СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование по географии 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по курсу «География. Начальный курс», 5 класс

на 2020-2021 учебный год

(35 ч., 1 час в неделю)

п/п

№ урока в четверти

Раздел, тема урока,

Тип урока, формы и методы проведения урока

Форма и виды учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Формы, методы, средства контроля, ИКТ

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

Личностные


Тема 1: « Что изучает география»

5 часов

Знакомство с учебником: изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и

неживой природы

1


Мир, в котором мы живем.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Фронтальная, групповая, индивидуальная.


1.Приводить примеры живой и не живой природы

2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»

Осознание себя как члена общества на

глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Стартовый, фронтальный опрос.

§ 1, р.т

2


Науки о природе


Комбинированный урок

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Демонстрация физического химического опытов, работа с текстом учебника, составление схемы

«Естественные науки»


1.Называть основные естественные науки и знать что они изучают

Формирование и развитие по средствам географических знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Текущий

§ 2, р. т

3


География-наука о Земле

Комбинированный урок

Фронтальная, групповая, индивидуальная.


1.Объяснять значение понятий: «рельеф», «Мировой океан», «горные породы»

2.Приводить примеры географических наук

Формирование умения ставить учебную цель.

 Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

Текущий

§ 3, р. т


4



Методы географических исследований


Комбинированный урок

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа «Методы географических исследований»


1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно географический, статистический).



Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях



Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение



Текущий


§ 4, р. т

5


Обобщение знаний по разделу

Обобщающий урок,

Групповая, индивидуальная.

Выполнение тестовых заданий, работа с атласом.

Выполнение тестовых заданий

Оценивать работу одноклассников

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности

Проверочная работа



Тема 2: «Как люди открывали Землю» 5 часов

Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в интернете,

энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности.

6


Географические открытия древности

Практическая работа №1 «Важнейшие открытия древности и Средневековья»




Комбинированный урок

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Работа с текстом учебника, контурной картой (маршруты путешествий Пифея, Васко да Гамы)


Знать географические открытия, которые люди совершали в древности и Средневековья.

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов



Текущий



§ 5, р. т

7


Важнейшие географические открытия

Практическая работа № 2.«Важнейшие географические открытия».

Комбинированный урок

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Работа с текстом учебника и тетрадью (заполнение таблицы «Великие географические открытия»)


Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт



Текущий



§ 6, р. т

8-9


Открытия русских путешественников

Комбинированный урок

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Работа с эл.прил. (анализ презентации), работа с контурной картой (маршруты путешествий русских первоотрывателей)

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт



Текущий



§ 7, р. т

10


Обобщение знаний

по разделу «Как люди открывали Землю»

Обобщающий урок

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» (анализ презентации «Десять великих путешественников», выполнение тестовых заданий

Знать великих путешественников, их открытия, называть географические объекты, названные в их честь

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Проверочный тест

Вопросы ЕГЭ и ОГЭ


Тема 3: «Земля во Вселенной » 9 часов

Составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю. Составление характеристики планет- гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника

Подготовка сообщения о первом космонавте Гагарине Ю, первой женщине-космонавте В. В. Терешковой


11


Как древние люди представляли себе Вселенную

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника

Знать великих учёных и представления о Вселенной древних народов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов



Текущий



§ 8, р. т

12


Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Комбинированный урок

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир»

Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная» Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью



Текущий



§ 9, р. т

13


Соседи Солнца

Урок изучения нового материала

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя

Знать особенности всех планет Солнечной системы Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов



Текущий



§ 10, р. т

14


Планеты-гиганты и маленький Плутон

Комбинированный урок

Составление характеристики планет гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника 

Знать особенности всех планет Солнечной системы Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений



Текущий



§ 11, р. т

15


Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Урок изучения нового материала

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям

учебника


Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты. Уметь называть малые небесные тела

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических



Текущий



§ 12, р. т

16


Мир звёзд

Урок изучения нового материала

Наблюдения за звездным небом: какие

созвездия я знаю и видел


1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия. 2.Знать на какие группы звёзды делятся

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений



Текущий



§ 13, р. т

17


Уникальная планета Земля

Комбинированный урок

Сравнение особенностей планет

земной группы


1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов



Текущий



§ 14, р. т

18


Современные исследования космоса

Комбинированный урок

Подготовка сообщения о первой

женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов)


1.Объяснять значение понятий: астрономии

Формирование способностей к самостоятельном

у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.


Способность к самостоятельном приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт



Текущий



§ 15, р. т

19


Обобщение знаний

по разделу «Земля во Вселенной»

Обобщающий урок

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу

«Земля во Вселенной»


Выделение существенных признаков объектов, сравнение, классификация по заданным признакам, установление причинно-следственных связей, создавать и преобразовывать модели для решения задач

Оценивание работы одноклассников

Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.

Тестовая работа

Вопросы ЕГЭ и ОГЭ



Тема 4: « Виды изображений поверхности Земли» 5 часа


Определять направления по компасу, расстояние с помощью шагов, дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности. Распознавать условные знаки планов местности. Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и расстояния между географическими объектами с помощью масштаба. Самостоятельное построение простейшего плана

20


Стороны горизонта

Урок изучения нового материала

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта

1. Объяснять значение понятий:

горизонт,

линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.

2.Знать сторон горизонта и умение ориентироваться – это необходимо каждому человеку


Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок



Текущий

§ 16, р. т

21


Ориентирование

Практическая работа № 3 « Ориентирование по компасу»

Комбинированный урок

Ориентирование по компасу и местным признакам

1. Объяснять значение понятий: ориентирование,

компас.

2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса как ориентироваться по Солнцу, звездам.


Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности

Из различных источников.




Текущий

§ 17, р. т

22-23


План местности и географическая карта

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»

Урок изучения нового материала

Отработка знания условных знаков

плана. Ориентирование по плану

и географической карте


1. Объяснять значение понятий:

географическая карта,

 градусная сеть,

меридианы,

параллели,

экватор.  

2. Уметь находить на них экватор, параллели и меридианы и нанести их на к/к.


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт


Выделять, описывать существенные признаки геог-

фических карт, их различия.




Текущий

§ 18, р. т

24


Обобщение знаний по разделу

Обобщающий урок

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

местности


Овладение основами картографической грамотности.

Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать

Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудничество с одноклассниками




Тестовая работа

Вопросы ЕГЭ и ОГЭ


Тема 5: «Природа Земли» 11 часов

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладеть простейшими навыками определения горных пород их свойствам.. Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма мира.. Овладевать навыками чтения карт погоды. Характеризовать текущую погоду. Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и человека. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства

25


Как возникла Земля

Урок изучения нового материала

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

Объяснять значение понятий:

гипотеза .

Знать разные гипотезы возникновения

Земли и их особенности. Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Текущий

§ 19, р. т

26


Внутреннее строение Земли

Комбинированный урок

Анализ текста и рисунков учебника,

определение ключевых понятий

урока, самостоятельное выполнение

заданий учителя


1. Объяснять  значение понятий:

ядро,мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,литосфера

полезные.

2. Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.

Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде..



Текущий

§ 20, р. т

27


Землетрясения и вулканы

Практическая работа №5 . " Сейсмоактивные зоны Земли"

Урок изучения нового материала

Работа с атласом и контурной картой:

обозначение районов землетрясений

и крупнейших вулканов


1. Объяснять значение понятий:

землетрясение, очаг землетрясения,

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений  и вулканы. Выявлять причины возникновения природных явлений.

Стихийные бедствия, районы их распространения


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде. Меры предосторожности.



Текущий

§ 21, р. т

28


Путешествие по материкам

Комбинированный урок

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации

о природе разных материков Земли.

Работа с учебником, атласом


1. Объяснять значение

понятий: материк,

остров, архипелаг,

часть света.

2.Уметь показывать на карте полушарий все материки.


Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.



Текущий

§ 22, р. т

29-30


Вода на Земле

Комбинированный урок

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков

и океанов Земли


1, Объяснять значение понятий:

гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны 3. Изучение состав гидросферы. состояние воды в ней, свойства воды


Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках Заложить основы бережного отношения к воде: Вода – это жизнь..




Текущий

§ 23, р. т


31



Воздушная одежда Земли

Комбинированный урок


Работа с учебником и электронным

приложением


1. Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.

2. Называть свойства воздуха.

3. Объяснять причины возникновения ветра.


Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.


Формирование

экологического сознания: о необходимости  не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.




Текущий

§ 24, р. т

32


Живая оболочка Земли

Комбинированный урок

Анализ текста учебника, работа

с электронным приложением


Объяснять значение понятия

биосфера


Формирование и развитие по средствам   географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)



Текущий

§ 25, р. т

33


Почва – особое природное тело

Урок изучения нового материала

Выполнение тестовых заданий. Работа

с картами. Повторение географической номенклатуры и основных

понятий и терминов (географический

диктант)


Объяснять значение понятий:

почва, гумус, плодородие Устанавливать причинно –следственные связи для образования и сохранения плодородия почвы


Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов




Текущий

§ 26, р. т

34


Человек и природа

Комбинированный урок

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом


1.Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки 2.Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира.

Влияние человека на природу.


Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов




Текущий

§ 27, р. т

35


Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»


Обобщающий урок


Объяснять значение понятий, явлений, процессов по курсу -

Природа Земли


Отбирать источники географической информации. Формирование и развитие умений  объяснять причины географических  явлений, процессов

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов




Тестовая работа



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!