![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_1.png)
Администрация МО Билибинский муниципальный район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДА БИЛИБИНО
ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
________________________________________________________________________________
689450, Чукотский АО, г.Билибино, ул.Ленина,д.2, тел.:2-57-05,2-56-01,2-43-51,2-42-34; факс: (8-42738) 2-57-05
Адрес электронной почты: schoolbilibin1@mail.ru
ИНН 8709005035 Управления федерального казначейства по Билибинскому району Чукотского АО
Р/счёт 40204810000000100002, КПП 870301001 в ГРКЦ ГУ Банка России по ЧАО г.Анадырь,
БИК 047719001, ИНН 8703002084
МОУ «СОШ № 1 г.Билибино ЧАО»
Изучение некоторых тем
русской орфографии
на основе загадок
Директор школы – Инна Геннадьевна Крылова
Работу выполнила – Марина Александровна Шевченко – учитель начальных классов
ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕМ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
НА ОСНОВЕ ЗАГАДОК
В настоящее время в помощь учителю создано много хороших пособий с материалами занимательного характера. Но как бы, ни был велик этот перечень, многое зависит от личной фантазии учителя. На уроках русского языка я знакомлю учащихся с одним из прекраснейших образцов устного народного творчества – загадками.
Загадки учат детей по признакам узнавать предметы, обстоятельства, давать описание предмета, героя, персонажа произведения. они обогащают наш язык, придают ему точность и выразительность, учат логически мыслить. Загадки становятся добрыми помощниками при изучении нового материала и его закрепления, способствуют расширению кругозора и умению делать выводы. А главное, отгадывание загадок для детей – это отдых, своего рода игра, правда, облечённая в занимательную форму, так как её содержание служит выполнению учебной цели – углублению знаний. Загадки требуют от учащихся сообразительности, внимания, выдержки, вырабатывают умение быстро ориентироваться в тексте и находить правильное решение.
Все загадки, которые я применяю на уроках, доступны пониманию учащихся. Их текст, повторенный дважды или трижды, способствует развитию памяти. Интересен и важен при этой работе и тот аспект, что дети не только учатся грамотно писать отгадку или текст загадки, но пробуют дополнить описание предмета, данного в загадке. Это умение особенно важно при работе на уроках ознакомления с окружающим миром и развития речи. Например, на уроке развития речи можно попросить объяснить значение отдельных слов в загадке или сравнить две загадки с одинаковыми отгадками, но разной трактовкой. Развивая речь ребёнка. Мы развиваем его интеллект, следовательно – и мышление.
Приведу несколько упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей, проводимых не различных этапах урока.
Загадка с отгадкой « ученик», которая часто встречается. Прошу найти отгадку – синоним.
в загадках про грибы спрашиваю: по какому признаку названы грибы? В 4- м классе дополнительно прошу записать отгадку вместе с подходящим по смыслу прилагательными.
В загадке про лису спрашиваю: чем морковь похожа на лису? В загадке про петуха – чем он напоминает короля? И т.д.
Даю задание: отгадку (слова в тексте загадки) разобрать по составу или подобрать к отгадке однокоренные слова.
По аналогии с известными им загадками прошу детей придумать свои. Они очень любят выполнять это задание дома и даже сделать рисунки, которые часто превращаются в «картинный словарь».
В начальных классах дети должны запомнить достаточно большое количество слов с непроверяемой гласной. Это сложно, особенно трудно усваивать данные слова учащимся, у которых плохо развита зрительная память. Поэтому я стараюсь заменить её образной, а через неё и неоднократное повторение прийти к правильному написанию.
Иногда загадки группирую так, чтобы можно было попросить детей написать отгадки в два столбика: в первый – слова, которые можно проверить, а во второй – непроверяемые. Этим приёмом я или повторяю пройденный материал, или провожу «минуту тишины», на которую отвожу 2-3 минуты. Не надо жалеть этого времени, так как оно окупится интеллектуальным и нравственным развитием детей. Интенсификации обучения можно достичь и в том случае, если будет увеличено число учебно – познавательных действий и операций, умело использована каждая минута урока учителем и учащимися, если учебный материал урока (в данном случае – с использованием загадок) дойдёт до сознания каждого ученика.
В подобные «минуты тишины» дети молча списывают с доски или пишут под диктовку слова из загадки на проходимую или повторяемую орфограмму.
Одна и та же загадка используется несколько раз, если в этом есть необходимость. Так, загадка:
Полосатое ядро,
Кумачовое нутро.
Хвостик как у хрюшки,
В виде завитушки.
используется трижды: при знакомстве со словарными словами, при
закреплении правописания парных согласных в корне слова и изучении
окончаний имён прилагательных.
Работая над загадкой, я стараюсь приучить детей к тому, что самое интересное в ней – не наугад сказанная отгадка, а умение вникнуть в её содержание, выделить все указанные там свойства и признаки загаданного предмета. Затрудняются отгадать по первой загадке, поможет вторая, с той же отгадкой.
Так день за днём, загадка за загадкой, дети знакомятся с её удивительным миром и не замечают, как учатся грамоте.
В конце учебного года учащиеся пишут словарный диктант на изученные слова, как правило, без ошибок.
Работая над загадкой, я стараюсь приучить детей к тому, что самое интересное в ней - не наугад сказанная отгадка, а умение вникнуть в её содержание, выделить все указанные там свойства и признаки загаданного предмета. Затрудняются отгадать по первой загадке, поможет вторая с той же отгадкой.
Сборник построен таким образом, чтобы можно было быстро найти загадки к нужной теме по русскому языку. Вначале даны орфограммы в отгадках, а затем, во второй части, при закреплении, они даются и в тексте самой загадки, а в отдельных темах – только в тексте загадки, где закрепляется пройденный материал. Загадки на словарные слова даны в алфавитном порядке
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Сами – крошки,
Боятся кошки,
Под полом живут,
Туда всё несут.
(Мыши)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_2.jpeg)
2. Колючий клубочек
Под ёлкой лежит
Взять пожелаешь –
Вмиг убежит.
(Ежик)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_3.jpeg)
3. В чистом поле, у берёзки,
На снегу видны полоски.
Подошла лиса поближе
Здесь бежали чьи-то … .
(Лыжи)
4. Чей на дереве домишко
Строил я и мой братишка.
Дверь – кружочек, нет окна,
В доме пусто, тишина…
Собрались мы у крыльца,
Ждём весёлого жильца.
Прилетел он наконец –
С песней звонкою … .
(скворец)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_5.jpeg)
Не сердятся – а усами ворочают.
Не молчат – а слова не скажут.
Идут – а с места не сдвинутся.
(Часы )
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(Чайник)
В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище – холодища.
(Холодильник)
8.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
9. Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
(Книга)
10. Я в дом любой тебя впущу.
Стучишь – я рада стуку.
Но одного я не прощу:
Коль не подашь мне руку.
(Дверь)
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ – а, о, е, и,яю
Пощипать её готовы
И телята, и коровы
(Трава)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_6.jpeg)
Два Егорки
Живут возле горки.
Живут дружно,
А друг на друга не глядят.
(Глаза)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Кто-то проплакал
Всю ночь на лугу.
Сколько слезинок –
Счесть не могу.
(Роса)
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый … .
(Светлячок)
Не солнце, не огонь, а
светит.
(Светлячок)
Золотистые … -
Очень дружные сестрички:
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
(Лисички)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса!
И называется … .
(Лиса)
Стоит в мороз разут, раздет
Среди двора весёлый дед.
(Снеговик)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_7.jpeg)
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
Б -П
Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан пояском. Встать не может –
Люди поднимают.
(Сноп)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_8.jpeg)
Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дуб)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_9.jpeg)
Д –Т
4. В одежде богатой
3. Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост – как синее стекло –
Скользко, весело, светло.
(Лёд)
Живёт без оконца.
Да сам слеповатый –
Не видывал солнца.
(Крот)
Мягкие лапки,
а в лапках –царапки.
(Кот)
Г - К
6. До слёз доводит этот друг,
Когда его разденут вдруг.
(Лук)
7.Белое покрывало
Землю покрывало.
Солнце припекло –
Одеяло утекло.
(Снег)
З -С
10. Он зелёный, полосатый,
Как воздушный шар, пузатый,
А разрезали – смотри:
Мякоть красная внутри.
До чего хорош на вкус!
Называется … .
(Арбуз)
11.Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
(Колос)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_11.jpeg)
В – Ф
8. Выкинем – не обеднеем,
Соберём – разбогатеем.
( Посев)
9.В нашем доме – деревянный дом.
Вся одежда в нём.
(Шкаф)
12. Под соснами, под ёлками
Ж -Ш Лежит мешок с иголками
(Ёж)
13. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья!
Палочкой этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход.
(Карандаш)
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Люстра – лампочек не счесть!
Ночью всюду она есть.
(Звёздное небо)
В вечернем небе
Расцвёл букет,
Потом увял, оставив след.
(Праздничный салют)
Что это за дорога?
Кто по ней идёт –
Тот хромает.
(Лестница)
4. Маленький работник годы живёт,
Никогда не стоит и не спит.
(Сердце)
День – деньской
Тот шар светится,
А потом за лес скатится.
(Солнце)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_12.jpeg)
6.Красный пряник в небе есть.
Никому его не съесть.
(Солнце)
7.Ствол этот не простой:
Хоть и длинный, но пустой.
(Тростник)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Птица эта … .
(Ворона)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9bceb8e903/964123_13.jpeg)
СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН
Грамоты не знаю, 2. В прозрачной груше
А весь век пишу. Волосок витой
(Ручка) Справляется отлично с темнотой (Лампочка)
3.Стоит толстуха –
Деревянное брюхо
Железный поясок. (Бочка)
4. На большой цветной ковёр
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
( Бабочка)
МЯГКИЙ ЗНАК У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОНЦЕ СЛОВ И ЕГО ОТСУТСТВИЕ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГОРОДА
Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
(Грач)
Шевельнул бородкой гном –
И вошёл хозяин в дом.
(Ключ)
Я – антоним к слову «смех».
Не от радости, утех –
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это -… .
(Плач)
Секу, секу – не высеку,
Рублю, рублю – не вырублю.
(Луч)
Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш)
6. Нога в земле, голова на воздухе
Туловище в воде.
(Камыш)
7. Зимой всё ест, а летом спит.
Тело тёплое, а крови нет.
(Печь)
8. Мала, а никому не мила. (Мышь)