Как мы говорим?

Категория: Всем учителям

ЦЕЛЬ:

1) расширить знания учащихся об общении с людьми, используя разные формы занятий;

2) обогащение речевого запаса учащихся.

ЗАДАЧИ:

1)информировать учащихся о состоянии речевого этикета;

2)развить навыки правильного мышления и вербальной передачи информации.

 

На стенде: эпиграфы о речевом общении.

Дерево чистых слов

Слайды

Действующие лица: ведущие – преподаватели, учащийся, юный литературовед, юный историк, юный психолог, юный лингвист, учащиеся, исполняющие сценки

Просмотр содержимого документа
«Как мы говорим?»

ЦЕЛЬ:

1) расширить знания учащихся об общении с людьми, используя разные формы занятий;

2) обогащение речевого запаса учащихся.

ЗАДАЧИ:

  1. информировать учащихся о состоянии речевого этикета;

  2. развить навыки правильного мышления и вербальной передачи информации.


На стенде: эпиграфы о речевом общении.

Дерево чистых слов

Слайды

Действующие лица: ведущие – преподаватели, учащийся, юный литературовед, юный историк, юный психолог, юный лингвист, учащиеся, исполняющие сценки.


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Актовый зал


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:


Ведущий: 1 июняМеждународный день защиты детей. Он был учрежден в ноябре 1949 года в столице Франции городе Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин. Впервые Международный день защиты детей отмечался в 1950-м году.

Вопрос к аудитории: Как вы думаете, ребята, от кого или от чего сегодня нужно защищать современных детей?

(ответы собравшихся в зале)

Вопрос к аудитории: А от нарушений правил речевого оборота, нецензурной брани?

(ответы собравшихся в зале)

Анекдот (немного сленга)


Ведущий: Состояние современной речевой среды вызывает большую тревогу. В период различных социально-экономических потрясений речь тоже испытывает кризис. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит даже там, куда раньше вход ему был строго воспрещён, в средства массовой информации.


Ведущий: Особенно болезненно эта вседозволенность сказывается на детях и подростках. Вырастая в убогом и агрессивном языковом пространстве, они не умеют правильно выражать свои мысли, зачастую их словарный запас ограничен несколькими десятками слов, штампованными рекламными фразами.

Видео: Почему мы так говорим? (Ералаш)


Студент: Знаете ли вы, ребята, что такое этикет?

(ответы учащихся)


Студент:

(выходит из зала)

В Большом толковом словаре русского языка читаем: “Этикет – это установленный порядок поведения”.

Этикет определяет правила поведения человека на все случаи жизни: дома, в колледже, на дискотеке, в кино, в автобусе, в кругу друзей, на улице. К сожалению, далеко не все люди знают и выполняют эти правила, а ведь от того, как мы себя ведём, во многом зависит и наш успех, и отношение к нам окружающих. Очень важно и то, как мы говорим, общаемся между собой. Речевой этикет – один их важнейших элементов человеческой культуры. Мы ещё не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре (или бескультурье).


Ведущий: Бываю случаи, когда я не понимаю о чем говорят учащиеся отделения.

Слайд с переводом на понятный для пользователя язык содержания беседы


Диалог “друзей”:

- Здорово, чувак!

- Привет.

- Как сам?

- Да ништяк!

-Приколяй, со мной такой треш произошел, ваще пипец! Подходит ко мне этот кадр и говорит: «ты вообще меня задолбал, тормоз карявый!

- а ты че?

- а я ему, такой говорю: «не понялл!!?»

- а он?

- а он: « а че тут понимать? Ты че меня тут перцам из Макена заложил?!»

- а ты?

- а че я-то? Я ему и говорю: «А чё я-то?». Они ко мне подкатывают и давай жечь – где, кто, когда? Пришлось, блин, расколоться!

- Ну, ты тормоз!

- А чё? Знаешь, как стрёмно было? Я реально стреманулся!

- Ну, блин, чувак, никакой у тебя силы воли нету! Ну, давай, тупи здесь дальше!

- Ладно, мужик, давай! (уходит)

- (уже один) Ну, блин, жесть!


Ведущий:: С глубокой тоской слежу за речью наших девушек


Студенты:

- Чё ты на моё место села – я его первая забила!

- Да, ладно, чё ты гонишь?

- Да сама ты гонишь! Я здесь сидела и буду сидеть, вааще!

- А ну-ка дай сесть, ну, ты, кривая…

- сама кривая… Дура, пошла… Пошла отсюда

- Ща ты огребёшь!

- Да ты сама щас огребёшь, час в череп получишь!

(всё тонет в драке…..)

С острой, пронзительной жалостью гляжу на юнцов.

По мнению К.И.Чуковского, этот жаргон свидетельствует о душевном и духовном убожестве говорящего.


Юный историк:

Я согласна, речь должна быть богатой и выразительной, правильной и красивой, а это возможно только тогда, когда человек постоянно расширяет свой кругозор, развивает ум и сердце, читает книги и учится размышлять, оценивать свои слова и поступки.


