Как учителю эффективно и интересно организовать родительские собрания в течение учебного года
Пермякова Ирина Дмитриевна,
Психолог, психодраматерапевт, финалист конкурса «Педагог года Москвы» – 2017 в номинации «Педагог-психолог»
Компоненты эффективности
Актуальность темы
Творческий, неформальный подход
Разговор на одном языке
Диалог и личная включенность
Позитивное преподнесение информации
Что еще может повысить эффективность?
- Приглашение других педагогов, психолога, социального педагога, администрации, специалистов городских центров для мини-лекции, обмена опытом.
- Интерактив, взаимодействие и включение родителей (дискуссия, голосование, обмен опытом).
- Необычные приемы.
- Раздаточные материалы.
1
- Введение, обозначение плана
- Введение, обозначение плана
2
3
- Основная часть
- Основная часть
4
- Подведение итогов, обратная связь
- Подведение итогов, обратная связь
План проведения
Темы родительских собраний в течение года
Период
Начальная школа
Сентябрь-октябрь
Средние классы
Формирование коллектива первоклассников (родительский круг).
Ноябрь-декабрь
Старшие классы
Адаптация к первому классу.
Адаптация к пятому классу.
Адаптация к первому классу.
Поддержание и развитие учебной мотивации.
Развитие сплоченности класса (10 класс).
Адаптация к пятому классу.
Формирование отношения к отметкам.
Особенности старшего подросткового возраста.
Развитие сплоченности класса.
Поддержание и развитие учебной мотивации.
Профилактика кризисных состояний.
Психологическая подготовка к экзаменам.
Особенности подросткового возраста.
Темы родительских собраний в течение года
Период
Начальная школа
Январь-февраль
Март-апрель
Средние классы
Психологическая подготовка к переходу в пятый класс.
Май
Профилактика чрезмерного использования интернета и цифровых устройств.
Старшие классы
Профилактика кризисных состояний.
Профилактика чрезмерного использования интернета и цифровых устройств.
Профилактика чрезмерного использования интернета и цифровых устройств.
Поддержание и развитие учебной мотивации (первый класс).
Психологическая готовность родителей к экзаменам.
Профилактика столкновения с интернет-рисками
Пример. Адаптация к школе/пятому классу
Проводится в начале и конце адаптационного периода.
Цели и задачи выступления:
- Ознакомление с критериями и признаками успешной адаптации и дезадаптации.
- Ознакомление с последствиями дезадаптации.
- Ознакомление с действиями, которые могут предпринять для протекания адаптации.
Пример. Адаптация к школе
Длительность периода от 2 месяцев до полугода в редких случаях.
Критический пересмотр и снижение ежедневных нагрузок. Обеспечивать полноценный отдых.
Поддерживать, интересоваться школьной жизнью, развивать отношения с одноклассниками.
Формировать и поддерживать положительный образ школы.
Укреплять интерес к учебе и школьной жизни.
Пример. Адаптация к школе. Раздаточный материал (оценка адаптации)
Признак
Никогда/редко
С радостью идет в школу, рассказывает о школе
Иногда
Устает, чаще болеет
Часто
Нет частой смены
настроения,
Дружит с одноклассниками
плаксивости,
Самостоятельно собирается в школу, делает задания
тревожности,
агрессии, импульсивности
Пример. Адаптация к пятому классу Рекомендации родителям
Пересмотрите нагрузку, сократите ее.
Пересмотрите семейные правила.
Обращайте внимание на настроение и отношение к школе.
Обсуждайте впечатления и переживания вашего ребенка.
Сделайте акцент на положительных моментах, в случае трудностей подумайте, как с ними справиться.
Делитесь своим положительным опытом.
Подчеркните изменившийся статус. Предоставьте больше свободы, уравновесив, новыми зонами ответственности и новыми обязанностями.
Подкрепите изменившийся статус более «взрослой» одеждой, новыми школьными принадлежностями.
Пример. Адаптация к пятому классу Рекомендации для родителей
Интересуйтесь делами, проводите время с ребенком вместе.
Будьте готовы к переменам. В поведении, во внешнем виде, успеваемости вашего ребенка, успеваемости и мотивации.
Помогите справиться с трудностями, поддержите. Это временный период.
Предложите почитать тематические сайты, фильмы, почитать литературу по теме, принять участие в конкурсе.
Помогите классу стать дружнее.
Напомните правила безопасности, в том числе в школе.
Пример. Психологическая подготовка к экзаменам
Цели и задачи:
- Дать представление о компонентах психологической готовности к экзаменам.
- Дать представление о вкладе родителя в психологическую готовность.
- Ознакомить с возможными действиями родителей.
- способность к саморегуляции эмоционального состояния
- способность к саморегуляции эмоционального состояния
- способность к концентрации внимания
- способность к концентрации внимания
- наличие индивидуального плана действий
- наличие индивидуального плана действий
- способность правильно распределить время
- способность правильно распределить время
- адекватная самооценка своих возможностей
- адекватная самооценка своих возможностей
Пример. Психологическая подготовка к экзаменам Компоненты
Пример. Психологическая подготовка к экзаменам Рекомендации для родителей
- Поддержать эмоционально.
- Укрепить уверенность в себе.
- Поделиться опытом.
- Содействовать правильному распределению времени и сил при подготовке к экзамену.
- Создать условия для качественной подготовки.
- Помочь выработать стратегию подготовки и сдачи экзамена.
- Помочь ребенку оценить свои возможности.
- Помочь в выборе дальнейшего пути.
- Помочь ребенку увидеть альтернативные пути.
Профилактика кризисных состояний
Цели и задачи:
- Расширение представлений о признаках кризисных и депрессивных состояний у подростков.
- Расширение представления о профилактике кризисных состояний.
- Расширение представления о вариантах действий при возникновении подозрения о возникновении кризисного состояния у ребенка.
Пример. Профилактика кризисных состояний
На что обращать внимание в поведении подростка:
- Настораживающие высказывания.
- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего.
- Необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).
- Нехарактерное поведение в социальных сетях.
- Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость.
- Фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке.
Пример. Профилактика кризисных состояний
Симптомы депрессивного состояния у подростков:
- Грустное настроение, плач;
- Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась;
- Вялость, хроническая усталость;
- Повышенная раздражительность из-за мелочей;
- Социальная изоляция, отсутствие друзей;
- Плохая успеваемость, прогулы;
- Физические недомогания (головная боль,
- проблемы с желудком);
- Сложности концентрации внимания;
- Изменения сна;
- Изменения аппетита.
Пример. Рекомендации для родителей Профилактика развития кризисных состояний
Старайтесь быть авторитетом для ребенка, подавать пример грамотного решения трудных ситуаций.
Поддерживайте и создавайте семейные традиции, проводите вместе время.
Снижайте тревогу подростков. Обсуждайте проблемы и трудности, помогайте найти выход.
Включайтесь в интересы, курс дел и жизни подростка.
Развивайте ценностно-смысловую сферу своих детей, сочувствие, уважение к окружающим, толерантность, принятие иной точки зрения и отличий других людей.
Развивайте умение мирно решать конфликтные ситуации и находить конструктивное решение проблем.
Укрепляйте дружеские связи, идеи сотрудничества, взаимной поддержки и помощи друзей и приятелей.
Пример. Профилактика кризисных состояний Антикризисные факторы
1. Убеждения в необходимости и возможности преодоления проблемы (« Все проблемы решаемы »).
2. Забота о близких (« Они нуждаются во мне, они меня любят »).
3. Низкая толерантность к боли
4. Страх социального отвержения (« Меня беспокоит, что другие станут считать меня слабым и никчемным, если я не буду справляться с трудностями »).
5. Моральные и религиозные установки.
