№ урока | Тема | Дата | Содержание урока | Характеристика видов деятельности учащихся (УУД) | Теория литературы |
1 | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. | | Особенности работы с учебником (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.) | Работа с учебником и диском; лексическая работа. | Автор, герой, художественная литература |
2 | Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Мифологические герои и персонажи. | | Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. | Представление книги Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»; выразительное чтение; составление таблицы. | Миф, легенда, предание; мифологический сюжет, мифологический герой, мифологический персонаж. |
3 | Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. | | Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. | Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов; сообщение. | Античная мифология; эпитет, составной эпитет. |
4 | Гомер «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. | | Выявление ключевых событий. Изучение литературного источника. Значение образа для МХК. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. | |
5 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. | | Литература (мифы и сказки; «Пословицы русского народа» В.И. Даля) | Исследовательская работа с текстом. | Жанр, загадки, пословицы и поговорки. |
6 ХКК ГОС | Загадки. Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке. | | Иллюстрации, рисунки учащихся. | Применение теоретико-литературных понятий. | Загадки, пословицы и поговорки. |
7 | Пословицы, поговорки. | | Выявление источников происхождения пословиц и поговорок. Определение их различий. | Составление таблиц, беседа. | Загадки, пословицы и поговорки. |
8 Р.Р. | Письменная работа по теме «Из устного народного творчества» | | | Самостоятельная работа. | |
9 | Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. | | Сопоставлять миф и волшебную сказку и формулировать выводы о различиях. Определять и характеризовать нравственную проблематику народной сказки. | Сопоставление сказок разных типов; сопоставление сказки и мифа; формулирование микровыводов и выводов; характеристика лексики. | Волшебная сказка; структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж. |
10 | Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. | | Находить в сказке специфическую сказочную лексику и характеризовать её роль в тексте. Определять значение непонятных слов с помощью толкового словаря. | Различные виды чтения и пересказа, в том числе художественный пересказ; рассказ по картине. | |
11 ХКК ГОС | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты бытовых сказок и их связь с жизнью народа». Ульчские сказки. | | Создавать комментарии. Проводить экскурсию. | Составление таблиц; лексическая работа (определение значений непонятных слов с помощью толкового словаря; | Бытовая сказка; антитеза; антонимы, иносказание. |
12 ХКК ГОС | Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица». Нанайские сказки. «Ангадякан-сиротка» | | Художественные и анимационные фильмы по мотивам сказок. | Создание комментария к иллюстрациям; подготовка рабочих материалов для сочинения) | «Бродячий сюжет»; народная и авторская сказка; композиция. |
13 Р.Р. | Сочинение по теме «Устное народное творчество» | | | Самостоятельная работа. | |
14 | Создание первичных представлений о древнерусской литературе. | | Нравственная позиция автора в произведениях ДРЛ. Формирование мировоззренческих позиций, основанных на представлениях о духовном мире человека Древней Руси. | Подготовка сообщения, оформление плаката; составление вопросов по материалам стаьи учебника. | ДРЛ, летопись, древнерусская повесть (воинская повесть) |
15 | Из «Повести временных лет» («Расселение славян») | | История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в ДРЛ. Конкурс рисунков. | Пересказ текстов ДРЛ; выразительное чтение. | Сюжет, мотив. |
16 | Из «Повести временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). | | Выявление символического значения легенд, исторической основы событий. | Художественный пересказ, сообщения., сравнение древнерусского текста с современным. | Сюжет, мотив. |
17 Р.Р. | Письменная работа по теме «Древнерусская литература» | | | Самостоятельная работа. | |
18 | Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа. | | Раскрытие персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы драматизма в басне. | Лексическая работа; выразительное чтение; инсценирование; составление вопросов к статье учебника; письменный ответ на вопрос; сообщение. | Басня, синонимы; сюжет; притча; эзопов язык, аллегория, иносказание, олицетворение. |
19 | Русские басни. Русские баснописцы 18-19 веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. | | Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. | Сообщение | |
20 | М. В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...» | | | Лексическая работа. | |
21 | И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом». Тематика басен И.А. Крылова. | | Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. | Различные виды чтения (наизусть, по ролям, конкурс на лучшее чтение). Инсценирование басни | Басенный сюжет, мораль, аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола. |
22 ХКК ГОС | Русская басня в 20 веке. С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Сатирические басни Н.И. Фотьева. | | Басни в мультипликации. Формулирование выводов о морали в баснях. | Сравнение басен с близким сюжетом. Составление компьютерных презентаций. |
23 Р.Р. | Анализ басен разных авторов. | | | Самостоятельная работа. | |
24 | А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». | | Устный рассказ-сочинение «Таким я представляю себе А.С. Пушкина» | Работа с учебником. Комментарии к портретам Пушкина. Сообщение. Сжатый пересказ. | Стихотворение, интонация, ритм, рифма |
25 | А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». | | Знакомство с фактами биографии няни А.С. Пушкина. | Сообщения, выразительное чтение наизусть, выявление роли тропов. | Стихотворение, интонация, ритм, рифма |
26 ХКК ГОС | А.С. Пушкин. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро». В. К. Арсеньев «Встречи в тайге» (главы из книги) | | Составлять таблицы и пользоваться ими. | Выразительное чтение. Оформление таблиц. | Пейзажная лирика. |
27 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». | | «Пушкинская сказка — прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Литературная сказка и её отличия от фольклорной; добро и зло в сказке Пушкина; благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. | Письменный ответ на вопрос. Рассказ о герое. Устное сочинение. | Портрет героя, образ. Риторическое обращение. |
28 | Литературная сказка и её отличия от фольклорной. | | Обсуждение | Заполнение таблицы. | |
29 | А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. | | Лексическая работа. | Работа с иллюстрациями. Словесное рисование | Эпитет. Фольклорные элементы. |
30 | Поэзия 19 века о родной природе. | | Стихотворения М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А. А. Фета. | Определение значения непонятных слов; подбор ключевых слов; составление опорных словосочетаний и небольших тезисов; выразительное чтение и чтение наизусть; иллюстрирование; групповая исследовательская работа с текстом; прослушив. музыки | Лирика природы, образ-пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет. |
31 | М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. | | Объяснение военных терминов с помощью толкового словаря. | Работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве. Сообщение. | Эпитет, сравнение, метафора. Инверсия, риторическое восклицание. |
32 | М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. | | История и литература. Любовь к родине, верность долгу. Образы молодого и старого солдатов. Участники сражения. | Выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос, работа со словарём. Творческая работа «На Бородинском поле». Конструирование диалога. Составление презентации, кадров диафильма. | Звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог. |
33 | М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Бородино». История и литература. Любовь к родине, верность долгу. | | Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы. | Сообщения, работа с учебником, лексическая работа. | Звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог. |
34 Р.Р. | Сочинение «Путешествие на поле славы». Повествование о событиях от лица участника. | | | Самостоятельная работа. | |
35 | Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. | | Составление рассказа о малой родине Н.В. Гоголя. | Работа с материалами учебника. | |
36 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести. | | Нахождение элементов преданий и легенд. Характеристика образов. Речевая характеристика. Портрет персонажа. Фольклорные и мифологические мотивы. | Лексическая работа, составление цитатного плана, краткий выборочный пересказ, художественный пересказ, словесное рисование. | Мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор, комизм; |
37 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Зло и добро в повести. | | Выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального и фантастического мира. | Составление рассказа о герое, цитирование эпизодов, прослушивание музыкальных фрагментов. | сюжет; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика. |
38 Р.Р. | Контрольное классное сочинение №1 по творчеству Н.В. Гоголя. | | | Подбор материала для сочинения, формулировка учащимися вопросов для творческой работы. | |
39 | Анализ письменных работ. | | | Индивидуальная работа | |
40 | И.С. Тургенев. Детские впечатления И.С. Тургенева. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе»Два богача», «Воробей». | | Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. | Лексическая работа; сообщение. | Рассказ, тема; образ; прототип, стихотворение в прозе. |
41 ММУ | И.С. Тургенев Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Образы центральные и второстепенные, образ Герасима. | | Тематика и социально-нравственная проблематика произведений писателя. | Краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; сопоставление персонажей; рассказ о герое по плану; письменный отзыв на эпизод. | Эпизод, конфликт. |
42 | И.С. Тургенев Рассказ «Муму». Тематика и социально-нравственная проблематика произведений писателя. | | Осмысление изменений в душе Герасима: от покорности до личности. | Выразительное чтение, сообщения, лексическая работа. | Эпизод, конфликт. |
43 Р.Р. | И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». Контрольное домашнее сочинение №1 «Мог ли Герасим поступить иначе?» | | Дискуссия. | Подбор материалов для сочинения. | Эпитет, сравнение. |
44 | Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. | | Сопоставление представлений, полученных при чтении художественного произведения, со сведениями из истории. | Лексическая работа; работа с учебником; выразительное чтение; составление плана; сообщение. | Фольклорные элементы в художественном произведении; эпитет, сравнение, |
45 | Н.А. Некрасов Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам произведения. | | Знакомство с творческой историей стихотворения, выявление значения крестьянской темы, особенностей композиции. | Лексическая работа, работа с репродукциями, выразительное чтение | риторическое восклицание, риторическое обращение |
46 | Н.А. Некрасов Стихотворение «Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам произведения. | | Выявление активной гражданской позиции. | Составление цитатного плана, выразительное чтение наизусть | |
47-48 ХКК ГОС | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины. В.П. Сысоев «Золотая Ригма» | | Находить , в том числе в Интернете, необходимую информацию и иллюстративный материал для реализации творческого проекта. | Подбор ключевых слов для рассказа о герое; работа со словарями; работа с иллюстрациями и репродукциями; прослушивание романса. | Идея, композиция, образ, ритм, рифма, стих, строфа. |
49 Р.Р. | Анализ стихотворений Н.А. Некрасова | | | Самостоятельная работа. | |
50 | Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. | | Характеристика творческой истории произведения. | Различные виды чтения. | |
51 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин) | | Формулировка микровыводов и выводов об основных проблемах, поставленных в рассказе. | Письменный отзыв на эпизод; рассказ по лану; художественный пересказ эпизода. Сообщение. | Рассказ. Портрет, сюжет, фабула, фабульные элементы, развязка, эпилог, кульминация. |
52-53 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Любовь как нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизь и судьбу. | | Отношение писателя к событиям и героям. | Словесное рисование; исследовательская работа с текстом. | Контраст, конфликт. |
54 Р.Р. | Контрольное классное сочинение №2 по творчеству Л.Н. Толстого. | | Подбор материалов. | Сочинение; письменная формулировка вывода, дискуссия. | |
55 | Анализ письменных работ | | | Индивидуальная работа. | |
56 | А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. | | Рассказ о жизни писателя с подбором иллюстративного материала. Сообщение о роли книги в жизни А.П. Чехова. | Сообщение; ответы на вопросы по личным впечатлениям и наблюдениям. | |
57-58 | А.П. Чехов. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы, приёмы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. | | Тематика юмористических рассказов писателя. Роль антитезы и метафоры в рассказах. Письменный отзыв об эпизоде. | Лексическая работа; характеристика эпизода, героя, сопоставительная характеристика героев; различные виды чтения и комментария; письменный отзыв; формулировка микровыводов и выводов; пересказ от другого лица. | Рассказ; юмор, комическая ситуация, ирония, комизм; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация; диалог. |
59 Р.Р. | Юмористический рассказ | | | Написание рассказа по жизненным впечатлениям. | |
60 | Анализ письменной работы. | | | Индивидуальная работа. | |
61 | Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги...»: тема природы и приёмы её раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй смысловой план в стихотворении. | | Характеристика образа-пейзажа. Определение выразительных средств создания образов. | Лексическая работа. | Стихотворение-размышление; образ-пейзаж, образы животных; метафора, эпитет. |
62-63 | И.А. Бунин. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. | | Определение характеров главных героев, составление цитатного плана. Заочная экскурсия. Составление словарных статей для электронного словаря. | Пересказ и чтение наизусть; цитатный план; письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом. | Портрет, автобиографическое произведение. |
64 ХКК ГОС | Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа. А.Н. Максимов «Норка» | | Характеристика тематики и проблематики рассказа. Формулировка выводов на основе личных впечатлений. | Выразительное чтение; лексическая работа; сообщение. | Тема; эпизод, финал, кольцевая композиция. |
65 | Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче». Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. | | Создание устного портрета героя. Нахождение значимых эпизодов. Составление тезисов для размышления. | Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос. | Контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж. |
66 | Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче». Значение финала. | | Противопоставление города и одухотворённого бытия природы. | Беседа, создание иллюстраций, исследовательская работа. | Контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж. |
67 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. | | Устный ответ. Выступление с сообщением. | Сообщение. | Рассказ, финал; |
68 | А.И. Куприн. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | | Пересказ с заменой лица. Создание устного портрета персонажа. Определение значения слов по контексту и с помощью словаря. | Пересказ от другого лица; отзыв об эпизоде; словесное рисование; характеристика персонажа; лексическая работа; составление цитатного плана. | Деталь; сравнение; эпитет; портрет героя. |
69 Р.Р. | Письменная работа по творчеству А.И. Куприна. | | | Самостоятельная работа. | |
70 | Анализ письменных работ | | | Индивидуальная работа. | |
71 | А.А. Блок. Стихотворение «Летний вечер» : умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей. | | Чтение стихотворений. Определение идеи. Создание компьютерной презентации «Блоковские места в России». Выявление ведущего художественного приёма. | Выразительное чтение; рассказ с использованием ключевых слов; письменный отзыв о стихотворении; сопоставление двух поэтических произведений; работа с иллюстрациями и репродукциями. | Антитеза, пейзаж, цветопись. |
72 | А.А. Блок. Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. | | Выявление значения синонимичных выражений, значения образа луны. Написание сочинения — анализа стихотворения. Письменный отзыв о поэтическом тексте. | Выразительное чтение, работа с репродукциями. | Антитеза, пейзаж, цветопись. |
73 ХКК ГОС | Детские годы С.А. Есенина. В есенинском Константинове. Малая и большая родина. А.Н. Максимов «Лесные клады» | | Составление цитатного плана рассказа «Это всё о России». Проект «Константиново — Москва». | Подготовка сообщения; работа с учебником; работа с иллюстрациями и репродукциями. | |
74 | С.А. Есенин. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поёт зима — аукает...». Единство человека и природы. | | Сопоставление стихотворений, Характеристика образно-поэтического языка. | Исследовательская работа с текстом; лексическая работа; чтение наизусть; цитатный план, сопоставление стихотворений. | Образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация, неологизм. |
75 | С.А. Есенин. Стихотворения: «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. | | Выявление художественной идеи. | Сообщения, беседа, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом. | Образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация, неологизм. |
76-79 | А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных герое; своеобразие языка. | | Рассказ о детстве писателя. Сопоставление образов героев двух произведений. Составление словаря предметов и явлений, написание словарной статьи, характеристика своеобразия языка. | Выразительное чтение; рассказ о писателе; подготовка сообщения; работа с рефлексивной таблицей; исследовательская работа с текстом; характеристика образа; художественный пересказ. | Тема, идея; фантастика. |
80 | П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». | | Отличать сказ от сказки, читать сказ выразительно. | Выразительное чтение; сообщение; работа с учебником. | Сказ, отличие сказа от сказки. |
81 | П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). | | Составление письменного отзыва об эпизоде. Пересказ от другого лица, сопоставление сказа и сказки и формулировка выводов о сходствах и различиях. | Лексическая работа; пересказ от другого лица; отзыв об эпизоде; работа с рефлексивной таблицей; составление цитатного плана. | Герой повествования; побывальщина; афоризм. |
82 | П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. | | Выявление художественной идеи сказа | Беседа, создание иллюстраций, выразительное чтение. | Герой повествования; побывальщина; афоризм. |
83-84 | Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. | | Составление плана статьи учебника. Подготовка комментариев. Подготовка аннотации. Выразительное чтение по ролям. Сопоставление текста художественного произведения с картиной, имеющей относительную тематическую близость с произведением. | Выразительное чтение по ролям; составление плана статьи учебника; работа с иллюстрациями и репродукциями; художественный пересказ; составление комментариев к книжной выставке. | |
85-86 | В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. | | Составление развёрнутых тезисов. Подготовка художественного пересказа. Характеристика образа героя. Выявление художественной идеи. Создание слайдовой презентации. | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом; пересказ от другого лица; ответ по плану; составление тезисов; работа с иллюстрациями художников. | Художественная идея, тема, сюжет, композиция. |
87 | Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. | | Выразительное чтение текста по ролям. Самостоятельное сопоставление изучаемое произведение и с ранее прочитанными и формулировка выводов. | Лексическая работа; пересказ (краткий и от другого лица). | Юмор. |
88 | Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание милосердия, состадания, заботы о беззащитном. | | Участие в диспуте. Исследовательская работа с текстом. Письменный ответ на вопрос. Инсценирование. Оформление рефлексивной таблицы. | Письменный ответ на вопрос; инсценированное чтение; составление плана статьи учебника; выразительное чтение по ролям, дискуссия. | Просторечия, синонимы; сравнение, эпитет. |
89 | Письменная работа по теме «Из литературы 20 века» | | | Самостоятельная работа. | |
90 ХКК ГОС | Родная природа в произведениях писателей 20 века. В.Ф. Боков «Поклон». Н.М. Рубцов «В осеннем лесу». Р.Г. Гамзатов «Песня соловья». Стихи дальневосточных поэтов о природе. | | Нахождение произведений писателей родного края о природе. Выразительное чтение наизусть. Подготовка сообщений о творчестве писателей. | Лексическая работа; сообщение. | Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет. |
91 | Родная природа в произведениях писателей 20 века. В.И. Белов «Весенняя ночь». | | Формулировка выводов о богатстве изображения природы в творчестве писателей России 20 века. Характеристика признаков лирической прозы. | Исследовательская работа с текстом; создание цитатного плана. Письменное рассуждение об особенностях лирической прозы. | Лирическая проза. Повесть. |
92 | Родная природа в произведениях писателей 20 века. В.Г. Распутин «Век живи — век люби». | | Выявление художественной идеи рассказа. | Лексическая работа, беседа. | |
93-94 | Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжетные линии, характеристика персонажа., характеристика жанра. | | Выявление и характеристика сюжетных линий. Художественный пересказ фрагмента. Оценка персонажам. Написание изложения с элементами сочинения. Подготовка книжной выставки. | Различные виды пересказа; характеристика персонажей; подготовка сообщения; комментарий к книжной выставке; изложение с элементами сочинения. | Притча, приключенческий роман, роман воспитания, роман-путешествие; сюжетные линии. |
95 | Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро, благодарность. | | Создание письменного отзыва об эпизоде. Характеристика иллюстраций. Заполнение рефлексивной таблицы. Написание сценария для мультфильма. | Лексическая работа; различные виды пересказов; сообщение; заполнение рефлексивной таблицы. | Авторская сказка, авторский замысел; контраст. |
96 ХКК ГОС | М.Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Тема войны в дальневосточной литературе. | | Выразительное чтение по ролям. Подготовка сообщения о писателе и его герое. | Работа с учебником, различные виды чтения. | |
97 | М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера»: мир детства и мир взрослых. | | Соотнесение характера персонажа с собственными чертами. Определение художественных деталей, с помощью которых создаётся комическая ситуация. Характеристика роли фантазии юных героев в развитии сюжета. | Письменный отзыв о герое. Лексическая работа. | Юмор, приключенческая литература; композиция, сюжет, деталь. |
98 | Ж.Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь. Гуманистическое изображение древнего человека. | | Составление цитатного плана по материалам отдельных глав книги. Устная и письменная характеристика героев. Комментирование иллюстраций. | Составление цитатного плана; работа с учебником; письменная и устная характеристика героя; работа с иллюстрациями. | Художественные средства; деталь; приключенческая, историческая, фантастическая литература. |
99 | Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | |
100 | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. | | Подготовка сообщения о книге И. Стоуна «Моряк в седле». | Выразительное чтение; подготовка сообщения. | |
101 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых. | | Создание портрета героя. Нахождение в тексте нужного эпизода и выразительное чтение. Подбор текстов к иллюстрациям. Оценка обстоятельствам и поступкам героев. | Составление комментариев; различные виды пересказа; устный и письменный портрет героя. | Рассказ, герой. |
102 | А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» | | Подготовка сообщения на материале учебника, с использованием самостоятельно найденных сведений. Составление вопросов для литературной викторины. Выделение главного в прослушанном сообщении. | Выразительное чтение; сообщение; художественный пересказ; подбор вопросов для викторины. | |
103-105 | Резервные уроки | | | | |