Студент: а как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, то есть ругаются. Как больно смотреть, например, на милые девичьи уста, изрыгающие матерщину. Ещё древнегреческий философ и учёный Аристотель считал, что “из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков”.

Студент: Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика, несдержанность в общении и склонность к дурным поступкам.


Юный лингвист:

Язык, похожий на язык Славика и Димона, Павлика, распространён и в языковой среде нашего колледжа.

Студент: Эта вульгарная, речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива!

Студент: Отвыкнуть от неё не так-то легко. А отвыкать надо!


Студент:

О, язык

Могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Павликам, Славикам и Димонам!


Ведущий: Для тех, кто задумался о культуре речи наш лингвистический понятийный словарь.

Слайд

Чтение стихотворения Евгений Вестник “Ода языку”:

Студент:

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть нашей речи чистой!

Кто не глумится над тобой -

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

“ОблЕгчить, нАчать, взАд, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил”.

Ну, ладно б жулик или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку лупят:

“ОсУжденный и инциН дент

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят”.

Ну, ладно б только бюрократ -

Кувшинное тупое рыло.

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын Отчизны верный:

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной -

Его для внуков сохраните!


Ведущий:

Нецензурная речь, жаргон, сленг оскорбляют слух, они унижают и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками матерщины и жаргона. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произносить нецензурные слова. Вспомните свою группу. Наверняка, одни используют в своей речи нецензурные слова и жаргон чаще, другие – реже, кто-то не использует никогда.

Слайд: Результаты анкетирования на мониторе

От чего это зависит, по-вашему?

(ответы учащихся)

Человек культурный – это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой жизни каждого человека.


Юный лингвист:

Слайды с фразами выдающихся людей о языке и речи

Что с нами происходит?

Мы, должны любить свой язык, гордится им. Нуждается ли он в похвалах? Надо говорить о его образности, силе и красоте, способности с удивительной точностью обозначить любой предмет, любое явление, действие, передать любые мысли и чувства, самые тончайшие их оттенки?

Александр Иванович Куприн, русский писатель, сказал: “Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”.

Эти высказывания являются актуальным и в наши дни.


Ведущий:

Главная функция языка – общение, беседа. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим собеседником.

(умение внимательно слушать; общая эрудиция, широкая осведомлённость; отсутствие речевых ошибок; выразительность, красота речи; доброжелательный тон)

(ответы учащихся)

Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает и оскорбляет окружающих.

Я попрошу вас произнести частицу - “Да” - первый раз спокойно, доброжелательно, а второй раз – резко, агрессивно. А сколько интонаций можно представить?

(присутствующие выполняют задание)

Кудашкин К. с микрофоном в зале.

Кудашкин К. на сцене демонстрирует произношение - “Да”


Студент: Предлагаем вам, посмотреть в исполнении своих товарищей две коротенькие сценки.


Выходят Прохожие (1) и (2): Студенты:

Сценка 1.

Прохожий (1): Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий (2): О, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

Прохожий(1): Спасибо большое.

Прохожий(2): Пожалуйста, не стоит благодарности.

Сценка 2.

Прохожий(1): Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий(2): Чего?

Прохожий(1): Простите. Я спросил, как пройти на улицу Горького.

Прохожий(2): Первая направо.

ЗАВНАВЕС ЗАКРЫТЬ

(песочница)


Ведущий:

Охарактеризуйте, пожалуйста, участников этих диалогов с точки зрения речевого этикета.

(ответы ребят)

“Напрасно думать, - писал в 16 веке У. Шекспир, - будто резкий тон есть признак лишь грубости и невоспитанности. Ничто не даёт нам права быть невежливыми в разговоре – ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком – спокойный, доброжелательный, тактичный.


Студент:

Общаясь, человек учится взаимоотношениям с окружающими, развивает себя как личность, учится вести беседу.

Научиться правильно слушать намного труднее, чем научиться правильно говорить. С человеком, умеющим слушать, всем хочется общаться, так как люди обычно больше склонны говорить. Терпеливые слушатели встречаются гораздо реже, чем красноречивые говоруны.


Сценка. На сцене имитация песочницы

Дело было вечером…

Слайды

Дело было вечером,

Делать было нечего. (ЗАНАВЕС ОТКРЫВАКЕТСЯ)


Петя пел, Борис молчал,

А Сергей ногой качал,

Мила в зеркальце глядела,

Таня просто так сидела,

Николай ловил осу,

Юра ковырял в носу.

И сказал ребятам Петя:

«Мы пока что с вами дети,

но когда пройдут года –

кем же станем мы тогда?»


И сказал ребятам Вася:

«Я уже в четвертом классе

И, конечно, буду скоро

Крупным кинорежиссером.

Буду ездить за границу:

В Канны, в Рим, в Париж и в Ниццу.

Фестивали посещать,

Мэров-пэров навещать.

Со всего большого мира

Соберу я сувениры.

Буду я везде и всюду,

А в Москве – проездом буду.

Плавать мне во всех морях,

Заседать во всех журях».


И сказал ребятам Саша:

«Буду я – как дядя Паша.

