СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как улучшить технику чтения" (материал в помощь родителям)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы могут использоваться для подготовки родительского собрания или индивидуальных консультаций. Статья содержит показатели, нормы чтения, основные способы улучшения качества чтения.

Просмотр содержимого документа
«"Как улучшить технику чтения" (материал в помощь родителям)»

Как повысить технику чтения

Проблема техники чтения относиться не только к детям, но и к взрослым.

В младшей школе, когда ребѐнка учат читать, а потом контролируют технику

чтения, родители могут контролировать, как продвигаются успехи. В средней

и старшей школе техникой чтения уже никто не занимается. И когда ребѐнок

собирается поступать учится в высшее учебное заведение, оказывается, что

он не может обработать нужное количество информации: прочитать,

пересказать, составить конспекты. Потому что техника чтения осталась на

уровне младшей школы.

В целом довольно низким результатом для взрослого человека является

125 слов в минуту. А 200 слов в минуту – это высокий показатель.

Большинство людей обладают именно средними показателями скорочтения.

Что не позволяет быстро обучатся и запоминать много новой информации..

Памятка №2. Повышение скорости чтения

Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения

«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать

вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели

скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов

в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в

минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90

слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

Запишем дробь. В числителе 40000, в знаменателе 80. 40000 слов – это объем

газеты на шести страницах, а 80 слов в минуту – такую скорость имеют некоторые

старшеклассники.

Значит, школьник прочитает газету за 500 минут, или за восьмичасовой рабочий

день!

Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы,

будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик

обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к

этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному –

читать.

Надеяться "на авось”, на то, что с годами беглость чтения придѐт сама, не стоит.

Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться

оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения

техники чтения.

Как же выйти на этот уровень 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать?



Существуют наиболее эффективные резервы обучения чтению!

1). Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну –

две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

2) чтение скороговорок, пословиц, поговорок



Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

Чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с

ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках.

Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились

осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по

написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать

догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим

фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости

от содержания) используется упражнение

"Буксир”

Суть упражнения "Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает "про

себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого.

Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения "Буксир” заключается в одновременном чтении

взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка,

который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и

продолжает читать "про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет

чтение вслух. И если ребенок правильно "уловил” темп чтения, то "встретится” с

ним на одном слове.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты.

После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует

повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до

какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.

Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2

слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает

положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более

трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию

успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста.

Окончания слов не должны "проглатываться” ребенком, а должны четко

проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова

читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок

переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо.

Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же

отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе

на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе.

Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие

упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и

понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.



Как помочь ребенку прийти к скорочтению?

Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению

является преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции,

стремление к озвучиванию читаемого текста.

Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании

информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный

образ, в анализатор мозга для обработки информации.

При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше

скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов

воспринимается только глазами.

"Губы”

При команде - "Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой

руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При

команде - "Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания,

команда "Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих

упражнениях:

1. Чтение перевернутого текста:

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов.

Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что

ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне

необходимо быстро научится в нем читать.

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или

270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования

координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

2. Корректировка деформированных предложений

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он

освоит тайны магии и снимет чары.

Набор деформированных предложений.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. Восполнение пропусков букв в словах:

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество

пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются

пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу

целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином

зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого

слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что

типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти,

благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в

памяти прочитанное ранее.

4. Поиск в тексте заданных слов:

Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте.

Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух.

Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их,

ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и

опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую

пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать

различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это

в максимально быстром темпе.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как "игра в

прятки” и "мнимое слово”.

5. "Игра в прятки”:

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу,

партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац,

который читает ведущий.



Одним из недостатков чтения может явиться малое поле

зрения.

Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв

(частей строк), чем вообще возможно.

И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Использование таблицы Шульте.

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом

показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет

можно обратном порядке, т.е. от 30 до 1..

10 4 28 9 14

20 24 18 1 5

13 8 30 25 11

2 22 15 27 17

26 6 12 3 21

16 23 19 29 7

Пирамида

Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить

поле зрения и расширять его тренировкой.

3-------4--------7

10--------5---------41

24------------6-------------55

45---------------8----------------94

36-------------------9-------------------14

87---------------------------19---------------------------79

Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть

числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7,

опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения

равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще

строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и

слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного

видения.

Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в

том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.

Предложите такое упражнение ребенку.

Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и

словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые

смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между

словами, читать динамичнее и основательнее.



Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает

предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова –

забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино.

Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых

разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом диктанте имеются шесть предложений. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.

Как лучше проводить зрительные диктанты? Диктант накрывается листом картона.

Лист подвигают вниз, ребенок в течение определенного времени (от 4 до 8

секунд) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении

времени взрослый накрывает это предложение вторым листом картона и

предлагает ученику записать его в тетради.

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После

того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова.

Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а

может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает

запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему

набору.





Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в

минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести

большую часть детей на уровень 120 слов в минуту,

1 полугодие 2 полугодие

"5" более 55 слов более 70 слов

"4" 40 - 55слов 55 - 70 слов

"3" 25 - 39 слов 40 - 54 слов

"2" менее 25 слов менее 40 слов

2 класс

1ч. : меньше 25 сл. "2", 25-34 сл. "3", 35 - 45 сл. "4", больше 45 сл. "5".

2 ч.: меньше 25 сл."2", 25-39 сл. "3", 40 - 55 сл. "4", больше 55 сл. "5".

3 ч.: меньше 35 сл. "2", 35-49 сл. "3", 50-65 сл. "4", больше 65 сл. "5".

4 ч.: меньше 40 сл. "2", 40-54 сл. "3", 55-70 сл. "4", больше 70 сл. "5".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя