Просмотр содержимого документа
«"История возникновения фразеологизмов"»
источники происхождения фразеологизмов
Цель урока: знакомство с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке.
Задачи урока:
- Повторить и обобщить сведения по разделу «Фразеология».
- Научить находить фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи.
- Познакомиться с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке.
На прошлом уроке вы познакомились с госпожой Фразеологией , которая дает вам маленькое наставление: « Не следует водить кого-то за нос, кому-то мозолить глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, вставлять кому-то палки в колеса, а нужно : работать засучив рукава, делать дело без сучка и задоринки, болеть душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово, подходить к людям с открытой душой!»
«Подскажи словечко!»
1) Кричать во всю …
2) Ахиллесова …
3) Смотреть сквозь …
4) А … просто открывался
5) Без сучка, …
Фразеологический словарь
Целеполагание
Хочу узнать …
Хочу понять …
Хочу научиться …
Откуда к нам пришли фразеологизмы?
исконно русские фразеологизмы
- Бить баклуши (праздно проводить время, бездельничать)
- Коломенская верста (очень высокого роста)
- Во всю ивановскую (в полную силу,
очень громко)
- Брить лоб (отдавать в солдаты)
Откуда к нам пришли фразеологизмы?
Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков
Из немецкого языка
смотреть сквозь пальцы
(сознательно не замечать что – либо)
(с -откладывать в долгий
-откладывать в долгий ящик (на неопределённое время)
Из французского языка
не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на своём месте)
с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху)
)скованно, не на месте),
Откуда к нам пришли фразеологизмы?
Многие фразеологизмы были созданы в устной речи людей различных профессий:
- столяров (топорная работа, без сучка, без задоринки)
- железнодорожников (ставить в тупик, зелёная улица)
- музыкантов (задавать тон, играть первую скрипку).
Откуда к нам пришли фразеологизмы?
Некоторые фразеологизмы пришли из мифов.
- Ахиллесова пята (наиболее уязвимое место, слабая сторона) Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, некоснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.
- Прокрустово ложе (мерка под которую что-либо подгоняют) Согласно древнегреческому мифу разбойник по прозвищу Прокруст обрубал или вытягивал жертвам ноги по длине своего ложа.
Откуда к нам пришли фразеологизмы?
Из художественных произведений
- Слона то я и не приметил
- (не обратил внимание на самое важно).
- А ларчик просто открывался (простой выход из казалось бы затруднительного положения)
Происхождение фразеологизмов
крылатые слова и выражения,
созданные писателями
из разных
крылатые слова
профессий
из мифологии
фразеологизмы
исконно русские
заимствованные
13
Исследовательская работа
Составление плана исследования фразеологизма:
- Назвать выбранный для исследования фразеологизм.
- Определить его источник.
- Объяснить значение фразеологизма.
- Рассказать историю происхождения фразеологизма.
- Привести аналог фразеологизма из другого языка (если он есть).
- Собрать и оформить информацию о фразеологизме в тетради.
Итоги урока
Я понял…
Отличие фразеологизма от свободного словосочетания.
Я узнал …
Источники происхождения фразеологизмов
Я научился …
Давать толкование фразеологическим оборотам.
Работать с фразеологическим словарем.
Находить фразеологизмы в тексте.
Составлять предложения с фразеологизмами.
Домашнее задание
создать рисунок, иллюстрирующий выбранный фразеологизм
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!