Планируемые результаты освоения предмета «Музыка» в 7 классе:
Предметные результаты
Обучающийся научится:
эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров из стилей классической и современной музыки и обосновывать свои предпочтения;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации
научатся исполнять знакомые мелодии изученных классических произведений;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
Обучающийся получит возможность научиться:
различать специфику музыки как вида искусства;
понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
определять основные формы музыки;
различать виды оркестров, названия наиболее известных инструментов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
познавать различные явления жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
проявлять интерес к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;
выявлять в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона; понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений; проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
формировать познавательные мотивы деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.
Регулятивные УУД:
2
самостоятельно определять цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
проявлять способности к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД:
проявлять способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями,
уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
овладевать навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
организовать общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
Личностные результаты:
расширенное представление о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;
осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Содержание учебного предмета:
Содержание раскрывается в учебных темах:
«Особенности драматургии сценической музыки» в разделе изучается:
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Разнообразие жанров: опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического
3
спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений:
Перечень музыкальных произведений, изучаемых в данной теме | Песенный материал |
1.И.БахТокката и фуга ре минор; | 1.А.Ермолов «Осенний блюз»; |
2.Дж.Леннон,П.Маккартни «Девушка»; | 2.Н.Лисица «Вальс в ритме дождя»; |
3.«Рассвет на Москве - реке» М.П.Мусоргский, из оп. «Хованщина»; | 3.Муз.Ф.Милана «Город золотой» |
4.Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»; | 4.Б.Окуджава «Молитва»; |
5.Опера А.П.Бородина «Князь Игорь»; | 5.С. Харин, С.Смирнова «Разноцветные моря»; |
6.В музыкальном театре. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна»; | 6.«Дети солнца» из репертуара группы «Непоседы»; |
7.Дж.Гершвин опера «Порги и Бесс; | 7.Ю.Визбор «Милая песня»; |
8.Опера Ж. Бизе «Кармен»; | 8.Л.Агутин «Мир зеленого цвета»; |
9.Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита»; | |
10.И.Бах Высокая месса «От страдания к радости»; | |
11.С.Рахманинов «Всенощное бдение»; | |
12.А.Рыбников рок-опера «Юнона и Авось»; | |
13..Кабалевский музыкальные зарисовки для симфонического оркестра | |
«Ромео и Джульетта»; | |
14АШнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»; | |
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» в разделе изучается:
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий.
Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Перечень музыкальных произведений, изучаемых в данной теме | | Песенный материал |
1.П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); | | 1.А.Городницкий «Снег»; |
| 4 | |
2.Ноктюрн» из Квартета № 2 А.П.Бородина; | 2.А.Городницкий «Атланты»; |
3.Ф. Шуберт «Серенада»; | 3.И.Саруханов «Алые паруса»; |
4.Н.Паганини Каприс №24; | 4.Ф.Лемарк,С.Болотин «Три желания» |
5.Ф.Шопен Этюд №12 «Революционный»; | 5.А.Зацепин,Л.Дербенев «Этот мир» |
6.Ф.Лист этюд «Метель»; | 6.В.Берковский «На далекой Амазонке» |
7.Н.Паганини Ф.Лист Каприс №24; | 7.В.Ланцберг «Ребята, надо верить в чудеса» |
8.М.И.Глинка-М.А.Балакирев «Жаворонок»; | 8.С. Никитин «Весеннее танго»; |
9.А. Шнитке «Кончерто гроссо»; | |
10.А.Шнитке «Сюита в старинном стиле»; | |
11.Л.Бетховен Соната «Патетическая»; | |
12.Л.Бетховен «Лунная соната»; | |
13.В.Моцарт Соната №11; | |
14.Й.Гайдн Симфония №103 ч.1; | |
15.В.А.Моцарт Симфония №40 ч.1; | |
16.Л.Бетховен Симфония №5 ч.1; | |
17.Ф.Шуберт Симфония №8 ч.1; | |
18.В.Калинников Симфония №1ч.1; | |
19.Д.Шостакович Симфония №7 «Ленинградская» ч.1; | |
20.К.Дебюсси. Симфоническая картина «Празднества»; | |
21.Дж.Гершвина «Рапсодия в стиле блюз»; | |
22.А.Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром; | |
23.П.И.Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром; | |
24.Фрагмент из оперетты И.Кальман «Сильва»; | |
25.Фрагмент из оперетты Б.А. Александров «Свадьба Малиновке». | |
26.Фрагмент из мюзикла Ф.Лоу «Моя прекрасная леди»; | |
27.Фрагмент из мюзикла Э. Уэббер «Призрак оперы»; | |
28.Фрагмент из мюзиклов: Р. Коччанте «Нотр Дам де Пари»; | |
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
| |
Особенности драматургии сценической музыки | 17 |
| |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 18 |
| |
Общее количество часов | 35 |
| |
Количество часов в год 35,количество часов в неделю 15
7 класс «Музыка» Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения урока |
| | | | | | | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки |
1 | Классика и со- временность | 1 | Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого | Понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Приводить при- меры | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 4.09 | |
2 | В музыкальном театре. Опера | 1 | Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере | Понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена). - приводить примеры оперных жанров; - называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров; - определять роль оркестра в опере | Анализ прослушанной музыки. Хоровое пение | Запись на- званий опер и музыкаль ных жанров, характери- зующих действую- щих лиц, по рубрикам: «Увертюра», «Арии», «Песни», «Хоры», «Оркестро- вые номера» | 11.09 | |
3 | Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев | Понимать:драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. - проводить анализ музыки; | Слушание музыки. Анализ прослушанной музыки. Хоровое пение | Рисунки с эскизами костюмов героев или декораций | 18.09 | |
4 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 2 | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | Называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения | Слушание музыки. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 25.09 | |
5 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 2 | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | Называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения | Слушание музыки. Анализ прослушанной музыки. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 2.10 | |
6 | В музыкальном театре. Балет | 1 | Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль | Понятия: балет, Шипы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио | Слушание музыки. Хоровое пение | Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров | 9.10 | |
7 | Балет Тищенко «Ярославна» | 2 | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Яро- славна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров | Понимать:драматургию развития балета. - проводить анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов; | Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 16.10 | |
8 | Балет Тищенко «Ярославна» | 2 | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Яро- славна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров | Понимать: драматургию развития балета. - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов; | Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 23.10 | |
9 | Героическая тема в русской музыке | 1 | Бессмертные произве- дения русской музы- ки, в которых отраже- на героическая тема защиты Родины и на- родного патриотизма | Приводить примеры музыкальных произве- дений, в которых отра- жена героическая тема; - рассуждать на постав- ленные проблемные во- просы; проводить сравнитель ный анализ музыкаль- ных и художественных произведений | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и художественных произведений | Запись на- званий ху- дожествен- ных произ- ведений, в которых отражены образы героев. | 30.10 | |
10 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 2 | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | Понимать: жизнь и творчество Дж. Гершвина; - драматургию развития оперы; - музыкальных жизненных событий. Проводить анализ музыки | Хоровое пение Слушание музыки. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 13.11 | |
11 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 2 | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | Понимать: жизнь и творчество Дж. Гершвина; - драматургию развития оперы; - музыкальных жизненных событий. Проводить анализ музыки | Хоровое пение Слушание музыки. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 20.11 | |
12 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 2 | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев | Понимать:драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. -проводить анализ музыки; -называть полное имя композитора - Ж. Бизе | Слушание музыки. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | Словесное описание образа Кар- мен; отличие образов главных героев в литературе | 27.11 | |
13 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 2 | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев | Понимать:драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. Проводить анализ музыки; -называть полное имя композитора - Ж. Бизе | Слушание музыки. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | Словесное описание образа Кар- мен; отличие образов главных героев в литературе | 4.12 | |
14 | Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита» | 1 | Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета | Понимать: драматургию развития балета; -понятие транскрипция. -проводить анализ музыки; -называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балерины - М. М. Плисецкая; -выявлять средства музыкальной выразительности | Слушание музыки. Определение средств музыкальной выразительности. | «Мои впечатления от музыки балета». Комментарий слов Р. Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» | 11.12 | |
15 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. | Понятия: месса, всенощная. Называть полные имена композиторов: | Беседа. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. | «Мои размышления». Письменное рассуждение о словах | 18.12 | |
16 | Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» | 1 | | Понятия: месса, всенощная. Называть полные имена композиторов: | Беседа. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 25.12 | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта» | 1 | Музыкальные образы оперных героев «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты | Проводить анализ музыки; - называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевского | Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 15.01 | |
18 | «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика | Понятия: сюита, полистилистика. -проводить анализ музыки; -определять тембры музыкальных инструментов, музыкальные жанры; -называть полное имя композитора - А. Г. Шнитке | Рассуждение. Слушание музыки. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 22.01 | |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки |
19 | Музыкальная драматургия -развитие музыки | 1 | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. | Понимать: основные принципы развития музыки. Приводить примеры | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 29.01 | |
20 | Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка | 1 | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка | Понятие духовная и светская музыка Приводить музыкальные примеры | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 05.02 | |
21 | Камерная и инструментальная музыка: этюд | 1 | Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа | Понятие: этюд | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 12.02 | |
22 | Транскрипция | 1 | Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон-цертно-виртуозных произведений | Понятие: транскрипция. Определять форму музыкальных произведений; -называть полные имена композиторов: Ф. Лист, М. А. Балакирев, Ф. Бу- зони | Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 19.02 | |
23 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке | Понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Приводить музыкальные примеры;. - определять тембры музыкальных инструментов | Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 26.02 | |
24 | Соната | 2 | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих | Понятия: соната, сонатная форма. Проводить анализ музыки; | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 05.03 | |
25 | Соната | 2 | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов. | Понятия: соната, сонатная форма. Проводить анализ музыки; | Беседа. Слушание музыки. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 12.03 | |
26 | Симфоническая музыка | 5 | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Понятие симфония; -особенности строения симфонии. -проводить анализ; -определять тембры музыкальных инструментов; -называть полные имена композиторов - симфонистов; | Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 19.03 | |
27 | Симфоническая музыка | 5 | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Понятие: симфония; -особенности строения симфонии. Проводить тембры музыкальных инструментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные имена композиторов-симфонистов; | Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 26.03 | |
28 | Симфоническая музыка | 5 | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Понятие симфония; -особенности строения симфонии. Определять тембры музыкальных инструментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные имена композиторов-симфонистов; | Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 02.04 | |
29 | Симфоническая музыка | 5 | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Понятие симфония; -особенности строения симфонии. Определять тембры музыкальных инструментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные имена композиторов-симфонистов; | Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 09.04 | |
30 | Симфоническая музыка | 5 | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Понятие: симфония; -особенности строения симфонии. Определять тембры музыкальных инструментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные имена композиторов-симфонистов. | Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 16.04 | |
31 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | 1 | Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины | Понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина. Анализировать составляющие средств выразительности; -определять форму пьесы; -проводить анализ музыки; -называть полное имя композитора - К. Дебюсси | Слушание музыки. Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 23.04 | |
32 | Инструментальный концерт | 1 | Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфоничес-кий цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна | Понятие инструментальный концерт; -строение инструментального концерта. Проводить интонационно-образный анализ; -определять принципы музыкального развития; -называть полное имя композитора – А. И. Хачатурян | Слушание музыки. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение | Письменное рассуждение о словах композитора и музыковеда Б. Астафьева: «...в музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии» | 30.04 | |
33 | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | Углубление знакомства с творчеством американского композитора Д.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз | Понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты. | Беседа. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 07.05 | |
34 | Пусть музыка звучит! | 1 | Углубление и расши- рение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно- музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | Проводить анализ музыки; выявлять жанровую принадлежность Понятия: фольклор, этно музыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Определять тембры музыкальных инструментов; приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов | Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 14.05 | |
35 | Урок-концерт «Наполним музыкой сердца» | 1 | Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. | Понимать: основные принципы развития музыки. Приводить примеры | Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 21.05 | |