Пример. Профилактика кризисных состояний. Как начать разговор. Рекомендации для родителей
«Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»
«Я очень беспокоюсь за тебя, мне кажется, в твоей жизни происходит что-то, что очень тебя расстраивает…»
«Я волнуюсь, в последнее время ты изменился…»
«Я заметил(а) у тебя…»
«Ты всегда можешь рассчитывать на мою помощь».
«Я знаю, часто не хочется разговаривать о том, что беспокоит. Я хочу, чтобы ты знал(а), я буду рад(а) тебе помочь».
Пример. Профилактика интернет-рисков и чрезмерного использования цифровых устройств
Цели и задачи:
- Расширение представления о рисках, с которыми может столкнуться пользователь интернета и цифровых устройств.
- Расширение представления о способах предупреждения и совладания с рисками.
Пример. Профилактика чрезмерного использования интернета и цифровых устройств
- Потеря контроля над временем пребывания в сети и своим поведением.
- Синдром отмены (отсутствие доступа в интернет у человека вызывает сильные отрицательные эмоциональные проявления и физическое недомогание).
- Потеря чувства реальности (интернет становится важнее других жизненных сфер).
В остальных случаях – чрезмерная увлеченность.
1
- Делать физминутки
- Делать физминутки
2
- Ставить цель интернет-сессии
- Ставить цель интернет-сессии
3
- Вести дневник интернет-активности
- Вести дневник интернет-активности
4
- Организовать внешний контроль (приложения, программы)
- Организовать внешний контроль (приложения, программы)
5
- Подавать собственный пример
- Подавать собственный пример
6
- Устраивать дни без интернета
- Устраивать дни без интернета
Пример. Профилактика чрезмерного использования интернета и цифровых устройств
Пример. Профилактика чрезмерного использования интернета и цифровых устройств
Развивайте доверие, обсуждайте интересы ребенка и тенденции интернета.
Показывайте положительный пример.
Разговаривайте о рисках и способах защиты от них.
Примите и соблюдайте вместе с ребенком четкие правила пользования интернетом и цифровыми устройствами.
Обсуждайте правила и нормы использования интернета на конкретных примерах.
Показывайте примеры страниц и сообществ, которые вам нравятся, и которые могут вдохновить.
Придумайте общее занятие в интернете, ведите вместе блог, страницу, сайт.
Ищите вместе и подсказывайте идеи для создания/улучшения страницы или блога/видеоблога.
23
Прием Применение ролевой игры
Разыгрывание возможной в реальной жизни ситуации. Принятие ролей родителями.
Может длиться 5-10 минут.
- Уместна при высоком уровне доверия в группе.
- Может вводиться при трудностях понимания точки зрения, позиции другого или для поиска вариантов решения проблемы.
- В первом случае участников погружают в роль противоположной стороны. Во втором может применяться ролевой тренинг – поиск и обучение оптимальной стратегии поведения.
Прием Родительский круг
Цель: сплочение родительского коллектива.
Задачи:
- знакомство;
- поиск общего;
- формирование представлений об общности ценностей;
- формирование курса развития класса.
Прием Родительский круг Пример: собрание родителей первоклассников
Ход процесса
Несколько кругов:
- представление и рассказ о себе и ребенке;
- рассказ о значимых качествах человека;
- перечисление качеств сплоченного коллектива;
- размышление и предложение конкретных действий, которые приведут к желаемому образу класса.
Подведение итогов.
Для наглядности высказывания фиксируются.
Как работать с сопротивлением
- Попробовать понять, что является причиной сопротивления (желание высказаться, донести свое мнение, быть услышанным, проявить свои знания, пожаловаться, сбросить энергию, усталость, тревога).
- Отразить чувства.
- По возможности удовлетворить потребность.
- Напомнить план, цели.
- Прояснить цели.
- Включать в обсуждение.
- Просить быть «помощником».
- Попробовать поднять мотивацию.
- Снижать негатив, пошутить.