СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по родной русской литературе и родному русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по родной русской литературе и родному русскому языку»

Пояснительная записка

Данная работа направлена на создание системы оценки сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем.

Цель и содержание комплексной работы:

Определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 8 классов по итогам освоения программы.

Задачи комплексной работы – установить уровень владения восьмиклассниками основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умением работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Время выполнения:

Комплексная работа состоит из двух частей – задания по родному русскому языку и задания по родной русской литературе.  На выполнение комплексной работы отводится 40 минут.

Работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковы по структуре, тематике заданий и сложности, проверяют достижение одних и тех же планируемых результатов обучения.

В части по родному русскому языку представлены  тестовых заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении.

Задания по родной русской литературе направлены на изучение уровня читательской грамотности, они состоят из 2 заданий по прочитанному тексту. Детям предлагается самостоятельно ответить на 2 вопроса по тексту. Их выполнение может потребовать самостоятельного открытия учащимся нового знания или умения, привлечь личный опыт.






















1 вариант.

1 блок (родной русский язык).

1. Слова, употребляемые в определенной местности, называются

А) архаизмы Б) историзмы В) устаревшие Г) диалектизмы.


2. Неологизмами называются слова

А) имеющие несколько значений;

Б) обозначающие новые понятия;

В) с одним лексическим значением;

Г) пришедшие в русский язык из других языков.


3. Укажите предложение с устаревшим словом:

А) То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.

Б) На Тришке новый был кафтан.

В) Друзья ездили на выходных в аквапарк.

Г) Люблю грозу в начале мая


4. Подберите продолжение фразеологизму


Начало фразеологизма

Продолжение

А) Медвежья

1) веки

Б) Шут

2) услуга

В) Прокрустово

3) калач

Г) Аредовы

4) ложе

Д) Тертый

5) гороховый


5. Завершите пословицу


Начало пословицы

Продолжение

А) Бабушка гадала, надвое сказала

1) ни кафтан, ни ряса

Б) Не все коту масленица

2) да оба левые

В) Ни рыба, ни мясо

3) да ключ потерян

Г) Два сапога пара

4) будет и пост

Д) Ума палата

5) то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет



6. Подберите соответствие: заимствованное слово – значение


Заимствованное слово

Значение слова

А) Смузи

1) Самофотографирование

Б) Пранк

2) Фруктовый напиток

В) Байопик

3) Биографический фильм

Г) Лайфхак

4) Розыгрыш

Д) Селфи

5) Практический совет










7. Найдите предложения с ошибками

А) Не ложите руки на стол. В) В этот выходной мы поедем на экскурсию.

Б) Перцовый пластырь сильно жжет кожу. Г) Сначала едь прямо, а потом направо до конца улицы.



2 блок (родная русская литература)

Битва за норму

Я часто провожу опросы: прошу назвать предмет на картинке, написать то или иное слово. И бывает, люди разделяются на два враждующих лагеря. Поднимается крик: «Посмотрите в словарь!» Но тут выясняется, что есть другой словарь, где написано не так. Это разнообразие всех сильно удивляет: вместо одного словаря много словарей.

… Недавно перед кружком по лингвистике для младших школьников я спросил у мальчика ,что он смотрит в телефоне. «Обзор на новый телефон», - ответил он. Я провел в «Фейсбуке» опрос: «Что вы читаете или смотрите» «обзор нового телефона» или 2обзор на новый телефон?» Оказалось, что 86% смотрят «обзор нового телефона», а оставшиеся 14% - «обзор на новый телефон». В социальной сети «Вконтакте», где аудитория моложе, «обзор на новый телефон» набрал 30%. А юные информанты, которых я опрашивал на кружке и которые не сидят ни в какой социальной сети, сказали, что только так и можно.

Казалось бы, мы живем в одном времени, все говорим по-русски. Тем не менее, говорим очень по-разному и по-разному называем предметы, с которыми сталкиваемся каждый день. Мне хочется, чтобы словарь давал читателю выбор.