Эту школу брошу вскоре,

Перееду к синю-морю.

Я хозяйничать люблю:

Двухэтажный дом куплю,

Обнесу его забором,

Заведу собачек свору.

Летом – каждую кровать

Буду дачникам сдавать

Вплоть до зимнего момента.

А зимой – пускать студентов.

Буду я, как говорится,

Квартирантами кормиться.

Буду жить да припевать,

Да винишко попивать».


В разговор вступил Сережа:

«Я работу выбрал тоже,

Я уже решил, ребята:

Буду я «начальник блата».

Папа с мамой говорят:

«Нынче все решает блат».

Буду утречком вставать,

Все по блатам доставать,

Всех устраивать по блату,

Всех проталкивать куда-то,

Заведу знакомых всюду.

Взятки брать, конечно, буду.

Буду брать, пока дают,

А не брать – так засмеют.

В жизни главное, ребята:

Жить не только на зарплату».


И сказал ребятам Коля:

«Буду я, как дядя Толя,

И, соседям на беду,

В алкоголики пойду.

Это нынче очень модно

И почти что всенародно.

Алкоголикам давно

Все у нас разрешено:

Можно драться и ругаться,

И на улицах валяться,

На милицию плевать,

Людям жизни не давать.

И общественность у нас

Помогает в трудный час:

Алкоголиков под ручки

И на эти… на поручки».


И сказала тут Людмила:

«Я уже давно решила

Стать писательской женой,

И не спорьте вы со мной.

Мне с пеленок стало ясно:

Это выгодно ужасно.

За писателя пойду,

Домработниц заведу,

Буду модно одеваться,

Перед всеми задаваться,

Из себя воображать,

На машине разъезжать,

И по творческим домам

Буду ездить я сама.

Отдыхать зимой и летом

Буду с самым высшим светом.


И сказал ребятам Юра:

«Я пойду в номенклатуру:

Буду всюду я ходить,

Буду всем руководить.

Главная моя забота –

Научить других работать.

Всем давно пора понять:

Надо перевыполнять

Ночью, днем, в жару и в холод,

Города, деревни, села.

Догонять, перегонять,

Честь мундира не ронять,

Чтобы до седьмого пота,

Чтоб работать и работать,

И давать, давать, давать,

Чтобы отрапортовать».


А в углу сидел Ванюша:

Он молчал и только слушал,

А потом сказал:

«Друзья,

Вот о чем подумал я:

Всем бездельничать охота,

Но работать должен кто-то?

Должен кто-то в семь вставать,

Всех кормить и одевать,

Шить рубашки и штанишки,

Суп варить, печатать книжки,

В детский садик нас возить,

Строить, рыть, пахать, косить?

Кто-то должен – это ясно,

Значит, только подрасту –

Стану я рабочим классом

Иль в колхозники пойду».


Все к Ивану подбежали,

Обнимали, руки жали

И сказали наконец:

«Ты, Ванюша, молодец!

Ты умнее нас без спора.

Ты давай – ворочай горы,

Создавай, твори и строй,

Добывай и землю рой.

Ну, а мы, как говорится,

Будем все тобой гордиться».


Дело было вечером,

Делать было нечего…


Студент:

“Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать”


Ведущий: Правила речевого общения отразились и в народной мудрости: народных пословицах и поговорках. А какие пословицы и поговорки о языке вы знаете

(Слово – серебро, молчание – золото; Не велико дело – велико слово; Ласково слово не трудно, да споро; Язык мой – враг мой: прежде ума говорит)


Ведущий:

Правилам этикета, в том числе речевого, желательно научиться в детстве, в подростковом возрасте, так как потом будет намного сложнее его осваивать. Более того, можно испытать немало горьких моментов, натыкаясь на неприятие и осуждение окружающих. Воспитанному человеку легче живётся в любом обществе, так как ему привычно и не трудно соблюдать правила поведения в любом коллективе. Воспитанному человеку легче добиться успеха, сделать карьеру, так что постарайтесь, дорогие ребята, не пренебрегать уроками хорошего тона, которые позволят вам чувствовать себя свободно в любом обществе.


ВЫВОД:

Слайд


Студент: 40 минут мы говорили, о том как правильно говорить


Студент: А какой урок мы извлекли из этого


Студент:

Правильность речи – культура языка.

Это:

Точность – соответствие мыслям


Логичность – доступность пониманию


Простота – естественность


Богатство – разнообразие используемых языковых средств


Чистота – отсутствие жаргонизмов, вульгарных слов


Живость – выразительность, образность, эмоциональность


Благозвучие – приятное для слуха звучание)


Ведущий:

Много слов на земле.

Есть дневные слова, –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова - словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, –

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту…


Ведущий:

На сцене: “Дерево чистых слов”

Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить”.

Вы за 3 минуты на “Дерево чистых слов” должны посадить как можно больше добрых, красивых, правильных, чистых слов. (учащиеся на стикерах пишут чистые, светлы, добрые, правильные слова и приклеивают их на дерево)

Слайд

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”

И.С.Тургенев

Ералаш – Урок музыки.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас