СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К уроку алгебры "Теорема Виета"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать при объяснении темы "Теорема Виета""

Просмотр содержимого документа
«К уроку алгебры "Теорема Виета"»

МКОУ Землянская СОШ Алгебра 8 класс  По праву достойна в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета

МКОУ Землянская СОШ

Алгебра 8 класс

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета

Цели урока: Познакомится с теоремой Виета Научится применять её для решения квадратных уравнений и для проверки  найденных корней Предоставить каждому ученику возможность проверить свои знания и повысить их уровень

Цели урока:

  • Познакомится с теоремой Виета
  • Научится применять её для решения квадратных уравнений и для проверки

найденных корней

  • Предоставить каждому ученику возможность проверить свои знания и повысить их уровень

Вспомним: Какое уравнение называется квадратным? Какие виды квадратных уравнений вы знаете? Какое уравнение называется неполным квадратным?  Какое уравнение называется приведенным? Как называются коэффициенты квадратного уравнения? Какое выражение называется дискриминантом? От чего зависит количество корней квадратного уравнения?

Вспомним:

  • Какое уравнение называется квадратным?
  • Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
  • Какое уравнение называется неполным квадратным?
  • Какое уравнение называется приведенным?
  • Как называются коэффициенты квадратного уравнения?
  • Какое выражение называется дискриминантом?
  • От чего зависит количество корней квадратного уравнения?

 Решить устно уравнения х 2 – 36 = 0  х 1 = 6, х 2 = -6 у 2 +49 = 0  нет решения с 2 – 7с = 0  х 1 = 0, х 2 = 7 5х 2 = 0   х = 0

Решить устно уравнения

х 2 – 36 = 0

х 1 = 6, х 2 = -6

у 2 +49 = 0

нет решения

с 2 – 7с = 0

х 1 = 0, х 2 = 7

5х 2 = 0

х = 0

 Составьте уравнения, корнями которых являются числа: а) 0 и 3  х² - 3х = 0 б) 7 и – 7  х² - 49 =0 в) – 5 и 5  (х + 5)·(х - 5) = 0 г) 2 и 2  (х - 2)·(х - 2) = 0

Составьте уравнения,

корнями которых являются числа:

а) 0 и 3

х² - 3х = 0

б) 7 и – 7

х² - 49 =0

в) – 5 и 5

(х + 5)·(х - 5) = 0

г) 2 и 2

(х - 2)·(х - 2) = 0

Проблемы: 1. Решить устно уравнения:  х 2 – 2012х + 2011 = 0  х 2 – 377х + 750 = 0 2. Составить полное квадратное уравнение, корнями которого являются числа:  2 и 3; 157 и 1.

Проблемы:

1. Решить устно уравнения:

х 2 – 2012х + 2011 = 0

х 2 – 377х + 750 = 0

2. Составить полное квадратное уравнение, корнями которого являются числа:

2 и 3; 157 и 1.

Поиск: 1. Уравнение 1. Уравнение p х 2 + 5х + 6=0 х 2 + 5х + 6=0 p 2. 2. q 5 q х 2 - 5х + 6=0 3. х 2 - 5х + 6=0 3. 6 x 1 x 1 х 2 – 7х + 6=0 -5 4. х 2 – 7х + 6=0 4. x 2 -3 x 2 -7 х 2 + 7х + 6=0 х 2 + 7х + 6=0 6 -2 x 1 +x 2 x 1 +x 2 6 2 7 x 1· x 2 -5 x 1· x 2 6 3 6 6 5 1 -6 -1 7 6 6 -7 6

Поиск:

1.

Уравнение

1.

Уравнение

p

х 2 + 5х + 6=0

х 2 + 5х + 6=0

p

2.

2.

q

5

q

х 2 - 5х + 6=0

3.

х 2 - 5х + 6=0

3.

6

x 1

x 1

х 2 – 7х + 6=0

-5

4.

х 2 – 7х + 6=0

4.

x 2

-3

x 2

-7

х 2 + 7х + 6=0

х 2 + 7х + 6=0

6

-2

x 1 +x 2

x 1 +x 2

6

2

7

x x 2

-5

x x 2

6

3

6

6

5

1

-6

-1

7

6

6

-7

6

Открытие Теорема Виета  Сумма корней приведенного квадратного уравнения  х 2 + p x + q = 0  равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.  Х 1 + Х 2 = -Р Х 1 •  Х 2 = q

Открытие

Теорема Виета

Сумма корней приведенного квадратного уравнения

х 2 + p x + q = 0 равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

Х 1 + Х 2 = -Р Х 1 Х 2 = q

Впервые зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения установил знаменитый ученый Франсуа Виет (1540-1603)  Франсуа Виет был по профессии адвокатом и много лет работал советником короля. В 1591 г. он ввел буквенные обозначения для коэффициентов при неизвестных в уравнениях, что дало возможность записать общими формулами корни уравнения и свойства. Его часто называют «Отцом алгебры».

