Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию текстовых умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения сочинению. 2.1 Диагностика текстовых умений у детей младшего школьного возраста
При написании сочинения основным умением является умение строить связные высказывания. Основной прием работы с текстом, при развития у учащихся соответствующих умений, по мнению Н.А.Ипполитовой, — анализ текста. Содержанием подобной работы является озаглавливание текста (подбор заголовка, выбор заголовка из ряда возможных, сравнение заголовков и т. п.); определение темы и основной мысли высказывания; анализ композиционного оформления текста; составление плана (сопоставление данного плана и содержания анализируемого текста); составление вопросов к тексту; определение способов соединения предложений и частей текста; определение стиля, жанра, типа текста; определение роли языковых средств в передаче содержания текста и т. п. [11].
Для того чтобы понять, в какой степени сформированы текстовые умения у детей, обучающихся на сегодняшний день в начальной школе, нами была проведена диагностика. В ней приняли участие 26 младших школьников, учеников 3 «Б» класса МБОУ СОШ №7 г.Каменска-Уральского. На основе методических рекомендаций Н.А.Ипполитовой, были выбраны следующие текстовые умения:
1. Умение озаглавить текст.
2. Умение определить тему и основную мысль текста.
3. Умение составить текст по плану.
Учащиеся оценивались по этим критериям в ходе диагностики, каждый пункт оценивался по 3 бальной шкале:
Таблица 3
Оценка сформированности умения озаглавить текст у младших школьников
Балл | Проявления |
2 | Учащийся может самостоятельно озаглавить текст, прослушав его либо бегло прочитав. |
1 | Учащийся может озаглавить текст, внимательно прочитав его, либо по наводящим вопросам учителя. |
0 | Учащийся не может озаглавить текст даже после внимательного прочтения и вопросов учителя. |
Таблица 4
Оценка сформированности умения определить тему и основную мысль текста у младших школьников
Уровни | Проявления |
2 | Учащийся может самостоятельно определить тему и основную мысль текста, услышав его от учителя либо после самостоятельного чтения. |
1 | Учащийся может определить тему и основную мысль текста, внимательно вчитавшись в него, либо с помощью учителя. |
0 | Учащийся не может определить тему и основную мысль текста. |
Таблица 5
Оценка сформированности умения текст по плану у младших школьников
Уровни | Проявления |
2 | Учащийся может самостоятельно составить связный текст по указанному плану. |
1 | Учащийся может по представленному плану составить связный текст при помощи учителя. |
0 | Учащийся не может составить связный текст по плану. |
Были определены уровни развития текстовых умений младших школьников:
0-2 – критический уровень;
3-4 – допустимый уровень;
5-7 – оптимальный уровень.
Таблица 6
Уровни сформированности текстовых умений младших школьников
Уровни | Проявления |
Оптималь-ный | Учащийся может самостоятельно (с небольшой подсказкой учителя) озаглавить текст, определить основную мысль и составить план текста (текст по плану). |
Допустимый | Учащийся может озаглавить, определить основную мысль и составить план текста (текст по плану) с помощью наводящих вопросов учителя, либо с подсказкой одноклассника |
Критический | Учащийся не может озаглавить текст, определить основную мысль и составить план текста |
Диагностика была проведена на заданиях, приведенных в Приложении1.
Результаты диагностики отображены в таблице 7 и на рис. 1.
Таблица 7
Уровни сформированности текстовых умений в результате исходной диагностики
![]()
Рис. 1 Уровни сформированности текстовых умений младших школьников.
Диагностика была проведена на заданиях УМК «Школа России» (Приложение 1).
В ходе диагностики было выявлено, что у большинства младших школьников текстовые умения сформированы на критическом и допустимом уровне; на оптимальном уровне – только у 15%.
При этом 4 учащихся (16%) могут самостоятельно озаглавить предложенный текст после беглого прочтения; 21 учащийся (81%) справились с этим заданием только после того, как внимательно прочитали текст и учитель задал наводящие вопросы и 1 учащийся (3%) не справился с заданием вообще. Указать тему и главную мысль текста после прочтения его учителем удалось 3 учащимся (12%); после наводящих вопросов и самостоятельного чтения – 18 учащимся (69%); вообще не справились с заданием 5 учащихся (19%). Составить план после беглого прочтения текста не смог ни один учащийся; после внимательного прочтения это удалось 17 учащимся (65%); вообще не удалось 9 учащимся (35%).
