Проблемы и возможности качественной подготовки ЕГЭ и ГИА
Дорожкина Светлана Васильевна
«Пусть школа точно так же, как и медики, не забывает, что она не может дать человеку жизненных сил, а может только устранить препятствия для правильного развития этих сил и предложить здоровую и полезную пищу вместо вредной»
К. Д. Ушинский
Intel
education
Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе. В нашем образовательном учреждении должна быть отработана система преемственности (4-5 класс). Прежде всего, это мониторинг контрольных работ в конце 4 класса и на начало 5 класса, выявления детей с высокими, средними и низкими показателями и организации индивидуальной, уровневой и дифференцированной работы. Мониторинги отслеживания должны проводиться 3 раза в год в каждом классе: входящий контроль, итоговый за 1 полугодие, итоговый за 2 полугодие и, учитывая кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки.
Работа в МО, предметных декадах, семинарах, педсоветах
- «Развитие воображения и пространственного мышления у учащихся»,
- «Системно-деятельный подход к моделированию процесса обучения»,
- «Создание гимназического журнала»,
- «Приёмы развития критического мышления»
- «Активизация речевых видов деятельности с использованием современных технологий»
- «Формирование личности через современные подходы в организации учебной и внеклассной работы с учащимися».
- «Развитие познавательных возможностей учащихся»
Работа МО в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ
- Создание кодификатора (9, 11 классы).
- Анализ результатов ЕГЭ и ГИА. Установление причин низких результатов у отдельных учащихся, пути повышения результатов.
- Создание творческих групп для составления заданий внешнего мониторинга обучающихся с целью подготовки к ЕГЭ и ГИА.
- Разработка контрольно-измерительных материалов, помогающих определить степень обученности учащихся 5-11 классов.
- Анализ мониторинга учащихся по подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Самообразование
«Уроки - семинары в 8-11 классах»
«Дифференцированный подход в обучении»
«Развитие творческих способностей детей
среднего и старшего возраста»
«Интегрированные уроки в системе гуманитарного
образования»
Дистанционное обучение на курсах
Педагогического университета «Первое
сентября».
Формирование ключевых компетенций:
понимать текст и его структурно-смысловые связи;
оценивать полученную информацию;
анализировать текст, используя разные приемы обработки текста;
переводить информацию из одной системы в другую.
Информационные
объяснять, устанавливать взаимосвязи;
сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
классифицировать объекты и явления;
соотносить единичные факты и общие явления.
Учебно-
познавательные
создавать связное высказывание;
последовательно излагать собственные мысли;
высказывать и аргументировать собственное мнение.
Коммуникатив-
ные
Проекты и исследовательские работы
«Нам не дано предугадать…» Культура речи фокинцев
«Молодёжный лексикон. Жаргоны. Сленг»
«Секреты словообразования. Что такое
конверсия?»
«Удивительный мир числительных»
«Роль историзмов в современном русском языке»
«Этимология русского языка»
Всероссийский конкурс «Человек и история.
Россия 21 века»
Основные трудности , с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ
- орфоэпические нормы русского языка
- лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
- Грамматические нормы русского языка;
- синтаксические нормы русского языка;
- стилистические нормы русского языка.
- морфология современного русского языка
- типы сложных предложений и их специфика;
- средства языковой выразительности.
- композиционное оформление сочинения;
- логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
- грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
- теория аргументации (в 70 % работ аргументы преподносятся скудно)
Алгоритм работы с КИМАами
Тестирование
Психологическая
готовность
Содержание
проведения ЕГЭ
Выход
за рамки
урока
Процедура урока
как ориентирующая
функция
Тестовая
культура
Предметная
подготовка
Качественный анализ
результатов, позволяющих выявить
проблемные зоны
и определить направления
коррекционной работы,
выйти на дифференциацию
Учитель
Психолог
Родитель
Составление карт индивидуального сопровождения
учащихся определённых групп и группы риска
Карта для
учеников
имеющих
учебные
затруднения
Карта для
учеников,
требующих
психологической
помощи
Группа
риска
«Портрет
ученика»
(конкретная
помощь)
Карта для
учеников,
требующих
постоянного
педагогического
контроля
Карта
«Траектория
развития
учащегося»
Задачи
* отслеживать динамику качества подготовки учеников; *отслеживать типичные ошибки; *определять общие темы для повторения на уроках; *определять темы индивидуальных консультаций; *отбирать необходимый для повторения и тренировки материал в учебных пособиях.
Формы организации работы по максимальному уменьшению группы риска и повышению тестового балла
* Анализ результатов, позволяющий выявить проблемные зоны и определить направления коррекционной работы. (Приложение 2)
* Индивидуальная диагностическая карта. (Приложение 3)
* Карта для учеников, имеющих учебные затруднения.
Работа по предупреждению ошибок. (Приложение4)
* Траектория развития учащегося
Выводы и рекомендации
- · Работа по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ должна начинаться на раннем этапе обучения и быть системной продуманной работой в течение всех лет обучения русскому языку.
- · Педагогам необходимо осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход к учащимся.
- Усиление практической направленности и соединение теории с практикой может быть достигнута на основе многоплановой и системной работы с текстом.
- · Учителю-предметнику необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, новые методы обучения, активно привлекать электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети.
- · Необходимо расширять научный кругозор обучающихся, вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность.
- · .
- · Постоянно проводить работу с родительской общественностью, качественно и достоверно информировать родителей обо всем, что связано с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ и ГИА.