СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Извлечение квадратных корней из чисел без калькулятора

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к исследовательскому проекту "Извлечение квадратных корней из чисел без калькулятора".

Просмотр содержимого документа
«Извлечение квадратных корней из чисел без калькулятора»

«В математике следует помнить не формулы, а процесс мышления»  Е.И. Игнатьев Извлечение квадратных корней из чисел без калькулятора. Автор проекта: ученик 8-а класса МОУ СОШ № 5 г. Миллерово Ростовской области Андриенко Александр  Руководитель: учитель математики Хрущ Ольга Васильевна

«В математике следует помнить не формулы, а процесс мышления»

Е.И. Игнатьев

Извлечение квадратных корней из чисел без калькулятора.

Автор проекта:

ученик 8-а класса МОУ СОШ № 5

г. Миллерово Ростовской области

Андриенко Александр

Руководитель:

учитель математики

Хрущ Ольга Васильевна

Актуальность темы В школьном курсе математики часто встречаются задания с извлечением квадратного корня, в заданиях ОГЭ, в практических вычислениях и быту. Умения извлекать квадратные корни нужны при изучении некоторых тем химии и физики . 8/30/20

Актуальность темы

  • В школьном курсе математики часто встречаются задания с извлечением квадратного корня, в заданиях ОГЭ, в практических вычислениях и быту.
  • Умения извлекать квадратные корни нужны при изучении некоторых тем химии и физики .

8/30/20

Извлечение квадратных корней из чисел без калькулятора Цель проекта : Изучить способы извлечения квадратных корней из чисел без калькулятора. Задачи проекта :  1) изучить литературу по данному вопросу ;  2) исследовать способы извлечения квадратного корня;  3) показать практическое применение полученных знаний и оценить степень сложности в использовании различных способов и алгоритмов;  4) создать мини-книжечку по самым интересным способам извлечения квадратных корней из чисел. Объект исследования : математические символы – квадратные корни. Предмет исследования: способы извлечения корней из чисел без калькулятора. 8/30/20

Извлечение квадратных корней из чисел без калькулятора

  • Цель проекта :

Изучить способы извлечения квадратных корней из чисел без калькулятора.

  • Задачи проекта :

1) изучить литературу по данному вопросу ;

2) исследовать способы извлечения квадратного корня;

3) показать практическое применение полученных знаний и оценить степень сложности в использовании различных способов и алгоритмов;

4) создать мини-книжечку по самым интересным способам извлечения квадратных корней из чисел.

  • Объект исследования : математические символы – квадратные корни.
  • Предмет исследования: способы извлечения корней из чисел без калькулятора.

8/30/20

Гипотеза Способы извлечения квадратного корня из числа без калькулятора могут вызвать интерес у учащихся, найти практическое применение в учебной деятельности. 8/30/20

Гипотеза

Способы извлечения квадратного корня из числа без калькулятора могут вызвать интерес у учащихся, найти практическое применение в учебной деятельности.

8/30/20

История квадратного корня Знак корня происходит из строчной латинской буквы r ( начальной в лат. radix — корень ), сросшейся с надстрочной чертой: ранее, надчёркивание выражения использовалось вместо нынешнего заключения его в скобки. видоизменённый способ записи выражения r   8/30/20

История квадратного корня

Знак корня происходит из строчной латинской буквы r ( начальной в лат. radix — корень ), сросшейся с надстрочной чертой: ранее, надчёркивание выражения использовалось вместо нынешнего заключения его в скобки.

видоизменённый способ записи выражения r

 

8/30/20

История квадратного корня День квадратного корня отмечается 9 раз в столетие!  (в день, когда и число, и порядковый номер месяца являются квадратными корнями из двух последних цифр года (например, 5 мая 2025 года: 05-05-25)). 1 января хх01 года 2 февраля хх04 года 3 марта хх09 года 4 апреля хх16 года 5 мая хх25 года 6 июня хх36 года 7 июля хх49 года 8 августа хх64 года 9 сентября хх81 года Рон Гордон американский учитель,  Калифорния, США. Промежуток (в годах) между праздниками составляет непрерывную последовательность нечётных чисел : 3, 5, 7 и т. д.    8/30/20

История квадратного корня

День квадратного корня отмечается 9 раз в столетие!

(в день, когда и число, и порядковый номер месяца являются

квадратными корнями из двух последних цифр года

(например, 5 мая 2025 года: 05-05-25)).

1 января хх01 года

2 февраля хх04 года

3 марта хх09 года

4 апреля хх16 года

5 мая хх25 года

6 июня хх36 года

7 июля хх49 года

8 августа хх64 года

9 сентября хх81 года

Рон Гордон

американский учитель,

Калифорния, США.

Промежуток (в годах) между праздниками составляет непрерывную последовательность нечётных чисел : 3, 5, 7 и т. д.

 

8/30/20

Приближенные  методы извлечения квадратного корня

Приближенные методы извлечения квадратного корня

Способ использования таблицы квадратов двузначных чисел Алгоритм: 1. цифра столбика десятков – это целая часть результата 2. цифра в сроке едини ц – это десятые 3. закрыть две последние цифры числа в таблице и найти число меньше подкоренного Например: ≈ 8,6   Проверим на МК : ≈ 8,6023252   Плюсы: быстро, просто, доступно на экзамене. Минусы:  корни из чисел больше 100 этим способом извлечь невозможно;  обязательно наличие таблицы квадратов.

Способ использования таблицы квадратов двузначных чисел

Алгоритм:

1. цифра столбика десятков – это целая часть результата

2. цифра в сроке едини ц – это десятые

3. закрыть две последние цифры числа в таблице и найти число меньше подкоренного

Например: ≈ 8,6

 

Проверим на МК : ≈ 8,6023252

 

Плюсы: быстро, просто, доступно на экзамене.

Минусы:

  • корни из чисел больше 100 этим способом извлечь невозможно;
  • обязательно наличие таблицы квадратов.

Формула Древнего Вавилона Алгоритм: 1. Представить число х в виде суммы: х = а 2 + b, где  а 2  ближайший к числу х точный квадрат натурального числа а. 2. Использовать формулу:   625   Проверим на МК : ≈ 8,6023252   Плюсы метода: даёт хорошее приближение к точности вычисления корня. Вавилонская табличка  (около 1800—1600 г. до н. э.) Минусы метода: нужно запомнить формулу.

Формула Древнего Вавилона

Алгоритм:

1. Представить число х в виде суммы: х = а 2 + b, где

а 2 ближайший к числу х точный квадрат натурального числа а.

2. Использовать формулу:

 

625

 

Проверим на МК : ≈ 8,6023252

 

Плюсы метода: даёт хорошее приближение

к точности вычисления корня.

Вавилонская табличка (около 1800—1600 г. до н. э.)

Минусы метода: нужно запомнить формулу.

Канадский метод   Например:   Х = 74, S = 81 Lakehead University -канадский государственный университет.  = 9 + (-= 8,612   Проверим на МК : ≈ 8,6023252   Плюсы метода: метод не сложный и удобный. Минусы метода:  - нужно знать формулу; - его точность – не более двух – трёх знаков после запятой.

Канадский метод

 

Например:

 

Х = 74, S = 81

Lakehead University -канадский государственный университет.

= 9 + (-= 8,612

 

Проверим на МК : ≈ 8,6023252

 

Плюсы метода: метод не сложный и удобный.

Минусы метода: - нужно знать формулу;

- его точность – не более двух – трёх знаков после запятой.

Метод Ньютона метод итерации  (с латинского iteratio - повторение) Алгоритм: 1.   а 1   — первое приближение числа  (в качестве а 1  можно брать значения квадратного корня из натурального числа — точного квадрата, не превосходящего  х );   Исаак Ньютон   2. следующее, более точное приближение  а 2   числа  найдется по формуле   3. третье, еще более точное приближение; … 4. (n+1)-е приближение  найдется по формуле     Герон  Александрийский Например: а 1 = 8; а 2 = 8,625; а 3 = 8,602355 и т.д.   Проверим на МК : ≈ 8,6023252   Плюсы метода: позволяет извлекать квадратный корень из большого числа с любой точностью.  Минусы метода:  громоздкость вычислений.

Метод Ньютона

метод итерации (с латинского iteratio - повторение)

Алгоритм:

1.   а 1   — первое приближение числа  (в качестве а 1  можно брать значения квадратного корня из натурального числа — точного квадрата, не превосходящего  х );

 

Исаак Ньютон

 

2. следующее, более точное приближение  а 2   числа 

найдется по формуле

 

3. третье, еще более точное приближение; …

4. (n+1)-е приближение  найдется по формуле

 

 

Герон

Александрийский

Например: а 1 = 8; а 2 = 8,625; а 3 = 8,602355 и т.д.

 

Проверим на МК : ≈ 8,6023252

 

Плюсы метода: позволяет извлекать квадратный корень из большого числа

с любой точностью.

Минусы метода: громоздкость вычислений.

