СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое тестирование по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговое тестирование по русскому языку»

Итоговое тестирование по русскому языку в 7 классе.

1. Количество букв и количество звуков совпадает в слове

А) стережёшь, в) съездит

Б) сверстник, г) моя.

2. Новые слова, возникающие в языке, называются

_____________________________________________

3. Установите соответствия между фразеологизмами их значениями.

А) Птица высокого полёта; _____________

Б) Синяя птица; _____________

В) Давать по рукам; _____________

Г) Пускать по миру. _____________



  1. Пресекать какие-то действия;

  2. Символ счастья;

  3. Влиятельный человек;

  4. Разорять, доводить до нищенства.

4. Слова в русском языке образуются от других слов приставочным, _________________, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным способом, а также сложением и переходом одной части речи в другую.

5. Выберите, в каком случае значение слова определено неверно.

А) Азарт – равнодушие, безразличие.

Б) Адвокат – человек, оформляющий юридические справки

Г) Автограф – собственноручная надпись или подпись.

6. Найдите орфографическую ошибку.

А) Он не был не красив и не дурён, не высок и не низок, не блондин и не брюнет.

Б) Всякая, даже малейшая, грубость, неделикатно сказанное слово волнует меня.

В) Его не большой, но чистый голос завораживал.

Г) Я стал не большим, а огромным – попробуй тягаться со мной.

7. Найдите неверное утверждение.

А) Зависимое слово связано с главным грамматически и по смыслу.

Б) Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.

В) Словосочетание – это соединение главного слова с зависимым, к которому от главного ставится вопрос.

Г) Слова в предложении соединяются только при помощи союзов и предлогов.

8. Напишите, к какому типу текста относится следующий фрагмент.

Наступает вечер. Вы промокли насквозь, в лодке воды по щиколотку, и все ваши вещи отсырели. Вы облюбовали на берегу клочок, где поменьше луж, причалили, выволокли палатку из лодки, и двое из вас начинают её устанавливать. Она намокла и стала тяжёлой; её полы хлопают по ветру, и она валится на вас и облепляет вам голову. А дождь всё льёт да льёт.



(По Джерому К. Джерому)

9. Укажите разносклоняемое существительное

А) Дядя

Б) Ладья

В) Знамя

Г) Каллиграфия

10. Найдите ошибку при морфологическом разборе слова.

Перед деревенским домом в небольшом полукруглом цветнике расцвела роза.

А) Перед – предлог;

Б) (перед) домом – сущ., нач. ф. – дом, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., тв. п., ед. ч., в предложении является обстоятельством;

В) росла – глаг., нач. ф. – расти, несов. вид, 2-е спр., ед. ч., прош. вр., в предложении является сказуемым;

Г) (в) полукруглом (цветнике) – прил., нач. ф. – полукруглый, относит., пр. п., ед. ч., м. р., в предложении является определением;

11. Выберите вариант, в котором все слова пишутся с – НН - ?

А) Утре…ий, серебря…ый, огне…ый, соломе…ый;

Б) Авиацио…ый, иллюзио…ый, торфя…ой, лу…ый;

В) Муравьи…ый, классификацио…ый, бараба…ый

Г) Деревя…ый, карма…ый, организацио…ый

12. Составьте схему предложения.

Они решили пойти к матери и рассказать ей.

______________________________________________________________________________

13. Выберите вариант, в котором выделенное слово является прилагательным.

А) Иду в столовую;

Б) Открыта приёмная;

В) Ванная комната;

Г) Саша Чёрный.

14. Выберите вариант в котором пишется Ь?

А) Постоянно дремлет…ся;

Б) Любит купат…ся;

В) Приближает…ся рассвет;

Г) Долго не спит…ся.

15. Прочитайте текст.

Учёные открыли удивительное явление природы – материки не стоят на месте! Америка удалятся от Африки, Австралия движется к Азии … . Видимо этот процесс будет продолжаться. А теперь представь такую фантастическую ситуацию: механизм управления этим процессом находится в твоих руках, и материки и материки передвигаются по твоей воле.

Как бы ты расположил материки, чтобы климат на Земле стал лучше, природные условия богаче, а люди бы забыли о войнах и зажили бы в мире?

Время смотрит на тебя (сборник)

Напишите сочинение – рассуждение по тексту, отвечая на вопрос, заключённый в последнем предложении.



Итоговое тестирование по русскому языку 7 класса

за 2009 -2010 учебный год МОУ «Малиновская СОШ»

учитель русского языка Догадина Г.Р.



1. Отметьте слова, в которых пишется буква к:

а) дости..ший; б) во..зал;

в) рю..зак; г) поперё…;



2. Отметьте слова, в которых пишется буква з:

а) ра..цвет; б) во..торг; в) ра..чет; г) карни..

3. Отметьте слова , в которых пишется буква у (ю):

а) вер.. щий; б) лепеч…щий;

в) ненавид..щий; г) грохоч..т шаги;



4. Отметьте слова, в которых пишется нн:

а) мороже..ое мясо; б) уроки сдела..ы;

в) вяза..ая крючком кофта; г) испуга..ый;



5. Отметьте слова, в которых пишется ь:

а) сем..надцать; б) трудиш..ся;

в) отреж..те; г) из – за туч..;



6. Отметьте слова, в которых пишется дефис:

а) (кое)кто; б) (как)будто; в) ответь(ка); г) чуть(чуть);



7. Отметьте слова, которые пишутся слитно:

а) (не)решенная задача; б) (в)последствии;

в) (не)зная; г) (в)двое;



8. Какие слова являются предлогами:

а) около; б) если;

в) чтобы; г) благодаря;



9. В каком случае употребляется частица не:

а) Нельзя было н.. подивиться его поступку.

б) Н.. одна звезда не озаряла трудный путь.

в) Откуда н.. возьмись надвигалась чёрная туча.



10. В каком случае не с последующим словом пишется раздельно:

а) Вдали виднелось (не)вспаханное поле.

б) Он говорил (не)торопясь.

в) Он исполнял весьма (не)сложные, но очень мелодичные пьесы.

г) Справка была написана (не)правильно.





11. В каком предложении знаки препинания поставлены верно.

а) Состоящие из дуба, леса называются дубравами.

б) Синий вечер отражался в лужах, затянутых тонким ледком.

в) И утром ни с кем не прощаясь, мы тронулись в путь.

г) Мы пришли на стадион и взяли мяч, и сетку.

12. В каком слове звуков больше, чем букв.

а) осенний;

б) счастье;

в) читают;

г) рисунок;



Творческое задание.



- Напишите сочинение (7-8 предложений) на одну из указанных тем.

Темы.

- Мой лучший друг.

- Мой любимый литературный герой.

- Моя любимая профессия.







Ответы.

1) – б,в; 2) – г; 3) – б,г; 4) – в,г; 5) – б,в; 6) – а,в,г; 7) – а,б; 8) – а,г; 9) – а;

10) – б; 11) –б; 12) – б.



Итоговая контрольная

работа по русскому языку

уцени____ 8 класса

_______________________________________________________

В I

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1.лаур…ат, ком…тет

2.арт…ллерия, об…лиск

3.арх…тектура, д…плом

4.пр…вилегия, р…золюция

 

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

1.а…естат, кава…ерия

2.пье…а, иску…ный

3.бе…етристика, инте…ект

4. конгре…, диску…ия

 

А3.Какая группа слов является словосочетанием?

1.через сутки

2.машина нагружена

3.кресло-качалка

4.довольно жарко

 

А4. Укажите предложение с составным именным сказуемым

1.Знайте, что я всегда рад вам помочь.

2.Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом.

3.Команда будет выступать на воем поле.

4.Оксана любила покрасоваться

А5.Какое предложение является неопределенно-личным?

1.Переходите улицу внимательнее!

2.Мне вдруг сделалось страшно.

3.И на обломках самовластья напишут наши имена.

4.Маленькая комната в гостинице.

А6.В состав какого предложения входит неполное предложение?

1.Пишу, читаю без лампады.

2.Брат любил черный чай, а я – зеленый.

3.Мне что-то не по себе

4.Суворов учил брать не числом, а умением.

А7.В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

1.Походка, голос, взгляд(….) все изменилось в Маше.

2.В опасности забор(….) не препятствие.

3.Твои слова(….) словно острый нож.

4.У моего дедушки пять наград(….) один орден и четыре медали.

А8.В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1.Желая до восхода солнца попытать нашего счастья(на тягу можно ходить поутру), мы решили переночевать на ближайшей мельнице.

2. «Моя работа кончена, Паоло, - сказал он мне однажды. – Береги себя и возвращайся домой».

3. Все здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровые скалы, и даже эти одинокие дома на далеком берегу.

4. «Очевидно, он знает что-то такое, чего не знаю я» - думал я про полковника.

А9.В каком предложении нужно поставить только одну запятую(знаки препинания не расставлены)?

1.Джульетта ты как день!

2. И невозможное возможно.

3. Существует кстати интересная легенда о происхождении этого названия.

4. Увы мой стих не блещет новизной разнообразьем перемен неожиданных.

А 10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1. Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперед.

2. Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную.

3. Он переоделся, позавтракал в буфете и вернувшись в номер, позвонил в справочное бюро вокзала.

4. Сад был окружен забором, старым, ветхим.

А 11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пустив стрелу

1.она упала на купеческий двор.

2.Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.

3.ее долго пришлось искать.

4.Иван-царевич отправился на ее поиски.

Прочитайте текст и выполните задание В1-В5

(1)В государственном механизме и во всех деяниях высших чиновников от императоров и губернаторов до каких-нибудь мелких делопроизводителей царствовал один и тот же порядок. (2)Во-первых, они не опасались ответственности и получали возможность творить что хотели, не ожидая наказания или возмездия. (3)Лишь на короткие мгновения им угрожали бессмысленными бунтами, легко подавляемыми. (4)Во-вторых, в основе всех действий по управления страной, министерством, департаментом или другим казенным учреждением лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». (5)Произвол всегда оставался основным и единственным способом управления. (6)Именно в таком свете Салтыкову – Щедрину открылись русская история на протяжении веков, которую он в фантастической форме изобразил в знаменитой «Истории одного города», конечно преувеличив и сатирически заострив свои наблюдения над русской жизнью.

В1.Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (1)

____________________________________________________________________

В2.Из предложения (3) выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

____________________________________________________________________

В3. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства

_______________________________________________________________________

В4.Укажите тип сказуемого в предложении (5)

_______________________________________________________________________

В5. Найдите предложение с несогласованным  определением, выраженным определенно-личным предложением. Напишите его номер.

_______________________________________________________________________

























































Итоговая контрольная работа 7 класс

1.     Укажите слово, в котором необходимо поставить Ь:

А) училищ…

Б) кирпич…

В) невтерпёж…

Г) сплош…

2. Укажите слово, в котором Ь не пишется:

А) сбереч…

Б) пустош…

В) чуш…

Г) пахуч…

3. Укажите слово с удвоенной согласной:

А) иску…тво

Б) ди…ектор

В) ба…ейн

Г) ка…икатура

4. Укажите словосочетание, в котором пишется две буквы НН:

А) пришёл нежда…о

Б) студентка прилеж…а

В) тка…ая скатерть

Г) люди подавле…ы

5. Укажите слово, в котором пишется одна буква Н:

А) вываре…ый

Б) кова…ый

В) безветре…о

Г) изране…ый

6. Какое из указанных слов пишется через дефис:

А) надо(ли)

Б) там(же)

В) (по)турецки

Г) кому (как)

7. В каком из слов пишется О:

А) ещ…

Б) пощ…чина

В) трущ…ба

Г) ш…пот







8. В каком из слов пишется буква Ё:

А) трубач…м

Б) сургуч…м

В) ещ…

Г) кирпич…м

9. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется слитно:

А) (не)глубокая, а холодная

Б) комната совсем (не)высока

В) (не)ясно, а смутно

Г) (не)доверчивость

10. Найдите и укажите ряд с ошибкой в подборе синонимов:

А) близко, вблизи, рядом

Б) зловеще, грозно, угрожающе

В) нежно, ласково, сухо

11. Укажите четвертое лишнее слово:

А) влев…

Б) засветл…

В) затемн….

Г) слев…

12.  Укажите предлог, который пишется слитно:

А) (в)виду

Б) (в)продолжение

В) (в)течение

Г) (по)причине

13. Укажите непроизводный предлог:

А) вокруг

Б) через

В) впоследствии

Г) навстречу

14. Укажите разделительный союз:

А) потому что

Б) или

В) однако

Г) словно

15. Укажите вопросительную частицу:

А) бы

Б) разве

В) только

Г) именно

16. Укажите деепричастие:

А) думать

Б) подумав

В) думающий

Г) думавший

17.  Среди деепричастий найдите то, которое пишется слитно с НЕ:

А) (не)работая

Б) (не)найдя

В) (не)зная

Г) (не)годуя

18. Какое слово состоит из приставки, корня и одного суффикса:

А) намерение

Б) слева

В) перепевая

Г) начисто

19. Какое слово написано с орфографической ошибкой?