Вот в словаре 1909 года находим рекомендацию ни в коем случае не говорить «один ботинок» - только «одна ботинка». Сто лет прошло, и все говорят «один ботинок», а что когда-то была «одна ботинка», даже не верят. Что ж, это изменение словари признали. Но сегодня они утверждают, что правильно 2одна кроссовка», притом, что в моих опросах 90% говорят «один кроссовок».

Язык меняется независимо от нашей воли. Может быть, и хорошо, что нормы консервативны, кто-то должен стоять на страже до конца: «Не разрешу говорить один кроссовок – и точка!» Но… если так станут говорить все, словарям придется признать новую норму. А пока лингвисты с удовольствием наблюдают над этой борьбой. Или за этой борьбой?...

  1. Воспользуйтесь текстом «Битва за норму». Для ответа на вопрос запишите подтверждение своего ответа.

Какой из двух вариантов, предложенных ниже, судя по данным опроса, в будущем станет нормой?

 «обзор телефона» 

 «обзор на телефон» 

Укажите факт или факты, которые это подтверждают.



За тенью

   Баба Гаша из деревни Рысово Новгородской области рассказывала мне, как вскоре после войны, году, кажется, в сорок шестом, а может, и в сорок пятом, проходили через её деревню немцы. Несколько раз. Когда парами, а когда и поодиночке.
   Рысово было в ту пору обыкновенной, разорённой мором и голодом деревенькой дворов до тридцати – малолюдной и почти без мужиков. Хотя прежде здесь насчитывалось более сотни изб, но это давно, до коллективизации. Самым дорогим достоянием послевоенных рысовских хором были скорбные фотографии погибших родственников. У бабы Гаши погиб на войне муж Николай. Строгий и ясный лик его осенял из фотографической потусторонности все остававшиеся этому дому дни и ночи.
   И вот в такую деревню, в такой дом приходили немцы. За скудный харч, за ночлег в сарае они выполняли посильный труд по двору и шли дальше. Никто их не обижал, разве только несмышлёный народ – ребятишки: то освистают, то «немец-перец-колбаса», а то и камнем вдогонку запустят, – взрослые же относились к ходокам бесстрастно. По молодости я недоумевал: как так? Баба Гаша в ответ начинала смеяться Я же ещё более горячился, мол, как же так: может, именно они и убили вашего Николая, а вы?.. В мгновение она становилась серьёзной и тихо соглашалась: да, может. Потом, жалостливо поглядев на меня, спрашивала:
   – А что же оставалось делать?.. Смотреть, как они сгинут с голоду? Подкармливали… Мужики вон наши – все калеками повозвертались: у кого ноги нет, у кого – руки, кто – контуженый, в ком – дырок, как в решете, а и те – дадут работёнку да и покормят…
   Как-то двое немцев подрядились поправить ей загородку. Сделали. Потом, стало быть, сидят в избе за столом и лопают постные щи с ржаным хлебом. Тут заявляется бригадир – он с костылём шастал, и костыль этот самодельный сильно по полу громыхал. «О‑о, – говорит, – да у тебя гости! Кто ж такие? Форма вроде германского образца, а сами что-то на немцев и не похожи».
   Агафья отвечает ему: мол, немцы, документы показывали, из плена идут. Они достают документы, протягивают бригадиру, а тот лишь отмахивается: не верю, дескать, подделка.
   Тогда один заявляет: «Я – Вебер, он – Браун», – интересно, что фамилии эти баба Гаша запомнила, но произносила на свой лад: «Вебирь и Бряун».
   Бригадир им снова напоперёк: «Бывают такие Вебер и Браун, что и не германцы вовсе». Они разобиделись и стоят на своем: мы не другие какие-нибудь. А он опять: «Что я, германцев не видывал? Не знаю, как они робят? У них, – говорит, – ду́ши в безнадежной трезвости пребывают, потому робят они справно. А вы понаделали – кое-как: столбы неровно стоят, жердины приколочены криво, а грязи, грязи понатоптали», – и рукою махнул.
   «Ну, значит, – рассказывала мне баба Гаша, – они исть перестали, вынают из карманов нарочитые тряпочки – ложки завёртывать. Сперва, конечно, вытерли ложки этими тряпочками – чисто-начисто, потом завернули, поспрятывали, поднялись – ну, как тебе по команде! – и ушли. Да: «спасибо» сказали… Мне и ладно: ушли так ушли, мне и до изгороди дела не было: лишь бы крепко, чтобы скотина не забредала. Дал бригадир наряд на завтра, вышла я за ним на крыльцо, глядь: немцы работу свою нарушают. Что ж ты, – говорю, – ирод хромой, натворил? Из-за тебя они теперь разорят всё, бросят да и уйдут. Не бросят, говорит. И пошкандыбал себе. Ну, утром собирает он нас на работу, гляжу – все порушено: ох и посмеялись бабы-то надо мной! Зашла, правда, в сарайку – спят работнички… Что делать? Оставила на крыльце чугунок с остатками щей, сковородкой прикрыла, а на сковородку ещё утюг сверху – чтобы, значит, кошки с собаками не залезли. А когда воротилась, всё уже было переделано: столбушок к столбушку, жердина к жердине, где понакопано было – дёрн, дорожка песочком посыпана… Одно слово – германцы».
   Приходили и ещё, но тех баба Гаша перезабыла, а этот случай запомнился. Вероятно, из-за вмешательства бригадира, вмешательства, придавшего событию неожиданный поворот. Бригадир, кстати говоря, последнее своё ранение получил на одной из центральных улиц Берлина.
   Понятно, что пешком пробирались только те, у которых лучшего выбора не было. Однако сдаётся мне, что путешественники, отроду не полагавшиеся на авось, имели весьма точное представление о характерах и обычаях народа, через землю которого им – отвоевавшимся – предстояло проходить без оружия и без всякой еды.
   – Вы с ними вроде бы как со странниками? – уточнял я у бабы Гаши.
   – Что ты, желанный! Странников в хоромине спать укладывали, а этих – нет: в баньке там или в сарае каком, а в доме – в доме нет… Встанут утречком, выйдут на дорогу и бредут: куда тень – туда и они. Так и шли за своей тенью.

