СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование 102 часа

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»


Календарно – тематическое планирование

п/п

Кол-во часов

Дата

Тема урока. Основное содержание.

Примечание

Введение (1 час)


1



Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы».

Из древнерусской литературы (5 часов).


2



Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «История открытия „Слова…“». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет.

Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента «Слова…». Письменный ответ на вопрос «Какова роль князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства?».

3



Центральные образы «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Образ автора.

Выразительное чтение наизусть фрагментов «Слова…».

4



Основная идея и поэтика «Слова…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…»

Составление плана анализа фрагмента «Слова…». Письменный анализ фрагмента «Золотое слово» Святослава». Проект. Составление электронной презентации «Классицизм в изобразительном искусстве»

5



Урок развития речи №1.

Подготовка к написанию сочинения по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор).


6



Написание классного сочинения № 1 по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор).

Классное сочинение № 1

Из русской литературы XVIII века (10 часов).


7



Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизма


8



М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Жизнь и творчество М. В. Ломоносова. М. В. Ломоносов — учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности содержания и формы оды.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.


9



М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова

Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента оды. Составление «Похвального слова Елизавете Петровне» с использованием цитат из оды.

10



Анализ классного сочинения


11



Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Тема несправедливости сильных мира сего. Высокий слог и ораторские, декламационные интонации.


12



Г. Р. Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть

13



Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина.


14



Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Практическая работа. Составление плана характеристики героев повести.

15



Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы


16



Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя (урок внеклассного чтения 1). «Осень» как произведение сентиментализма

Практическая работа. Анализ языка стихотворения «Осень».

Из русской литературы XIX века (56 часов)


17



Русские поэты первой половина XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский (урок внеклассного чтения 2)


18



В. А. Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого. В. А. Жуковский – поэт-романтик. Слово о поэте. Основные этапы его творчества. Возможности поэтического языка и трудности, встречающиеся на пути поэта. Отношение романтика к слову

Подбор цитат на тему «Отношение поэта-романтика к слову». Самостоятельная работа. Письменный анализ стихотворения «Невыразимое».

19



В.А. Жуковский «Море»: романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении.

Практическая работа. Подбор цитат из стихотворения «Море» на тему «Море и небо».

20



В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады. бдительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента баллады

21



В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы

Практическая работа. Подбор цитат на тему «Черты фольклора в балладе «Светлана».

22



А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Его связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы


23



А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. Обзор содержания комедии. Смысл названия пьесы и проблема ума в ней. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Анализ ключевых монологов Фамусова. Скалозуб и Молчалин. Образ Софьи. Гости Фамусова.

Практическая работа. Составление таблицы «Общественный и личный конфликт в комедии». Подбор цитат на темы «Личный и общественный конфликт комедии» и «Фамусовская Москва в комедии». Сопоставление персонажей комедии. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из монологов Фамусова.

24



А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии.

Подготовка выразительного чтения наизусть одного из монологов Чацкого. Письменный анализ одного из монологов Чацкого или одного из эпизодов комедии.

25



А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении


26



А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. Критика о пьесе Грибоедова. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»


27



Урок развития речи №2.

Подготовка к написанию сочинения по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).


28



Написание классного сочинения по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).

Классное сочинение №2

29



А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика (стихотворения по выбору учителя). Хронология жизни и творчества поэта. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики (с повторением ранее изученного): тема человека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, историческая тема. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта. Пушкин и декабристы

Проект. Составление электронной презентации «Пушкин и лицеисты» или школьного вечера о друзьях Пушкина на тему «Друзья души моей»

30



А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

Подготовка выразительного чтения одного из стихотворений наизусть и его письменный анализ.

31



Анализ классного сочинения


32



А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…». Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые.

Подготовка выразительного чтения одного из стихотворений наизусть и его письменный анализ.

33



А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творчества.

Подготовка выразительного чтения одного из стихотворений наизусть и его письменный анализ.

34



А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. Две Болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетённое внутреннее состояние лирического «я» в стихотворении «Бесы». Его отражение в картинах природы. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

Подготовка выразительного чтения одного из стихотворений наизусть и его письменный анализ.

35



Урок развития речи №3.

Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина».

Эссе

36



А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии: Гораций, Державин, Ломоносов, Пушкин, Маяковский, Ахматова, Бродский и др.


37



А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые двумя персонажами трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы.

Письменный анализ эпизода трагедии или письменный ответ на вопрос «Как решает Пушкин проблему «гения и злодейства?» (по трагедии «Моцарт и Сальери»).

38



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. Творческая история романа. Обзор содержания. История создания. Начальные представления о жанре романа в стихах. Образы главных героев. Онегинская строфа. Структура текста. Основная сюжетная линия и лирические отступления

Подготовка выразительного чтения наизусть одного из фрагментов романа.

39



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Составление плана сравнительной характеристики Онегина и Ленского

40



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Составление плана сравнительной характеристики героинь, в том числе цитатного. Подбор цитат романа на тему «Татьяна и Ольга» и составление цитатной таблицы.

41



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Подготовка выразительного чтения наизусть одного из писем. Сопоставительный анализ двух писем

42



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автор. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж

Выразительное чтение фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть).

43



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа. Реализм романа. Развитие понятия о реализме литературы


44



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала ХХ века; писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского


45



Урок развития речи №4

Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Домашнее сочинение №1

46



Проверочная работа по творчеству А.С. Пушкина

Проверочная работа

47



М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно…».

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений.

48



Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи – значенье…», «Я жить хочу! хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Смерть Поэта», «Поэт», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире («Пророк»).

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений.

49



М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним.

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

50



Анализ домашнего сочинения


51



М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия Лермонтова в критике В. Г. Белинского.

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

52



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания романа. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции

Письменный ответ на вопрос «Сколько рассказчиков в романе и каков смысл их смены в повествовании?»

53



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Загадки образа Печорина: взгляд со стороны. Смысл смены рассказчиков

Подготовка выразительного чтения наизусть одного из описаний Кавказа.

54



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как человек, причиняющий страдания другим людям


55



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в повести

Характеристика героя романа в финальной повести.

56



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе мужских образов романа (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич)

Составление сравнительной характеристики Печорина с другими мужскими образами романа

57



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе женских образов романа (Печорин и Бэла, Печорин и «ундина», Печорин и Мери, Печорин и Вера)

Составление сравнительной характеристики Печорина с женскими образами романа

58



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков. Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и в современном литературоведении


59



Урок развития речи №5.

Подготовка к написанию домашнего сочинения №2 по роману «Герой нашего времени» (на выбор)

Домашнее сочинение №2

60



Проверочная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

Проверочная работа

61



Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Хронология жизни и творчества писателя. Проблематика и поэтика первых сборников: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Первоначальный замысел и идея Гоголя. Смысл названия поэмы и причины её незавершённости. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием


62



Анализ домашнего сочинения


63



Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков. Система образов поэмы. Образы помещиков. Обличительный пафос автора.

Теория литературы: понятие о литературном типе.


Составление плана характеристики помещика и его устная характеристика. Анализ эпизодов купли-продажи мёртвых душ (по группам).

64



Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция образа Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Образ дороги в поэме

Теория литературы: понятие о герое и антигерое.

Составление плана характеристики Чичикова и устная характеристика героя

65



Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме. «Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления в поэме

Составление схемы «Живые и мёртвые души в поэме Гоголя».

66



Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра. Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В. Г. Белинского. Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского

Теория литературы: Развитие понятия о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).


67



Урок развития речи 6.

Подготовка к написанию сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (на выбор).


68



Написание классного сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (на выбор).

Классное сочинение №3

69



Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Черты его внутреннего мира

Характеристика образа Мечтателя и средства создания его образа

70



Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

Составление плана характеристики героини (в том числе цитатного). Характеристика героини и средства создания её образа

71



Анализ классного сочинения


72



А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Боль и негодование автора. А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. Роль образа города в рассказе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

Характеристика Червякова и средства создания его образа.

Из русской литературы XX века (11 часов)


73



Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. Слово о писателе. Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Характеристика героев рассказа и средств создания их образов, сопоставительная характеристика персонажей.

74



И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. Лиризм повествования. Развитие представлений о психологизме литературы. Роль художественной детали в характеристике героев


75



М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. Слово о писателе. История создания и судьба повести. Социально-философская сатира на современное общество. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Смысл названия повести

Характеристика Шарикова и средств создания его образа, а также сопоставительная характеристика Шарикова и Швондера

76



М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).


77



М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. Слово о писателе. Судьба человека и судьба родины. Образ главного героя — простого человека, воина и труженика. Тема воинского подвига, непобедимости человека.

Характеристика героев и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика персонажей.

78



М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Смысл названия рассказа. Широта типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе эпопее.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Составление цитатной таблицы «Образы рассказчика и автора-повествователя в рассказе «Судьба человека».

79



Урок развития речи №7

Подготовка к написанию домашнего сочинения по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Домашнее сочинение №3

80



А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика. Слово о писателе. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика.


81-82



А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. Образ праведницы в рассказе. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа рассказа-притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).


83



Анализ домашнего сочинения


Из русской поэзии XX века (11 часов)


84



Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…». Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Своеобразие лирических интонаций Блока. А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образ родины в поэзии А. А. Блока. Образы и ритмы поэта.

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

85



С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…». Слово о поэте. Чувство пронзительной любви к родине, её неброской красоте. Сквозные образы в лирике поэта

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

86



С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…». Народнопесенная основа лирики поэта. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

87



А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

88



В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!». Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Углубление представлений о силлабо-тонической и тонической системах стихосложения. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

89



М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..». Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. Углубление представлений о видах рифм и способах рифмовки. М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». Образы родины и Москвы в лирике М. И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

90



А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»). Слово о поэте. Стихотворения о родине и о любви. Трагические интонации в любовной лирике

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

91



А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается c милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). Стихи о поэте и поэзии. Трагические, благоговейно-трепетные, мужественные интонации и их причины. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

92



Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание». Слово о поэте. Тема гармонии с природой, её красоты и бессмертия. Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». Философская глубина обобщений поэта мыслителя.

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

93



Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу». Слово о поэте. Вечные темы и современность в стихах о природе и любви. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Философская глубина лирики Пастернака. Одухотворённая предметность поэзии Пастернака.

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

94



А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения. Слово о поэте. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины...». Образ воина в стихотворении. Особенности восприятия мира лирическим «я». Проблемы и интонации стихов о войне.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).

Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX- XX веков. (3 часа)


95



Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Основные темы и мотивы русского романса. А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое…»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу…»

Подготовка выразительного чтения наизусть

96



Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века. Тема любви и верности в суровых испытаниях войны и её отражение в «военном» романсе. Традиции XIX века в русской песне и романсе ХХ века. Пленительный образ родины, вечный мотив дружбы. Оптимизм восприятия жизни. А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н. А. Заболоцкий. «Признание»; М. Л. Матусовский. «Подмосковные вечера»; Б. Ш. Окуджава. «Пожелание друзьям»; В. С. Высоцкий. «Песня о друге»; К. Я. Ваншенкин. «Я люблю тебя, жизнь»

Подготовка выразительного чтения наизусть

97



Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Из зарубежной литературы (5 часов)


98



Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы


99



Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен). Слово о поэте. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагедия как драматический жанр

Характеристика Гамлета, других героев и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика персонажей.

100



У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. (обзор с чтением отдельных сцен). Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература


101



И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен). Слово о поэте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Трагизм

Характеристика героев и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика Фауста и Мефистофеля

102



И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). «Пролог на небесах» – ключ к основной идее трагедии. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Итоговый смысл трагедии. Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература. Углубление понятия о драматической поэме





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!