№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока. Основное содержание. | Примечание |
Введение (1 час) |
1 | | | Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). | Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы». |
Из древнерусской литературы (5 часов). |
2 | | | Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «История открытия „Слова…“». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. | Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента «Слова…». Письменный ответ на вопрос «Какова роль князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства?». |
3 | | | Центральные образы «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Образ автора. | Выразительное чтение наизусть фрагментов «Слова…». |
4 | | | Основная идея и поэтика «Слова…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…» | Составление плана анализа фрагмента «Слова…». Письменный анализ фрагмента «Золотое слово» Святослава». Проект. Составление электронной презентации «Классицизм в изобразительном искусстве» |
5 | | | Урок развития речи №1. Подготовка к написанию сочинения по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор). | |
6 | | | Написание классного сочинения № 1 по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор). | Классное сочинение № 1 |
Из русской литературы XVIII века (10 часов). |
7 | | | Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизма | |
8 | | | М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Жизнь и творчество М. В. Ломоносова. М. В. Ломоносов — учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности содержания и формы оды. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. | |
9 | | | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова | Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента оды. Составление «Похвального слова Елизавете Петровне» с использованием цитат из оды. |
10 | | | Анализ классного сочинения | |
11 | | | Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Тема несправедливости сильных мира сего. Высокий слог и ораторские, декламационные интонации. | |
12 | | | Г. Р. Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. | Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть |
13 | | | Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина. | |
14 | | | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). | Практическая работа. Составление плана характеристики героев повести. |
15 | | | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы | |
16 | | | Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя (урок внеклассного чтения 1). «Осень» как произведение сентиментализма | Практическая работа. Анализ языка стихотворения «Осень». |
Из русской литературы XIX века (56 часов) |
17 | | | Русские поэты первой половина XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский (урок внеклассного чтения 2) | |
18 | | | В. А. Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого. В. А. Жуковский – поэт-романтик. Слово о поэте. Основные этапы его творчества. Возможности поэтического языка и трудности, встречающиеся на пути поэта. Отношение романтика к слову | Подбор цитат на тему «Отношение поэта-романтика к слову». Самостоятельная работа. Письменный анализ стихотворения «Невыразимое». |
19 | | | В.А. Жуковский «Море»: романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении. | Практическая работа. Подбор цитат из стихотворения «Море» на тему «Море и небо». |
20 | | | В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады. бдительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений). | Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента баллады |
21 | | | В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы | Практическая работа. Подбор цитат на тему «Черты фольклора в балладе «Светлана». |
22 | | | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Его связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы | |
23 | | | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. Обзор содержания комедии. Смысл названия пьесы и проблема ума в ней. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Анализ ключевых монологов Фамусова. Скалозуб и Молчалин. Образ Софьи. Гости Фамусова. | Практическая работа. Составление таблицы «Общественный и личный конфликт в комедии». Подбор цитат на темы «Личный и общественный конфликт комедии» и «Фамусовская Москва в комедии». Сопоставление персонажей комедии. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из монологов Фамусова. |
24 | | | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. | Подготовка выразительного чтения наизусть одного из монологов Чацкого. Письменный анализ одного из монологов Чацкого или одного из эпизодов комедии. |
25 | | | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении | |
26 | | | А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. Критика о пьесе Грибоедова. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» | |
27 | | | Урок развития речи №2. Подготовка к написанию сочинения по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор). | |
28 | | | Написание классного сочинения по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор). | Классное сочинение №2 |
29 | | | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика (стихотворения по выбору учителя). Хронология жизни и творчества поэта. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики (с повторением ранее изученного): тема человека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, историческая тема. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта. Пушкин и декабристы | Проект. Составление электронной презентации «Пушкин и лицеисты» или школьного вечера о друзьях Пушкина на тему «Друзья души моей» |
30 | | | А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. | Подготовка выразительного чтения одного из стихотворений наизусть и его письменный анализ. |
31 | | | Анализ классного сочинения | |
32 | | | А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…». Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые. | Подготовка выразительного чтения одного из стихотворений наизусть и его письменный анализ. |
33 | | | А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творчества. | Подготовка выразительного чтения одного из стихотворений наизусть и его письменный анализ. |
34 | | | А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. Две Болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетённое внутреннее состояние лирического «я» в стихотворении «Бесы». Его отражение в картинах природы. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. | Подготовка выразительного чтения одного из стихотворений наизусть и его письменный анализ. |
35 | | | Урок развития речи №3. Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина». | Эссе |
36 | | | А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии: Гораций, Державин, Ломоносов, Пушкин, Маяковский, Ахматова, Бродский и др. | |
37 | | | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые двумя персонажами трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. | Письменный анализ эпизода трагедии или письменный ответ на вопрос «Как решает Пушкин проблему «гения и злодейства?» (по трагедии «Моцарт и Сальери»). |
38 | | | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. Творческая история романа. Обзор содержания. История создания. Начальные представления о жанре романа в стихах. Образы главных героев. Онегинская строфа. Структура текста. Основная сюжетная линия и лирические отступления | Подготовка выразительного чтения наизусть одного из фрагментов романа. |
39 | | | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | Составление плана сравнительной характеристики Онегина и Ленского |
40 | | | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | Составление плана сравнительной характеристики героинь, в том числе цитатного. Подбор цитат романа на тему «Татьяна и Ольга» и составление цитатной таблицы. |
41 | | | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | Подготовка выразительного чтения наизусть одного из писем. Сопоставительный анализ двух писем |
42 | | | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автор. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж | Выразительное чтение фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть). |
43 | | | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа. Реализм романа. Развитие понятия о реализме литературы | |
44 | | | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала ХХ века; писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского | |
45 | | | Урок развития речи №4 Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Домашнее сочинение №1 |
46 | | | Проверочная работа по творчеству А.С. Пушкина | Проверочная работа |
47 | | | М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно…». | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений. |
48 | | | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи – значенье…», «Я жить хочу! хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Смерть Поэта», «Поэт», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире («Пророк»). | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений. |
49 | | | М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
50 | | | Анализ домашнего сочинения | |
51 | | | М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия Лермонтова в критике В. Г. Белинского. | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
52 | | | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания романа. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции | Письменный ответ на вопрос «Сколько рассказчиков в романе и каков смысл их смены в повествовании?» |
53 | | | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Загадки образа Печорина: взгляд со стороны. Смысл смены рассказчиков | Подготовка выразительного чтения наизусть одного из описаний Кавказа. |
54 | | | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как человек, причиняющий страдания другим людям | |
55 | | | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в повести | Характеристика героя романа в финальной повести. |
56 | | | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе мужских образов романа (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич) | Составление сравнительной характеристики Печорина с другими мужскими образами романа |
57 | | | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе женских образов романа (Печорин и Бэла, Печорин и «ундина», Печорин и Мери, Печорин и Вера) | Составление сравнительной характеристики Печорина с женскими образами романа |
58 | | | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков. Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и в современном литературоведении | |
59 | | | Урок развития речи №5. Подготовка к написанию домашнего сочинения №2 по роману «Герой нашего времени» (на выбор) | Домашнее сочинение №2 |
60 | | | Проверочная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова | Проверочная работа |
61 | | | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Хронология жизни и творчества писателя. Проблематика и поэтика первых сборников: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Первоначальный замысел и идея Гоголя. Смысл названия поэмы и причины её незавершённости. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием | |
62 | | | Анализ домашнего сочинения | |
63 | | | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков. Система образов поэмы. Образы помещиков. Обличительный пафос автора. Теория литературы: понятие о литературном типе. | Составление плана характеристики помещика и его устная характеристика. Анализ эпизодов купли-продажи мёртвых душ (по группам). |
64 | | | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция образа Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Образ дороги в поэме Теория литературы: понятие о герое и антигерое. | Составление плана характеристики Чичикова и устная характеристика героя |
65 | | | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме. «Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления в поэме | Составление схемы «Живые и мёртвые души в поэме Гоголя». |
66 | | | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра. Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В. Г. Белинского. Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского Теория литературы: Развитие понятия о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). | |
67 | | | Урок развития речи 6. Подготовка к написанию сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (на выбор). | |
68 | | | Написание классного сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (на выбор). | Классное сочинение №3 |
69 | | | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Черты его внутреннего мира | Характеристика образа Мечтателя и средства создания его образа |
70 | | | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений). | Составление плана характеристики героини (в том числе цитатного). Характеристика героини и средства создания её образа |
71 | | | Анализ классного сочинения | |
72 | | | А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Боль и негодование автора. А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. Роль образа города в рассказе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | Характеристика Червякова и средства создания его образа. |
Из русской литературы XX века (11 часов) |
73 | | | Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. Слово о писателе. Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | Характеристика героев рассказа и средств создания их образов, сопоставительная характеристика персонажей. |
74 | | | И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. Лиризм повествования. Развитие представлений о психологизме литературы. Роль художественной детали в характеристике героев | |
75 | | | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. Слово о писателе. История создания и судьба повести. Социально-философская сатира на современное общество. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Смысл названия повести | Характеристика Шарикова и средств создания его образа, а также сопоставительная характеристика Шарикова и Швондера |
76 | | | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Приём гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). | |
77 | | | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. Слово о писателе. Судьба человека и судьба родины. Образ главного героя — простого человека, воина и труженика. Тема воинского подвига, непобедимости человека. | Характеристика героев и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика персонажей. |
78 | | | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Смысл названия рассказа. Широта типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе эпопее. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). | Составление цитатной таблицы «Образы рассказчика и автора-повествователя в рассказе «Судьба человека». |
79 | | | Урок развития речи №7 Подготовка к написанию домашнего сочинения по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» | Домашнее сочинение №3 |
80 | | | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика. Слово о писателе. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика. | |
81-82 | | | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. Образ праведницы в рассказе. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа рассказа-притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). | |
83 | | | Анализ домашнего сочинения | |
Из русской поэзии XX века (11 часов) |
84 | | | Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…». Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Своеобразие лирических интонаций Блока. А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образ родины в поэзии А. А. Блока. Образы и ритмы поэта. | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
85 | | | С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…». Слово о поэте. Чувство пронзительной любви к родине, её неброской красоте. Сквозные образы в лирике поэта | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
86 | | | С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…». Народнопесенная основа лирики поэта. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений. | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
87 | | | А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
88 | | | В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!». Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Углубление представлений о силлабо-тонической и тонической системах стихосложения. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
89 | | | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..». Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. Углубление представлений о видах рифм и способах рифмовки. М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». Образы родины и Москвы в лирике М. И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
90 | | | А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»). Слово о поэте. Стихотворения о родине и о любви. Трагические интонации в любовной лирике | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
91 | | | А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается c милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). Стихи о поэте и поэзии. Трагические, благоговейно-трепетные, мужественные интонации и их причины. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
92 | | | Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание». Слово о поэте. Тема гармонии с природой, её красоты и бессмертия. Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». Философская глубина обобщений поэта мыслителя. | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
93 | | | Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу». Слово о поэте. Вечные темы и современность в стихах о природе и любви. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Философская глубина лирики Пастернака. Одухотворённая предметность поэзии Пастернака. | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
94 | | | А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения. Слово о поэте. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины...». Образ воина в стихотворении. Особенности восприятия мира лирическим «я». Проблемы и интонации стихов о войне. Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений). | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений |
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX- XX веков. (3 часа) |
95 | | | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Основные темы и мотивы русского романса. А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое…»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу…» | Подготовка выразительного чтения наизусть |
96 | | | Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века. Тема любви и верности в суровых испытаниях войны и её отражение в «военном» романсе. Традиции XIX века в русской песне и романсе ХХ века. Пленительный образ родины, вечный мотив дружбы. Оптимизм восприятия жизни. А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н. А. Заболоцкий. «Признание»; М. Л. Матусовский. «Подмосковные вечера»; Б. Ш. Окуджава. «Пожелание друзьям»; В. С. Высоцкий. «Песня о друге»; К. Я. Ваншенкин. «Я люблю тебя, жизнь» | Подготовка выразительного чтения наизусть |
97 | | | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа |
Из зарубежной литературы (5 часов) |
98 | | | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы | |
99 | | | Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен). Слово о поэте. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагедия как драматический жанр | Характеристика Гамлета, других героев и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика персонажей. |
100 | | | У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. (обзор с чтением отдельных сцен). Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература | |
101 | | | И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен). Слово о поэте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Трагизм | Характеристика героев и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика Фауста и Мефистофеля |
102 | | | И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). «Пролог на небесах» – ключ к основной идее трагедии. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Итоговый смысл трагедии. Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература. Углубление понятия о драматической поэме | |