СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Какой формы радуга?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа для научно-практической конференции "Какой формы радуга?" Учащиеся начальных классов любознательны. У них постоянное стремление наблюдать и экспериментировать. Значит, каждый ученик наделён способностью исследовать.  Задача учителя -  поощрять, развивать и направлять стремление к творческому поиску.

Просмотр содержимого документа
«Какой формы радуга»

МБОУ Курагинская средняя общеобразовательная школа № 3















«Какой формы радуга?»









Выполнила: Победина Анастасия,

ученица 4 «Б» класса

Руководитель: Сарапульцева

Ирина Александровна

















2016г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические познания.

1.1. Что такое радуга………………………………………………………5

1.2. Легенды и мифы о радуге, её символичность………………………5

1.3. История изучения природного явления - радуга…………………….6

1.4. Почему именно дуга?...........................................................................7

Глава 2. Практическая работа.

2.1. Анкетирование учащихся ……………………………………………8

2.2. Эксперименты получения радуги в домашних условиях…………..8

Заключение..……………………………………………………………………..10

Литература……………………………………………………………………….11

















Введение.

Какое из природных явлений может сравниться  по красоте с радугой? Возможно полярное сияние, вот только его видели совсем не много человек. А радугу,  которая появляется сразу после дождя,  видели все. Появившись на небосводе, она   приковывает внимание.

Конечно, радуга «воспета» поэтами, писателями, сказителями, она вдохновляет художников и мультипликаторов, но это может послужить темой для отдельного исследования. Моё же исследование посвящено происхождению радуги, как таковой и её необычной форме.

Актуальность. Многие люди, также как и я с нетерпением ждут дождя, чтобы полюбоваться радугой. Какое же это разноцветное  чудо природы?  Но как образуется радуга? А можно ли наблюдать  эту красоту дома? Почему она именно такой формы?

Эти вопросы заинтересовали меня. Эта тема стала мне интересна еще и потому, что не  многие знают, как образуется радуга. Чтобы ответить на все возникшие вопросы, я решила провести исследовательскую работу.

Данная исследовательская работа названа «Какая форма у радуги?» не случайно. Учёные давно объяснили это явление, а вот детям еще предстоит узнать о тайнах радуги.

Объект исследования: природное явление радуга, её форма.

Гипотеза: Предположим, что радуга имеет форму дуги.

Цель исследовательской работы:

Выяснение причины появления природного явления – радуги и её форме.

Задачи:

  1. Познакомится с информацией о радуге в научной литературе.

  2. Изучить условия появления радуги в природе.

  3. Доказать, что радуга имеет форму дуги.

  4. Провести анкетирование «Радуга-дуга».

  5. Получить радугу в домашних условиях.

Методы исследования:

- изучение информативных источников;

- анкетирование;

- исследование опытным путём;

- наблюдение.

























Глава 1. Теоретические познания.

1.1 Что такое радуга.

Мы нашли значения слова «радуга» в разных  энциклопедических словарях.

«Радуга» –  разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (Толковый  словарь русского языка Ожегова С.И.)

«Радуга» — претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга (По словарю В. Даля).

1.2 Легенды и мифы о радуге, её символичность.

Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд.

В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землёй, по которой ходила посланница Ирида между миром богов и миром людей.

В Китае считали, что радуга – это небесный дракон, союз Неба и Земли.

Славяне издревле верят, что радуга пьет воду из озер, рек и морей: подобно змею, опустив свое жало в воду, набирает в себя воду, а после выпускает, отчего и бывает дождь; на концах радуги повешено по котелку с древними золотыми монетами.

В христианстве радуга символизировала прощение, договор между Богом и человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. Всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге. В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), а семь цветов - как образы семи таинств и семи даров Святого Духа.

В Библии радуга является символом Завета Бога. Радуга также означает преображение, небесную славу, разные состояния сознания, встречу Неба с Землёй, мост или границу между миром и раем, трон бога Неба.

Таким образом, радуга играет роль одного из важных символов мировых религий.

1.3. История изучения природного явления радуга.

Откуда берётся удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?

Вопрос решается просто. Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. В солнечном спектре различают семь цветов. Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

А пытался ли кто-нибудь в истории человечества познать природу радуги?Я нашла ответ на этот вопрос в разных источниках?

Это красивое явление стали изучать уже в глубокой древности. Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги.







Прошло 370 лет. Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска соответствующего количества солнечного света». На пути солнечного луча учёный поставил особое трёхгранное стеклышко  - призму (слово «призма» в переводе с греческого означает распиленное). На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр (от латинского «Спектрум» - видимое). Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его семь цветов.

Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге, люди придумали специальные простые фразы. В них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

  1. Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь.

  2. Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.

  3. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

1.4. Почему именно дуга?

Разноцветное коромысло в небе уже давно привлекает учёных. Они доказали, что радуга имеет форму … окружности! Но, находясь на земле, человек способен видеть лишь дугу. Это происходит потому, что центр радужного круга находится на одной прямой с нашим взглядом. Если посмотреть на радугу сверху (с горы или самолета), мы увидим именно окружность, а не дугу. Форма радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. А капельки воды почти круглые. И когда луч света проходит через каплю воды, то разлагается на световые волны. Самая длинная световая волна - это луч красного света, самая короткая – фиолетовая. Поэтому цвета радуги расположены в одинаковой последовательности. А результатом преломления является круглая форма радуги.


Глава 2. Практическая работа.

2.1. Анкетирование учащихся.

Узнав столько интересного о радуге, мне захотелось узнать: а что знают ребята нашей школы о радуге. Для этого мною была проведена анкета среди учащихся 4 класса. Было предложено 3 вопроса:

  • Почему (отчего) появляется радуга?

  • Почему радуга имеет форму дуги?

  • Можно ли получить радугу дома?

Проанализировав ответы учащихся и сопоставив их с тем, что узнала я о радуге, я пришла к выводу, что надо рассказать ребятам об удивительном явлении природы – радуге.

2.2. Эксперименты получения радуги в домашних условиях  Цель: показать, что можно самостоятельно, в домашних условиях расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги.

 Практическая работа №1.  

Оборудование: мыльный раствор, набор для мыльных пузырей.

Ход опыта. Приготовила мыльный раствор и надула мыльный пузырь. На пузыре появилась радуга.

Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это радуга.


Практическая работа №2.

Оборудование: лист бумаги, пластиковая бутылка.

Ход опыта. Поставить бутылку на белый лист бумаги на подоконнике. Поймала бутылкой солнечный свет. На листе бумаги появились цветные полосы радуги.

 







Практическая работа №3.

Оборудование: бутылка-опрыскиватель с водой, настольная лампа.

Ход опыта:  В ясный солнечный день я встала спиной к окну, из которого ярко светило солнце и начала перед собой распылять воду, немного в стороне от меня, за мелкими каплями воды я увидела радугу, она имела форму дуги. Опыт повторила, при искусственном освещении (настольная лампа), которое было за моей спиной.

ВЫВОД: радугу можно получить в домашних условиях даже с помощью искусственного источника света.


Заключение.

Осуществление данного проекта позволило мне развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований. Во время работы над проектом я узнала о природном явлении радуге: как появляется радуга, определила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги, узнала, почему радуга имеет форму дуги. Из истории изучения радуги я выяснила, что многие пытались объяснить природу этого явления, но полно это явление раскрыл Исаак Ньютон. Опытным путём я доказала, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.

Цель  - узнать о природе атмосферного оптического явления – радуга и её форме, была мною достигнута.

Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась частично. С поверхности земли мы видим радугу в форме дуги, но всё-таки радуга имеет форму окружности. Её можно наблюдать только с большой высоты. Например, с высоты самолёта.

В дальнейшем в этом направлении хочу продолжить исследовать природу цветов радуги.

