Итоговая
диагностическая работа по биологии для учащихся 5 класса
Для заданий с выбором ответа 1-9, 14 и 15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном месте. |
1. Между такими науками, как физика, химия, биология общим является то, что они
1) | выявляют особенности превращения веществ |
2) | используют наблюдение, как метод исследования |
3) | изучают строение тел природы |
4) | изучают живые объекты |
2. Выяснение размеров листа клёна остролистного является
1) | наблюдением |
2) | измерением |
3) | сравнением |
4) | экспериментом |
3. Рисунок «Строение семени с эндоспермом» является
1) | графиком |
2) | обобщением |
3) | сравнением |
4) | схемой |
4. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её ядро.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5. К физическим явлениям относится
1) | изменение окраски раствора марганцовки |
2) | выделение газа при растворении пищевой соды в лимонном соке |
3) | нагрев конфорки электрической плиты |
4) | выделение тепла при гниении скошенной травы |
6. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе.
1) | Грибы |
2) | Хвойные |
3) | Птицы |
4) | Цветковые |
7. Среди перечисленных грибов выращивается в искусственных условиях
1) | боровик |
2) | дождевик |
3) | сыроежка |
4) | шампиньон |
8. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой растение растёт?
1) | покровная |
2) | проводящая |
3) | основная |
4) | образовательная |
9. Какую кашу готовят из семян проса?
1) | пшенную | 2) | овсяную | 3) | манную | 4) | ячменную |
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
лист, стебель, хвоя, черешок
Ответ: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к дикорастущим?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1) | ландыш |
2) | медуница |
3) | огурец |
4) | томат |
5) | сурепка |
6) | морковь |
Ответ: ________________.
12. Установите соответствие между органом растения и группой, к которой он относится: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу под буквами соответствующие цифры.
ОРГАН А) плод Б) корень В) лист Г) цветок Д) стебель | ГРУППА 1) вегетативные 2) генеративные |
13. Какие три признака чёрной смородины можно определить, используя приведённый рисунок?
1) | лист смородины имеет черешок, которым он прикрепляется к стеблю |
2) | из цветков развиваются плоды |
3) | смородина – садово-огородное растение |
4) | смородина – кустарник |
5) | у смородины имеется хорошо развитая корневая система |
6) | смородина – цветковое растение |
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
Ответ: ________________________
Прочитайте текст и выполните задания 14-16.
В школе ребята узнали, что у растений растут не только стебли и листья, но и корни. Учитель попросил учеников понаблюдать дома за тем как, растут корни у обычной фасоли.
Маша взяла проросток фасоли и на его главном корне нанесла тушью несколько делений на равных расстояниях друг от друга. После этого проросток поместила в стакан, на дне которого была вода (см. рис.1). Через несколько суток она заметила, что расстояния между сделанными ею делениями увеличились от конца корня (см. рис.2).
| |
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
14. Какое предположение проверяла Маша в своём опыте?
1) | Как тушь влияет на рост корня? |
2) | Нужна ли вода для роста корня? |
3) | Какая часть корня обеспечивает его рост? |
4) | Какой орган появляется первым при прорастании семени фасоли? |
15 Маша делала отметки на небольших равных расстояниях и по всему корню. Зачем она это делала?
1) | чтобы уточнить влияние воды на прорастающий корень |
2) | для того, чтобы убедиться в том, что корень растёт |
3) | с тем, чтобы уточнить действие туши на всю поверхность корня |
4) | чтобы обнаружить зону наибольшего роста |
16. Как нужно изменить опыт Маши, чтобы проверить насколько увеличивается длина корня за сутки? Опишите ход опыта.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Задания №№1-15 оцениваются в 1 балл, а 16 – в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 17 баллов.
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | | № задания | Ответ |
1 | 2 | | 9 | 1 |
2 | 2 | | 10 | см. критерии |
3 | 4 | | 11 | 125 |
4 | 2 | | 12 | 21121 |
5 | 3 | | 13 | 126 |
6 | 1 | | 14 | 3 |
7 | 4 | | 15 | 4 |
8 | 4 | | 16 | см. критерии |
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) |
Примерный ответ: Стебель. Всё остальное относится к листу. ИЛИ Черешок. Всё остальное, включая хвою – органы. |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним». | 1 |
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Критерии оценивания ответов на задание 16
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) |
Примерный ответ: «Необходимо поставить точку на картоне с помощью туши в месте, где находится кончик корня, а затем один раз в день сравнивать расстояние от кончика корня до этой точки» В ответе должно присутствовать указание на то, что: точка поставлена в начале опыта; измерение проводится один раз в день в одно и то же время. |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены оба элемента верного ответа. | 2 |
Приведен только один из элементов ответа. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 17-15 | 14-12 | 11-8 | 7 и менее |
5