СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Размещено календарн-тематическое планирование по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»



ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 класс

Авторы учебника: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.




п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Форма урока

Подготовка к ГИА

Словарно-орфографическая работа

Международное значение языка

1

Международное значение русского языка

1

Вводный

Расширить и углубить общие сведения о языке, о его международном значении, раскрыть содержание понятия «мировой язык»; совершенствовать умения работы с текстом (озаглавливание текста, выделение его основной мысли, микротем, деление текста на абзацы, постановка вопросов к тексту, выявляющих его проблематику, определение общей темы для нескольких текстов)

Лекция с элементами беседы

Стили текста, типы речи

ООН, ЮНЕСКО, олимпиада, СНГ

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

2

Устная и письменная речь. Монолог, диалог


1

Повторительно - обобщающий


Восстановить в памяти учащихся и углубить знания об устной и письменной формах речи. Познакомиться с признаками письменной речи; с монологическим и диалогическим видами речи

Лекция с элементами беседы


Средства выделения частей высказывания (разделы, главы, параграфы, абзацы) и средства выделения смысла отдельных частей предложения (знаки препинания, шрифт, цвет)

Оптимальный, интернет, инфросфера, аксиома, адресат

3

Стили речи

1

Повторительно - обобщающий


Вспомнить разновидности русского литературного языка (стили речи), которые обслуживают разные стороны общественной жизни (сферы общения). Дать сведения о речевых жанрах, в которых реализуются разговорный, публицистический, научный и деловой стили речи

Беседа- практикум

Повторить смысловую и композиционную целостность текста: вступление заключение, основная часть. Повторить основные признаки текста: относительная завершенность текста, законченность и видовременное единство.

Конверсия, стагнация, консенсус, коррумпированный, саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция


4

Простое предложение и его грамматическая основа

1

Повторительно - обобщающий


Повторить сведения по синтаксису и пунктуации простого предложения, закрепить умения синтаксического анализа предложения, способов графического обозначения членов предложения, интонационных навыков

Беседа- практикум

Классификацию простых предложений по наличию главных членов, второстепенных членов, по пропуску какого–либо члена предложения, виды односоставных предложений

Олифа, обкорнать

5-6

Предложения с обособленными членами

2

Повторительно - обобщающий


Повторить предложения с обособленными членами, как одним из способов смыслового выделения или уточнения второстепенных членов

Беседа- практикум


Правописание суффиксов причастий и прилагательных, не с причастиями, историзмы, архаизмы

Детинца, кремник, застреха, вервие, корвет

7-8

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

2

Повторительно - обобщающий



Повторить сведения об обращении; восстановить в памяти школьников сведения о вводных словах и вставных конструкциях

Беседа- практикум


Письмо, диалог, интонацию вводности (паузы, понижение силы голоса, более быстрое их проговаривание)


9

Входная контрольная работа в форме ОГЭ

1

Урок проверки знаний


Повторение изученного в 5-8 классах. Уметь правильно воспринимать звучащий текст, правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами

Тест

Задания В1 – В15


Сложное предложение. Культура речи

10

Анализ контрольной работы. Понятие о сложном предложении

1

Урок изучения нового материала


Повторить и углубить сведения о сложном предложении, известные в курсе 5-8 классах, начать работу над формированием умений различать виды сложных предложений и по значению и средствам связи

Беседа- практикум


Правописание гласных в корне слова, буквы е и и в безударных окончаниях существительных, постановка знаков препинания при причастном обороте


11-12

Союзные и бессоюзные сложные предложения

2

1.Урок изучения нового материала

2. Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков


Вспомнить сведения о том, что в зависимости от средств связи между частями сложного предложения выделяются бессоюзные и союзные сложные предложения . Отработать умения различать простые и сложные предложения, определять средства связи частей сложного предложения , разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова

Беседа, практикум


Синтаксический разбор предложений, постановку знаков препинания в сложном предложении. Правописание безударных гласных корня, букв н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Абонемент, авторитет, вернисаж, кенкет, колонна, колонка

13

Сжатое изложение «Этимология слова»

1

Развитие речи

Уметь сжимать лингвистический текст, используя прием замены одних синтаксических конструкций синонимичными


Письм.