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении уроков и занятий по ознакомлению с окружающим миром и во внеурочной деятельности. 



  1. Литература:
  1. Абелюк Е.С. Мифологический словарь школьника. – М.: РОСТ, МИРОС, 2000. – 256 с.

  2. O`Нейлл «А. Где, что и когда?» Энциклопедия для любознательных. М.: 2007.

  3. Е. Пермяк «Волшебная радуга» 2008г. Изд.Эксмо

Интернет- ресурсы:

  1. http://slovari.yandex.ru

  2. Источник: http://www.stranamam.ru/post/2914


































Просмотр содержимого презентации
«Какая форма у радуги»

МБОУ Курагинская СОШ №3 «Какой формы радуга?» Выполнила: Победина Анастасия,  ученица 4 «Б» класса  Руководитель: Сарапульцева   Ирина Александровна

МБОУ Курагинская СОШ №3

«Какой формы радуга?»

Выполнила: Победина Анастасия,

ученица 4 «Б» класса

Руководитель: Сарапульцева Ирина Александровна

Объект исследования: Природное явление радуга, её форма.  Гипотеза. Предположим, что радуга имеет форму дуги.  Цель исследовательской работы:  Выяснение причины появления природного явления – радуги и её формы.  Задачи: Познакомиться с информацией о радуге в научной   литературе. Изучить условия появления радуги в природе. Доказать что радуга имеет форму дуги. Провести анкетирование «Радуга-дуга» Получить радугу в домашних условиях.

Объект исследования: Природное явление радуга, её форма.

Гипотеза. Предположим, что радуга имеет форму дуги.

Цель исследовательской работы:

Выяснение причины появления природного явления – радуги и её формы.

Задачи:

Познакомиться с информацией о радуге в научной литературе.

Изучить условия появления радуги в природе.

Доказать что радуга имеет форму дуги.

Провести анкетирование «Радуга-дуга»

Получить радугу в домашних условиях.

Методы исследования: - изучение информативных источников; - анкетирование; - исследование опытным путём; - наблюдение.

Методы исследования:

- изучение информативных источников;

- анкетирование;

- исследование опытным путём;

- наблюдение.

Что такое радуга?

Что такое радуга?

  • «Радуга» – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя.(Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова).
  • «Радуга» –  разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.(Толковый  словарь русского языка Ожегова С.И.)
Легенды и мифы о радуге

Легенды и мифы о радуге

История изучения радуги Аристотель, древнегреческий философ

История изучения радуги

Аристотель, древнегреческий философ

В 1672 году Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета.

В 1672 году Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета.

Стихи-запоминалки Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь. Крот овце, жирафу , зайке голубые сшил фуфайки.

Стихи-запоминалки

  • Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь.
  • Крот овце, жирафу , зайке голубые сшил фуфайки.

Какой формы радуга?

Какой формы радуга?

Самая длинная световая волна – красная. Самая короткая - фиолетовая

Самая длинная световая волна – красная.

Самая короткая - фиолетовая

Анкетирование  Почему (отчего) появляется радуга? Почему радуга имеет форму дуги? Можно ли получить радугу дома?

Анкетирование

  • Почему (отчего)

появляется радуга?

  • Почему радуга имеет форму дуги?
  • Можно ли получить

радугу дома?

Эксперименты получения радуги в домашних условиях.   Практическая работа №1.   

Эксперименты получения радуги в домашних условиях.

Практическая работа №1.   

Практическая работа №2.

Практическая работа №2.

Практическая работа №3.

Практическая работа №3.

Заключение  ВЫВОД. Выдвинутая гипотеза подтвердилась  частично. Радуга имеет форму окружности. С поверхности земли мы видим дугу . 3.

Заключение

ВЫВОД. Выдвинутая гипотеза подтвердилась

частично.

  • Радуга имеет форму окружности.
  • С поверхности земли мы видим дугу .

3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя