СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 5 класс»

Календарно-тематическое планирование 5 класс



урока

Тема

Дата

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся

(УУД)

Теория литературы

1

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова.


Особенности работы с учебником (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.)

Работа с учебником и диском; лексическая работа.

Автор, герой, художественная литература

2


Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Мифологические герои и персонажи.


Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов.

Представление книги Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»; выразительное чтение; составление таблицы.

Миф, легенда, предание; мифологический сюжет, мифологический герой, мифологический персонаж.

3

Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.


Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов; сообщение.

Античная мифология; эпитет, составной эпитет.

4

Гомер «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.


Выявление ключевых событий. Изучение литературного источника. Значение образа для МХК.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.


5

Истоки устного народного творчества, его основные виды.


Литература (мифы и сказки; «Пословицы русского народа» В.И. Даля)

Исследовательская работа с текстом.

Жанр, загадки, пословицы и поговорки.

6

ХКК ГОС

Загадки.

Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке.


Иллюстрации, рисунки учащихся.

Применение теоретико-литературных понятий.

Загадки, пословицы и поговорки.

7

Пословицы, поговорки.


Выявление источников происхождения пословиц и поговорок. Определение их различий.

Составление таблиц, беседа.

Загадки, пословицы и поговорки.

8

Р.Р.

Письменная работа по теме «Из устного народного творчества»



Самостоятельная работа.


9

Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал.


Сопоставлять миф и волшебную сказку и формулировать выводы о различиях. Определять и характеризовать нравственную проблематику народной сказки.

Сопоставление сказок разных типов; сопоставление сказки и мифа; формулирование микровыводов и выводов; характеристика лексики.

Волшебная сказка; структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж.

10


Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках.


Находить в сказке специфическую сказочную лексику и характеризовать её роль в тексте. Определять значение непонятных слов с помощью толкового словаря.

Различные виды чтения и пересказа, в том числе художественный пересказ; рассказ по картине.


11

ХКК ГОС

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты бытовых сказок и их связь с жизнью народа».

Ульчские сказки.


Создавать комментарии. Проводить экскурсию.

Составление таблиц; лексическая работа (определение значений непонятных слов с помощью толкового словаря;

Бытовая сказка; антитеза; антонимы, иносказание.

12

ХКК ГОС

Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».

Нанайские сказки. «Ангадякан-сиротка»


Художественные и анимационные фильмы по мотивам сказок.

Создание комментария к иллюстрациям; подготовка рабочих материалов для сочинения)

«Бродячий сюжет»; народная и авторская сказка; композиция.

13

Р.Р.

Сочинение по теме «Устное народное творчество»



Самостоятельная работа.


14

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.


Нравственная позиция автора в произведениях ДРЛ. Формирование мировоззренческих позиций, основанных на представлениях о духовном мире человека Древней Руси.

Подготовка сообщения, оформление плаката; составление вопросов по материалам стаьи учебника.

ДРЛ, летопись, древнерусская повесть (воинская повесть)

15

Из «Повести временных лет» («Расселение славян»)


История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в ДРЛ. Конкурс рисунков.

Пересказ текстов ДРЛ; выразительное чтение.

Сюжет, мотив.

16

Из «Повести временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»).


Выявление символического значения легенд, исторической основы событий.

Художественный пересказ, сообщения., сравнение древнерусского текста с современным.

Сюжет, мотив.

17

Р.Р.

Письменная работа по теме «Древнерусская литература»



Самостоятельная работа.


18

Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.


Раскрытие персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы драматизма в басне.

Лексическая работа; выразительное чтение; инсценирование; составление вопросов к статье учебника; письменный ответ на вопрос; сообщение.

Басня, синонимы; сюжет; притча; эзопов язык, аллегория, иносказание, олицетворение.

19

Русские басни. Русские баснописцы 18-19 веков. Нравственная проблематика басен, злободневность.


Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен.

Сообщение


20

М. В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...»



Лексическая работа.


21


И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом». Тематика басен И.А. Крылова.


Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

Различные виды чтения (наизусть, по ролям, конкурс на лучшее чтение). Инсценирование басни

Басенный сюжет, мораль, аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола.

22

ХКК ГОС

Русская басня в 20 веке. С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Сатирические басни Н.И. Фотьева.


Басни в мультипликации. Формулирование выводов о морали в баснях.

Сравнение басен с близким сюжетом.

Составление компьютерных презентаций.

23

Р.Р.

Анализ басен разных авторов.



Самостоятельная работа.


24

А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».


Устный рассказ-сочинение «Таким я представляю себе А.С. Пушкина»

Работа с учебником. Комментарии к портретам Пушкина. Сообщение. Сжатый пересказ.

Стихотворение, интонация, ритм, рифма

25

А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».


Знакомство с фактами биографии няни А.С. Пушкина.

Сообщения, выразительное чтение наизусть, выявление роли тропов.

Стихотворение, интонация, ритм, рифма

26


ХКК ГОС

А.С. Пушкин. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро».

В. К. Арсеньев «Встречи в тайге» (главы из книги)


Составлять таблицы и пользоваться ими.

Выразительное чтение. Оформление таблиц.

Пейзажная лирика.

27

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...».


«Пушкинская сказка — прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Литературная сказка и её отличия от фольклорной; добро и зло в сказке Пушкина; благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям.

Письменный ответ на вопрос. Рассказ о герое. Устное сочинение.

Портрет героя, образ. Риторическое обращение.

28

Литературная сказка и её отличия от фольклорной.


Обсуждение

Заполнение таблицы.


29


А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.


Лексическая работа.

Работа с иллюстрациями. Словесное рисование

Эпитет. Фольклорные элементы.

30

Поэзия 19 века о родной природе.


Стихотворения М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А. А. Фета.

Определение значения непонятных слов; подбор ключевых слов; составление опорных словосочетаний и небольших тезисов; выразительное чтение и чтение наизусть; иллюстрирование; групповая исследовательская работа с текстом; прослушив. музыки

Лирика природы, образ-пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.

31

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.


Объяснение военных терминов с помощью толкового словаря.

Работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве. Сообщение.

Эпитет, сравнение, метафора. Инверсия, риторическое восклицание.

32

М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения.


История и литература. Любовь к родине, верность долгу. Образы молодого и старого солдатов. Участники сражения.

Выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос, работа со словарём. Творческая работа «На Бородинском поле». Конструирование диалога. Составление презентации, кадров диафильма.

Звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.

33

М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Бородино». История и литература. Любовь к родине, верность долгу.


Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы.

Сообщения, работа с учебником, лексическая работа.

Звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.

34

Р.Р.

Сочинение «Путешествие на поле славы». Повествование о событиях от лица участника.



Самостоятельная работа.


35


Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.


Составление рассказа о малой родине Н.В. Гоголя.

Работа с материалами учебника.


36

Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести.


Нахождение элементов преданий и легенд. Характеристика образов. Речевая характеристика. Портрет персонажа. Фольклорные и мифологические мотивы.

Лексическая работа, составление цитатного плана, краткий выборочный пересказ, художественный пересказ, словесное рисование.

Мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор, комизм;

37

Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Зло и добро в повести.


Выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального и фантастического мира.

Составление рассказа о герое, цитирование эпизодов, прослушивание музыкальных фрагментов.

сюжет; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика.

38

Р.Р.

Контрольное классное сочинение №1 по творчеству Н.В. Гоголя.



Подбор материала для сочинения, формулировка учащимися вопросов для творческой работы.


39

Анализ письменных работ.



Индивидуальная работа


40

И.С. Тургенев. Детские впечатления И.С. Тургенева. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе»Два богача», «Воробей».


Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя.

Лексическая работа; сообщение.

Рассказ, тема; образ; прототип, стихотворение в прозе.

41

ММУ

И.С. Тургенев Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Образы центральные и второстепенные, образ Герасима.


Тематика и социально-нравственная проблематика произведений писателя.

Краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; сопоставление персонажей; рассказ о герое по плану; письменный отзыв на эпизод.

Эпизод, конфликт.

42

И.С. Тургенев Рассказ «Муму». Тематика и социально-нравственная проблематика произведений писателя.


Осмысление изменений в душе Герасима: от покорности до личности.

Выразительное чтение, сообщения, лексическая работа.

Эпизод, конфликт.

43

Р.Р.

И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Контрольное домашнее сочинение №1 «Мог ли Герасим поступить иначе?»


Дискуссия.

Подбор материалов для сочинения.

Эпитет, сравнение.

44

Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта.


Сопоставление представлений, полученных при чтении художественного произведения, со сведениями из истории.

Лексическая работа; работа с учебником; выразительное чтение; составление плана; сообщение.

Фольклорные элементы в художественном произведении; эпитет, сравнение,

45

Н.А. Некрасов Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам произведения.


Знакомство с творческой историей стихотворения, выявление значения крестьянской темы, особенностей композиции.

Лексическая работа, работа с репродукциями, выразительное чтение

риторическое восклицание, риторическое обращение

46

Н.А. Некрасов Стихотворение «Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам произведения.


Выявление активной гражданской позиции.

Составление цитатного плана, выразительное чтение наизусть


47-48

ХКК ГОС

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.

В.П. Сысоев «Золотая Ригма»


Находить , в том числе в Интернете, необходимую информацию и иллюстративный материал для реализации творческого проекта.

Подбор ключевых слов для рассказа о герое; работа со словарями; работа с иллюстрациями и репродукциями; прослушивание романса.

Идея, композиция, образ, ритм, рифма, стих, строфа.

49

Р.Р.

Анализ стихотворений Н.А. Некрасова



Самостоятельная работа.


50

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения.


Характеристика творческой истории произведения.

Различные виды чтения.


51


Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин)


Формулировка микровыводов и выводов об основных проблемах, поставленных в рассказе.

Письменный отзыв на эпизод; рассказ по лану; художественный пересказ эпизода. Сообщение.

Рассказ. Портрет, сюжет, фабула, фабульные элементы, развязка, эпилог, кульминация.

52-53

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Любовь как нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизь и судьбу.


Отношение писателя к событиям и героям.

Словесное рисование; исследовательская работа с текстом.

Контраст, конфликт.

54

Р.Р.

Контрольное классное сочинение №2 по творчеству Л.Н. Толстого.


Подбор материалов.

Сочинение; письменная формулировка вывода, дискуссия.


55

Анализ письменных работ



Индивидуальная работа.


56

А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова.


Рассказ о жизни писателя с подбором иллюстративного материала. Сообщение о роли книги в жизни А.П. Чехова.

Сообщение; ответы на вопросы по личным впечатлениям и наблюдениям.


57-58


А.П. Чехов. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы, приёмы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.


Тематика юмористических рассказов писателя. Роль антитезы и метафоры в рассказах. Письменный отзыв об эпизоде.

Лексическая работа; характеристика эпизода, героя, сопоставительная характеристика героев; различные виды чтения и комментария; письменный отзыв; формулировка микровыводов и выводов; пересказ от другого лица.

Рассказ; юмор, комическая ситуация, ирония, комизм; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация; диалог.

59

Р.Р.

Юмористический рассказ



Написание рассказа по жизненным впечатлениям.


60

Анализ письменной работы.



Индивидуальная работа.


61

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги...»: тема природы и приёмы её раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй смысловой план в стихотворении.


Характеристика образа-пейзажа. Определение выразительных средств создания образов.

Лексическая работа.

Стихотворение-размышление; образ-пейзаж, образы животных; метафора, эпитет.

62-63

И.А. Бунин. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев.


Определение характеров главных героев, составление цитатного плана. Заочная экскурсия. Составление словарных статей для электронного словаря.

Пересказ и чтение наизусть; цитатный план; письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом.

Портрет, автобиографическое произведение.

64

ХКК ГОС

Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа.

А.Н. Максимов «Норка»


Характеристика тематики и проблематики рассказа. Формулировка выводов на основе личных впечатлений.

Выразительное чтение; лексическая работа; сообщение.

Тема; эпизод, финал, кольцевая композиция.

65

Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче». Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика.


Создание устного портрета героя. Нахождение значимых эпизодов. Составление тезисов для размышления.

Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

Контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж.

66

Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче». Значение финала.


Противопоставление города и одухотворённого бытия природы.

Беседа, создание иллюстраций, исследовательская работа.

Контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж.

67


А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку.


Устный ответ. Выступление с сообщением.

Сообщение.

Рассказ, финал;

68

А.И. Куприн. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.


Пересказ с заменой лица. Создание устного портрета персонажа. Определение значения слов по контексту и с помощью словаря.

Пересказ от другого лица; отзыв об эпизоде; словесное рисование; характеристика персонажа; лексическая работа; составление цитатного плана.

Деталь; сравнение; эпитет; портрет героя.

69

Р.Р.

Письменная работа по творчеству А.И. Куприна.



Самостоятельная работа.


70

Анализ письменных работ



Индивидуальная работа.


71

А.А. Блок. Стихотворение «Летний вечер» : умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей.


Чтение стихотворений. Определение идеи. Создание компьютерной презентации «Блоковские места в России». Выявление ведущего художественного приёма.

Выразительное чтение; рассказ с использованием ключевых слов; письменный отзыв о стихотворении; сопоставление двух поэтических произведений; работа с иллюстрациями и репродукциями.

Антитеза, пейзаж, цветопись.

72

А.А. Блок. Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.


Выявление значения синонимичных выражений, значения образа луны. Написание сочинения — анализа стихотворения. Письменный отзыв о поэтическом тексте.

Выразительное чтение, работа с репродукциями.

Антитеза, пейзаж, цветопись.

73

ХКК ГОС

Детские годы С.А. Есенина. В есенинском Константинове. Малая и большая родина.

А.Н. Максимов «Лесные клады»


Составление цитатного плана рассказа «Это всё о России». Проект «Константиново — Москва».

Подготовка сообщения; работа с учебником; работа с иллюстрациями и репродукциями.


74


С.А. Есенин. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поёт зима — аукает...». Единство человека и природы.


Сопоставление стихотворений, Характеристика образно-поэтического языка.

Исследовательская работа с текстом; лексическая работа; чтение наизусть; цитатный план, сопоставление стихотворений.

Образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация, неологизм.

75

С.А. Есенин. Стихотворения: «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы.


Выявление художественной идеи.

Сообщения, беседа, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом.

Образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация, неологизм.

76-79

А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных герое; своеобразие языка.


Рассказ о детстве писателя. Сопоставление образов героев двух произведений. Составление словаря предметов и явлений, написание словарной статьи, характеристика своеобразия языка.

Выразительное чтение; рассказ о писателе; подготовка сообщения; работа с рефлексивной таблицей; исследовательская работа с текстом; характеристика образа; художественный пересказ.

Тема, идея; фантастика.

80

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок».


Отличать сказ от сказки, читать сказ выразительно.

Выразительное чтение; сообщение; работа с учебником.

Сказ, отличие сказа от сказки.

81


П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение).


Составление письменного отзыва об эпизоде. Пересказ от другого лица, сопоставление сказа и сказки и формулировка выводов о сходствах и различиях.

Лексическая работа; пересказ от другого лица; отзыв об эпизоде; работа с рефлексивной таблицей; составление цитатного плана.

Герой повествования; побывальщина; афоризм.

82

П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.


Выявление художественной идеи сказа

Беседа, создание иллюстраций, выразительное чтение.

Герой повествования; побывальщина; афоризм.

83-84

Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.


Составление плана статьи учебника. Подготовка комментариев. Подготовка аннотации. Выразительное чтение по ролям. Сопоставление текста художественного произведения с картиной, имеющей относительную тематическую близость с произведением.

Выразительное чтение по ролям; составление плана статьи учебника; работа с иллюстрациями и репродукциями; художественный пересказ; составление комментариев к книжной выставке.


85-86


В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования, глубина раскрытия образа.


Составление развёрнутых тезисов. Подготовка художественного пересказа. Характеристика образа героя. Выявление художественной идеи. Создание слайдовой презентации.

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом; пересказ от другого лица; ответ по плану; составление тезисов; работа с иллюстрациями художников.

Художественная идея, тема, сюжет, композиция.

87

Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта.