Впервые зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения установил знаменитый ученый Франсуа Виет (1540-1603)

Франсуа Виет был по профессии адвокатом и много лет работал советником короля.

В 1591 г. он ввел буквенные обозначения для коэффициентов при неизвестных в уравнениях, что дало возможность записать общими формулами корни уравнения и свойства.

Его часто называют «Отцом алгебры».

сказал, что нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе. Нет формул важней для приведённого уравнения: - p – это сумма его корней, q – его корней произведение.

сказал, что нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе.

Нет формул важней для приведённого уравнения:

- p – это сумма его корней,

q – его корней произведение.

Применение теоремы Виета Уравнение Уравнение Дискриминант 1. х 2 – 9х +1=0 1. х 2 – 9х +1=0 Дискриминант D = 77 Сумма корней 2. х 2 +8х +10=0 2. х 2 +8х +10=0 Сумма корней D = 24 3. х 2 +3х – 10=0 Произведение корней Произведение корней  9 3. х 2 +3х – 10=0 D = 49 1 - 8 4. х 2 – 6х – 7=0 4. х 2 – 6х – 7=0 10 5. х 2 +3х +5=0 - 3 D = 64 5. х 2 +3х +5=0 -10 D = -11 6 - 7

Применение теоремы Виета

Уравнение

Уравнение

Дискриминант

1. х 2 – 9х +1=0

1. х 2 – 9х +1=0

Дискриминант

D = 77

Сумма

корней

2. х 2 +8х +10=0

2. х 2 +8х +10=0

Сумма

корней

D = 24

3. х 2 +3х – 10=0

Произведение корней

Произведение корней

9

3. х 2 +3х – 10=0

D = 49

1

- 8

4. х 2 – 6х – 7=0

4. х 2 – 6х – 7=0

10

5. х 2 +3х +5=0

- 3

D = 64

5. х 2 +3х +5=0

-10

D = -11

6

- 7

Применение теоремы Виета Проверка найденных корней квадратных уравнений.  Проверяем домашнюю работу 1. х 2 – 2х – 15=0  х 1 =5 х 2 = - 3  По формулам Виета х 1 + х 2 = 2 х 1 х 2 = - 15  Проверяем: 5 + ( - 3) = 2  5 ·( - 3) = - 15

Применение теоремы Виета

Проверка найденных корней квадратных уравнений.

Проверяем домашнюю работу

1. х 2 – 2х – 15=0

х 1 =5 х 2 = - 3

По формулам Виета х 1 + х 2 = 2 х 1 х 2 = - 15

Проверяем: 5 + ( - 3) = 2

5 ·( - 3) = - 15

Применение теоремы Виета Проверка найденных корней квадратных уравнений. Проверяем домашнюю работу 2. у 2 – 4у – 96 =0  у 1 = - 8 у 2 =12  По формулам Виета у 1 + у 2 =4 у 1 у 2 = - 96  Проверяем: - 8 + 12 = 4  - 8 · 12 = - 96  

Применение теоремы Виета

Проверка найденных корней квадратных уравнений.

Проверяем домашнюю работу

2. у 2 – 4у – 96 =0

у 1 = - 8 у 2 =12

По формулам Виета у 1 + у 2 =4 у 1 у 2 = - 96

Проверяем: - 8 + 12 = 4

- 8 · 12 = - 96

 

Применение теоремы Виета Угадываем корни Х 2 + 3Х – 10 = 0 Х 1 · Х 2 = – 10, значит корни имеют разные  знаки Х 1 + Х 2 = – 3, значит больший по модулю  корень - отрицательный Подбором находим корни: Х 1 = – 5, Х 2 = 2

Применение теоремы Виета

Угадываем корни

Х 2 + 3Х – 10 = 0

Х 1 · Х 2 = – 10, значит корни имеют разные

знаки

Х 1 + Х 2 = – 3, значит больший по модулю

корень - отрицательный

Подбором находим корни: Х 1 = – 5, Х 2 = 2

Применение теоремы Виета Составляем квадратное  уравнение  Пусть Х 1 = 2, Х 2 = – 6 – корни квадратного  уравнения Х 1 + Х 2 = – 4, Х 1 · Х 2 = – 12, тогда по теореме Виета Х 2 + 4Х – 12 = 0 – искомое квадратное уравнение

Применение теоремы Виета

Составляем квадратное уравнение

Пусть Х 1 = 2, Х 2 = – 6 – корни квадратного

уравнения

Х 1 + Х 2 = – 4, Х 1 · Х 2 = – 12, тогда по теореме Виета

Х 2 + 4Х – 12 = 0 – искомое квадратное уравнение

Решите сами ! x 2 – 6 x + 8 = 0 x 2 –10 x +21 = 0 x 2 –10 x +25 = 0 x 2 –8 x – 20 = 0 x 2 –7 x +12 = 0 x 2 + 9 x +14 = 0 x 2 – 7 x -1 8 = 0 x 2 – 3 x -2 8 = 0 x 2 + x - 6 = 0 Ответ: 2; 4 Ответ: 3; 7  Ответ: 5 Ответ: -2; 10  Ответ: 3; 4  Ответ: - 2; - 7  Ответ: 9; - 2  Ответ: 7; - 4  Ответ: - 3; 2

Решите сами !

x 2 – 6 x + 8 = 0

x 2 –10 x +21 = 0

x 2 –10 x +25 = 0

x 2 –8 x – 20 = 0

x 2 –7 x +12 = 0

x 2 + 9 x +14 = 0

x 2 – 7 x -1 8 = 0

x 2 – 3 x -2 8 = 0

x 2 + x - 6 = 0

Ответ: 2; 4

Ответ: 3; 7

Ответ: 5

Ответ: -2; 10

Ответ: 3; 4

Ответ: - 2; - 7

Ответ: 9; - 2

Ответ: 7; - 4

Ответ: - 3; 2

Проблемы: 1. Решить устно уравнения:  х 2 – 2012х + 2011 = 0  х 2 – 377х + 750 = 0 2. Составить полное квадратное уравнение, корнями которого являются числа:  2 и 3; 157 и 1.

Проблемы:

1. Решить устно уравнения:

х 2 – 2012х + 2011 = 0

х 2 – 377х + 750 = 0

2. Составить полное квадратное уравнение, корнями которого являются числа:

2 и 3; 157 и 1.

1 ) Укажите в квадратном уравнении х²+3-4х = 0 второй коэффициент.  2) В квадратном уравнении 7х-5 + х²=0 второй коэффициент взятый с противоположным знаком равен: 3) Сумма и произведение корней уравнения х²+7х-1= 0 равны: а) 1 б) - 4 г) 3 в) 4 б) - 4 в) 5 г) - 7 а) 1 г) х 1 ·х 2 =7  х 1 +х 2 =-1 а) х 1 +х 2 =7  х 1 ·х 2 =1 б) х 1 +х 2 =1  х 1 ·х 2 =7 в) х 1 +х 2 =-7  х 1 ·х 2 =-1

1 ) Укажите в квадратном уравнении х²+3-4х = 0 второй коэффициент.

2) В квадратном уравнении 7х-5 + х²=0 второй коэффициент взятый с противоположным знаком равен:

3) Сумма и произведение корней уравнения х²+7х-1= 0 равны:

а) 1

б) - 4

г) 3

в) 4

б) - 4

в) 5

г) - 7

а) 1

г) х 1 ·х 2 =7

х 1 2 =-1

а) х 1 2 =7

х 1 ·х 2 =1

б) х 1 2 =1

х 1 ·х 2 =7

в) х 1 2 =-7

х 1 ·х 2 =-1

4) Если число 11 корень уравнения х²-13х+22=0, то второй корень равен:  5) Если 2 корень уравнения х²-6х+ q =0, то q равен:  6)Не решая уравнение х²-9х-4=0, определите знаки корней уравнения. 7)Для уравнения -9х²+2х-4=0 приведенным является уравнение вида:  а) 13 в) 2 б) -11 г) -2  а) 12 б) 8 в) -12 г) 6  а) одинаковые б) разные в)оба положительные г)оба отрицательные

4) Если число 11 корень уравнения х²-13х+22=0, то второй корень равен:

5) Если 2 корень уравнения х²-6х+ q =0, то q равен:

6)Не решая уравнение х²-9х-4=0, определите знаки корней уравнения.

7)Для уравнения -9х²+2х-4=0 приведенным является уравнение вида:

а) 13

в) 2

б) -11

г) -2

а) 12

б) 8

в) -12

г) 6

а) одинаковые

б) разные

в)оба положительные

г)оба отрицательные

«Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно» Зачем нужна теорема Виета? С её помощью можно : найти сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его  зная один корень, найти другой найти корни подбором  определить знаки корней уравнения проверить, правильно ли найдены корни уравнения

«Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»

Зачем нужна теорема Виета?

С её помощью можно :

  • найти сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его
  • зная один корень, найти другой
  • найти корни подбором
  • определить знаки корней уравнения
  • проверить, правильно ли найдены корни уравнения

“ Посредством уравнений, теорем,  Я уйму разрешил проблем”.   Выучив теорему Виета, вы тоже разрешите для себя уйму всяких проблем .

Посредством уравнений, теорем, Я уйму разрешил проблем”.

Выучив теорему Виета, вы тоже разрешите для себя уйму всяких проблем .

Усвоить п.24.Решить №580 и №583

Усвоить п.24.Решить №580 и №583


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!