СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта организации проектной и исследовательской деятельности.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта организации проектной и исследовательской деятельности.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»

Кардымовского района Смоленской области









Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.













Из опыта работы учителя

математики и физики Агеевой Л.В.







Кардымово 2020г



«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л. Н. Толстой.

Слова Л. Н. Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы- развитие творческих способностей учащихся обусловлена двумя основными причинами. Первая-падение интереса к учёбе. Желание учиться и познавать «с аппетитом» знания наблюдается у детей с 1-го по 5-ый класс. Здесь можно систематически наблюдать «лес» рук на уроке. К 7-му классу редкий «лесок», а к 10-му-«одинокое дерево». Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя своё неумение решать продуктивные задачи.

Исследовательскую работу следует начинать с 5 класса. Ведь там они уже получают знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской и проектной работы. Детей следует обучать основам самостоятельной деятельности, развивать нестандартное мышление. Учащихся 5-7 классов необходимо учить делать сообщения о происхождении того или иного математического термина, о жизни и деятельности учёных, об истории математических открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы. Учащимся следует предлагать задания творческого характера. Так в 5 классе это могут быть задания по темам «Дроби», «Проценты», в 6 классе- «Координаты», «Пропорции» и, конечно, другие.

В 5 классе я обычно приучаю детей составлять самостоятельно задачи по изученным темам, дети убеждаются, что это не всегда легко сделать, ведь необходимо учесть все необходимые правила. Порой им это не всегда удаётся, иногда даже видна помощь родителей.

В 6 классе эту работу нужно продолжать и постепенно поднимать её на более высокий уровень, Благо, что эти темы действительно изучаются в 6 классе более обстоятельно. Да и оформлению можно отнестись уже серьёзнее. В 6 классе интересен проект «Проценты вокруг нас». Где ученики сами составляют различные задачи на проценты, используя материалы из их реальной жизни, порой получая их из газет, справочников и т. д. Здесь используются и межпредметные связи. Результаты выходят за рамки отдельного предмета, и не могут быть получены только в процессе его изучения. Надпредметное исследование предполагает совместную деятельность учащихся и учителя, направленную на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.

Таким практикоориентированным проектом, например, может быть проект «Составление сметы ремонта моей комнаты» и «Ремонт классного кабинета»

Интересен проект, посвященный разработке сборника задач «Математический зоопарк». Где предусматривается построение по заданным координатам различных фигурок животных, насекомых, птиц, просто различных предметов. Материалы, созданные в ходе работы можно затем широко использовать на последующих уроках. Интересен проект по теме «Применение пропорции к решению различных практических задач. Где ученики составляют задачи различной тематики, которые успешно решаются с помощью пропорций. Составленные таким образом задачи учеников можно с успехом использовать при проведении уроков. Таким уроком может быть нестандартный урок-путешествие по различным станциям: Географическая. Заводская, Проектировочная и другие. Дети видят результаты своего труда. И гордятся этим. С успехом решают составленные задачи. Интересен проект, где учащиеся по заданному уравнению составляют задачи, решаемые с помощью этого уравнения. Содержание может быть довольно разнообразным, всё зависит от фантазии детей, но и, конечно,от знания конкретного материала, ведь задачу не всегда легко составить. Чтобы не было проблем с её корректностью. Ошибки, возникшие при составлении задач, разбираем, обсуждаем, исправляем вместе с учениками.

Метод проектов применяю и при обучении физике. Удобно использовать новый учебник А.В. Пёрышкина для 7 класса, где уже предусматриваются задания в виде мини проектов. Дети с интересом составляют кроссворды, викторины по конкретным темам, самостоятельно работают над постановкой опытов по указанному изучаемому материалу. На некоторых уроках я предлагаю ребятам проводить фрагменты занятий с использованием подготовленных материалов. Это вызывает у них чувство гордости, повышает мотивацию к обучению, самостоятельному поиску нужной информации, желание довести её до одноклассников как можно обстоятельнее. Такие формы работы оживляют процесс обучения, повышают интерес и мотивацию.

Ребята готовят презентации, самостоятельно подготавливают и проводят демонстрации, составляют кроссворды по изученным темам, составляют задачи, используя местный материал.

30 ноября 2018 года я провела открытый урок физики в 8 А классе по теме «Повторение и обобщение материала по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества».

Исайкина Анна подготовила и красочно оформила большой кроссворд по этим темам и проверила знания своих одноклассников. Селедцова Анна продемонстрировала постоянство температуры при таянии льда, объяснив с научной точки зрения почему во время плавления вещества его температура остаётся неизменной. Мурасёв Максим, используя реальные данные (разузнав у истопника общественной бани), рассчитал количество топлива, которое тратится на нагревание воды и отопление поселковой бани. Ребята с интересом приняли полученную информацию. Романов Алексей рассчитал количество теплоты, которое тратится на нагревание воды, необходимой для нужд его семьи. Также часть обучающихся класса представила составленные ими расчётные и качественные задачи по данным темам. Все задачи были приняты с интересом и успешно решены и проанализированы.

Ребята были довольны проведенным уроком и высказывали свои впечатления и пожелания. В конце изучения очередной темы мы тоже планируем провести урок с использованием проектной деятельности обучающихся.

Применение метода проектов позволяет учить детей самостоятельно добывать знания, применять их на практике, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Эффективное образование невозможно без такой активной самостоятельной деятельности школьника.