На наш взгляд причина настолько низкого уровня сформированности текстовых умений в недостатке заданий на совершенствование данных умений в УМК, на основе которого проводится работа с учащимися.
2.2 Комплекс заданий по формированию текстовых умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения сочинению
По мнению Н.А.Ипполитовой, при формировании и совершенствовании текстовых умений у младших школьников можно использовать такие виды упражнений, как:
самостоятельный анализ текста в указанном учителем направлении (определение стиля, жанра, композиции и т. п.);
подбор и семантический анализ грамматических синонимов; замена использованных в тексте структур синонимичными;
вставка в текст пропущенных элементов с обоснованием выбора; составление к текстам вступления (заключения);
продолжение начатого текста;
грамматический разбор;
составление плана сообщения о каком-либо явлении;
анализ материалов упражнений и соотнесение их с теоретической частью параграфа;
самостоятельное составление фрагментов текста и текстов различного характера;
редактирование текстов с учетом структурно-семантических и текстообразующих возможностей синтаксических структур, свободные и творческие диктанты [11].
Младшие школьники, участвующие в диагностике, обучаются по системе учебников «Школа России». В данном УМК, как и во многих других, очень малый объем заданий на формирование текстовых умений. Поэтому нами была подобрана система заданий, которая носит экспериментальный характер.
Целью разработки и апробации данной экспериментальной системы заданий стало доказательство гипотезы о том, процесс совершенствование текстовых умений у младших школьников при обучении сочинению на уроках русского языка будет эффективным, при регулярном выполнении заданий на формирование и совершенствование текстовых умений.
Система заданий разработана для учащихся 3 класса.
Задания на формирование умения озаглавить текст
Шагай, лосенок, перешагивай! Через пень перешагни, через валежник переступи! В яму не провались, у корней не оступись, в густой чаще не запутайся! Тут, в густых лесах, тебе жить, горькую кору жевать, сладкие листья рвать.
Е.Чарушин
Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошел за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка-лосенок. Антон стал выталкивать лосенка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слезы. Она стала облизывать своего кроху.
Из газеты «Комсомольская правда»
Со всех сторон вьются с весёлой песнью хохлатые жаворонки; из середины рощи ясно долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах берёзы, фиалки, прелого листа, черёмухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки бегу к кустам и, несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом.
(Л. Толстой «Отрочество»)
Задания на формирование умения определить тему и основную мысль текста
В процессе развития языка состав слова может меняться, упрощаться. Обычно это происходит в результате разрыва связей между однокоренными словами. Так произошло и с названием маленького пушистого зверька. Жители Древней Руси чаще всего называли его «веверица», а словом «белка» обозначался подобный зверёк с белой шкуркой. В ходе истории языка слово «веверица» утратилось, и словом «белка» стали называть всех животных этого рода, независимо от их цвета. Однако белыми белки бывают крайне редко, и поэтому связь с прилагательным «белый» утратилась. В современном русском языке корень этого слова уже не -бел-, а -белк-. Суффикс -к- слился с корнем, и состав слова упростился.
(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)
Есть такая профессия - корреспондент. Он пишет статьи, заметки в газету или журнал. А фотокорреспондент делает снимки. Он всюду и везде со своим фотоаппаратом. Его снимки - иллюстрации к статьям.
Но подходит критический момент, когда самолёт должен прекратить маневрирование и прямо, как по ниточке, идти на цель. Это и есть боевой курс.
Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки - красная, зелёная, белая. Это штурман увидел цель и наводит на неё самолёт.
Сам штурман в своей прозрачной кабине, как в уютной комнате, производит сложнейшие математические расчёты, для чего, как известно, нужна элементарная тишина, а не эта беспокойная обстановка. Его спокойствие и уменье определяют собой успех атаки и время пребывания на боевом курсе.
(По Л. Соболеву)
Задания на формирование умения составлять текст по плану и план текста
Примерный план
Как эта игрушка попала ко мне.
Какая она (описание).
Как и с кем я в неё играю.
Почему это самая любимая моя игрушка.
Определите тему и главную мысль текста.
Составьте план текста.
Зайчонок
С этих пор лесник еще долго оставлял на крыльце морковку. И ночью она исчезала.
К зиме зайчонок поправился. Лесник выпустил зверька в лес.
Лесник принес зайчонка домой и начал его лечить. У зайчонка была порвана шкурка.
