СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение некоторых тем русской орфографии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка поможет на этапе закрепления. Надеюсь, что вам понравится.

Просмотр содержимого документа
«Изучение некоторых тем русской орфографии»



Администрация МО Билибинский муниципальный район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДА БИЛИБИНО

ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»

________________________________________________________________________________

689450, Чукотский АО, г.Билибино, ул.Ленина,д.2, тел.:2-57-05,2-56-01,2-43-51,2-42-34; факс: (8-42738) 2-57-05

Адрес электронной почты: schoolbilibin1@mail.ru

ИНН 8709005035 Управления федерального казначейства по Билибинскому району Чукотского АО

Р/счёт 40204810000000100002, КПП 870301001 в ГРКЦ ГУ Банка России по ЧАО г.Анадырь,

БИК 047719001, ИНН 8703002084

МОУ «СОШ № 1 г.Билибино ЧАО»







Изучение некоторых тем

русской орфографии

на основе загадок











Директор школы – Инна Геннадьевна Крылова



Работу выполнила – Марина Александровна Шевченко – учитель начальных классов





ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕМ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

НА ОСНОВЕ ЗАГАДОК

В настоящее время в помощь учителю создано много хороших пособий с материалами занимательного характера. Но как бы, ни был велик этот перечень, многое зависит от личной фантазии учителя. На уроках русского языка я знакомлю учащихся с одним из прекраснейших образцов устного народного творчества – загадками.

Загадки учат детей по признакам узнавать предметы, обстоятельства, давать описание предмета, героя, персонажа произведения. они обогащают наш язык, придают ему точность и выразительность, учат логически мыслить. Загадки становятся добрыми помощниками при изучении нового материала и его закрепления, способствуют расширению кругозора и умению делать выводы. А главное, отгадывание загадок для детей – это отдых, своего рода игра, правда, облечённая в занимательную форму, так как её содержание служит выполнению учебной цели – углублению знаний. Загадки требуют от учащихся сообразительности, внимания, выдержки, вырабатывают умение быстро ориентироваться в тексте и находить правильное решение.

Все загадки, которые я применяю на уроках, доступны пониманию учащихся. Их текст, повторенный дважды или трижды, способствует развитию памяти. Интересен и важен при этой работе и тот аспект, что дети не только учатся грамотно писать отгадку или текст загадки, но пробуют дополнить описание предмета, данного в загадке. Это умение особенно важно при работе на уроках ознакомления с окружающим миром и развития речи. Например, на уроке развития речи можно попросить объяснить значение отдельных слов в загадке или сравнить две загадки с одинаковыми отгадками, но разной трактовкой. Развивая речь ребёнка. Мы развиваем его интеллект, следовательно – и мышление.

Приведу несколько упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей, проводимых не различных этапах урока.

  1. Загадка с отгадкой « ученик», которая часто встречается. Прошу найти отгадку – синоним.

  2. в загадках про грибы спрашиваю: по какому признаку названы грибы? В 4- м классе дополнительно прошу записать отгадку вместе с подходящим по смыслу прилагательными.

  3. В загадке про лису спрашиваю: чем морковь похожа на лису? В загадке про петуха – чем он напоминает короля? И т.д.

  4. Даю задание: отгадку (слова в тексте загадки) разобрать по составу или подобрать к отгадке однокоренные слова.

  5. По аналогии с известными им загадками прошу детей придумать свои. Они очень любят выполнять это задание дома и даже сделать рисунки, которые часто превращаются в «картинный словарь».

  6. В начальных классах дети должны запомнить достаточно большое количество слов с непроверяемой гласной. Это сложно, особенно трудно усваивать данные слова учащимся, у которых плохо развита зрительная память. Поэтому я стараюсь заменить её образной, а через неё и неоднократное повторение прийти к правильному написанию.

  7. Иногда загадки группирую так, чтобы можно было попросить детей написать отгадки в два столбика: в первый – слова, которые можно проверить, а во второй – непроверяемые. Этим приёмом я или повторяю пройденный материал, или провожу «минуту тишины», на которую отвожу 2-3 минуты. Не надо жалеть этого времени, так как оно окупится интеллектуальным и нравственным развитием детей. Интенсификации обучения можно достичь и в том случае, если будет увеличено число учебно – познавательных действий и операций, умело использована каждая минута урока учителем и учащимися, если учебный материал урока (в данном случае – с использованием загадок) дойдёт до сознания каждого ученика.

  8. В подобные «минуты тишины» дети молча списывают с доски или пишут под диктовку слова из загадки на проходимую или повторяемую орфограмму.

Одна и та же загадка используется несколько раз, если в этом есть необходимость. Так, загадка:

Полосатое ядро,

Кумачовое нутро.

Хвостик как у хрюшки,

В виде завитушки.

используется трижды: при знакомстве со словарными словами, при

закреплении правописания парных согласных в корне слова и изучении

окончаний имён прилагательных.

Работая над загадкой, я стараюсь приучить детей к тому, что самое интересное в ней – не наугад сказанная отгадка, а умение вникнуть в её содержание, выделить все указанные там свойства и признаки загаданного предмета. Затрудняются отгадать по первой загадке, поможет вторая, с той же отгадкой.

Так день за днём, загадка за загадкой, дети знакомятся с её удивительным миром и не замечают, как учатся грамоте.

В конце учебного года учащиеся пишут словарный диктант на изученные слова, как правило, без ошибок.

