СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-темактическое планирование 1 класс Планета знаний

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН





Рассмотрено на

заседании ШМО

Протокол №____

от «__»августа2016г.

Руководитель ШМО

________ Л.Л.Пашкова

Подпись расшифровка подписи

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_________ Л.Ю.Александрова

Подпись расшифровка подписи


«____» сентября 2016г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

___________В.Н.Паначев

Подпись


«____»сентября 2016г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»

1-4 «Г»класс


Срок реализации: 2016-2020 г.












Составил :Канипова Гульшат Биктимеровна

учитель начальных классов






2016 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.7 Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования).

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 «О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

  7. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003г. №13-51-120/13 “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждения».

  9. Приказ министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785).

  10. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009);

  12. концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009;

  13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

  14. Авторская программа по предмету «Изобразительное искусство» Н. М. Сокольникова образовательной системы «Планета знаний», разработанная авторским коллективом под общей редакцией И.А.Соколовой.

  15. Локальный акт общеобразовательной организации «О структуре рабочей программы по начальным классам»;

  16. Учебный план общеобразовательной организации.






Цель уроков изобразительного искусства в начальной шко­ле — разностороннее художественно-творческое развитие уча­щихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного воспри­ятия мира;

  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие интереса к природе и потребности общения с ис­кусством (восприятие и практическая деятельность);

  • формирование духовных начал личности, воспита­ние эмоциональной отзывчивости и культуры воспри­ятия произведений профессионального и народного ис­кусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных наро­дов; обогащать нравственные качества детей; формиро­вать способность проявлять себя в искусстве, эстетиче­ские предпочтения;

  • развивать творческий потенциал ребёнка путём активи­зации у него воображения и фантазии; формировать спо­собность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотруд­ничества и сотворчества в художественной деятельности;

  • формировать навыки работы в разных видах пластиче­ских искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графиче­ской грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпоч­тения детей, их желание выразить в творчестве свои пред­ставления об окружающем мире;

  • развивать опыт художественного восприятия произведе­ний искусства.

Развивающие и художественные задачи по годам обучения:

1 класс: формиро­вать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и фор­мы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); разви­вать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у де­тей стремление передавать свои наблюдения в творческих ра­ботах. Ведущая практическая задача — освоение учащимися формата листа.

2 класс: знакомить с разными природными простран­ствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природ­ным условиям, в которых они живут. Главные задачи этого го­да — развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фан­тазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказках (изменений цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), деятельность учащихся направ­ляется на создание художественных образов. Ведущая практи­ческая задача — расширение представления школьников о цвето-колористической палитре и овладение навыками работы новыми художественными материалами

3 класс: наблюдать за объектами разных природных пространств (воз­духа, воды, земной поверхности, подземного мира), составляю­щими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомят­ся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача — развитие и активизация про­дуктивного воображения и фантазии, композиционного мыш­ления.


4 класс: формировать понятия и представления о культуре на­рода (географические условия; особенностях труда, обычаев, на­родного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

«Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимый на изучение Изобразительного искусства в 1-4 классах составляет 135 часов. В 1 классе предусмотрено 33 ч, во 2, 3 и 4 классах – по 34 часа.

1.Планируемые результаты учебного предмета «Изобразительное искусство».

К концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

•        положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

        познавательной мотивации к изобразительному искусству;

        осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;

        внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

        эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

        называть расположение цветов радуги;

        различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;

        составлять дополнительные цвета из основных цветов;

^ работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;

        использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);

        элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).

Учащиеся получат возможность научиться:

        передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

        подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

        выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);

        определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимо-ново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные Учащиеся научатся:

        адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

        выполнять работу по заданной инструкции;

        использовать изученные приёмы работы красками;

        осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

        вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

        понимать цель выполняемых действий,

        адекватно оценивать правильность выполнения задания;

        анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

        решать творческую задачу, используя известные средства;

        включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные Учащиеся научатся:

        «читать» условные знаки, данные в учебнике;

        находить нужную информацию в словарях учебника;

        вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

        различать цвета и их оттенки,

        соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

        различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

        сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

        характеризовать персонажей произведения искусства;

        группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

        конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные Учащиеся научатся:

        отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

        комментировать последовательность действий;

        выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

        участвовать в коллективном обсуждении;

        выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.




Учащиеся получат возможность научиться:

        выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

        быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

        договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

        строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

        положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

        осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

        внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

^ эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

        чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

        понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

        положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

        интереса к посещению художественных музеев, выставок;

        представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

        различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

        составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;

        определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);

        передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

        подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

        использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.