Собака лесника слышала, как кто-то по ночам топтался у дверей. Но на этого лесного гостя никогда не лаяла.
Напал на зайчонка ястреб. А лесник со своей собакой его спасли: отбили зайчонка у ястреба.
В.Степанов
Составляют ли предложения текст? Объясните свой ответ
Составьте из данных частей текст (в тексте должно быть три части). Определите его тему и главную мысль.
Запишите заголовок и план текста.
Сформулируй тему своего рассказа.
Определи основную мысль своего рассказа?
Подбери заголовок к тексту?
Подумай, с чего ты начнешь свой рассказ.
Из чего будет состоять основная часть текста?
Чем можно закончить рассказ?
Предложение заданий подобного рода возможно и вполне осуществимо один-два раза в неделю. Следует предлагать учащимся определить тему и главную мысль любого текста, с которым проходит работа на уроке, а также предложить составить план текста. Перед устным ответом школьника целесообразно предложить ему план и рекомендовать опираться на него, отвечая на поставленный вопрос.
2.3 Диагностика текстовых умений у детей младшего школьного возраста по результатам опытно-поисковой работы
Результаты контрольного этапа исследования отображены в таблице 8 и на рис. 2.
Таблица 8
Уровни сформированности текстовых умений в результате контрольной диагностики
![]()
Рис. 2 Уровни сформированности текстовых умений младших школьников, контрольный этап.
Контрольная диагностика проводилась с помощью заданий, приведенных в Приложении 2.
После использования на уроках русского языка упражнений, приведенных в параграфе 2.2 наблюдается общее улучшение сформированности текстовых умений учащихся.
Вырос оптимальный (20%) уровень развития текстовых умений с 15% до 35%.
Также вырос допустимый (8%) уровень развития текстовых умений – с 46% до 54%,
Процент детей с критическим уровнем развития текстовых умений снизился на 26% – с 38% до 12%.
В ходе выполнения заданий озаглавить текст после беглого прочтения удалось 22 учащимся (85%) и только 4 учащимся (15%) понадобилось прочитать текст более внимательно. Определить тему и основную мысль прочитанного учителем текста смогли 10 учащихся (38%); 16 учащимся понадобились дополнительные вопросы (подсказки) учителя. Составить план текста после беглого прочтения удалось 3 учащимся (11%), помощь учителя понадобилась 19 учащимся (73%); 4 учащихся (16%) не смогли составить план текста.
Вышеперечисленные результаты свидетельствуют о том, что есть необходимость добавить к заданиям УМК упражнения направленные на совершенствование текстовых умений. Школьникам, после введения дополнительных упражнений, требуется гораздо меньше времени при выполнении заданий контрольной диагностики. Кроме того, заголовки, предложенные учащимися стали более разнообразны, основную тему учащиеся стараются определить более точно, лаконично.
Заключение
Главное место в обучении младших школьников русскому языку занимает развитие речи, потому что, развивая речь, человек так же развивает мышление, чувства, совершенствует навыки полноценного общения. Самая актуальная работа по развитию речи - в начальных классах. В школу идут дети 6-7 лет, владеющие грамматикой русского языка, т.е. умеющие правильно склонять и спрягать слова, строящие предложения. При постижении основ наук, школьники усваивают много специальных слов, а так же овладевают учебно-научным стилем речи. При этом учителю начальных классов нужно, по словам Н.К.Крупской «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем быстрее начать формировать у детей уникальный дар слова, тем раньше можно добиться положительных результатов. А для этого нужно формировать умения устной и письменной речи учащихся в сочинительной деятельности. Для достижения результата можно использовать комплекс заданий по подготовке к написанию сочинений. Необходимо провести работу по формированию умения строить связные высказывания в устной форме. Это работа над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний. Значительной помощью в этом будет четко сформулированная тема и план высказывания.
Если учесть перечисленных выше факты, то можно целенаправленно системно осуществлять работу по формированию и совершенствованию текстовых умений у младших школьников.
Как показало сравнение различных УМК, создатели учебников уделяют недостаточно внимания обучению учащихся начальных написанию сочинения. Помимо материалов, предложенных в комплектах, у педагога возникает необходимость применять дополнительные задания для совершенствования текстовых умений учащихся.
Для учителя наиболее важно оценивание степени сформированности у школьников текстовых умений. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:
умение озаглавливать текст;
умение определить основную тему и мысль текста;
умение составлять план текста.