Метод подбора угадыванием (основан на подборе разных значений квадратов близких чисел путём сужения области поиска) Например:   1. Замечаем, что 8 2 = 64 и 9 2 = 81, значит, 8     2. Попробуем возвести 8,5 2 и вы получите 72,25. 3. Попробуйте 8,6 2 и вы получите 73,96   4. Попробуйте 8,7 2 и вы получите 75,69 74 .   Итак, 8,6   5. Попробуйте возвести 8,61 2 и вы получите 74,1321 74 .   6. Значит, 8,60   7. Продолжайте, пока не получите ответ достаточно точный для вас. Университет Royal Holloway в Лондоне . Минусы метода:   требует многократного вычисления произведения столбиком не всегда правильно угаданных чисел; проигрывает в красоте решения и по времени. 8/30/20

Метод подбора угадыванием

(основан на подборе разных значений квадратов близких чисел

путём сужения области поиска)

Например:

 

1. Замечаем, что 8 2 = 64 и 9 2 = 81, значит, 8

 

 

2. Попробуем возвести 8,5 2 и вы получите 72,25.

3. Попробуйте 8,6 2 и вы получите 73,96

 

4. Попробуйте 8,7 2 и вы получите 75,69 74 .

 

Итак, 8,6

 

5. Попробуйте возвести 8,61 2 и вы получите 74,1321 74 .

 

6. Значит, 8,60

 

7. Продолжайте, пока не получите ответ достаточно точный для вас.

Университет Royal Holloway в Лондоне .

Минусы метода: требует многократного вычисления произведения столбиком не всегда правильно угаданных чисел; проигрывает в красоте решения и по времени.

8/30/20

Точные методы извлечения квадратного корня

Точные методы извлечения квадратного корня

Способ разложения  на простые множители Алгоритм: разложить число на простые множители и извлечь квадратный корень из произведения.  Например:  291600│2  145 800│2  72 900│3  24 300│3  8 100│3  2 700│3  900│3  300│3  100│2  50│2  25│5  5│5   142129 = 13*13*29*29 ??? Минусы метода:  нужно знать простые числа и признаки делимости; трудоёмкая задача; не всегда приводит к желаемому результату; - занимает много времени.

Способ разложения на простые множители

Алгоритм: разложить число на простые множители и

извлечь квадратный корень из произведения.

Например:

291600│2

145 800│2

72 900│3

24 300│3

8 100│3

2 700│3

900│3

300│3

100│2

50│2

25│5

5│5

 

142129 = 13*13*29*29 ???

Минусы метода:

  • нужно знать простые числа и признаки делимости;
  • трудоёмкая задача;
  • не всегда приводит к желаемому результату;

- занимает много времени.

Способ подбора Суть метода —  чистый анализ. Извлечём корень из 148996. Такой дискриминант получается в задаче: Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 336 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 5 км/ч, стоянка длится 10 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 48 часов после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч.

Способ подбора

Суть метода —  чистый анализ.

Извлечём корень из 148996.

Такой дискриминант получается в задаче:

Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 336 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 5 км/ч, стоянка длится 10 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 48 часов после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч.

Способ подбора     Сначала определим — между какими числами (кратными ста) лежит наш результат: .   . Т.о., первая цифра - 3. 3. Далее смотрим, где «стоит» это число: ближе к или к ?   Число находится гораздо ближе к 360.   5. Проверяем число 380: х 380   380  3040   1140  144400 , так как  . 4. Проверим число 370: х 370     370  2590   1110  136900 , т.к. . 6. Проверяем число 390: х 390     390  3510   1170  152100  .  

Способ подбора

 

 

  • Сначала определим — между какими числами (кратными ста) лежит наш результат: .

 

. Т.о., первая цифра - 3.

3. Далее смотрим, где «стоит» это число: ближе к или к ?

 

Число находится гораздо ближе к 360.

 

5. Проверяем число 380: х 380

380

3040

1140

144400

, так как  .

4. Проверим число 370: х 370

 

370

2590

1110

136900

, т.к. .

6. Проверяем число 390: х 390

 

390

3510

1170

152100  .

