СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка практического занятия на тему: "История и культура русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка практического занятия на тему: "История и культура русского языка"»

Урок русского языка "История и культура русского языка"

11-й класс

Цели урока:

- Развивать знания об истории и культуре русского языка

- Ознакомить с понятием “норма современного русского языка”

- Дать анализ состояния современного русского языка в молодежной среде

- Закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную

- Формировать навык в использовании нормированной речи.

- Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка.


Эпиграф к уроку:

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности и постановка учебной задачи

- Приходят ли вам мысли о том, что такое язык? Язык – это средство человеческого общения. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. В языке отражается история, культура и быт народа.

Русский поэт, литературный критик, переводчик, близкий друг А.С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

2. Сведения о истории и культуре русского языка.

Грамотная речь как показатель культуры человека. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.

- Как вы понимаете слова известного русского писателя?

А какие вы знаете высказывания или произведения о культуре русской речи?

Все мы помним прекрасные строки стихотворения в прозе “Русский язык” И.С.Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Словом можно предать,

И продать, и купить.

Слово можно

В разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер

Рина Зелёная :

«Русский язык! Как я люблю тебя! Какое счастье уметь говорить правильно по- русски. Читать и слушать, как красива русская речь! Сейчас многие говорят неумело, небрежно – это глупо и безответственно».

Сколько замечательных слов сказано о русском языке!

Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается. Исследователи русского языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в нашей стране:

1) отступления от норм русского литературного языка, вульгаризация русской речи;

2) воздействие на русский язык американского варианта английского языка, что отражается в СМИ, рекламе, массовой культуре.

Все это может привести к разрушению языка. Чтобы не дать нашему языку деградировать и исчезнуть, мы должны заботиться о нем, соблюдая речевые нормы.

3. Разминка:

  1. Какая речь считается правильной? Речь, в которой соблюдены нормы литературного языка.

  2. Что такое литературный язык? Общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

  3. Что такое нормы литературного языка? Общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.

  4. Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации? Орфоэпические

  5. Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением? Лексические

  6. Какие нормы русского языка отражают правила образования слов? Словообразовательные

  7. Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи? Морфологические

  8. Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений? Синтаксические

  9. Произнесите правильно слово ДИСПАНСЕР диспансе’р [сэ]

  10. В каком слове ударение падает на второй слог: КИЛОМЕТР ПОЗВОНИМ ХОДАТАЙСТВО? ходАтайство

  11. Расставьте ударение в словах: БАЛОВА′ТЬ МАРКИРОВА′ТЬ ПРЕМИРОВА′ТЬ

  12. В каком случае синоним подобран неверно:
    1) ринуться – устремиться
    2) ревизия - пересмотр, изменение
    3) превратный - решающий, поворотный ˅

  13. Какая норма нарушена в следующих примерах: стадо зайцев, под гнетом гуманности, костяной тип мышлениялексическая

  14. Исправьте ошибку в предложении «Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова». Вследствие (из-за) наводнения…

  15. Исправьте словообразовательные ошибки: подчерк, уклонство, полностьПочерк, уклонение, полнота

  16. В каком из примеров нарушена морфологическая норма:
    1) черная вуаль
    2) царящиеся порядки ˅
    3) красивейший цветок

  17. Исправьте грамматическую ошибку в предложении «Сегодня она пела более лучше, чем вчера». Пела лучше…

  18. Выберите правильный вариант продолжения предложения:
    Уезжая с дачи,
    1) все двери были заперты.
    2) родители закрыли все двери. ˅

  19. Исправьте ошибку в предложении «Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым». Когда она вышла замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

4. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Задание:

Вы - учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ

1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).

2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).

3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

4. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

5. Слово учителя.

- Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

Язык народа – это его историческая память. Духовная культура и жизнь своеобразно отразились в нашем языке.

Любопытно, что у летописца Нестора не упоминается слово “народ”, “племя”, для обозначения этого используется понятие “язык”.

Народ и язык – понятия изначально неразделимые, цельные, как тело и душа. Язык не увидишь, его не коснёшься, может от того и возникает иллюзия его малоценности в современном обществе? Он ведь, как воздух, как вода – всюду, везде с нами.

- А какова современная языковая ситуация? Понаблюдаем за разговором двух современных девушек.

6.Инсценировка и обсуждение с обучающимися сценки

-Хай, подружка!

-Привет! Классно выглядишь, ты раньше на тинейджера смахивала, а теперь…

-Это мой стилист постарался, я такой салон отыскала!

- Где?

- Знаешь, возле дома у нас паркинг построили, на въезде постер висит. Подхожу, читаю, в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после ланча туда отправилась. На входе - секьюрити, дизайн в холле классный, ремейки самые лучшие звучат. Всё супер! Я как раз на прайм-тайм попала – пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка.

- Нет, Женя, я туда не пойду.

- Как вы думаете, почему девочка отказалась от предложения подруги? ничего не поняла из сказанного)

7. Выпишите заимствованные слова, определите их лексическое значение

Проверим: правильно ли определили лексическое значение слов

- Какой вывод можно сделать? Отказаться от употребления иностранных слов? (ответы и предложения учащихся)

Слова английского происхождения требуют дополнительной расшифровки средствами русского языка, потому что они не понятны большинству из нас. Конечно, здесь представлены далеко не все примеры, лишь те, которые активно используются в молодёжной среде.

- Почему же эта проблема оказывается спорной?

С одной стороны, заимствованные слова в нашей речи – явление закономерное, отражающее экономические, политические и культурные взаимоотношения с другими странами, а с другой стороны – погоня за всем иностранным губит самобытность и прелесть русского языка, засоряет его.

Прибегая к иноязычным элементам, мы отдаём дань моде не только жить, но и мыслить по-американски. Но ведь нам тоже есть чем гордиться!

И если многочисленные искажения русской речи не в нашей власти изменить, то за выбор слова в собственном высказывании отвечаем мы сами. Именно с этого и стоит начинать.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.

Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания (на 3 слайдах).

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

Проверка. Код ответов: 1, 4, 2

В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на бранную лексику связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать-сыру землю, Богородицу и родную мать человека. У русских крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого выругали “черным” словом могли унести злые силы. Нельзя было ругаться при иконах, при печке (этого не выносит домовой). Боясь лешего, не ругались в лесу.

В дом, где люди бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.

Такими “черными словами” не разбрасывались: боялись накликать беду и на себя, и на близких - ведь слово-то имело свойство “воплощаться”! (Слайд)

- Что вы чувствуете, когда такие слова звучат в ваш адрес?

То, что проблема сквернословия весьма актуальна, говорят исследования на современном этапе. (Вы, ребята, можете провести их у себя в техникуме…)

Из материалов исследования сотрудника Института проблем Российской Академии Наук П. П. Гаряева

• Любое произнесённое слово—это волновая генетическая программа

• Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать раковые заболевания

• Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген!

• Бранные слова вызывают мутации на генетическом уровне

• Длительный стресс, который могут спровоцировать оскорбительные выражения, приводит к снижению иммунитета

- Как с этим бороться? (предложения обучающихся)

Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.

8 . Работа с текстом

Родной язык не выбирают, как не выбирают мать и отца, место и время рождения. Но именно то, чего мы не выбираем, во многом определяет нашу судьбу. Счастье или несчастье человека зависит от взаимоотношений с близкими людьми, и взаимоотношения с родным языком тоже очень важны в жизни.

9. Работа с вопросами

1.Что такое литературный язык? Что такое нормы литературного языка?

2.Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации?

3.Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением?

4.Какие нормы русского языка отражают правила образования слов?

5.Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи?

6.Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений?

7.Произнесите правильно слово ДИСПАНСЕР

8.В каком слове ударение падает на второй слог: КИЛОМЕТР ПОЗВОНИМ ХОДАТАЙСТВО?

9.Расставьте ударение в словах: БАЛОВАТЬ МАРКИРОВАТЬ ПРЕМИРОВАТЬ

10.В каком случае синоним подобран неверно:
1) ринуться – устремиться
2) ревизия - пересмотр, изменение
3) превратный - решающий, поворотный

11.Какая норма нарушена в следующих примерах: стадо зайцев, под гнетом гуманности, костяной тип мышления?

12.Исправьте ошибку в предложении «Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова».

13.Исправьте словообразовательные ошибки: подчерк, уклонство,полность. Почерк, уклонение, полнота

  1. В каком из примеров нарушена морфологическая норма:
    1) черная вуаль
    2) царящиеся порядки
    3) красивейший цветок

  2. Исправьте грамматическую ошибку в предложении «Сегодня она пела более лучше, чем вчера».

  3. Выберите правильный вариант продолжения предложения:
    Уезжая с дачи,
    1) все двери были заперты.
    2) родители закрыли все двери.

  1. Исправьте ошибку в предложении «Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым».


10.Подведение итогов урока

11.Домашнее задание