А) эпидемия

Б) реальный

В) колонна

Г) кованный

20. В каком из слов пропущена буква Е:

А) замеш…нный в плохом деле человек

Б) подвеш…нный к потолку

В) размеш…ные краски

Г) потер…нный чемодан

21. В каком слове пропущена буква А:

А) крас…щий

Б) стел…щийся

В) слыш…щий

Г) бре…щий

22. В каком слове пропущена буква И:

А) увлека….мый

Б) слыш…мый

В) погружа…мый

Г) подразумева…мый

23. В каком предложение есть слово категории состояния:

А) Дитя весело

Б) Детям весело

В) Весело играли на улице

Г) Хороводы весело кружились

24. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

А) Они ушли, весело переговариваясь и радостно кивая мне головами.

Б) Не снимая коричневых перчаток, он размотал бумагу и отломил кусок колбасы.

В) Они выбрались на поляну поросшую камышом и местами залитую водой.

Г) По овражку, журча и переливаясь, бежал ручеёк.

25. Какое предложение написано без пунктуационной ошибки:

А) Засеянные пшеницей поля дали дружные всходы.

Б) Пользуясь тем, что они отошли, ребята поспешили выдернуть пилу из раны нанесенной дереву.

В) Юный лес, в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет.

Г) Вчера, утомленный ходьбой по болоту забрел я в сарай и уснул глубоко.

26. В каком предложении употреблен союз:

А) Что(бы) я не сделал, все было напрасно.

Б) Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.

В) Он спрятался за(то)дерево.

Г) Сколько ты заплатил за(то)учебное пособие.

27. Какой морфологический признак отсутствует у причастия?

А) время

Б) спряжение

В) возвратность

Г) вид

28. Причастие обозначает:

А) признак предмета по действию

Б) признак другого признака

В) признак предмета

Г) действие предмета

29. От какого глагола нельзя образовать действительное причастие настоящего времени:

А) посмотреть

Б) отвечать

В) думать

Г) брить

30. Найдите причастие с зависимым словом:

А) вылившаяся туча

Б) запрещенный государством

В) расшитый ковер

Г) захватывающий фильм


 









Итоговое тестирование по русскому языку 8-й класс

Инструкция для учителя
На выполнение работы отводится 2 урока (90 минут). Для выполнения творческой работы (задание 21) может потребоваться еще один урок.
Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:
• «отлично» – не более 3 ошибок;
• «хорошо» – не более 6 ошибок;
• «удовлетворительно» – не более 9 ошибок;
• «неудовлетворительно» – 10 ошибок и более.

Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.

Задания 17, 18, 19, 20 не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно на отдельном листе (бланке).

Задание 21 – это дополнительное задание для учеников, претендующих на отличную оценку. Это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 6–8 предложений.

1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) Пчела;
2) ночью;
3) змея;
4) иволга.

2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?
1) Приморье;
2) загорелый;
3) завистливый;
4) пренебрегать.

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень важный для настоящего момента»?
1) Грандиозный;
2) актуальный;
3) принципиальный;
4) влиятельный.

4. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Досуг;
2) балуясь;
3) понявший;
4) отдано.

5. В каком предложении есть деепричастие?
1) Лиловые облака, протягиваясь к западу, едва пропускали красные лучи.
2) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками.
3) Солнце пригревает все сильнее и сильнее, и на пригорках появились первые проталины.
4) Слуга, поскакавший за ним, воротился и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. (А.Пушкин)

6. В какой строке во всех случаях пропущена буква е?
1) Пр_следование, расст_лить, согрева_мая солнцем, за зеленеющ_м полем;
2) пр_мудрый, зам_рли, обрабатыва_мое изделие, на открывш_мся форуме;
3) пр_задуматься, ореш_к, он дыш_т, побывать в оранжер_е;
4) пр_возмочь, подв_ргать, повел_вать, над виднеющ_мся лесом.

7. В какой строке во всех словах нужно писать ь?
1) Назнач(ь)те, роскош(ь), восем(ь)ю, о медвеж(ь)ей берлоге;
2) достич(ь), вер(ь)фи, навзнич(ь), сем(ь)сот;
3) съеш(ь)те, фонар(ь)щик, вскач(ь), нян(ь)чить;
4) развлеч(ь)ся, фальш(ь), невтерпеж(ь), восем(ь)десят.

8. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
1) Реш_тка;
2) деш_вый;
3) боч_ночек;
4) толч_тся.

9. В каком слове пропущена одна буква н?
1) Полуде_ый зной;
2) броше_ый камень;
3) лома_ая линия;
4) вы всегда рассея_ы.

10. В каком словосочетании тип связи слов – управление?
1) Ранняя пшеница;
2) смотрит молча;
3) уехал отдыхать;
4) читаю книгу.

11. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
1) Горы как пышные складки на богатой одежде земли.
2) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
3) Жизнь прекрасна и удивительна.
4) Волга самая большая река в Европе.

12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно?
1) Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.
2) Иногда мертвой змеей проплывает жердь, или бревно.
3) Ночью ветер злится, да стучит в окно.
4) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину и ночь, и звезды, и луну.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В результате быстрого таяния снега (1) возможно (2) наводнение.

В мае месяце (3) возможно (4) будут заморозки.
1) 1, 2, 3, 4;
2) 1, 2;
3) 3, 4;
4) 1, 3.

14. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?
1) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.
2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе.
3) В Мещерском крае нет никаких особенностей кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.
4) Стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу.
15. Рассмотрите предложения с прямой речью. В каком из них допущена ошибка при расстановке знаков препинания?
1) «Нет, – сказал Ваня, – я не могу ехать сейчас».
2) «Ну хорошо, хорошо!» – засмеялась Валя: «Я никому не скажу».
3) «А ваше имя как?» – спросила помещица.
4) «Право, останьтесь, Павел Иванович! – сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. – Посмотрите, какие тучи».

16. В каком примере допущена ошибка при замене прямой речи косвенной?
1) Я спросил ее наконец, имеет ли она известия от своего сына.
2) Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города.
3) Чичиков говорил, что он давно не брал в руки шашек.
4) Базаров ответил Павлу Петровичу, что спорить – не наше дело, сперва надо место расчистить.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1) Экспедиция капитана Скотта к Южному полюсу погибла в страшных буранах, разразившихся в Антарктике весной 1911 года.
2) Шесть человек вышли к полюсу на лыжах. 3) Шли больше месяца. 4) До полюса дошли пятеро. 5) Один сорвался в расщелину и умер от сотрясения мозга.
6) Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело. 7) То была палатка, брошенная Амундсеном. Норвежец опередил англичан.
9) Скотт понял, что это конец, что им не осилить обратного пути, не протащить по обледенелым снегам окровавленных ног. 10) Тогда всем поровну был роздан яд.
11) На обратном пути заболел молчаливый шотландец, лейтенант Отс. 12) У него началась гангрена обеих ног. 13) Каждый шаг вызывал острую боль. 14) Отс знал, что он задерживает экспедицию, что из-за него могут погибнуть все. 15) И он нашел выход.
16) В дневнике Скотта, найденном вместе с четырьмя трупами год спустя после экспедиции, об этом говорится так:
17) «За последние сутки мы сделали всего три мили. 18) (Не)смотря на (не)человеческую боль, Отс (не)отставал от нас, но мы шли гораздо тише, чем могли бы. 19) Вчера к ночи мы остановились. 20) Отс дал мне записку и просил передать родным, если мы останемся в живых. 21) Потом он встал и сказал, глядя мне в глаза: “Я пойду. Должно быть, вернусь не скоро”. 22) Он не вернулся. 23) Он поступил как благородный человек».
24) В конце дневника Скотт написал дрожащими буквами:
25) «Я обращаюсь ко всему человечеству. 26) Оно должно знать, что мы рисковали, рисковали сознательно, но нам во всем была неудача. 27) Если бы мы остались живы, я рассказал бы такие вещи о высоком мужестве и простом величии моих товарищей, что они потрясли бы каждого человека».
(По К.Паустовскому)

17. Из предложений 17–19 выпишите слово (слова), в котором(ых) буква с обозначает звук [з].
18. Из предложения 5 выпишите слово (слова), образованное(ые) приставочно-суффиксальным способом.
19. Выпишите из текста предложение 18. При списывании раскрывайте скобки.
20. Среди предложений 1–9 найдите предложения с обособленными членами. Напишите их номера.
21. Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Как вы думаете, зачем люди сознательно идут на риск, открывая новые земли, ископаемые, прокладывая новые пути? Нужно ли это? Запишите свои рассуждения в виде небольшого сочинения.

Ответы: 1. 3); 2. 2); 3. 2); 4. 4); 5. 1); 6. 2); 7. 1); 8. 3); 9. 3); 10. 4); 11. 4); 12. 1); 13. 3); 14. 3); 15. 2); 16. 4).