классных помещениях пластиковых окон, как обеспечивающих лучшую проветриваемость, температурный режим и шумоизоляцию.
Литература
1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. – Спб., 2003
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006
3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10
4. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 7-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство Оникс, 2007
5. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровье человека. Уфа: Слово, 2005.
6. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. — М.: Кладезь, 2012.
7. Шклярова О.А. Изучение экологического состояния школы (практическая работа) // Биология в школе. – 1990. - № 3
8. Колесов Д.Д., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М., 2000.
9. Жидецкий В. Ц. и др. Основы охраны труда. — «Афиша», 2000.
9. Пистун И. П. Лекции по охране труда: Учебное пособие. — Сумы: Изд. «Университетская книга», 2002.
10. Охрана труда. Учебник. — К.: Вища школа, 2002.
30