СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя технологии.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  из опыта работы по профессиональной ориентации школьника. О роли учителя технологии в выборе професиий труда.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя технологии.»

Из опыта работы учителя технологии.

Выбор профессии. Этот важная проблема встаёт перед обучающимися старших классов и их родителями. От его правильного решения зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Ведь это непросто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, успешная жизнь или равнодушное существование, наконец, одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья. Кем стать? Этот вопрос в определенный момент жизни задавали, задают и будут задавать все школьники.

Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как, сделать так, чтобы их интересы совпадали? Что значит, для человека быть на своем месте и что будет, если он займет чужое место? Над этими жизненно важными вопросами мы все больше и больше задумываемся в последнее время, потому что знаем, как велика цена ошибки. Последствия неправильно выбора профессии приносят вред как самому человеку, так и всему обществу. При правильном (научном обоснованном) выборе профессии уменьшаются текучесть кадров и стоимость их обучения увеличивается, производи- тельность труда, а также вероятность реализации себя в выбранном деле.

Правильный выбор профессии предполагает совпадение двух взаимосвязанных сторон: индивидуальным и личностных особенностей, физических возможностей, интересов, склонностей школьника и тех требований, которые профессия предъявляет человеку.

В настоящее время, когда востребованы профессии труда, ведущая роль в осуществлении профориентационной работы с учащимися принадлежит учителю технологии. Сочетание общетрудовой, общетехнической, профессиональной и педагогической подготовки позволяет ему формировать у школьников знания основ производства и профессий, осуществлять активно пробу сил в различных сферах деятельности, формировать умение соотносить свои психофизиологические качества с требованиями профессии.

На уроках трудового обучения учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуя себя в труде. Именно поэтому перед учителем трудового обучения стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый школьник научился любить труд, приносить людям пользу, испытывал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и её результатов.

В процессе работы учителю труда надо использовать такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и умениями. К ним относятся лабораторно – практические, учебно – производственные работы, производственные экскурсии, производственная практика, включая в себя самостоятельные наблюдения, опыты, анализы, расчеты, решения производственных и творческих задач и непосредственно общественно полезный, производительный труд. В процессе трудового обучения учитель труда логически может увязывать сведения о профессиональном труде с изучением конкретных тем.

Так, при изучении электротехники учитель может указать на значение электроэнергии, способы ее производства, передачи и использования, объяснить, что профессии данной отрасли делятся на три большие группы. К первой относятся профессии, связанные с производством электротехнического оборудования, машин, аппаратов, приборов (слесарь – сборщик электротехнических машин, слесарь – наладчик, электромонтер – обмотчик, изолировщик и т.д.), ко второй – связанные с передачей электроэнергии (электромонтер – электромонтер подстанций, электромонтер по эксплуатации сетей и т.д.), к третьей – профессии, связанные с использованием электроэнергии (слесарь – электромонтажник, электромонтер – ремонтник и т.д.).

Огромную роль в профориентации школьников играет сама личность учителя.

Личность учителя – это совокупность качеств, которые определяют его творческое развитие, высокое педагогическое мастерство, постоянное новаторство, комплексность в работе, любовь и уважение к детям. Именно такой учитель вызывает у школьников желание трудиться, быть похожим на него, дружить и делиться с ним самым сокровенным, мечтами о будущем, о своей профессии. А.С. Макаренко писал по этому поводу: « То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе - вот что увлекает ребят в наибольшей степени».

Учитель технологии призван также заниматься изучением личности учеников, проводить профориентационную работу.

При изучении личности в целях профориентации, учителю технологии целесообразно руководствоваться следующими положениями: изучать поведение личности в конкретной ситуации; в конкретном коллективе, в котором она формируется; изучать личность через деятельность; рассматривать личность в развитии, а не как нечто застывшее; учитывать временные психологические состояния личности, отношение к товарищам.

В работе учителя технологии можно выделить следующие направления:

• Профессиональное просвещение –ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народными хозяйства, профессиями и специальностями;

• Профессиональное воспитание – формирование у школьной молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;

• Профессиональная активизация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности;

• Изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;

• Педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.

Таким образом, учитель технологии значительно повышает эффективность профориентационной работы, создает прочный фундамент для профессионального самоопределения обучающихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!