СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Итоги работы по развитию функциональной грамотности 2023-2024 учебный год»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках ИЗО я «не выращиваю» профессиональных художников, но я развиваю у обучающихся креативное мышление, стимулирую самостоятельный поиск нужной информации в различных источниках, даю возможность выбора путей решения, ребята учатся работать в коллективе, знакомятся с искусством и культурой родного края. Я создаю условия для формирования индивидуальности, личности, которая будет легко адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Повышение функциональной грамотности влияет на повышение интереса к предмету изобразительное искусство и улучшает результаты обучения, развивает художественное воображение и фантазию.

На уроках ИЗО я «не выращиваю» профессиональных художников, но я развиваю у обучающихся креативное мышление, стимулирую самостоятельный поиск нужной информации в различных источниках, даю возможность выбора путей решения, ребята учатся работать в коллективе, знакомятся с искусством и культурой родного края. Я создаю условия для формирования индивидуальности, личности, которая будет легко адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Повышение функциональной грамотности влияет на повышение интереса к предмету изобразительное искусство и улучшает результаты обучения, развивает художественное воображение и фантазию.

Просмотр содержимого документа
««Итоги работы по развитию функциональной грамотности 2023-2024 учебный год»»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25»













«Итоги работы по развитию функциональной грамотности 2023-2024 учебный год»

выступление на педагогическом совете.






Подготовила: Лыкова С. В.

учитель изобразительного искусства.























с. Красногвардейское, 2024г


Добрый день, уважаемые коллеги!

Чем могу помочь я, как учитель изобразительного искусства, обучающимся для формирования в них функциональной грамотности?

В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях.

Содержание функциональной грамотности применительно к образовательной области – искусство-

Эстетическая грамотность - Ориентация в памятниках культуры среды проживания. Знание основных стилей в музыке, литературе, архитектуре; литературных жанров; стилей и направлений в одежде; деловой костюм мужчины и женщины; требования к одежде, предъявляемые разными профессиями; элементы домашнего убранства и дизайн; косметика индивидуальности.

Виды заданий, направленных на формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства.

- Владение способом стилизации (упрощения) сложной формы.

- Применение полученных знаний и способов изображение сложной формы.

- Выявление основных визуальных характеристик предметов, самоанализ.

- Нахождение ошибок в изображении.

- Опыт работы в роли эксперта.

- Выявление критерий оценивания.

- Практическая работа по предложенной инструкции.

Например: тема урока: Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн. «Парта будущего». 5 класс (креативное мышление и читательская грамотность)

Я предлагаю ребятам прочитать текст. Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими. И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования? Проявите свое воображение.

Задание. Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях. Основное назначение парты как рабочего места ученика должно сохранено.

Запишите свои предложения.

Усовершенствование 1: __________

Усовершенствование 2: __________

Усовершенствование 3: __________

Я предлагаю выбрать среди своих усовершенствований самое полезное, интересное и оригинальное. Оно должно сохранять основное назначение парты как рабочего места ученика, но расширить возможности использования парты в процессе учения. Я не растолковываю детям задания: чтобы ученики понимали, как важно читать инструкцию. Если они решили преобразить парту, скажем, в качели — пусть это будет опытом их читательской грамотности. Дети сами должны увидеть, как важно правильно понимать смысл задания и внимательно прочитывать тексты. В конце я предлогаю ребятам оценить работу одноклассников, обосновать свой ответ.

Тема: Греческая керамика. Вазопись. 5 класс Задание на формулировку темы урока: Учитель: Представьте такую ситуацию. Залина из 5 класса, посмотрев на изображения на экране и на рисунки ответила, что тема урока может называться «Вазы», а Богдан, из этого класса, ответил, что данная тема может называется «Древняя Греция». Как вы считаете, кто из школьников, на ваш взгляд ответил верно? А. Залина Б. Богдан. Оба ответили не верно. Как бы вы сформулировали тему урока? Ответы детей.

Задание 1. В виде каких простейших геометрических фигур можно представить вазу? Сколько таких частей у вас получилось? (см. презентацию) Задание 2.ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО и любой предмет, какой бы то ни было формы, можно разложить на сумму основных _____________фигур – треугольников, кругов и овалов.

Задание 3. Работа в группе. Составить кластер из ключевого слова «Ваза». Кластер (пучок созвездия) – это графический прием систематизации материала в виде «грозди» (понятие, явление, событие)

Задание 4. (Работа в паре) Вставьте пропущенные слова. 1.Чтобы изображение вазы не получилось _______, нужно воспользоваться вспомогательными ______.

2.Вначале проводится осевая ___________ линия (линия симметрии), которая помогает правильно изобразить правую и _______ стороны вазы.

3.Осевая линия в рисунке — это первый и очень важный ____ работы, при построении изображения предмета.

Ключевые слова: страшным, кривым, прямым, точками, линиями, прямыми, рисунками, вертикальная, горизонтальная, другую, левую, момент, этап.

Комплексное задание (4 задания). Прочтите стихотворение и выполните задания.

«Что я видел в Эрмитаже»

То вазы-гиганты, то карлики вазы,

и каждая ваза - с рисунком-рассказом!

... Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(И Гектор, как видно, лишается сил)

... А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот - Одиссей, подающий советы.

А это - кентавры...А это...А это...

Но мы описать, и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

(стихи О. Тарутина)

Задание № 1. Найдите в стихотворении фразы, характеризующие греческие вазы ( ... То вазы-гиганты, то карлики вазы, и каждая ваза - с рисунком-рассказом! . Крупнейшую в мире коллекцию ваз) – ответ детей.

Задание № 2.(глобальные компетенции) Какую информацию получила наша цивилизация от ваз? Ответ учащихся. Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели.

Задание № 3. Написать синквейн: 1.Существительное (название стихотворения) (вазы) 2. два прилагательных (краснофигурные, чернофигурные) 3. три глагола (разминать, обжигать, расписывать) 4. фраза (Крупнейшая в мире коллекция ваз) 5. Существительное синоним первому существительному (керамика) Примеры ответов Вазы. Прекрасные, античные. Обжигать, продавать, расписывать. То вазы-гиганты, то карлики вазы, и каждая ваза - с рисунком-рассказом Посуда.

Задание № 4: Практическая работа (креативное мышление) 1.Придумайте форму для будущей вазы. 2.Решите, для чего она могла бы служить. 3.Придумайте сюжет для ее украшения. 4.В своей работе используйте два цвета (красный или оранжевый, черный). Я предлагаю детям по дидактическому материалу подобрать орнамент, сюжет и стиль росписи для рисунка своей вазы.

Таким образом изучая одну тему на уроке изобразительного искусства я формирую:

- Математическую грамотность

- Читательскую грамотность

- Естественно-научную грамотность

- Финансовую грамотность

- Глобальные компетенции

- Креативное мышление

На уроках ИЗО я «не выращиваю» профессиональных художников, но я развиваю у обучающихся креативное мышление, стимулирую самостоятельный поиск нужной информации в различных источниках, даю возможность выбора путей решения, ребята учатся работать в коллективе, знакомятся с искусством и культурой родного края. Я создаю условия для формирования индивидуальности, личности, которая будет легко адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Повышение функциональной грамотности влияет на повышение интереса к предмету изобразительное искусство и улучшает результаты обучения, развивает художественное воображение и фантазию.

Результаты выполнения итоговой промежуточной аттестации показывают, что ребята наиболее успешно справляются с заданиями. И если сравнить результаты работ учащихся 2022-2023 и 2023-2024 учебного года, то могу с уверенностью сказать, что работ выполненных на пять стало больше.