опрос

Орфограммы корня: безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением

Репродукция, пейзаж, колорит, точка обзора

14

Анализ изложений. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

1

Комбинированный


Вспомнить о функциях знаков препинания (знаки завершения, разделения, выделения). Ознакомить учеников с выделительной ролью запятых в СПП, с авторской пунктуацией в сложных предложениях. Рассмотреть вопрос об интонации сложного предложения

Беседа, практикум


Знаки препинания при причастных, деепричастных оборотах; однородные члены предложения

Сертификат, номинал

Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

15

Понятие о сложносочиненном предложении

1

Урок изучения нового материала


Повторить и углубить сведения о ССП: выделение грамматических основ простых предложений, которые связываются в сложное предложение с помощью сочинительных союзов и интонации, формировать умение находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе ССП, правильно ставить и объяснять знаки препинания, проводить синтаксический разбор

Беседа, практикум


Сведения о сочинительных союзах и особенностях их употребления

Спонсор, бартер

16-17

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

2

Урок изучения нового материала


Повторить и углубить сведения о смысловых отношениях в ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами

Беседа, практикум


Правописание слов тоже, также, зато и то же, так же, за то

Произношение слов: источенные, источен, источена, источено

18

Сочинение-рассуждение «Зачем нужно двоеточие?»

1

Развитие речи


Письм.

опрос

Тема, основная мысль, типы речи

Колорит, репродукция, иллюстрация, иней, горизонт

19

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

1

Комбинированный


Совершенствовать постановку знаков препинания в ССП. Дать понятие о постановке тире между частями сложного предложения (примечание на стр. 42), познакомиться с ССП, в которых запятая не ставится

Беседа, практикум



Типы односоставных предложений, однородные члены предложения

Реактивный, реакция, регата, гармонично

20

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение

1

Комбинированный


Познакомиться с планом и образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора ССП, закрепить умения устанавливать средства связи простых предложений в составе сложных, различать по характеру средств связи БСП, ССП и СПП, квалифицировать знаки завершения, выделения, разделения, закрепить изученные пунктуационные правила, характеризовать смысловые отношения в ССП


Практикум

Употребление разделительных, соединительных, противительных союзов в ССП

Аромат, аспидно-черный, верста

21

Тест по теме «Сложносочиненные предложения»

1

Тест

Уметь работать с инструкцией к тесту, правильно оформлять тест, производить замену ошибочно выбранных вариантов ответа


Письм.

опрос

Орфограммы в корнях, суффиксах, окончаниях. Основа предложения


Сложноподчиненное предложение

22

Понятие о сложноподчиненном предложении

1

Урок изучения нового материала


Совершенствовать умение видеть структуру СПП, определять границы между главным и придаточным предложениями и на этой основе правильно ставить пунктуационные знаки

Беседа, практикум


Стили речи, правописание приставок пре и при, -тся и –ться в глаголах

Дебитор, контракт

23

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

Комбинированный


Закрепление умения понимать строение СПП, выделять запятой придаточные предложения. Определять место придаточного предложения, средства его связи с главным

Практикум


Орфограммы 3-7, словарные слова

Перспектива, кроссовки, модем, программа, видеомагнитофон, кинескоп, волхвы, баллада

24

Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»

1

Развитие речи

Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения

Письм.

опрос

Границы предложения. Пропуск слов в предложении


25

Анализ сочинений. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

1

Урок изучения нового материала


Научить отличать союзы от союзных слов, определять какой частью речи и каким членом предложения в придаточной части является союзное слово

Беседа, практикум


Орфограммы 1-5, правописание союзов тоже - также

Прообраз, этимология, дзюдо, компонент, готический

26

Роль указательных слов в

сложноподчиненном предложении

1

Урок изучения нового материала


Рассказать о роли указательных слов в СПП, продолжить изучение конструктивных особенностей СПП

Беседа, практикум


Не с разными частями речи

Скопидомство, стандарт

27

Р/р Изложение упр. 106

1

Развитие речи

Восстановить порядок следования выделенных в четыре абзаца частей текста (3, 4, 1, 2), подробно изложить текст, соблюдая восстановленную логическую последовательность

Письм.

опрос


График, эскиз, онегинская строфа

28

Полугодовая контрольная работа по изученным темам (в форме ОГЭ)

1

Урок проверки знаний

Повторение изученного в 5-8 классах. Уметь правильно воспринимать звучащий текст, правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами

Тест



Основные группы СПП

29

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

1

1.Урок изучения нового материала

2. Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков


Формирование умений:

  1. Находить придаточные определительные в СПП, производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену, правильно употреблять в речи.

  2. Расставлять знаки препинания.

  3. Составлять схемы предложений с придаточными определительными

Беседа, практикум


Орфограммы 18-21, правописание порядковых числительных


Сетевой этикет, коммуникация

30-31

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

2

1.Урок изучения нового материала.

2. Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков

Формирование умений:

  1. Определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства связи с главным, производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену.

  2. Правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным.

Составлять схемы предложений с указанными придаточными

Беседа, практикум


Правописание производных предлогов, правописание ъ и ь знаков

Паритет,вальвация

32

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

1

Урок изучения нового материала.


Знакомство со СПП с придаточными обстоятельственными. Обобщенное представление об этих предложениях

Беседа, практикум


Словарные слова, орфограммы 17-20


33

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

1

Урок изучения нового материала.


Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные места, времени, отличать их от других видов придаточных.

Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

Беседа, практикум


Знаки препинания при однородных и обособленных членах. Постановка тире между подлежащим и сказуемым

Куртина, режиссер, душегрейка

34

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия

1

Урок изучения нового материала.


Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные причины, следствия, условия, отличать их от других видов придаточных.

  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

Беседа, практикум


Правописание частиц не - ни

Компания, кампания, оригинальный, электрон, протон, десерт

35

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели

1

Урок изучения нового материала

Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные уступки, цели.

Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

Беседа, практикум


Е – и в окончаниях имен существительных, причастный оборот, синонимы


36-37

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени,

сравнительными

2

Урок изучения нового материала

Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные образа действия, меры, степени, сравнительные.

Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

Беседа, практикум


Стили речи, орфограммы 28-30

Мерцает, лампада, реалии (бытовые), превратное (мнение), гравитация, антология

38

Р/р Сочинение по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина» упр. 166)

1

Развитие речи

Написать сочинение по данному началу, используя репродукцию картины В. П. Фельдмана «Родина»

Письм.

опрос

Типы речи

Отечество, отчизна, страна, колорит

39-40

Анализ сочинений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них

2

Урок изучения нового материала.

Формирование умений:

  1. Распознавать СПП с несколькими придаточными.

  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.

Правильно ставить запятую между союзами, относящимися к разным придаточным (что и если, что и когда, так что и хотя и т.д.)

Беседа, практикум


Сравнительные обороты, з – с на конце приставок

Фимиам, гавот, парафин

41

Р/р Деловые документы.

(автобиография, заявление)

1

Развитие речи


Знать виды деловых документов: заявление, автобиография, уметь составлять данного рода деловые бумаги

Письм.

опрос

Уметь составлять свою автобиографию


42

Анализ автобиографий. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

1

Комбиниро

ванный


Совершенствовать умения анализировать языковой материал и классифицировать его, осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы на основе образцов устного и письменного разборов (с. - 113, 116, 117)

Практикум

Стили речи, орфограммы 32-34


43

Р/р Изложение с включением дополнительного материала. Для изложения используем текст «Сергей Иванович Ожегов» (упр. 177)

1

Развитие речи


Написать подробное изложение, указывая сведения о научной деятельности и о Толковом словаре русского языка С. Ожегова

Письм.

опрос

Стили речи

Лингвистические словари, филолог

44

Анализ изложений. Повторение по теме «СПП»

1

Урок коррекции знаний

Привести в систему знания учащихся СПП

Беседа, практикум


Орфограммы 21-24

Кооператив, электрификация

45

Тест по теме «Сложноподчиненные предложения

1

Тест

Повторение сведений о СПП

Письм.

опрос

Словарные слова


Бессоюзные сложные предложения

46

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

1

Урок изучения нового материала.


Показать особенности БСП; сопоставить их с синонимичными ССП и СПП; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

Беседа, практикум


Орфограммы 35-37

Булава, булатные (копья)

47

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1

Урок изучения нового материала.


Выяснить особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в БСП; совершенствовать речевые орфографические и пунктуационные навыки

Беседа, практикум


Однородные члены предложения, орфограммы 11-13


48-49

Р/р Подробное изложение с дополнительным заданием (отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» упр. 192)

2

Развитие речи


Написать подробное изложение с дополнительным заданием, ответив на вопрос: О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья

Письм.