Учащиеся получат возможность научиться: ^   называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

        учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;

        правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

        изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;

        выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;

        понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;

        выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

        подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

        понимать цель выполняемых действий,

        понимать важность планирования работы;

        выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

•        осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

        адекватно оценивать правильность выполнения задания;

        осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

        анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

        решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

        продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

        объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

        различать и соотносить замысел и результат работы;

        включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся: ^   осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

        различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

        сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

        характеризовать персонажей произведения искусства;

        группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

        конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

        осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

        свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

        сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные Учащиеся научатся:

        выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

        уметь слышать, точно реагировать на реплики;

        учитывать мнения других в совместной работе;

        договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

        строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

        выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

        соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

        задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

К концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

        понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

        понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

        положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

        интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Учащиеся получат возможность для формирования:

        осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

        представления о роли искусства в жизни человека;

        восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;

        положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

        основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

        называть и различать основные виды изобразительного искусства;

        называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

        узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Май-дан, Мезень, Каргополь и др.);

        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;

        выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

        лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;

        изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);

        передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

        различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

        составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.


Учащиеся получат возможность научиться:

        узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);

        сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

        применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;

        правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

        моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

        выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

        подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

        следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

        объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

        продумывать план действий при работе в паре;

        различать и соотносить замысел и результат работы;

        включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

        анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

        самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

        планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

        руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;

        определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Познавательные

Учащиеся научатся:

        осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

        свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

        группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

  • анализировать, из каких деталей состоит объект;

  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

        сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

        характеризовать персонажей произведения искусства;

        различать многообразие форм предметного мира;

        конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.

Учащиеся получат возможность научиться:

        находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

        наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

        использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

        устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

        классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;

        конструировать по свободному замыслу;

        анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

        сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

        группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

        моделировать дизайнерские объекты.

Коммуникативные Учащиеся научатся:

        выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

        соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

        задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;

        учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

        строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

        высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

        задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;

        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

        владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

        владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

        осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

        представления о роли искусства в жизни человека;

        восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;

        положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

        понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;

        основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

        устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

        понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

        понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;

        потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

        эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);

        восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;

        художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

        способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

        понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

        различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;

        называть ведущие художественные музеи России и мира; ^   различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),

основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;

        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

        правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография.

        выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;

        изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;

^ передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;

        использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;

        изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;

        передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

        определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

        изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

        выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;

        выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Учащиеся получат возможность научиться:

        сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;

        узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;

        использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;

        использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

        передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

        моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

        выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

•        различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;

        использовать стилизацию форм для создания орнамента;

        создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).

        оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества

и др.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные 

Учащиеся научатся:

        самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

        планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

        следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

        руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;

        определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.



Учащиеся получат возможность научиться:

        ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;

        осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;

        осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;

        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;

        вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;

        анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.

Познавательные

Учащиеся научатся:

        находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

        наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

        использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

        устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

        различать многообразие форм предметного мира;

        сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

        группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

        выполнять несложные модели дизайнерских объектов;

        выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;

        конструировать по свободному замыслу.

Учащиеся получат возможность научиться:

        осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

        анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

        моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;

        сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

        использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

        понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;

        узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Коммуникативные

 Учащиеся научатся:

        высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;

        задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;

        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

^   договариваться и приходить к общему решению;

        владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

        владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.

Учащиеся получат возможность научиться:

        оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

        задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;

        аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.

2.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

1 класс (33 ч)

Мир изобразительного искусства (19 ч)

«Королевство волшебных красок» (9 ч). Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство.

«В мире сказок» (9ч). Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок Золотой гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка.

Мир народного и декоративного искусства (9 ч)

«В гостях у народных мастеров». Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель.

Мир дизайна и архитектуры (5 ч)

«В сказочной стране Дизайн» . Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство.

Изучение «Азбуки цвета», проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов. Ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.). Ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель). Освоение простейших приёмов лепки объёмных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.). Передача в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами. Выбор горизонтального или вертикального формата работы в зависимости от замысла, использование соответствующего замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов. Освоение способов передачи пространства на плоскости листа (приём загораживания, уменьшение удалённых объектов). Ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск). Освоение некоторых приёмов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрёшек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий. Узнавание геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна. Создание эскизов и моделей объектов дизайна на основе геометрических

2 класс (34 ч)

«Мир изобразительного искусства» (14 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). «Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.

«Мир декоративного искусства» (8 ч) Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.

«Мир народного искусства» (7 ч) Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.

«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч) Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды.Конусы. Цилиндры.

Продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.). Освоение живописных приемов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.). Приемы лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями). Проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и черной краски.Способы передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удаленных объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа). Изучение традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица). Освоение некоторых декоративных приемов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.). Знакомство с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.). Освоение «Азбуки форм»: обучения умению узнавать геометрические формы  и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры. Создание эскизов и моделей объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм. Проектная деятельностью исследовательского и творческого характера.

3 класс (34 ч)

«Мир изобразительного искусства» ( 13 ч) «Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

«Мир народного искусства» (6 ч) Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства» (9 ч) Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч) Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.

Живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции. Освоение приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций. «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков. Способы передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных). Выделение композиционного центра (размером, цветом, композиционной паузой и др.). Ознакомление с художественно-конструктивными

особенностями русской деревянной избы. Традиционные народные художественные промыслы (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика). Изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов. Узнавание формы спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры. Создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм. Проектная деятельность исследовательского и творческого характера.





4 класс (34 ч)

«Мир изобразительного искусства» (15 ч)

«Путешествие в мир искусства». Знакомство с необычными художественными музеями.

«Виды и жанры изобразительного искусства». Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

«Мир декоративного искусства» (8 ч) Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.

«Мир народного искусства» (7 ч) Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

«Мир архитектуры и дизайна» (4 ч) Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.

Продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.. продолжение освоения живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.). Правильная передача пропорциональных соотношений фигуры человека и животных. Пространство на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы). Цветоведение: составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов. Передача движения в композиции. Традиционные народные художественные промыслы (Федоскино, Палех, Мстёра, Касли, Вологда). Орнаменты и костюмы народов России. Эскизы и модели объектов дизайна на основе растительных и животных форм

Раздел


Класс

1

2

3

4

Мир изобразительного искусства


19

14

13

15

Мир декоративного искусства


7

6

8

Мир народного искусства

9

8

9

6

Мир архитектуры и дизайна

5

5

6

5

Итого:

33ч

34ч

34ч

34ч






3.Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 1 Г класса на 2016-2017 учебный год

п/п

Планируемая

дата

проведения

Фактическая
дата

проведения

Тема урока с указанием

Этнокультурных особенностей РБ

Примечания

Мир изобразительного искусства(19ч)

Королевство волшебных красок ( 9ч.)

1-ая четверть -9ч

1

2.09.16


Картинная галерея.


2

9.09.16


Радужный мост.


3

16.09.16


Основные и составные цвета.


4

23.09.16


Экскурсия в школьный сад на тему: «Красное королевство».


5

30.09.16


Экскурсия в лес на тему: «Оранжевое королевство».


6

7.10.16


Экскурсия в лес на тему: «Желтое королевство».


7

14.10.16


Зеленое королевство.


8

21.10.16


Сине-голубое королевство.


9

28.10.16


Экскурсия в огород на тему: «Фиолетовое королевство».


В мире сказок(10ч)

2-ая четверть-8ч

10

11

11.11.16

18.11.16


Волк и семеро козлят.


12

25.11.16


Сорока-белобока


13

2.12.16


Колобок


14

9.12.16


Петушок – золотой гребешок


15

16.12.16


Красная шапочка


16

23.12.16


Буратино


17

30.12.16


Снегурочка


3-яя четверть-9ч

18

20.01.17


Твои творческие достижения


19

27.01.17


Твои творческие достижения


Мир народного и декоративного искусства(9ч)

В гостях у народных умельцев(9ч.)

20-21

3.02.17

10.02.17


Дымковские игрушки


22-23

24.02.17

3.03.17


Филимоновские игрушки


24

10.03.17


Матрешки


25

17.03.17


Городец


26

24.03.17


Хохлома


4-ая четверть-7ч

27-28

7.04.17

14.04.17


Гжель


Мир дизайна и архитектуры(5ч)

В сказочной стране «Дизайн»(5ч.)

29

21.04.17


Круглое королевство


30

28.04.17


Шаровое королевство


31

5.05.17


Треугольное королевство


32

12.05.17


Квадратное королевство


33

19.05.17


Кубическое королевство


Итого: 33 часа


Критерии оценивания практических работ ИЗО

Критерии оценивания предметных умений

Высокий уровень

- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Повышенный уровень

- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Средний уровень

- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Уровень ниже среднего

- поставленные задачи не выполнены.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Савенкова Л.Г., Изобразительное ис­кусство. Интегрированная программа: 1-4 классы / – М. : Вентана-Граф, 2012.

2

  • Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное ис­кусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразова­тельных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2012.

3

Савенкова Я.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное ис­кусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразова­тельных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2012.

4

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное ис­кусство : 3 класс : учебник для учащихся общеобразователь­ных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2012.

5

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное ис­кусство : 4 класс : учебник для учащихся общеобразова­тельных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2012.


Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.2011.


Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.2011.


Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.


Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.2011.


Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.2011.

2. Печатные пособия

1

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ., Богданова Н.В., Изобразительное ис­кусство : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2010.

2

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ., Изобразительное ис­кусство : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2011.

3

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ., Изобразительное ис­кусство : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2012.

4

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ., Изобразительное ис­кусство : 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2012.

5

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ., Изобразительное ис­кусство : 1-4 классы : методическое пособие для учителя. – М: Вентана-Граф, 2012.


Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель, 2011.


Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.2014.


Н.М. Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.2014.


Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.2011.


Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.2014


Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.2011


Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.2014.

3. Технические средства обучения

1

Компьютер

2

DVD-проектор

3

Проекционный экран

4

Мультимедийная доска

5.

Картины великих художников

6.

Мольберт

7.

Таблицы по рисованию


19