(Ярослав Шилов)

  1. Прочитайте текст рассказа «За тенью». Запишите свой ответ на вопрос.

    Откуда после войны в Рысово появились немцы?























2 вариант.

1 блок (родной русский язык)

1. Слова, вышедшие из употребления, но получившие современное звучание, называются

А) архаизмы Б) историзмы В) устаревшие Г) диалектизмы.


2. Заимствованными словами называются слова

А) имеющие несколько значений;

Б) обозначающие новые понятия;

В) с одним лексическим значением;

Г) пришедшие в русский язык из других языков.


3. Укажите предложение с иноязычным словом:

А) Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.

Б) И туман и непогоды осень поздняя несёт.

В) Отцу часто приходится делать серьёзные операции.

Г) Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью.


4. Подберите продолжение фразеологизму


Начало фразеологизма

Продолжение

А) Ахиллесова

1) Конь

Б) Троянский

2) Осёл

В) Буриданов

3) Грамота

Г) Филькина

4) Воробей

Д) Стреляный

5) Пята



5. Завершите пословицу


Начало пословицы

Продолжение

А) Бедность – не порок

1) потому стороной и обходит

Б) У страха глаза велики

2) а остер как топор

В) Голод не тетка

3) а несчастье

Г) Гол как сокол

4) да ничего не видят

Д) Рыбак рыбака видит издалека

5) пирожка не поднесет

6. Подберите соответствие: заимствованное слово – значение


Заимствованное слово

Значение слова

А) Хайп

1) Скольжение пальцем по экрану

Б) Тримминг

2) Стрижка животных

В) Свайп 

3) Большой рекламный щит

Г) Рофл

4) Шумиха, ажиотаж

Д) Биллборд

5) Очень громко смеяться


7. Найдите предложения с ошибками.

А) Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.

Б) В комнате убрато.

В) Построенный дом был очень красив.

Г) Потом она сгинала лист бумаги.


2 блок (родная русская литература)

Книга из интернета  

1. Прочитайте текст «Книга из интернета. Запишите свой ответ на вопрос.

  Миша и Таня должны были подготовить к уроку небольшое сообщение о туманах. Мама Миши вспомнила, что в детстве читала книгу Марты Гумилевской «Почему так бывает?», в которой автор интересно рассказывает о разных природных явлениях, и посоветовала поискать её в электронных библиотеках. Она обратила внимание детей на то, что можно пользоваться только теми ресурсами, где книги можно читать бесплатно и легально (не нарушая закон об авторском праве, который запрещает использовать тексты без согласия авторов или их представителей).

Задание: Как вы понимаете выражение «Книги размещены в электронной библиотеке легально»?


2.Книга из интернета  

Воспользуйтесь краткой информацией о книге и аннотацией. Запишите свой ответ на вопрос.


 

Аннотация

Почему так бывает? Не раз в жизни задавали вы такой вопрос. В самом деле, разве не интересно узнать: почему мы видим только одну сторону Луны? Почему бывает радуга? Почему трава зелёная, а море солёное? Почему бывает день и ночь? На эти и на многие другие вопросы вы найдёте ответы в этой книжке.

Задание: В электронной библиотеке Миша нашёл книгу. Прочитайте краткую информацию о книге и аннотацию. Кому адресована эта книга? Обоснуйте свой ответ, опираясь на информацию из обоих текстов. Запишите свой ответ.






































Ключи


1 вариант

1 – Г

2 – Б

3 – Б

4 – А-2; Б-5; В-4; Г-1; Д-3.

5 А-5; Б-4; В-1; Г-2; Д-3.

6 А-2; Б-4; В-3; Г-5; Д-1.

7 – АГ


Балл

Содержание критерия


2

Выбран ответ «Обзор на телефон» и в качестве подтверждения говорится, что чем моложе участники опроса, тем чаще встречается эта норма/так говорят молодые (юные) люди.

Примеры ответов:

  • Обзор на телефон. Новое поколение, по данным опроса, предпочитает употреблять в речи «обзор на телефон».

  • Обзор на телефон. Чем моложе аудитория, тем большее количество людей выбирает фразу «обзор на телефон». Как известно, дети и есть будущее.

  • Обзор на телефон. Юные информанты, которых я опрашивал на кружке и которые ещё не сидят ни в какой социальной сети, сказали, что только так и можно.


1

Выбран ответ «Обзор телефона» и приведено объяснение, в котором говорится, что так говорит большинство участников опроса, большинство пользователей соцсетей ИЛИ что так говорят более грамотные (взрослые) участники опроса (не принимаются ответы, которые опираются на сведения только по одной группе опрошенных, например, только в «Фейсбуке» или только в «ВКонтакте»).

Примеры ответов:

  • Обзор телефона. В Фейсбуке и ВК люди старше и грамотнее, а они говорят так.

  • Обзор телефона. В соцсетях чаще выбирают «обзор телефона».

  • Обзор телефона. Большинство выбрали «Обзор телефона», а не «Обзор на телефон».

  • Обзор телефона. Оказалось, что 86 % смотрят «обзор нового телефона», а оставшиеся 14 % — «обзор на новый телефон». В социальной сети «ВКонтакте», где аудитория моложе, «обзор на новый телефон» набрал 30%.


0

Другой ответ или ответ отсутствует.

Примеры ответов:

  • При любом выбранном ответе не принимается цитата: «Оказалось, что 86 % смотрят «обзор нового телефона», а оставшиеся 14 % – «обзор на новый телефон». В социальной сети «ВКонтакте», где аудитория моложе, «обзор на новый телефон» набрал 30 %. А юные информанты, которых я опрашивал на кружке и которые ещё не сидят ни в какой социальной сети, сказали, что только так и можно» (приведенные факты подтверждают разные предположения).

  • Обзор на телефон. Я думаю «обзор на телефон» в будущем станет нормой, потому что в опросе большинство проголосовали за этот вариант (фактическая ошибка, за этот вариант проголосовало меньшинство опрошенных).

  • Обзор на телефон. Сейчас многие говорят именно так, поэтому, возможно, что это и станет нормой (многие не значит большинство).

  • Обзор на телефон. Язык меняется. Если большинство людей станет говорит так, придется признать новую норму (ответ не основывается на результатах опроса).

  • Обзор телефона. Младшее поколение говорит так, как им удобно, иногда они очень сильно коверкают слова, у них не хватает знаний.


Балл

Содержание критерия

1

В ответе указано, что немцы возвращались из плена / возвращались домой.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.





2 вариант

1 – А

2 – Г

3 – В

4 – А-5; Б-1; В-2; Г-3; Д-4.

5 А-3; Б-4; В-5; Г-2; Д-1.

6 А-4; Б-2; В-1; Г-5; Д-3.

7 – БГ



Балл

Содержание критерия

2

Дан ответ, в котором есть указание на то, что легально – значит без нарушения закона об авторском праве.

Примеры ответов:

  • Без нарушения авторского права.

  • С согласия авторов.

  • Книги выставлены легально, потому что это образцы, которые одобрили сами авторы и дали согласие на размещение их книги в открытом доступе.

  • Книги, которые размещены в электронной библиотеке, не нарушая закон об авторском праве, который запрещает использовать тексты без согласия авторов или их представителей.

1

Дан ответ, в котором есть указание на то, что легально – значит без нарушения закона.

Примеры ответов:

  • Книги размещены на законном основании.

  • Законно.

  • Не нарушая закон.

  • «Легально» означает по закону. Это значит, что книги размещены в электронной библиотеке в соответствии со всеми правилами и законами.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

Примеры ответов:

  • То есть книга размещена с "левого" сайта и без согласия автора.

  • Практически каждая книга может быть в интернете без разрешения.

  • Потому что там можно бесплатно почитать.

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

Дан ответ, в котором указано, что книга адресована детям. В качестве обоснования приведен любой из следующих примеров: издательство «Детская литература», жанр «детская образовательная литература», в аннотации говорится о вопросах, которые обычно задают дети, с прямым обращением к ним («Не раз в жизни вы задавали такой вопрос», «На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в этой книге»).

Примеры ответов:

  • Эта книга адресована детям, потому что жанр «детская образовательная литература».

  • Книга адресована детям, так как жанр «детская образовательная литература» и издатель «Детская литература».

  • Аннотация написана в форме вопросов, которые часто задают дети своим родителям, но редко получают на них ответ. Также книга написана в жанре "детская образовательная литература".

  • Детям, так как жанр книги детский, и в книге объясняется, что и почему, а взрослые это уже знают.

1

Приведён правильный ответ – «детям», обоснование неверное или отсутствует.

Примеры ответов:

  • Младшеклассникам.

  • Эта книга была написана для любознательных детей, которые ещё не знают про многое в мире.

  • Для детей, потому что данная книга изначально писалась для детей с образовательной целью.

  • Эта книга адресована детям, так как они очень любознательны и любят задавать много вопросов. И ответить на эти вопросы им поможет книга "Почему так бывает".

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

Примеры ответов:

  • Книга адресована людям, которые заинтересованы в изучении устройства мира, его науках и самом понимании.

  • Все люди, которые интересуются природными явлениями и тем, как они происходят.

  • Эта книга может быть адресована людям всех возрастов, которым интересно узнать об окружающем их мире и как он устроен.

  • В книге рассказывается о разных природных явлениях, книга адресована природе.

Начало формы







Критерии оценивания.

1 блок: за каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимальное количество баллов -20.

18-20- «5»

14-17-«4»

10-13 – «3»

9 и менее – «2»

2 блок: за каждый правильный ответ дается 1-2 балла. Максимальное количество баллов -5.

5 - «5»

4 -«4»

3 – «3»

2 и менее – «2»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей