СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Г. Паустовский "Кот -Ворюга

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок: Литературное чтение.

 

Тема: К.Г.Паустовский «Кот-Ворюга».

 

Цели:

- Осуществлять дифференцированный подход в обучении. Обучать приемам работы над художественным произведением.

- Развивать: речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся.

- Проводить работу по формированию навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.

- Воспитывать: доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать.

 

Задачи:

- Проверить качество усвоения рассказа К.Г.Паустовского «Кот-Ворюга».

- Продолжить формирование умения кратко пересказывать текст по опорным картинкам и словам.

 

Оборудование:

- Интерактивная доска.

- Игра «Дополни рисунок».

- Игра «Путаница».

- Карточки с опорными словами.

 

 

Ход урока:

 

  1. Приветствие.

 

  1. Установка на урок.

а) читать.

б) отвечать на вопросы.

в) рассуждать.

г) получить как можно больше положительных эмоций.

 

  1. Проверка домашнего задания.

 

- Проверить домашнее задание, я хочу сегодня нетрадиционным способом.

 

- У меня в руках конверт, в этом конверте фамилии тех ребят, которые стали победителями конкурса «Любимые сказки».

 

- (вскрываю) конверт и называю фамилии ребят.

  1. В номинации «Самая красивая кошка» победила……………………………………….
  2. В номинации «Самый умный кот» победил……………………………………………..
  3. В номинации «Самый хитрый кот» победил…………………………………………….
  4. В номинации «Самая независимая кошка» победила…………………………………...

 

- Дети делают презентацию «своих котов».

 

Слово учителя: Молодцы ребята! Посмотрите сколько сказок и рассказов о котах и кошках вы знаете, и каждый кот предстает перед нами по-разному.

 

  1. Работа с интерактивной доской.

- Внимание на экран.

Прочитайте этот текст (дети читают загадку)

- Вы прочитали этот текст?

- К какому жанру относятся такие произведения?

- Это загадки.

- Правильно! Даже загадки есть про кота.

- А как вы думаете, стихотворения бывают о котах?

- Да.

 

  1. Чтение стихотворения (на английском языке)

– На каком языке прочитано стихотворение?

- Перевод стихотворения.

 

Слово учителя: Как скучно было бы нам, если бы мы не узнали, многого о животных. А благодаря кому мы о них узнали? (благодаря писателям, поэтам, сказочникам)

 

  1. Слово библиотекарю (о писателях)

 

  1. Работа в тетрадях: (число, тема, план)

 

  1. Слово о К.Г.Паустовском.

 

  1. Словарная работа:

Отчаяние - состояние безнадежности.

Кукан - бечевка, на которую надевают пойманную рыбу.

Тесовый - сделанный из тонких деревянных досок хвойных пород.

Подпалинами - рыжеватое, или белесое пятно на шерсти животного.

 

  1. Подготовка к чтению.

- Сейчас мы будем слушателями и читателями.

- Я предлагаю вам послушать начало текста в авторском исполнении.

 

  1. Чтение автора, детей (по абзацам).

     

  1. Беседа по содержанию:

- Ребята, а вы узнали кота, про которого мы читали?

  (Да, по внешнему виду)

- Давайте найдем в тексте описание кота.

  (Рыжий, разорвано ухо, обрублен кусочек грязного хвоста)

- О чем говорит его внешний вид?

  (Беспризорный, голодный, всегда дикий, у него не было хозяина, драчун, воришка)

- А как вы думаете, где он мог разорвать ухо?

- А потерять кусочек хвоста?

- А как характеризует автор кота?

  (Это был кот, потерявший всякую совесть, бродяга, бандит, за глаза его звали Ворюга)

 - А почему его звали Ворюгой?

 - Давайте подберем однокоренные слова к слову Ворюга.

   (Вор, ворище, воришка)

- А вы знаете, почему автор выбрал из этих слов именно Ворюга?

  (Автор показывает свое возмущение, недовольство поведением кота)

- Что обнаружили ребята, когда пришли с рыбалки?

  (Он украл колбасу)

- Найдите в тексте строки, где описывается этот случай.

  (Кот попался этим же вечером…)

 

  1. Обращаюсь к плану.

           - Как можно озаглавить первую часть?

            («Знакомство», «Воровство кота»)

 

  1. Физ.- минутка: У кота котище длинные усищи.

 

  1. Чтение второй части.

            (По цепочке)

 

  1. Беседа по содержанию.

- Понравился вам кот?

             (Да!)

           - Почему?

             (Нет!)

- Почему?

- Так почему он вел себя так?

 (Он был беспризорный, у него не было хозяина, дома, он был голодный)

- А с каким чувством относится писатель к коту?

 (Он его жалеет)

- А как бы вы отнеслись к коту?

 (Накормили, помыли, пожалели)

 

  1. Обращаюсь к плану.

- Как можно озаглавить вторую часть?

 («Кот поймался»…)

 

  1. Чтение третьей части. (Резерв)

- Ребята, какой поступок совершил кот?

 (Он разогнал кур, которые воровали гречневую кашу)

- Поступок благородный и неожиданный.

- Произошло его перерождение в «Милиционера».

- Кто и как помог коту в этом?

 (Люди. Они его накормили, и он перестал воровать)

 

  1. Обращаюсь к плану.

- Как можно озаглавить третью часть?

 («Кот сторож», «Кот милиционер»)

 

  1. Игра: «Путаница».

- Поможет вам подготовиться к пересказу. Художник нарисовал иллюстрации к рассказу. Посмотрите, в такой ли последовательности происходили события. А помогать вам будут ключевые слова:

  1. Воровал
  2. Ловили
  3. Попался
  4. Накормили
  5. Перестал воровать.

 

21. Игра: «Дополни рисунок»

- Перед вами кот, чего же не хватает нашему коту?

- Еда, которую он воровал.

- Откуда мы можем узнать, какую еду можно расположить на данной картинке. (Из рассказа)

- А сейчас внимание, задание. Необходимо подобрать и вставить нужные пазлы.

- Ребята, а почему мы не все пазлы использовали?

- Эти предметы кот не воровал.

 

  1. Обобщение:

Написав этот рассказ К.Г.Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну важную вещь.

- Какую?

- Что животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать .

 

  1. Вывод:

Давайте прочитаем слова французского писателя Антуана Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

24. Итог.

25. Оценки за урок. 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!