Выразительное чтение текста по ролям. Самостоятельное сопоставление изучаемое произведение и с ранее прочитанными и формулировка выводов.

Лексическая работа; пересказ (краткий и от другого лица).

Юмор.

88

Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание милосердия, состадания, заботы о беззащитном.


Участие в диспуте. Исследовательская работа с текстом. Письменный ответ на вопрос. Инсценирование. Оформление рефлексивной таблицы.

Письменный ответ на вопрос; инсценированное чтение; составление плана статьи учебника; выразительное чтение по ролям, дискуссия.

Просторечия, синонимы; сравнение, эпитет.

89

Письменная работа по теме «Из литературы 20 века»



Самостоятельная работа.


90

ХКК ГОС

Родная природа в произведениях писателей 20 века. В.Ф. Боков «Поклон». Н.М. Рубцов «В осеннем лесу». Р.Г. Гамзатов «Песня соловья».

Стихи дальневосточных поэтов о природе.


Нахождение произведений писателей родного края о природе. Выразительное чтение наизусть. Подготовка сообщений о творчестве писателей.

Лексическая работа; сообщение.

Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет.

91

Родная природа в произведениях писателей 20 века. В.И. Белов «Весенняя ночь».


Формулировка выводов о богатстве изображения природы в творчестве писателей России 20 века. Характеристика признаков лирической прозы.

Исследовательская работа с текстом; создание цитатного плана. Письменное рассуждение об особенностях лирической прозы.

Лирическая проза. Повесть.

92

Родная природа в произведениях писателей 20 века. В.Г. Распутин «Век живи — век люби».


Выявление художественной идеи рассказа.

Лексическая работа, беседа.


93-94


Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжетные линии, характеристика персонажа., характеристика жанра.


Выявление и характеристика сюжетных линий. Художественный пересказ фрагмента. Оценка персонажам. Написание изложения с элементами сочинения. Подготовка книжной выставки.

Различные виды пересказа; характеристика персонажей; подготовка сообщения; комментарий к книжной выставке; изложение с элементами сочинения.

Притча, приключенческий роман, роман воспитания, роман-путешествие; сюжетные линии.

95

Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро, благодарность.


Создание письменного отзыва об эпизоде. Характеристика иллюстраций. Заполнение рефлексивной таблицы. Написание сценария для мультфильма.

Лексическая работа; различные виды пересказов; сообщение; заполнение рефлексивной таблицы.

Авторская сказка, авторский замысел; контраст.

96

ХКК ГОС

М.Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве.

Тема войны в дальневосточной литературе.


Выразительное чтение по ролям. Подготовка сообщения о писателе и его герое.

Работа с учебником, различные виды чтения.


97


М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера»: мир детства и мир взрослых.


Соотнесение характера персонажа с собственными чертами. Определение художественных деталей, с помощью которых создаётся комическая ситуация. Характеристика роли фантазии юных героев в развитии сюжета.

Письменный отзыв о герое. Лексическая работа.

Юмор, приключенческая литература; композиция, сюжет, деталь.

98

Ж.Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь. Гуманистическое изображение древнего человека.


Составление цитатного плана по материалам отдельных глав книги. Устная и письменная характеристика героев. Комментирование иллюстраций.

Составление цитатного плана; работа с учебником; письменная и устная характеристика героя; работа с иллюстрациями.

Художественные средства; деталь; приключенческая, историческая, фантастическая литература.

99

Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.


100

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.


Подготовка сообщения о книге И. Стоуна «Моряк в седле».

Выразительное чтение; подготовка сообщения.


101


Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых.


Создание портрета героя. Нахождение в тексте нужного эпизода и выразительное чтение. Подбор текстов к иллюстрациям. Оценка обстоятельствам и поступкам героев.

Составление комментариев; различные виды пересказа; устный и письменный портрет героя.

Рассказ, герой.

102

А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги»


Подготовка сообщения на материале учебника, с использованием самостоятельно найденных сведений. Составление вопросов для литературной викторины. Выделение главного в прослушанном сообщении.

Выразительное чтение; сообщение; художественный пересказ; подбор вопросов для викторины.


103-105

Резервные уроки