 

Способ подбора   7. Далее используются свойства произведений чисел. Известно, что: Произведение чисел, имеющих на конце 1 или 9, дают число с 1 в конце.  Например, 21 * 21 =441. Произведение чисел, имеющих на конце 2 или 8, дают число с 4 в конце.  Например, 18 * 18 = 324. Произведение чисел, имеющих на конце 5, дают число с 5 в конце.  Например, 25 * 25 = 625. Произведение чисел, имеющих на конце 4 или 6, дают число с 6 в конце.  Например, 26 * 26 = 676. Произведение чисел, имеющих на конце 3 или 7, дают число с 9 в конце.  Например, 17 * 17 = 289. Т. к. число заканчивается цифрой 6, то это либо , либо .   8. Проверяем: 384* 384 = 147456, 386*386 = 148996 . Значит, .   Минусы метода:  требует многократного вычисления произведения столбиком

Способ подбора

 

7. Далее используются свойства произведений чисел. Известно, что:

  • Произведение чисел, имеющих на конце 1 или 9, дают число с 1 в конце. 

Например, 21 * 21 =441.

  • Произведение чисел, имеющих на конце 2 или 8, дают число с 4 в конце. 

Например, 18 * 18 = 324.

  • Произведение чисел, имеющих на конце 5, дают число с 5 в конце. 

Например, 25 * 25 = 625.

  • Произведение чисел, имеющих на конце 4 или 6, дают число с 6 в конце. 

Например, 26 * 26 = 676.

  • Произведение чисел, имеющих на конце 3 или 7, дают число с 9 в конце. 

Например, 17 * 17 = 289.

Т. к. число заканчивается цифрой 6, то это либо , либо .

 

8. Проверяем: 384* 384 = 147456, 386*386 = 148996 . Значит, .

 

Минусы метода: требует многократного вычисления произведения столбиком

Извлечение квадратного корня уголком   Алгоритм: 1. Разбиваем число (5963364) на пары справа налево (5`96`33`64)   2. Извлекаем квадратный корень из первой слева группы (  - число 2). Так мы получаем первую цифру числа b. 3. Находим квадрат первой цифры (2 2 =4). 4. Находим разность первой группы и квадрата первой цифры (5-4=1). 5. Сносим следующие две цифры (получили число 196). 6. Удваиваем первую, найденную нами цифру, записываем слева за чертой (2*2=4). 7. Ищем вторую цифру числа b: удвоенная первая цифра, найденная нами, становится цифрой десятков числа, при умножении которого на число единиц, необходимо получить число меньшее 196 (это цифра 4, 44*4=176). 4 - вторая цифра числа b. 8. Находим разность (196-176=20). 9. Сносим следующую группу (получаем число 2033). 10. Удваиваем число 24, получаем 48. 11. 48 десятков в числе, при умножении которого на число единиц, мы должны получить число меньшее 2033 (484*4=1936). Найденная нами цифра единиц (4) и есть третья цифра числа b.

Извлечение квадратного корня уголком

 

Алгоритм:

1. Разбиваем число (5963364) на пары справа налево (5`96`33`64)

 

2. Извлекаем квадратный корень из первой слева группы (  - число 2). Так мы получаем первую цифру числа b.

3. Находим квадрат первой цифры (2 2 =4).

4. Находим разность первой группы и квадрата первой цифры (5-4=1).

5. Сносим следующие две цифры (получили число 196).

6. Удваиваем первую, найденную нами цифру, записываем слева за чертой (2*2=4).

7. Ищем вторую цифру числа b: удвоенная первая цифра, найденная нами, становится цифрой десятков числа, при умножении которого на число единиц, необходимо получить число меньшее 196 (это цифра 4, 44*4=176). 4 - вторая цифра числа b.

8. Находим разность (196-176=20).

9. Сносим следующую группу (получаем число 2033).

10. Удваиваем число 24, получаем 48.

11. 48 десятков в числе, при умножении которого на число единиц, мы должны получить число меньшее 2033 (484*4=1936). Найденная нами цифра единиц (4) и есть третья цифра числа b.

Извлечение квадратного корня уголком Плюсы метода: -  очень точный  (можно вычислить корень  из любого числа с любой точностью); - применим к любым числам. Минусы метода: -  трудоемкий; - требует хороших вычислительных навыков.

Извлечение квадратного корня уголком

Плюсы метода:

- очень точный

(можно вычислить корень

из любого числа с любой точностью);

- применим к любым числам.

Минусы метода:

- трудоемкий;

- требует хороших

вычислительных навыков.

Выводы 8/30/20

Выводы

8/30/20

«Умственную самодеятельность, сообразительность и «смекалку» нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью».  Е. И. Игнатьев (1908 год) 8/30/20

«Умственную самодеятельность, сообразительность и «смекалку» нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью».

Е. И. Игнатьев

(1908 год)

8/30/20

Спасибо за внимание 8/30/20

Спасибо за внимание

8/30/20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя