ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Программа направлена на формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка с детства. Вместе с тем она предлагает формирование и становление у него личностных качеств: уверенности в себе, эмоциональной раскрепощённости, самосознания, индивидуальности, а также помогает больше общаться с природой. АКТУАЛЬНОСТЬ программы проявляется в её гуманистической направленности, внимании к личности ребенка с его неповторимостью и индивидуальностью. Данная программа содержит материал, позволяющий успешно развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие ребенка. Деятельность дополнительного образования имеет большое значение для всестороннего развития личности детей. Программа « Моё дерево» способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
НОВИЗНА программы проявляется в использовании как традиционных, так и нетрадиционных форм организации видов экологической образованности: ролевая игра, исследования, опыты, свобода выбора наблюдения за объектом, продуктивная деятельность, рассказы, музыка, сотворчество взрослого и ребенка, составление альбома «Моё дерево», видеоклипы, эмблемы и т. д.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы заключается в том, что занятия дополнительного образования не преследуют цели обучающегося характера, направленные на овладение ребенком суммой фактов, знания экологического материала. Как и вся программа, эти занятия носят воспитывающий характер, приобщая детей к гумманистическим ценностям, способствуют не только формированию основ экологического мировоззрения , но и развитию ребенка как личности. Учитывая склонность детей дошкольного возраста к игровой деятельности, каждое занятие имеет элементы различных игр: дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные и т. д. Содержание данной программы обогащено необходимой развивающей средой. Главный критерий отбора материала его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений по экологическому воспитанию.
Данная программа предназначена для детей от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 15-20 минут.
Формы занятий
- фронтальные
- индивидуальные - по подгруппам - игра - развлечение - экскурсия - опыты - исследовательская деятельность - игра – спектакли - путешествие - продуктивная деятельность - составление альбома «Моё дерево».
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
1. Тематические
2..Игровые
3. Интегрированные (интерактивные)
4.Экскурсии
5.Наблюдения
6.Твоческие ( составление самими детьми сказок, рассказов о дереве)
7.Экспериментирование
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. У детей сформирован устойчивый интерес к экологической образованности, они с удовольствием наблюдают за объектами, которые их окружают. Заботятся о деревьях, о птицах, соблюдают чистоту вокруг участка и на территории детского сада. У детей развита эмоциональная сфера, понимают и видят красоту окружающей их природы. Проводя опыты дети научились сравнивать, сопоставлять, развивая наблюдательность, восприятие, мышление.
2.У дошкольников накоплен исследовательский опыт в живой и в неживой природе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для развития творческой активности ребёнка по экологическому воспитанию на основе исследовательской деятельности в природных условиях.
ЗАДАЧИ: 1.Развивать у детей интерес к экологической образованности и объектам ближайшего окружения.
2. Формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия с природой.
3.Обогащать и активизировать словарь детей, развивать речь.
4.Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, воображение, образное мышление, фантазию, находчивость, умение рассказывать и доказывать.
5. Поддерживать желание детей активно участвовать в экскурсиях, наблюдениях, в исследовательской деятельности, в праздниках, развлечениях, используя умения и навыки приобретенные на занятиях и самостоятельной деятельности.
6. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природы.
ЗАДАЧИ (2 года обучения).
1.Совершенствовать всестороннее развитие способностей у детей к экологической образованности на основе исследовательской деятельности.
2. Составить перечень умений, навыков, которыми должен обладать ребёнок при проведении исследовательской деятельности.
3.Развивать инициативу и творческую самостоятельность при обобщении результатов работы в самой различной форме, закреплении полученных знаний.
4.Побуждать детей к сочинению рассказов, сказок, составлению видеоклипов, передавая свои впечатления об увиденном в природе.
5.Воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать самостоятельность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1.У воспитанников наблюдается высокая степень активности, самостоятельности в проведении наблюдений в природе ( за деревьями, птицами, насекомыми, за цветами и т.д.). Развита фантазия, творчество в составлении рассказов об увиденном, в продуктивной деятельности.
2. У детей в достаточной степени развиты все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление.
ФОРМЫ ПРВЕДЕНИЯ ИТОГОВ. - праздники, развлечения
- творческие: составление рассказов, сказок о дереве
- исследовательская деятельность
- продуктивная (зарисовка увиденного на экскурсии, наблюдении, при проведении опыта и т. д.)
- досуговые мероприятия для родителей, городского уровня, со станцией юннатов.
- экологическая акция « Деревья нашего города»
- практическая деятельность ( посадка деревьев на участке детского сада вместе с родителями).
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СЛОВЕСНЫЙ – рассказ педагога, объяснение, чтение художественной литературы, малых фольклорных форм, сочинение, разыгрывание речевых диалогов, сценок, сказок, слушание аудиозаписей.
НАГЛЯДНЫЙ – рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников, наблюдение за объектами живой и неживой природы, просмотр видеофильмов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ – выполнение детьми упражнений, этюдов, творческих заданий, участие в играх, драматизациях, праздниках, исследованиях, проведение опытов, зарисовки, фото, видео.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ – повторение за педагогом, заучивание стихов, потешек, составление рассказов, сказок.
ПРОДУКТИВНЫЙ - перенос усвоенного способа действия на новое содержание сначала на близкое, потом на далёкое, создание проблемных ситуаций,
самостоятельный поиск детьми наиболее целесообразных средств выразительности для создания того или иного образа.
Деятельность | Общее количество занятий | В том числе |
теоретическое | Практическое | Исследования |
1. БЕСЕДЫ | 6 | 4 | 2 | - |
2. ИГРА | 4 | 2 | 2 | - |
3. НАБЛЮДЕНИЯ | 4 | - | 3 | 1 |
4. ЭКСКУРСИИ | 3 | - | 2 | 1 |
5. ДРАМАТИЗАЦИИ | 4 | 2 | 2 | - |
6. ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 4 | - | 4 | - |
7.Художественная литература | 4 | 2 | 2 | - |
8Зоровье- сберегающая | 7 | 3 | 1 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема | Программное содержание |
БЕСЕДЫ «Мое любимое дерево береза» «Что нужно нашему дереву» «Кто дружит с березкой» «Деревья нашего двора» «Березка зимой» «Чем питается березка». | -Учить строить высказывания типа рассуждений. -- Развивать умение строить причинно - следственные связи. - Закрепить у детей знания о том, что необходимо для роста и развития дерева. Воспитывать у детей интерес к тому, что дерево может быть полезным не только человеку, но и птицам и животным. -- Закрепить знания детей о деревьях, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. - Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений, бережного отношения «к зеленому другу», учить беречь деревья. |
ИГРА «Что лишнее» «Найди своё дерево» «Как семечко выросло» «Раз, два, три - к дереву беги» Подвижная игра: «Деревья и червяки» | -Развивать наблюдательность и закрепить знания о деревьях. -Помогает активизировать сенсорную «память», Развивать у детей память, внимание. - Закрепить представления о проростании семян. Закрепить знания детей о том, что семена хранят запас пищи до весенних дождей, они спят. - Закрепить знания о связи деревьев, почвенных животных, почвы (круговорот вещества в природе). |
НАБЛЮДЕНИЯ «Корни» «Плоды и семена» «Кора и ствол» «Листья и крона». | - Обратить внимание детей на то, что у всех деревьев есть корни, что с помощью корней деревья получают из почвы питание. - Исследовать с детьми есть ли на коре дерева мох и лишайники. Объяснить, почему они появляются на деревьях, Приносят ли пользу деревьям. - Есть ли на березе семена, плоды. - Научить детей внимательно исследовать дерево. - Отметить с детьми когда появляются серёжки у березки и когда они опадают. - Отметить с детьми какая крона у березки, много или мало листьев. Отметить причину, (проблему) - Научить детей объяснить свою точку зрения. |
экскурсии «На полянку к сосне» (в разное время года) | -Научить детей наблюдательности и видеть малейшие изменения дерева в разное время года. - Отметить, что все деревья пьют воду. - Если не будет дождей, деревья погибнут. - Отметить, что деревья, как и человек дышит и растет, болеет. - Сделать видеозапись дерева в разное время года.
|
ДРАМАТИЗАЦИИ «Мое дерево сосна» «Березка» «Беляночка» «Сосна Плачея» По сказке»Как подберезовик свой дом искал» | -Учить детей передавать в показе сказки по ролям интересные эпизоды из жизни березки. - Закрепить умение детей показать, как тяжело было березке одной без друзей. -Научить любить природу через народное творчество. -Научить детей мимикой и жестами показать, как был подберезовик рад, когда нашел себе дом под березкой. - Как они подружились и помогали друг другу. |
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Мы ухаживаем за деревом березкой» «Березовая роща» «Весеннее дерево». Совместная работа родителей и детей «Наша сосна»
| -Закрепить знания детей о строении дерева, учить их изображать ствол, ветви, учитывая, что у березы есть тонкие, гибкие веточки, из-за которых березу и называют кудрявой. -Учить детей изображать крону дерева единым цветовым пятном, на котором видны мелкие пятнышки другого оттенка - отдельные листочки. - Закрепить умение детей вместе с родителями изображать дерево выполнять влажное тонирование бумаги акварелью, составлять красивые композиции, используя сухие иголки сосны, кору дерева. |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Заучивание стихотворения Токмаковой»Сосна» С.Маршак «Откуда стол пришел» Г.Скребицкий «Мать и кормилица». В.Мусатов «Милая березка» Загадки, пословицы о деревьях. | Передать детям красоту природы через художественное слово. - Научить детей читать стихи эмоционально передавать содержание, уметь рассказать и передать то о чем написал писатель. -Через народное творчество учить детей видеть красоту окружающего мира. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Карточки с изображением разных деревьев растущих у нас на участке.
2.Портреты художников изображающих природу
3. Атрибуты ( шапочки для игр)
4. Картины о природе, о деревьях, о кустарниках.
5. Иллюстрации разных деревьев.
6. Гербарий
7. Коробочки и колбочки для опытов.
8. Шишки, ветки, листья, хвоя для ручного труда.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ НОД.
- магнитофон – 1 шт.
- телевизор - 1 шт.
- видеомагнитофон – 1 шт.
- комплект аудиокассет – 10 шт.
- бумага - 23 шт.
- краски - 23 шт.
- весы - 1 шт.
- розетки для раздаточного материала – 23 шт.
- ножницы – 23 шт.
- подносы для опытов – 23 шт.
- стаканчики - 23 шт.
- альбом «Моё дерево»
- гербарий - 3 вида
- фото деревьев нашего края
- познавательные игры – 6 комплектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Н.А.Рыжова « Моё дерево» Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
2.С.Н. Николаева «Методика экологического образования детей».
3.Л.А.Уланова «Методические рекомендации по организации прогулок с детьми 3-7 лет».
4. В.А Шишкина « Прогулки в природу».
5.Т. М. Бондаренко « Экологическое воспитание»
6.С.В.Машкова «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-7 лет» на экологической тропе.
7.Т.Д. Нуждина «Чудо – Всюду» энциклопедия для детей».
8. О.А. Соломенникова « Экологическое воспитание в детском саду».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида№25»
Асбестовского городского округа.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« МОЁ ДЕРЕВО»
Составитель: Мазур Нина Дмитриевна
г. Асбест.