СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование 5 класс по биологии

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 5 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

муниципального образования

городской округ Люберцы

Московской области






УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 21

___________/В.А. Назаров/

«____»___________2018 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

« Биология »

(базовый уровень)

5а,б,в классы

на 2018-2019 учебный год









Составитель:

Кириллова Ольга Олеговна,

учитель биологии










2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности,  Примерной программы основного общего образования,  программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2016 г.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин, Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев,  Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2016 г.


Планируемые результаты освоения программы курса «Биология»

в 5 классе.


 Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Содержание учебного курса

Биология 5 класс (34 часа, 1 час в неделю).

Введение (6 ч).

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Лабораторные и практические работы.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч).

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация.

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы.

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация.

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы.

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Раздел 4. Царство Растения (9 ч).

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация.

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы.

Строение зелёных водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

 Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Обобщение и закрепление знаний - 2  часа -  используется для проведения уроков  обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет  не только закрепить полученные учащимися знания, но и  осуществить  итоговый контроль знаний.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание

(разделы, темы)


Дата по плану

Корректировочная

дата

Причина корректировки

5 а

5 б


1

Биология — наука о живой природе.

01.09.18-07.09.18





2

Методы исследования в биологии.

10.09.18-14.09.18





3

Разнообразие живой природы.

17.09.18-21.09.18





4

Среды обитания живых организмов.

24.09.18-28.09.18





5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

01.10.18-05.10.18





6

Обобщающий урок по теме «Введение».

08.10.18-12.10.18





7

Устройство увеличительных приборов.

15.10.18-19.10.18





8

Строение клетки.

22.10.18-26.10.18





9

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

06.11.18-09.11.18





10

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост.

12.11.18-16.11.18





11

Ткани.

19.11.18-23.11.18





12

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов».

26.11.18-30.11.18





13

Строение и жизнедеятельность бактерий.

03.12.18-07.12.18





14

Роль бактерий в природе и жизни человека.

10.12.18-14.12.18





15

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии».

17.12.18-21.12.18





16

Общая характеристика грибов.

24.12.18-28.12.18





17

Шляпочные грибы.

09.01.19-11.01.19





18

Шляпочные грибы.

14.01.19-18.01.19





19

Плесневые грибы и дрожжи.

21.01.19-25.01.19





20

Грибы-паразиты.

28.01.19-01.02.19





21

Обобщающий урок по теме «Царство Грибы».

04.02.19-08.02.19





22

Разнообразие, распространение растений.

11.02.19-15.02.19





23

Водоросли.

18.02.19-22.02.19





24

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей.

25.02.19-01.03.19





25

Лишайники.

04.03.19-08.03.19





26

Мхи.

11.03.19-15.03.19





27

Плауны, хвощи, папоротники.

18.03.19-22.03.19





28

Плауны, хвощи, папоротники.

01.04.19-05.04.19





29

Голосеменные растения.

08.04.19-12.04.19





30

Голосеменные растения.

15.04.19-19.04.19





31

Покрытосеменные растения.

22.04.19-26.04.19





32

Покрытосеменные растения.

29.04.19-10.05.19





33

Происхождение растений.

13.05.19-17.05.19





34

Обобщающий урок по теме «Царство Растения».

20.05.19-24.05.19





35

Резерв.

27.05.19-29.05.19








СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______/ Г.А.Чистякова/

«___»________2018 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!