При проведении экспериментальной работы по разработке и апробации комплекса заданий по предмету «Русский язык» были получены такие результаты:
Вырос оптимальный (20%) уровень развития текстовых умений с 15% до 35%.
Также вырос допустимый (8%) уровень развития текстовых умений – с 46% до 54%,
Процент детей с критическим уровнем развития текстовых умений снизился на 26% – с 38% до 12%.
Успех в овладении речью — это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии детей, ибо через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни [25].
Список литературы
Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998. – 672 с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 1 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2012. – 64 с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 2 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 176 с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2011. – 176 с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.1/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.2/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с
Варнавская О.О. Текст как единица речи и произведение речи//Известия Государственного Педагогического Университета им.А.И.Герцена 2008 №5. – 259 с.
Дубровина И.В. Возрастная Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, A.M. Прихожан М., 2003. – 368 с.
Закожурникова М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся начальных классов//Речевое развитие младших школьников/Под ред. Н.С.Рождественского. М., 1970. – с. 112 – 123
Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета. - 2002. №9. с.109-117.
Ипполитова Н. А.Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 1998. - 176 с.
Кананакина В.П. «Русский язык 1 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 143 с.
Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.
Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.
Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.
Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч.. ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 159с.
Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.
Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160 с.
Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника//Начальная школа 2008 №10 с. 44-46.
Кустарева В.А. Построение детских сочинений//Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1970. С. 70.
Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.М.,1991. – 240 с.
Лобчук Е.И. Составление сочинения по наблюдению: совет методиста//Начальная школа 2013 №10 с. 32-36.
Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975. – 15 с.
Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка М.,1988. – 240 с.
Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светловекая М., 1987. – 414 с.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская – М.2007.-464с.
Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа - 2007 №1 с. 83-88.
Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990. – 368 с.
Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. 2006 №5. с. 36-40
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997. – 456 с.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник./Под ред. Т.А.Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М., 1998. – 312с.
Петрунек В.П. Младший школьник/В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. М.,1981. – 96 с.
Положение о курсовой работе / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург 2016. – 23с.
Психология человека от рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. /Под ред. А. А. Реана М., 2002. – 656 с.
Психолого-педагогические проблемы. Обучение и воспитание детей шестилетнего возраста //Вопросы психологии. - М., 1984. № 4-5.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса. – Москва 2016. – 98с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч1 – Москва 2016. – 128 с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2013. – 96 с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. ч.1– Москва 2014. – 160 с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2014. – 144 с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.– Москва 2012. – 320 с.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. М. Издательский центр «Академия», 1997, 383 с.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/Под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994. – 383 с.
Соловейчик М.С. - Русский язык. Учебник для 1 класса/М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 144с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 160с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 160с.
Соловейчик М.С. - Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 160с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 160с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2012. – 160с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 176с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 176с.
Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие /под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М., 2007. – 254 с.
Ступина Е.А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников//Начальная школа 2013 №9 с. 49-52.
Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. – 414 с.
Устименко И.А. Речевой урок русского языка в начальных классах. //Начальная школа 1994. №11 с.31-35.
Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007 №12 с. 16 – 19 .
Хрипкова А.Г. Мальчик - подросток – юноша/А.Г. Хрипкова, Д.В.Колесов М.,1982. – 207 с.
Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся - одно из основных задач начального образования. // Начальная школа. 2008 №7 с. 15.
Юртаев С.В. Изучение речевого развития учащихся: краткий исторический очерк// Начальная школа 2008 №5 с. 23-29.
Балашова Л.В. Русский язык и культура общения//Издательство «Лицей» URL: http://www.licey.net (дата обращения 03.04.2014)
Балыхина Т.М. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]// Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков Федеральный фонд учебных курсов URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html (дата обращения 03.04.2014).
Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru (дата обращения 18.12.2014).
Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]URL: http://ushdict.narod.ru/ (дата обращения 05.04.2014).
Приложение 1
Комплекс заданий для проведения исходной диагностики сформированности текстовых умений у учащихся 3 класса
Дети были очень милые. Настя был как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был один чистенький и глядел вверх попугайчиком.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
М. Пришвин
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались.
Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья не белись, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит».
Л. Толстой
1. При каких обстоятельствах произошел с вами этот случай
2.Описание ситуации
3. Чем все закончилось
4. Почему этот случай мне запомнился