СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"История возникновения фразеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация дает возможность учащимся повторить и обобщить сведения по разделу "Фрезеология", знакомит учащихся с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке.

Просмотр содержимого документа
«"История возникновения фразеологизмов"»

 источники происхождения фразеологизмов

источники происхождения фразеологизмов

Цель урока: знакомство с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке. Задачи урока: Повторить и обобщить сведения по разделу «Фразеология». Научить находить фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи. Познакомиться с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке.  

Цель урока: знакомство с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке.

Задачи урока:

  • Повторить и обобщить сведения по разделу «Фразеология».
  • Научить находить фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи.
  • Познакомиться с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке.

 

 На прошлом уроке вы познакомились с госпожой Фразеологией , которая дает вам маленькое наставление: « Не следует водить кого-то за нос, кому-то мозолить глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, вставлять кому-то палки в колеса, а нужно : работать засучив рукава, делать дело без сучка и задоринки, болеть душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово, подходить к людям с открытой душой!»

На прошлом уроке вы познакомились с госпожой Фразеологией , которая дает вам маленькое наставление: « Не следует водить кого-то за нос, кому-то мозолить глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, вставлять кому-то палки в колеса, а нужно : работать засучив рукава, делать дело без сучка и задоринки, болеть душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово, подходить к людям с открытой душой!»

«Подскажи словечко!» 1) Кричать во всю … 2) Ахиллесова … 3) Смотреть сквозь … 4) А … просто открывался 5) Без сучка, …

«Подскажи словечко!»

1) Кричать во всю …

2) Ахиллесова …

3) Смотреть сквозь …

4) А … просто открывался

5) Без сучка, …

Фразеологический словарь

Фразеологический словарь

Целеполагание Хочу узнать …  Хочу понять …  Хочу научиться …

Целеполагание

Хочу узнать …

Хочу понять …

Хочу научиться …

 Откуда к нам пришли фразеологизмы?    исконно русские фразеологизмы   Бить баклуши (праздно проводить время, бездельничать)  Коломенская верста (очень высокого роста)  Во всю ивановскую (в полную силу,  очень громко)  Брить лоб (отдавать в солдаты)

Откуда к нам пришли фразеологизмы?

исконно русские фразеологизмы

  • Бить баклуши (праздно проводить время, бездельничать)

  • Коломенская верста (очень высокого роста)

  • Во всю ивановскую (в полную силу,

очень громко)

  • Брить лоб (отдавать в солдаты)
 Откуда к нам пришли фразеологизмы?   Заимствованные фразеологизмы   пришли к нам из других языков   Из немецкого языка смотреть сквозь пальцы (сознательно не замечать что – либо)  (с -откладывать в долгий  -откладывать в долгий ящик (на неопределённое время) Из французского языка не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на своём месте) с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху)  )скованно, не на месте),

Откуда к нам пришли фразеологизмы?

Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков

Из немецкого языка

смотреть сквозь пальцы

(сознательно не замечать что – либо)

(с -откладывать в долгий

-откладывать в долгий ящик (на неопределённое время)

Из французского языка

не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на своём месте)

с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху)

)скованно, не на месте),

 Откуда к нам пришли фразеологизмы?   Многие фразеологизмы были созданы в устной речи людей различных профессий:    столяров (топорная работа, без сучка, без задоринки)   железнодорожников (ставить в тупик, зелёная улица)   музыкантов (задавать тон, играть первую скрипку).

Откуда к нам пришли фразеологизмы?

Многие фразеологизмы были созданы в устной речи людей различных профессий:

  • столяров (топорная работа, без сучка, без задоринки)

  • железнодорожников (ставить в тупик, зелёная улица)

  • музыкантов (задавать тон, играть первую скрипку).
 Откуда к нам пришли фразеологизмы?   Некоторые фразеологизмы пришли из мифов.   Ахиллесова пята (наиболее уязвимое место, слабая сторона) Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, некоснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.   Прокрустово ложе (мерка под которую что-либо подгоняют) Согласно древнегреческому мифу разбойник по прозвищу Прокруст обрубал или вытягивал жертвам ноги по длине своего ложа.

Откуда к нам пришли фразеологизмы?

Некоторые фразеологизмы пришли из мифов.

  • Ахиллесова пята (наиболее уязвимое место, слабая сторона) Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, некоснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.

  • Прокрустово ложе (мерка под которую что-либо подгоняют) Согласно древнегреческому мифу разбойник по прозвищу Прокруст обрубал или вытягивал жертвам ноги по длине своего ложа.
 Откуда к нам пришли фразеологизмы?   Из художественных произведений Слона то я и не приметил (не обратил внимание на самое важно).  А ларчик просто открывался (простой выход из казалось бы затруднительного положения)

Откуда к нам пришли фразеологизмы?

Из художественных произведений

  • Слона то я и не приметил
  • (не обратил внимание на самое важно).

  • А ларчик просто открывался (простой выход из казалось бы затруднительного положения)
Происхождение фразеологизмов крылатые слова и выражения,  созданные писателями из разных крылатые слова  профессий из мифологии фразеологизмы исконно русские заимствованные 13

Происхождение фразеологизмов

крылатые слова и выражения,

созданные писателями

из разных

крылатые слова

профессий

из мифологии

фразеологизмы

исконно русские

заимствованные

13

 Исследовательская работа   Составление плана исследования фразеологизма: Назвать выбранный для исследования фразеологизм. Определить его источник. Объяснить значение фразеологизма. Рассказать историю происхождения фразеологизма. Привести аналог фразеологизма из другого языка (если он есть).   Собрать и оформить информацию о фразеологизме в тетради.

Исследовательская работа

Составление плана исследования фразеологизма:

  • Назвать выбранный для исследования фразеологизм.
  • Определить его источник.
  • Объяснить значение фразеологизма.
  • Рассказать историю происхождения фразеологизма.
  • Привести аналог фразеологизма из другого языка (если он есть).  
  • Собрать и оформить информацию о фразеологизме в тетради.
Итоги урока Я понял… Отличие фразеологизма от свободного словосочетания. Я узнал … Источники происхождения фразеологизмов Я научился … Давать толкование фразеологическим оборотам. Работать с фразеологическим словарем. Находить фразеологизмы в тексте. Составлять предложения с фразеологизмами.

Итоги урока

Я понял…

Отличие фразеологизма от свободного словосочетания.

Я узнал …

Источники происхождения фразеологизмов

Я научился …

Давать толкование фразеологическим оборотам.

Работать с фразеологическим словарем.

Находить фразеологизмы в тексте.

Составлять предложения с фразеологизмами.

 Домашнее задание   создать рисунок, иллюстрирующий выбранный фразеологизм

Домашнее задание

создать рисунок, иллюстрирующий выбранный фразеологизм

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!