Работая над загадкой, я стараюсь приучить детей к тому, что самое интересное в ней - не наугад сказанная отгадка, а умение вникнуть в её содержание, выделить все указанные там свойства и признаки загаданного предмета. Затрудняются отгадать по первой загадке, поможет вторая с той же отгадкой.

Сборник построен таким образом, чтобы можно было быстро найти загадки к нужной теме по русскому языку. Вначале даны орфограммы в отгадках, а затем, во второй части, при закреплении, они даются и в тексте самой загадки, а в отдельных темах – только в тексте загадки, где закрепляется пройденный материал. Загадки на словарные слова даны в алфавитном порядке























ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу



  1. Сами – крошки,

Боятся кошки,

Под полом живут,

Туда всё несут.

(Мыши)





2. Колючий клубочек

Под ёлкой лежит

Взять пожелаешь –

Вмиг убежит.

(Ежик)





3. В чистом поле, у берёзки,

На снегу видны полоски.

Подошла лиса поближе

Здесь бежали чьи-то … .

(Лыжи)



4. Чей на дереве домишко

Строил я и мой братишка.

Дверь – кружочек, нет окна,

В доме пусто, тишина…

Собрались мы у крыльца,

Ждём весёлого жильца.

Прилетел он наконец –

С песней звонкою … .

(скворец)



  1. Не сердятся – а усами ворочают.

Не молчат – а слова не скажут.

Идут – а с места не сдвинутся.

(Часы )

  1. Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

(Чайник)

  1. В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище – холодища.

(Холодильник)



8.Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука)

9. Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

(Книга)





10. Я в дом любой тебя впущу.

Стучишь – я рада стуку.

Но одного я не прощу:

Коль не подашь мне руку.

(Дверь)

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ – а, о, е, и,яю



  1. Пощипать её готовы

И телята, и коровы

(Трава)

  1. Два Егорки

Живут возле горки.

Живут дружно,

А друг на друга не глядят.

(Глаза)

  1. Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

ова)

  1. Кто-то проплакал

Всю ночь на лугу.

Сколько слезинок –

Счесть не могу.

оса)

  1. То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый … .

(Светлячок)

  1. Не солнце, не огонь, а

светит.

(Светлячок)

  1. Золотистые … -

Очень дружные сестрички:

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

исички)

  1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пушистый хвост – краса!

И называется … .

иса)





  1. Стоит в мороз разут, раздет

Среди двора весёлый дед.

(Снеговик)





ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Б -П



  1. Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан пояском. Встать не может –

Люди поднимают.

(Сноп)



  1. Его весной и летом

Мы видим одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дуб)







Д –Т



4. В одежде богатой

3. Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост – как синее стекло –

Скользко, весело, светло.

(Лёд)





Живёт без оконца.

Да сам слеповатый –

Не видывал солнца.

(Крот)

  1. Мягкие лапки,

а в лапках –царапки.

(Кот)

Г - К

6. До слёз доводит этот друг,

Когда его разденут вдруг.

(Лук)



7.Белое покрывало

Землю покрывало.

Солнце припекло –

Одеяло утекло.

(Снег)













З -С



10. Он зелёный, полосатый,

Как воздушный шар, пузатый,

А разрезали – смотри:

Мякоть красная внутри.

До чего хорош на вкус!

Называется … .

(Арбуз)







11.Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

(Колос)





В – Ф



8. Выкинем – не обеднеем,

Соберём – разбогатеем.

( Посев)



9.В нашем доме – деревянный дом.

Вся одежда в нём.

(Шкаф)





12. Под соснами, под ёлками

Ж -Ш Лежит мешок с иголками

ж)





13. Палочка волшебная

Есть у меня, друзья!

Палочкой этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход.

(Карандаш)





НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ



  1. Люстра – лампочек не счесть!

Ночью всюду она есть.

(Звёздное небо)

  1. В вечернем небе

Расцвёл букет,

Потом увял, оставив след.

(Праздничный салют)



  1. Что это за дорога?

Кто по ней идёт –

Тот хромает.

(Лестница)

4. Маленький работник годы живёт,

Никогда не стоит и не спит.

(Сердце)

  1. День – деньской

Тот шар светится,

А потом за лес скатится.

(Солнце)



6.Красный пряник в небе есть.

Никому его не съесть.

(Солнце)



7.Ствол этот не простой:

Хоть и длинный, но пустой.

(Тростник)

  1. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Птица эта … .

(Ворона)



СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН

  1. Грамоты не знаю, 2. В прозрачной груше

А весь век пишу. Волосок витой

(Ручка) Справляется отлично с темнотой (Лампочка)

3.Стоит толстуха –

Деревянное брюхо

Железный поясок. (Бочка)



4. На большой цветной ковёр

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

( Бабочка)



МЯГКИЙ ЗНАК У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОНЦЕ СЛОВ И ЕГО ОТСУТСТВИЕ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГОРОДА





  1. Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

(Грач)

  1. Шевельнул бородкой гном –

И вошёл хозяин в дом.

(Ключ)

  1. Я – антоним к слову «смех».

Не от радости, утех –

Я бываю по неволе

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это -… .

(Плач)



  1. Секу, секу – не высеку,

Рублю, рублю – не вырублю.

(Луч)

  1. Утка в море,

Хвост на заборе.

(Ковш)

6. Нога в земле, голова на воздухе
Туловище в воде.

(Камыш)

7. Зимой всё ест, а летом спит.

Тело тёплое, а крови нет.

(Печь)

8. Мала, а никому не мила. (Мышь)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!