Планируемые результаты освоения предмета «Музыка» в 6 классе:
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
приобретать музыкально-слуховой опыт общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки,
познавать приемы развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
самостоятельно выбирать цели и способы решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; совершенствовать действий контроля, коррекции,
2
оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
работать над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
приобретать навыки работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД:
решать учебные задачи в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
совершенствовать навыки развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях.
Личностные результаты:
вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
Содержание учебного предмета:
Программа раскрывается в учебных темах:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» в разделе изучается:
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
3
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Перечень музыкальных произведений, изучаемых в данной теме | Песенный материал | |
1.А.Гурилев «Колокольчик»; | 1.РНП «На море утушка купалася»; | |
2.Б.Шереметев «Я Вас любил»; | 2.В.Гаврилина,А.Шульгина «Мама»; | |
3.РНП «Тонкая рябина» (гитара); | |
| |
4.А.Варламов «Красный сарафан»; | 3.Студенческий гимн «Гаудеамус»; | |
5.А.Варламов «Горные вершины»; | 4.Д.Тухманов «Из вагантов»; | |
6.А.Рубинштейн «Горные вершины»; | |
| |
7.П.Чайковский «Благославляю вас,леса»; | 5.Дж.Гершвин «Острый ритм»; | |
8.М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»; | 6.М.Минков,Д.Иванов «Старый рояль» | |
9.М.Глинка «Вальс-фантазия»; | |
| |
10.С.Рахманинов романсы «Сирень», «Здесь хорошо», Островок; | | |
11.М.Глинка «Ария Сусанина»; | | |
12.Римский – Корсаков «Песня Варяжского гостя»; | | |
13.М.Глинка «Рондо Фарлафа»; | | |
14.РНП «Матушка,матушка,что во поле пыльно»; | | |
15.М.Глинка «Разгулялися,разливалися» свадебный хор; | | |
16.М.Глинка Хор «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила»; | | |
Ф.Мендельсон «Песня без слов»; 18.Ф.Шуберт «Баркарола»;
19.М.Глинка «Венецианская ночь»;
20.Н.Римский – Корсаков «Песня Веденецкого гостя»;
21.Ф.Шуберт Баллада «Лесной царь»;
22.Н.Римский-Корсаков «Пляска скоморохов»;
23.М.Глинка фрагмент оперы «Руслан и Людмила»;
24.Н.Римский-Корсаков фрагмент оперы «Садко»;
25.П.Чайковский фрагмент концерта №1 для фортепиано с оркестром;
26.Духовный концерт П.Чесноков «Да исправится молитва моя»;
27.Духовный концерта М.Березовского «Не отверже мене во время старости»1 ч.;
4
28.В.Кикта «Фрески Софии Киевской»;
29.В.Гаврилин симфония-действо «Перезвоны»;
30..П.Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви»;
31.И.Баха. Токката и Фуга ре минор (фрагменты);
32.И.БахФуга №2 и ХТК;
33.И.Бах «Хорал»;
34.Кантата Дж.Перголези 1ч.,13ч.;
35.В.Моцарт «Реквием» 1ч.,2ч.,7ч.;
36.Карл Орф Сценическая кантата «Кармина Бурана»;
37.Б.Окуджава «Мы за ценой не постоим»;
Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»; 39.Блюз" Сегодня я пою блюз"; 40Луи Армстронга “Hello ,Dolly”.
«Мир образов камерной и симфонической музыки » в разделе изучается:
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов
Перечень музыкальных произведений, изучаемых в данной теме | Песенный материал | |
1.Ф Шопен Прелюдии, Этюд №12, | 1.О.Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»; | |
2.Ф.Шопен «Баллада №1» | 2.В.Высоцкий «Песня о друге»; | |
3.«Ноктюрн» из квартета А.Бородина. | 3.М.Львовский «Глобус»; | |
4.Инструментальный концерт. А. Вивальди «Времена года». | |
4.Б.Окуджава «Мы за ценой не постоим»; | |
5.И.Бах « Итальянский концерт» | |
5.И.Дунаевский «Песня о веселом ветре» | |
6.Чарльз Айвз «Космический пейзаж». | |
6. И.Дунаевский Песенка о капитане | |
7.Э.Артемьев фрагмент «Мозаика» | |
7.М.Таривердиев песня из к/ф «Семнадцать мгновений весны» | |
8.Г.В. Свиридов музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель | |
9.В.Моцарт «Симфония №40»4ч.Моцарт | 8.Г.Гладков «Песенка друзей» | |
10.Чайковский «Моцартиана»3-я ч. | | |
| 5 | |
11.Увертюра Л.Бетховен«Эгмонт».
12.Увертюра-фантазия П.И Чайковского «Ромео и Джульетта».
Балет «Ромео и Джульетта» (фрагменты)
14.Мюзикл Л.Бернстайна «Вестсайдская история»
15.Опера «Орфей и Эвридика» К Глюка(фрагменты)
16.Рок – опера А.Журбин «Орфей и Эвридика»
17.Н.Рота музыка к кинофильму «Ромео и Джульетта»
Тематическое планирование
Количество часов в год 35,количество часов в неделю 1
Тема | Количество часов |
| |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 |
| |
Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 |
| |
Общее количество часов: | 35 |
| |
6 класс «Музыка» Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | Дата | |
| | | | | | | план | факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация.) Мелодия - душа музыки. Музыкальный образ -это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка | Понимать: - что роднит музыку и разговорную речь; - классификацию музыкальных жанров. Приводить примеры различных музыкальных образов | Беседа. Слушание музыки. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина. Хоровое пение Погоня- разучивание | Творческая тетрадь, с. 4-5 | 4.09 | | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | 1 | Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор - исполнитель - слушатель» | Понятие романс; -способы создания раз личных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена (монолог, диалог). Определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций | Слушание музыки. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Красный сарафан Матушка, что во поле пыльно, Мама. Из вок-инстр цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев. Хоровое пение | Творческая тетрадь, с. 6-7 | 11. 09 | | |
3 | Два музыкальных посвящения | 1 | Знакомство с шедеврами: вокальной музыки - романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной музыки -«Вальсом-фантазией». Своеобразие почерка композитора М. Глинки | Проводить анализ музыкальных произведений; -определять приемы развития, форму музыкальных произведений | Слушание музыки. Хоровое пение | Творческая тетрадь, с. 8-9 Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 18. 09 | | |
4 | Портрет в музыке и живописи | 1 | Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М. И. Глинки. Влияние формы и приемов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Объяснять, как форма и приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений; -выявлять своеобразие почерка композитора М. И. Глинки | Слушание музыки. Хоровое пение "Ты слышишь море" | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 25. 09 | | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль...» | 1 | Жизнь и творчество С. В. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и аккомпанемента. Исполнительские интерпретации | Проводить анализ музыки; -сравнивать исполнительские интерпретации | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение "Ты слышишь море" | Творческая тетрадь, с. 10-12 Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 2.10 | | |
| | | | | | | | | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | Жизнь и творчество Ф. И. Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства | Проводить анализ музыки; -сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение. | Творческая тетрадь, с. 14-15 | 9.10 | | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов - старинной русской свадьбы (в том числе включенной в оперный жанр) | Понимать: особенности народной музыки и жанры народной песни. Проводить анализ музыки; -определять приемы развития музыкальных произведений; -чисто интонировать мелодии русских народ ных свадебных песен и фрагментов хоров из опер | Хоровое пение. Анализ прослушанной музыки. | Творческая тетрадь, с. 16-17 Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 16. 10 | | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров -баркаролы (песни на воде). Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечественными и зарубежными | Понятие: бельканто. Называть имена великих оперных певцов мира; - сопоставлять, находить сходство в прослушанной музыке | Беседа. Хоровое пение "С чего начинается Родина". | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 23. 10 | | |
9 | Мир старинной песни | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта. Освоение нового вокального жанра -баллады. Выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа | Понимать: основные моменты из жизни и творчества Ф. Шуберта; -понятие баллада. определять приемы развития музыкального произведения; | Слушание музыки. Хоровое пение "С чего начинается Родина" | Творческая тетрадь, с. 18-19 | 30. 10 | | |
10 | Народное искусство Древней Руси | 1 | Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. ( скоморохи - странствующие актеры. Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты, современные исполнители народных песен | Понимать: особенности развития народной музыки, ее жанры и формы; -особенности музыкального языка народных песен; роль народной музыки в жизни человека; -кто такие скоморохи. -называть народные музыкальные инструменты и имена исполнителей народной музыки | Беседа. Слушание музыки. Музыкальная «Угадай-ка!». Хоровое пение. | Творческая тетрадь, с. 20 | 13. 11 | | |
11 | Русская духовная музыка | 1 | Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром - хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. С. Березовского | Понимать: основные этапы развития духовной музыки; -понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт. Проводить анализ музыки. | Слушание музыки. Сопоставление музыкального и художественного искусства | Творческая тетрадь, с. 26-27 | 20. 11 | | |
12 | В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» | 1 | Углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской» | Понятия: фреска, орнамент; -кто такие скоморохи. Узнавать инструменты, исполняющие основные темы; -определять приемы развития музыки, ее форму; -проводить анализ музыки. | Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности Хоровое пение "Песня о маленьком трубаче" | Творческая тетрадь, с. 22-25 | 27. 11 | | |
13 | Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва | 1 | Углубление знакомства с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством | Понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты. Проводить анализ музыкального произведения; -выявлять средства музыкальной выразительности, особенности музыкального языка жанра молитвы. | Слушание музыки. Хоровое пение. Выявление средств музыкальной выразительности | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 4. 12 | | |
14 | «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха | 1 | Мир музыки И. С. Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала | Понимать: особенности творчества И. С. Баха, стиля барокко; -понятия: токката, фу га, хорал, полифония (контрапункт) Проводить анализ музыки. | Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 11. 12 | | |
15 | Образы скорби и печали | 1 | Углубление понимания языка западноевропейской музыки на примере кантаты, реквиема | Понятие: кантата, реквием полифония Проводить анализ музыки, приёмы развития музыки | Хоровое пение, беседа | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 18. 12 | | |
| | | | | | | | | |
16 | Фортуна правит миром | 1 | Знакомство с кантатой К. Орфа «Кармина бурана» | Понятие: кантата, реквием полифония Проводить анализ музыки, приёмы развития музыки | Слушание музыки. Хоровое пение. беседа | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 25. 12 | | |
17 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни | Понимать: историю развития ав-торской песни; - особенности и жанры авторской песни. Называть имена исполнителей авторской песни | Хоровое пение. Слушание песен | Творческая тетрадь, с. 30-31 | 15. 01 | | |
18 | Джаз – искусство XX века | 1 | История развития джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) | Понимать: историю развития джаза; -отличительные особенности блюза и спиричуэла; - понятия: импровизация, обработка. Называть имена джазовых музыкантов | Слушание музыки. Хоровое пение. беседа | Творческая тетрадь, с. 32-33 | 22. 01 | | |
| | | | | | | | | |
Мир образов камерной и симфонической музыки | |
19 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | Единая основа всех искусств - жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Программная и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития(повтор, контраст, вариационность). | Понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка; - основные принципы развития музыкального произведения | Беседа. Слуша- ние музыки. Хоровое пение | Творческая тетрадь с.34-35 | 29. 01 | | |
20 | Могучее царство Ф. Шопена | 1 | Творческий облик Ф. Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада-жанр романтического искусства. | Понимать: основные моменты творчества Ф. Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; -различные жанры фортепианной миниатюры. проводить анализ музыкальных произведений | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение | Творческая тетрадь с. 36-39 | 05.02 | |
21 | Ночной пейзаж | 1 | Жанр камерной музыки - ноктюрн. Образы "ночной музыки". Музыка - выражение личных чувств композитора. Картинная галерея. | Понятие: ноктюрн. Проводить анализ музыки; -выявлять средства художественной выразительности | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение. Сопоставление образов поэзии музыки и живописи. Поиск общих средств художественной выразительности | Творческая тетрадь с. 40-41 | 12. 02 | | |
22 | Инструменталь- ный концерт | 1 | Зарождение и развитие жанра камерной музыки - инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А.Вивальди "Весна"(из цикла "Времена года"). И.С. Бах "Итальянский концерт". Особенности стиля барокко. | Понятие: инструментальный концерт; -особенности стиля барокко. -называть полные имена композиторов: А. Вивальди и И. С. Бах; - проводить анализ музыкальных произведений; | Слушание музыки. Сопоставление образов поэзии и музыки. Определение формы музыкального произведения | Творческая тетрадь с. 48-49 | 19. 02 | | |
23 | Космический пейзаж | 1 | Знакомство с новым "звуковым миром" через произведения Ч. Айвза "Космический пейзаж" и Э.Н. Артемьева "Мозаика". Мир космических образов. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов (синтезатора). Картинная галерея. | Понятие: синтезатор. Называть полные имена композиторов: Ч. Айвз и Э. Н. Артемьев. Проводить анализ музыкальных произведений; - определять тембры музыкальных инструментов, рассказывать о современном электромузыкальном инструменте -синтезаторе, его возможностях | Слушание музыки. Сопоставление образов живописи и музыки. Хоровое пение | Творческая тетрадь с. 42-43 | 26. 02 | | |
24 | Образы симфонической музыки | 1 | Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель". | Называть полное имя композитора - Г. В. Свиридов; -определять форму, приемы развития музыки, тембры; -выявлять средства вы разительности музыкальных инструментов; -применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов | Слушание музыки. Хоровое пение. Игра в «дирижера», определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов. Выявление средств выразительности и приемов развития музыки | Творческая тетрадь с.44-45 | 05. 03 | | |
25 | Образы симфонической музыки | 1 | Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. | Называть полное имя композитора - Г. В. Свиридов; -определять форму, приемы развития музыки, тембры; -выявлять средства вы разительности музыкальных инструментов; -применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов | Слушание музыки. Хоровое пение. Игра в «дирижера», определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов. Выявление средств выразительности и приемов развития музыки | Творческая тетрадь с.46-47 | 12. 03 | | |
26 | Образы симфонической музыки | 1 | Стиль композитора Г.В.Свиридова. | Называть полное имя композитора - Г. В. Свиридов; -определять форму, приемы развития музыки, тембры; -выявлять средства вы разительности музыкальных инструментов; -применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов | Слушание музыки. Хоровое пение. Игра в «дирижера», определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов. Выявление средств выразительности и приемов развития музыки | | 19. 03 | | |
27 | Симфоническое развитие музы- кальных образов | 1 | Основной принцип музыкального развития - сходство и различие. Основной прием симфонического развития музыки - контраст. построение музыкальной формы(вариации, сонатная форма). Жанры симфония, сюита; чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере симфонии №40 В.А.Моцарта и оркестровой сюиты №41(Моцартиана) П.И.Чайковского. | Понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка. называть полные имена композиторов: В. А. Моцарт, П. И. Чайковский; проводить анализ музыкальных произведений; определять тембры музыкальных инструментов | Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов | | 26. 03 | | |
28 | Программная увертюра Бетховена «Эгмонт» | 1 | Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. ван Бетховена "Эгмонт". Сонатная форма. Мир героических образов увертюры "Эгмонт" | Понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы. Называть полное имя композитора - Людвиг ван Бетховен; проводить анализ музыкального произведения; определять тембры музыкальных инструментов | Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов, приемы развития музыки | Творческая тетрадь с.54-55 | 02. 04 | | |
29- 30 | Увертюра-фантазия П И. Чайков- ского «Ромео и Джульетта» | 1 | Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П.И.Чайковского "Ромео и Джульетта". Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии(Ромео, Джульетта и др.) | Понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы. Называть полное имя композитора - П. И. Чайковский; -проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; - определять приемы развития и средства выразительности музыки | Слушание музыки. Определение приемов развития и средств выразительности музыки. Хоровое пение | Творческая тетрадь с.56-57 | 09. 04 | | |
31-33 | Мир музыкального театра | 3 | Интерпретация литературного произведения(трагедии "Ромео и Джульетта") в музыкально-театральных жанрах: балете С.С.Прокофьева "Ромео и Джульетта ", мюзикле Л.Бернстайна "Вестсайдская история", опере К. В. Глюка, рок-опере А.Б. Журбина "Орфей и Эвридика". Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, "легкой" и серьезной музыки | Понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты. Называть полные имена композиторов: С. С. Прокофьев, Л. Бернстайн, К. В. Глюк, А. Б. Журбин; - определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки | Слушание музыки. Определение формы, приемов раз- вития и средств выразительности музыки. Хоровое пение | Закрепить полученные знания | 16. 04 | | |
34 | Образы киномузыки | 1 | Продолжение воплощения сюжета трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта" в киномузыке(Л.Бернстайн, Н.Рот). Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа | Понятия: вокальная и инструментальная музыка. Называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам; -определять форму музыкального произведения | Беседа по теме занятия. Слушание музыки. Определение формы. Хоровое пение | | 23. 04 | | |
35 | Обобщение темы «Музыкальная драматургия» | 1 | Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. | Понимать: основные принципы развития музыки. Приводить примеры | Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 07. 05 | | |