СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса в формате ОГЭ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложена контрольная работа в формате ОГЭ для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа за курс 8 класса в формате ОГЭ»

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения итоговой аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся 8 класса по основным общеобразовательным программам основного общего образования


1. Назначение КИМ для промежуточной аттестации учащихся 8 класса.

Контрольные измерительные материалы призваны оценить подготовку по химии учащихся 8 класса по основным темам:

  • Первоначальные химические понятия

  • Основные классы неорганических соединений.

  • Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева.

  • Химическая связь

  • Галогены.


КИМы позволяют оценить уровень знаний за курс 8 класса.


2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).


3. Подходы к разработке контрольных измерительных материалов по химии

Разработка КИМ по химии осуществлялась с учетом следующих общих положений.

  • КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. В государственном стандарте основного общего образования по химии эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников.

  • КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки учащихся. В этих целях проверки усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.

  • Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки учащихся 8 класса.


  1. Характеристика структуры работы.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 3 частей. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.

Часть 1 содержит 15 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1, А2, А3, … А15.

Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1, В2, В3, В4.

Часть 3 содержит 3 или 4 задания с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначения в работе: С1–С3.

Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68, 18 и 14% соответственно.

Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы моделей 1 и 2 дает таблица 1.

Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

15

15

Задания с выбором ответа

2

Часть 2

4

8

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

3

11

Задания с развернутым ответом


ИТОГО

22

34






5. Характеристика содержания КИМ

Каждая группа заданий работы имеет свое предназначение.

Задания с выбором ответа проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания курса химии VIII класса: знание языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических; знание признаков классификации элементов, неорганических веществ, химических реакций и др.

В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа. В заданиях одного вида учащимся для выполнения задания необходимо выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. В заданиях другого вида предложены два суждения, верность которых следует оценить. Различие этих разновидностей заданий состоит в алгоритмах поиска правильных ответов.

Задания с кратким ответом проверяют на повышенном уровне наряду с элементами содержания, проверяемыми заданиями с выбором ответа, усвоение следующего учебного материала: химические свойства изученных классов неорганических веществ, классификация веществ и химических реакций.

В работе предложены два задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор) и два задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Правильный ответ записывается в виде последовательности цифр. Выполнение заданий данного вида предусматривает осуществление многочисленных учебных действий (операций). Например, необходимо определить, с какими реагентами будет взаимодействовать то или иное вещество; определить реактив, который можно использовать для распознавания двух веществ.

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений:

составлять уравнения химических реакции;

объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением, взаимосвязь неорганических веществ;

проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.

При выполнении первого задания необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить уравнение реакции, указать её тип и определить классы веществ, участвующих в этой реакции.

Второе задание предполагает выполнение двух видов расчетов:

вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Третье задание (С3) является практико-ориентированным и имеет характер «мысленного эксперимента». Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций, которые следует осуществить.


6. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам проверяемых

умений и способам действий

При определении количества проверочных заданий работы, ориентированных на проверку усвоения учебного материала отдельных содержательных блоков, учитывалось, какой объем каждый из них занимает в курсе химии. Например, было принято во внимание, что в системе знаний, определяющих уровень подготовки учащихся 8 класса основной школы по химии, наиболее значительным является блок «Первоначальные химические понятия. Представления об неорганических веществах».

Распределение заданий представлено в таблице №2.



Таблица 2. Распределение заданий контрольной работы по видам проверяемых умений и способам действий

Проверяемые умения и виды деятельности

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального

первичного балла за

задания данного вида

учебной деятельности от

максимального

первичного балла за

всю работу

  1. Называть:

1.1 вещества по их химическим формулам

1.2 типы химических реакций


2

2

5,9

  1. Составлять:

2.1 формулы важнейших неорганических соединений изученных классов.

2.2 схемы, строения атомов

первых 20 элементов

Периодической системы

Д.И. Менделеева

2.3 уравнения химических реакций.

3

5

14,7

  1. Характеризовать:

3.1 химические элементы (от

водорода до кальция) на основе

их положения в

Периодической системе

Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

3.2 химические свойства веществ – представителей различных классов неорганических соединений.

6

7

20,6

  1. Объяснять:

4.1 физический смысл

порядкового номера химического элемента, номеров

группы (для элементов

главных подгрупп) и периода в

Периодической системе,

к которым принадлежит

элемент;

4.2 закономерности в изменении

свойств химических элементов

и их соединений;

4.3 сущность химических реакций

(окислительно-

восстановительных и ионного

обмена);

4.4 взаимосвязь веществ

5

10

29,4

  1. Определять:

5.1 принадлежность веществ к определенному классу

5.2 тип химической реакции по известным классификационным признакам

5.3 вид химической связи и степень окисления элементов.

3

3

8,8

  1. Проводить:

6.1 опыты, подтверждающие

химические свойства

изученных классов

неорганических веществ

    1. опыты по получению,

собиранию и изучению свойств неорганических веществ

1

3

8,8

  1. Вычислять:

6.1 массовую долю химического элемента в веществе.

6.2 массовую долю растворенного вещества в растворе.

6.3 количество вещества, массу вещества, объем по количеству, массе или объему реагентов или продуктов реакции

2

4

11,8

Итого:

22

34

100


7. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В контрольную работу включены задания различных уровней

сложности: базового – Б; повышенного – П; высокого – В (таблица 3).

Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности приводится в таблице 3.


Таблица 3. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности


Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания

данного уровня сложности от

максимального первичного балла

за всю работу, равного 34

Базовый

15

15

44,1

Повышенный

4

8

23,5

Высокий

3

11

32,4

ИТОГО

32

34

100

8. Продолжительность работы по химии

На выполнение работы отводится 2 часа – 120 минут.

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий,

составляет:

1) для каждого задания части 1 – 2–3 минуты;

2) для каждого задания части 2 – 10 –12 минут;

3) для каждого задания части 3 – 15–20 минут.


9. Дополнительные материалы и оборудование

В аудитории во время выполнения работы у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование:

– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

– электрохимический ряд напряжений металлов;

– непрограммируемый калькулятор.


10. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом.

В части 2 каждое верно выполненное задание В1–В4 максимально оценивается 2 баллами.

Задания В1, В2 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания В3, В4 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания С1 и С2 – по 3 балла; за задание С3 – 5 баллов; задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами.

Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка определяется по 5-балльной шкале.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение промежуточной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 - 8

9 - 17

18 - 26

27 - 34

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, учащийся набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.


11. Обобщенный план варианта КИМ для учащихся 8 класса по химии.

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа; В – задания с кратким ответом; С – задания с развернутым ответом.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения –60–90%); П – повышенный (40–60%); В – высокий (менее 40%).

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды проверяемых элементов содержания (кодификатор ГИА 9)

Коды проверяемых умений (табл.2)

Уровни сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

А1

Стро­е­ние атома. Стро­е­ние электронных обо­ло­чек атомов пер­вых 20 эле­мен­тов Периодической си­сте­мы Д. И. Менделеева

1.1

2.5.1

Б

1

3

А2

Пе­ри­о­ди­че­ский закон и Пе­ри­о­ди­че­ская система хи­ми­че­ских элементов Д. И. Менделеева

1.2

1.3

2.2.2

Б

1

3

А3

Стро­е­ние молекул. Хи­ми­че­ская связь: ко­ва­лент­ная (полярная и неполярная), ионная, металлическая

1.3

2.4.3

Б

1

3

А4

Ва­лент­ность химических элементов. Сте­пень окисления хи­ми­че­ских элементов

1.4

2.4.2

Б

1

3

А5

Про­стые и слож­ные вещества. Ос­нов­ные классы не­ор­га­ни­че­ских веществ

1.6

2.1.2

2.4.4

Б

1

3

А6

Хи­ми­че­ская реакция. Усло­вия и при­зна­ки протекания хи­ми­че­ских реакций. Хи­ми­че­ские уравнения

2.1

2.2

2.4.5

2.5.3

Б

1

3

А7

Номенклатура неорганических веществ

1.6

1.1

Б

1

3

А8

Химическая реакция.

2.1

2.2

Б

1

3

А9

Хи­ми­че­ские свойства про­стых веществ: ме­тал­лов и неметаллов

3.1

2.2.2

2.3.2

Б

1

3

А10

Хи­ми­че­ские свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

3.2.1

2.3.3

Б

1

3

А11

Хи­ми­че­ские свойства оснований. Хи­ми­че­ские свойства кислот

3.2.2

3.2.3

2.3.2

Б

1

3

А12

Хи­ми­че­ские свойства солей (средних)

3.2.4

2.3.3

Б

1

3

А13

Чи­стые вещества и смеси. Пра­ви­ла безопасной ра­бо­ты в школь­ной лаборатории. Ла­бо­ра­тор­ная посуда и оборудование

3.2.2

2.9

Б

1

3

А14

Опре­де­ле­ние характера среды рас­тво­ра кислот и ще­ло­чей с по­мо­щью индикаторов. Ка­че­ствен­ные реакции на ионы в рас­тво­ре (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония)

4.2

4.3

2.7.4

Б

1

3

А15

Вы­чис­ле­ние массовой доли хи­ми­че­ско­го элемента в веществе

4.5.1

2.8.1

Б

1

3

В1

Пе­ри­о­ди­че­ский закон Д. И. Менделеева. За­ко­но­мер­но­сти изменения свойств элементов и их со­еди­не­ний в связи с по­ло­же­ни­ем в пе­ри­о­ди­че­ской системе хи­ми­че­ских элементов

1.2.2

2.2.2

2.3.1

П

2

7

В2

Химические свойства простых веществ.

3.1.2

3.1

П

2

8

В3

Сте­пень окисления хи­ми­че­ских элементов. Окис­ли­тель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции

1.6

4.1

П

2

8

В4

Хи­ми­че­ские свойства слож­ных веществ

3.2

3.1

П

2

8

С1

Вза­и­мо­связь различных клас­сов неорганических веществ.

3.1

3.2

3.3

4.4

2.4.6

2.5.3

В

3

12

С2

Вы­чис­ле­ние массовой доли рас­тво­рен­но­го вещества в растворе

4.5.2; 4.5.3

2.8.2

2.8.3

В

3

15

С3

Хи­ми­че­ские свойства про­стых веществ. Хи­ми­че­ские свойства слож­ных веществ. Ка­че­ствен­ные реакции на ионы в рас­тво­ре (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония)

3.3

4.2

В

5

15

Всего заданий 22; из них по типу заданий: А-15, В-4, С-3; по уровню сложности: Б-15, П-4, В-3

Общее время выполнения работы – 120 минут




Контрольная работа для итоговой аттестации учащихся 8 класса.

ВАРИАНТ 1

Часть А

При выполнении заданий в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1–А15) поставьте крестик (х) в клеточку, номер которой соответствует выбранному вами ответу.

А1.  Во 2-м пе­ри­о­де VIA груп­пе Пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­мы на­хо­дит­ся хи­ми­че­ский эле­мент, схема стро­е­ния атома ко­то­ро­го


А2. Номер груп­пы в Пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­ме хи­ми­че­ских эле­мен­тов Д. И. Мен­де­ле­е­ва со­от­вет­ству­ет

1) числу элек­тро­нов в атоме

2) зна­че­нию выс­шей ва­лент­но­сти эле­мен­та

3) числу элек­тро­нов, не­до­ста­ю­щих до за­вер­ше­ния внеш­не­го элек­трон­но­го слоя

4) числу элек­трон­ных слоев в атоме


А3. Ко­ва­лент­ная не­по­ляр­ная связь ре­а­ли­зу­ет­ся в ве­ще­стве

1) H2S

2) S8

3) Na

4) CuO


А4.В каком со­еди­не­нии хлор про­яв­ля­ет выс­шую воз­мож­ную сте­пень окис­ле­ния?

  1. HCl

  2. KClO

  3. Cl2O7

  4. KClO3

  1. А5. Даны ве­ще­ства: сера, белый фос­фор и азот­ная кис­ло­та. Среди них к про­стым ве­ще­ствам от­но­сит­ся(-ятся)

  1. толь­ко сера

  2. толь­ко белый фос­фор;

  3. белый фос­фор и азот­ная кис­ло­та;

  4. сера и белый фос­фор

  1. А6. . Ре­ак­ция об­ме­на с уча­сти­ем ок­си­да каль­ция:

  2. 1)

  3. 2)

  4. 3)

  5. 4)

  6. А7. Формула сульфата натрия:

  1. 1) Na2SO4

  2. 2) Na2S

  3. 3) Na2SO3

  4. 4) Na2SiO3

  1. А8. Признаком протекания химической реакции между оксидом меди и водородом является

  1. 1) появление запаха

  2. 2) изменение цвета

  3. 3) выпадение осадка

  4. 4) выделение газа

  1. А9. И же­ле­зо, и фос­фор ре­а­ги­ру­ют с

  1. во­до­ро­дом

  2. хло­ром

  3. ще­ло­ча­ми

  4. соляной кислотой

  1. А10. С ок­си­дом уг­ле­ро­да(IV) вза­и­мо­дей­ству­ет каж­дое из двух ве­ществ:

  1. А11. Рас­твор сер­ной кис­ло­ты ре­а­ги­ру­ет с рас­тво­ром

  1. 1)

  2. 2)

  3. 3)

  4. 4)

  1. А12. Суль­фат меди в вод­ном рас­тво­ре не ре­а­ги­ру­ет с

  1. 1)

  2. 2)

  3. 3)

  4. 4)

  1. А13. Верны ли суж­де­ния о пра­ви­лах при­ме­не­ния и хра­не­ния пре­па­ра­тов бы­то­вой химии?

  2.   А. Аэро­зо­ли, ис­поль­зу­ю­щи­е­ся в ка­че­стве средств для борь­бы с бы­то­вы­ми на­се­ко­мы­ми, без­опас­ны для детей и жи­вот­ных.

  3. Б. Рас­тво­ри­те­ли и мо­ю­щие сред­ства до­пус­ка­ет­ся хра­нить в до­ступ­ных для детей ме­стах.

  1. 1) верно толь­ко А

  2. 2) верно толь­ко Б

  3. 3) верны оба суж­де­ния

  4. 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

  1. А14. Со­би­рать ме­то­дом вы­тес­не­ния воды, как это по­ка­за­но на ри­сун­ке, можно

  1. хло­ро­во­до­род

  2. метан

  3. оксид серы(IV)

  4. ам­ми­ак

  1. А15. На какой диа­грам­ме пра­виль­но по­ка­за­ны мас­со­вые доли эле­мен­тов в ?

  2.  

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  1. Часть В

  2. Ответом к заданиям этой части (В1 – В4) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы в бланк справа от номера соответствующего задания.

  3. В1. При вы­пол­не­нии за­да­ния из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня от­ве­тов вы­бе­ри­те два пра­виль­ных и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

  4.  

  5. Среди пе­ре­чис­лен­ных хи­ми­че­ских эле­мен­тов 

  6.  

  7. 1) наи­мень­ший ра­ди­ус имеют атомы брома

  8. 2) наи­боль­шую элек­тро­от­ри­ца­тель­ность имеет фтор

  9. 3) наи­бо­лее вы­ра­жен­ные не­ме­тал­ли­че­ские свой­ства про­яв­ля­ет бром

  10. 4) выс­шую сте­пень окис­ле­ния +7 имеют хлор и бром

  11. 5) во­до­род­ное со­еди­не­ние со­ста­ва НЭ об­ра­зу­ет толь­ко фтор

  1. В2. В реакцию с водородом вступают:

  2. 1) медь 4) магний

  3. 2) оксид меди (II) 5) хлорид бария

  4. 3) гидроксид натрия 6) оксид железа (III)

  5. В3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между схе­мой хи­ми­че­ской ре­ак­ции и ве­ще­ством-вос­ста­но­ви­те­лем в ней.

  6.  

    1. СХЕМА РЕ­АК­ЦИИ

    1. ВОС­СТА­НО­ВИ­ТЕЛЬ

    1. A)            

    1. 1)

    1. Б)             

    1. 2) 

    1. B)          

    1. 3) 

    1. 4) 

    1. 5)

  7. В4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­му­лой ве­ще­ства и ре­а­ген­та­ми, с ко­то­ры­ми это ве­ще­ство может вза­и­мо­дей­ство­вать.

    1. ФОР­МУ­ЛА ВЕ­ЩЕ­СТВА         

    1. РЕ­А­ГЕН­ТЫ

    1. A) 

    1. 1)

    1. Б)            

    1. 2)  (р-р)

    1. B)  (р-р)

    1. 3) 

    1. 4) 




  8. Часть С

  9. Подробное решение запишите на бланке №2.

  10. С1. Дана схема пре­вра­ще­ний:

  11.  

  12.  

  13. На­пи­ши­те мо­ле­ку­ляр­ные урав­не­ния ре­ак­ций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить ука­зан­ные пре­вра­ще­ния.


  14. С2. К рас­тво­ру суль­фи­та на­трия мас­сой 252 г и мас­со­вой долей 5% до­ба­ви­ли из­бы­ток рас­тво­ра со­ля­ной кис­ло­ты. Вы­чис­ли­те объем (н. у.) вы­де­лив­ше­го­ся газа.



  15. C3. Два газа, один из ко­то­рых легче воз­ду­ха, а дру­гой — тя­же­лее, про­ре­а­ги­ро­ва­ли между собой при на­гре­ва­нии. Об­ра­зо­вал­ся газ с рез­ким за­па­хом X, хо­ро­шо рас­тво­ри­мый в воде. Рас­твор X в воде об­ла­да­ет кис­лот­ны­ми свой­ства­ми. При до­бав­ле­нии к этому рас­тво­ру кар­бо­на­та на­трия вы­де­ля­ет­ся газ. Опре­де­ли­те фор­му­лу газа X и на­зо­ви­те его. Со­ставь­те два урав­не­ния про­ведённых ре­ак­ций.