опрос

Деталь в художественном произведении. Запятая и точка с запятой в БСП


50

Анализ подробного изложения.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1

Комбиниро

ванный


Закрепить умение различать БСП с двоеточием; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях

Беседа, практикум


Орфограммы 17-19, слитное и раздельное написание не - ни

Трилогия


51

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

1

Комбиниро

ванный


Закрепить умение различать БСП с тире; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях

Беседа, практикум


Орфограммы 37-39

Посредник, поработить

52

Р/р Сочинение-отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» (из серии «Волга – русская река»)

1

Развитие речи


Написать отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка»

Письм.

опрос

Типы речи, стили речи, отзыв

Панорама

53

Анализ сочинений. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение

1

Комбиниро

ванный


Познакомится с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов БСП и образцами их применения; потренироваться в проведении синтаксического и пунктуационного разборов при выполнении упражнений

Беседа, практикум


Словарные слова

Нравственный подвиг, рать,

54

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «БСП»

1

Урок проверки знаний


Закрепить пройденный материал по БСП

Письм.

опрос

Знаки препинания в БСП


Сложные предложения с различными видами связи

55

Анализ контрольного диктанта. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

1

Урок изучения нового материала.


Углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

Беседа, практикум


Орфограммы 37 - 40

Идеал, идеально, идеальный

56

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

1

Комбиниро

ванный


Углубить представление о структуре сложных предложениях с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

Беседа, практикум


Орфограммы 41 - 42

Альманах, аналогия, притязать

57

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1

Комбиниро

ванный


Познакомить учащихся с планами, образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи, отработать умения синтаксического и пунктуационного разборов на практике

Беседа, практикум


Знаки препинания при причастном обороте

Систематически, регулярно, планомерно, силуэт, прогноз, прогнозирование

58-59

Р/р Сжатое изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

2

Развитие речи

Сжато пересказать фрагмент легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», употребив по возможности сложные предложения с различными видами связи

Письм.

опрос

Знаки препинания в БСП


60

Анализ изложений. Публичная речь

1

Урок изучения нового материала.


Знакомство с публичной речью, отличие понятий «публичный» и «публицистический»

Беседа, практикум


Диалог

Аргумент, дикция, лектор, лекция, оратор, аудитория

61

Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков


Повторить сложные предложения с различными видами связи

Беседа, практикум


Знаки препинания в предложениях с различными видами связи

Профессор. Профессионал, профессиональный, диссертация, дифференциация

62

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

Урок проверки знаний


Обобщить знания о сложных предложениях с различными видами связи и знаках препинания в них

Письм.

опрос

Словарные слова


Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

63

Фонетика и графика

1

Повторительно - обобщающий

Обобщить знания по фонетике; углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии

Практикум

Синтаксический разбор БСП

Аббревиатура, транскрипция

64

Лексикология (лексика) и фразеология

1

Повторительно - обобщающий

Обобщить знания по лексике и фразеологии; в совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей

Беседа, практикум

Сведения о предложении – одной из основных единиц синтаксиса, выполняющей коммуникативную функцию

Армрестлинг, овертайм, спринтер, стайер

65

Морфемика. Словообразование

1

Повторительно - обобщающий

Обобщить знания по разделам «Морфемика», «словообразование»; совершенствовать орфографические навыки

Практикум

Правописание приставок на з – с, пре – при, Безударных гласных и согласных в суффиксах разных частей речи

Домочадец, домохозяин, домовладелец, домашничать

66

Морфология

1

Повторительно - обобщающий

Обобщить знания по морфологии именных частей речи; совершенствовать орфографические навыки и навыки морфологического разбора

Беседа, практикум

Служебные части речи. Правописание н – нн в суффиксах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени


67

Синтаксис. пунктуация

1

Повторительно - обобщающий

Закрепить знания о синтаксисе словосочетания, сложного и простого предложения

Беседа, практикум

Вводные слова

Междометие

68

Р/р Изложение с элементами сочинения (упр. 259)

1

Развитие речи

Написать сжатое (5 – 8 предложений) выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство»

Письм.

опрос

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Бутафория, искусство, кинокартина

69

Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ

1

Урок контроля

Систематизация сведений об орфографии и пунктуации

Тест



70

Анализ контрольной работы. Орфография. Пунктуация

1

Повторительно - обобщающий

Систематизация сведений об орфографии и пунктуации

Беседа, практикум






























0