№ п/п | Наименование темы урока | КР | Предметные результаты | Дата по плану | Дата по факту |
| Раздел 1. Введение.Многообразие живых систем (11 часов) Тема1.1. От клетки до биосферы (3 часа) |
1 | Введение. Мир живых организмов. | | Определять предмет изучения биологии; Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека; Соблюдать правила поведения в кабинете биологии. | | |
2 | Уровни организации живого. | | Определять и анализировать понятия «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», организм», «биосфера»; Называть уровни организации живой природы; Характеризовать признаки разных уровней организации живой природы. | | |
3 | Общее представление о биосфере. | | Определять и анализировать понятия «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», организм», «биосфера»; Называть уровни организации живой природы; Характеризовать признаки разных уровней организации живой природы. | | |
| Тема 1.2. Ч.Дарвин о происхождении видов (2 часа) |
4 | Причины многообразия живых организмов. Наследственность, изменчивость. | | Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; Характеризовать роль наследственности, изменчивости в происхождении видов; Объяснять результаты эволюции; Работать в группе при анализе и обсуждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации. | | |
5 | Причины многообразия живых организмов. Борьба за существование и естественный отбор. | | Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; Характеризовать роль наследственности, изменчивости в происхождении видов; Объяснять результаты эволюции; Работать в группе при анализе и обсуждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации. | | |
| Тема 1.3. История развития жизни на земле (4 часа) |
6 | Возникновение Земли как космического тела. | | Знакомиться с историей Земли как космического тела; Работать в малых группах. | | |
7 | Входная контрольная работа | + | Анализировать обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете. | | |
8 | Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. | | Анализировать обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете. Характеризовать растительный и животный мир архейской, протерозойской и палеозойской эр; Выявлять черты сходства и различия в организации жизни в разные исторические периоды; Составлять картины флоры и фауны эр и периодов (работа в малых группах). | | |
9 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. | | Анализировать обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете. Характеризовать растительный и животный мир мезозоя и кайнозоя; Выявлять черты сходства и различия в организации жизни в разные исторические периоды; Составлять картины флоры и фауны эр и периодов (работа в малых группах). | | |
| Тема 1.4. Систематика живых организмов (2 часа) |
10 | Искусственная система живого мира. | | Проводить анализ признаков живого питания, дыхания, обмена веществ, роста, развития, размножения; Характеризовать принципы искусственных классификаций; Приводить примеры искусственных классификаций живых организмов, используемых в быту; Составлять план параграфа. | | |
11 | Основы естественной классификации живых организмов. Самостоятельная работа№1 «Определение систематического положения животного». | | Называть и определять понятия «Царство Бактерии», «царство грибы», «царство Растения», «царство Животные»; Проводить анализ признаков живого; Характеризовать принципы искусственной классификации по К.Линнею; Объяснять принципы систематики; Сравнивать классификацию животных и растительных организмов. | | |
| Раздел 2. Царство Бактерии (4 часа) Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии (2 часа) |
12 | Общая характеристика бактерий. | | Выделять основные признаки бактерий; Давать общую характеристику прокариот; Определять значение внутриклеточных структур, сопоставлять его со структурными особенностями организации бактерий; Выполнять зарисовку различных форм бактериальных клеток. | | |
13 | Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Лабораторная работа№1 «Строение бактериальной клетки» | | Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, формы бактериальных клеток; Перечислять типы питания, дыхания бактерий разных групп; Сравнивать типы питания, дыхания бактерий различных групп; Описывать значение бактерий в биосфере. | | |
| Тема 2.2 Многообразие бактерий (2 часа) |
14 | Подцарство Архебактерии: особенности строения, значения в природе и жизни человека | | Раскрывать значение архебактерий в природе и жизни человека; Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и из значение в природе и жизни человека. | | |
15 | Подцарство Оксифотобактерии: особенности строения, значение в природе и жизни человека. Обобщение и контроль по разделу: «Бактерии» | + | Раскрывать значение оксифотобактерий в природе и жизни человека; Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и их значении в природе и жизни человека. | | |
| Раздел 3. Царство Грибы (8 часов) Тема 3.1. Строение и функции грибов (2 часа) |
16 | Царство Грибы. Происхождение и эволюция грибов | | Характеризовать современные представления о происхождения грибов; Выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов. | | |
17 | Основные черты организации многоклеточных грибов. Лабораторная работа№2 «Строение плодового тела шляпочного гриба» | | Выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов; Распознать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы; Давать определение понятия «грибы-паразиты». | | |
| Тема 3.2 Многообразие и экология грибов (4 часа) |
18 | Отделы Хитридиомикота, Зигомикота: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №3«Строение плесневого гриба мукора» | | Описывать признаки грибов из разных отделов; Приводить примеры грибов из разных отделов; Оценивать значение грибов в экосистемах; Распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям; Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений; Готовить микропрепараты и изучать под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями. | | |
19 | Отдел Аскомикота, или Сумчатые грибы: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа№4 «Строение дрожжей» | | Давать определение понятия «грибы-паразиты»; Описывать признаки грибов из разных отделов; Приводить примеры грибов из разных отделов; Оценивать значение грибов в экосистемах; Распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям; Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений; Готовить микропрепараты и изучать под микроскопом строение дрожжевых грибов, грибов – паразитов-спорыньи и головни; Проводить сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями. | | |
20 | Отдел Базидиомикота: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека. Практическая работа№1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | | Описывать признаки грибов из разных отделов; Приводить примеры грибов из разных отделов; Оценивать значение грибов в экосистемах; Распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям; Распознавать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы; Осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами; Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений | | |
21 | Несовершенные грибы. Отдел Оомикота: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека. Контроль знаний по разделу: «Грибы» | + | Описывать признаки грибов из разных отделов; Приводить примеры грибов из разных отделов; Оценивать значение грибов в экосистемах; Распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям; Распознавать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы; Осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами; | | |
| Тема 3.3. Группа Лишайники (2 часа) |
22 | Общая характеристика лишайников | | Характеризовать форму взаимодействия организмов- симбиоз; Проводить общую характеристику лишайников; Анализировать строение кустистых, накипных, листоватых лишайников; Распознавать лишайники на таблицах и в природе; Оценивать экологическую роль лишайников; Составлять план-конспект сообщения по теме «Лишайники» | | |
23 | Особенности жизнедеятельности лишайников | | Характеризовать форму взаимодействия организмов- симбиоз; Проводить общую характеристику лишайников; Анализировать строение кустистых, накипных, листоватых лишайников; Распознавать лишайники на таблицах и в природе; Оценивать экологическую роль лишайников; Составлять план-конспект сообщения по теме «Лишайники» | | |
| Часть 4. Царство Растения (34 часа) Тема 4.1 Группа отделов Водоросли: строение, значение, экология (6 часов) |
24 | Отличительные признаки растительных организмов | | Характеризовать основные черты организации одноклеточных и многоклеточных водорослей. | | |
25 | Общая характеристика водорослей как древнейшей группы растений. Лабораторная работа№5 «Внешнее строение водорослей» | | Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей; Давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей; Обсуждать демонстрации предусмотренные программой. | | |
26 | Особенности размножения и развития водорослей | | Давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей; Обсуждать демонстрации предусмотренные программой. | | |
27 | Многообразие водорослей. Отдел Зеленые водоросли. Лабораторная работа№6 «Строение спирогиры» | | Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей; Давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей; Обсуждать демонстрации предусмотренные программой. | | |
28 | Многообразие водорослей. Отдел Красные водоросли | | Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей; Давать общую характеристику отдельных представителей водорослей; Обсуждать демонстрации предусмотренные программой. | | |
29 | Многообразие водорослей. Отдел Бурые водоросли | | Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей; Давать общую характеристику отдельных представителей водорослей; Обсуждать демонстрации предусмотренные программой | | |
| Тема 4.2 Отдел Моховидные (2 часа) |
30 | Общая характеристика подцарства Высшие растения | | Демонстрировать знания о происхождении высших растений; Выделять существенные признаки высших растений; Распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах | | |
31 | Отдел Моховидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа№7 «Внешнее строение мхов» | | Давать общую характеристику мхов; Распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей моховидных; Характеризовать распространение и экологическое значение мхов; Зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла моховидных; Объяснять значение мхов в природе и жизни человека; Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой | | |
| Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные (6 часов) |
32 | Споровые сосудистые растения | | Выделять существенные признаки высших споровых растений; Распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах | | |
33 | Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения | | Выделять существенные признаки высших споровых растений; Распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах | | |
34 | Отдел Хвощевидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа№8 «Внешнее строение спороносящего хвоща» | | Давать общую характеристику хвощей; Распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей хвощевидных; Характеризовать распространение и экологическое значение хвощей; Зарисовывать в тетрадях схемы жизненного цикла хвощевидных; Объяснять значение хвощей в природе и жизни человека; Обсуждать демонстрации предусмотренные программой; Составлять план-конспект темы «Хвощевидные» | | |
35 | Отдел Папоротниковидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа№9 «Внешнее и внутреннее строение папоротников» | | Давать общую характеристику папоротников; Распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей папоротников; Характеризовать распространение и экологическое значение папоротников; Обсуждать демонстрации предусмотренные программой; Составлять план-конспект темы «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников» | | |
36 | Размножение и развитие папоротников. Значение папоротников в природе | | Давать общую характеристику папоротников; Распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей папоротников; Характеризовать распространение и экологическое значение папоротников; Зарисовать в тетрадях схему жизненного цикла папоротников; Объяснять значение папоротников в природе и жизни человека; Обсуждать демонстрации предусмотренные программой | | |
37 | Обобщающий урок по теме «Споровые сосудистые растения» | | Выделять существенные признаки споровых сосудистых растений; Сравнивать представителей разных отделов высших споровых растений и на этой основе делать выводы; Распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах | | |
| Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные растения (8 часов) |
38 | Происхождение и особенности строения голосеменных растений | | Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; Получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений; Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; Характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; Обосновывать значение голосеменных в жизни человека; Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; Составлять краткий конспект урока; Работать в группах. | | |
39 | Особенности строения голосеменных растений. Лабораторная работа №10«Строение и многообразие голосеменных растений» | | Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; Составлять краткий конспект урока; Работать в группах. | | |
40 | Особенности строения голосеменных растений. Лабораторная работа№11 «Строение хвои хвойных растений (на примере местных видов) | | Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; Характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; Обосновывать значение голосеменных в жизни человека; Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; Составлять краткий конспект урока; Работать в группах | | |
41 | Особенности размножения голосеменных растений. Лабораторная работа№12 «Строение шишек хвойных растений (на примере местных видов) | | Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; Получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений; Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; Характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; Обосновывать значение голосеменных в жизни человека; Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; Составлять краткий конспект урока; Работать в группах. | | |
42-43 | Многообразие голосеменных растений. Лабораторная работа№13 «Строение побегов хвойных растений» | | Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; Получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений; Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; Характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; Обосновывать значение голосеменных в жизни человека; Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; Составлять краткий конспект урока; Работать в группах. | | |
44 | Роль голосеменных растений в природе и их практическое значение | | Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; Получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений; Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; Характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; Обосновывать значение голосеменных в жизни человека; Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; Составлять краткий конспект урока; Работать в группах. | | |
45 | Обобщающий урок по теме «Семенные растения. Отдел Голосеменные растения» | + | Давать общую характеристику голосеменных растений; Отмечать прогрессивные черты их проявления; Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; Зарисовать схему цикла развития сосны; Рассказывать о значении голосеменных в жизни человека. | | |
| Тема 4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения (10 часов) |
46 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений | | Иметь представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений; Давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; Описывать современные взгляды ученых на возникновение семенных растений; Описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; Характеризовать жизненные формы растений | | |
47 | Строение покрытосеменных растений. Лабораторная работа№14 «Строение покрытосеменных растений» | | Давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; Описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры. | | |
48 | Особенности размножения покрытосеменных растений | | Давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; Описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры. | | |
49 | Класс Двудольные: характерные особенности растений Крестоцветные. Самостоятельная работа№2 «Распознавание крестоцветных растений своей местности, определение их систематического положения» | | Описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; Выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Крестоцветные на гербарном материале и таблицах; Объяснять значение крестоцветных в природе и жизни человека; Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. | | |
50 | Класс Двудольные: особенности растений семейства Розоцветные. Самостоятельная работа№3 «Распознавание наиболее распространенных розоцветных растений своей местности, определение их систематического положения» | | Описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; Выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Розоцветные на гербарном материале и таблицах; Объяснять значение розоцветных в природе и жизни человека; Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. | | |
51 | Класс Двудольные: особенности растений семейства Пасленовые. Самостоятельная работа№4 «Распознавание наиболее распространенных пасленовых растений своей местности, определение их систематического положения» | | Описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; Выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Пасленовые на гербарном материале и таблицах; Объяснять значение пасленовых в природе и жизни человека; Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. | | |
52 | Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Злаковые. Самостоятельная работа№5 «Распознавание наиболее распространенных злаковых растений своей местности, определение их систематического положения» | | Описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; Выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Злаковые на гербарном материале и таблицах; Объяснять значение злаковых в природе и жизни человека; Готовиться к устному выступлению с презентацией; Составлять таблицу «Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные растения» | | |
53 | Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Лилейные. Самостоятельная работа№6 «Распознавание наиболее распространенных лилейных растений своей местности, определение их систематического положения» | | Описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; Выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Лилейные на гербарном материале и таблицах; Готовиться к устному выступлению с презентацией; Объяснять значение лилейных в природе и жизни человека. | | |
54 | Многообразие, распространение покрытосеменных растений, их значение в природе и жизни человека | | Объяснять значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека; | | |
55 | Обобщающий урок по теме «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» | + | Характеризовать современные научные взгляды на возникновение семенных покрытосеменных растений; Давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; Описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; Характеризовать жизненные формы растений. | | |
| Тема 4.6. Эволюция растений (2 часа) |
56 | Возникновение жизни и появление первых растений | | Характеризовать материалистические представления о возникновения жизни на Земле; Характеризовать развитие растений в водной среде обитания; Составить конспект статьи учебника. | | |
57 | Развитие растений. Практическая работа№2 «Построение родословного древа царства Растения» | | Характеризовать материалистические представления о возникновения жизни на Земле; Объяснять причины выхода растений на сушу; Дать определение понятия «риниофиты»; Характеризовать основные этапы развития растений на суше. | | |
| Часть 5. Растения и окружающая среда (8 часов) Тема 5.1 Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов (4 часа) |
58 | Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов | | Давать определение понятия «фитоценоз»; Характеризовать различные фитоценозы. | | |
59 | Характеристика лесных растительных сообществ | | Давать определение понятия «фитоценоз»; Характеризовать различные фитоценозы. | | |
60 | Характеристика растительных сообществ луга, болота, поля, сада | | Давать определение понятия «фитоценоз»; Характеризовать различные фитоценозы. | | |
61 | Экскурсия в ближайшее природное сообщество | | Работа в малых группах. | | |
| Тема Растения и человек (2 часа) |
62 | Значение растений в жизни планеты | | Объяснять экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы; Работа в малых группах. | | |
63 | Значение растений в жизни человека. Разработка проекта «Выращивание сельскохозяйственных растений на школьном дворе» | | Анализировать значение растений в строительстве, производстве бумаги, других отраслях промышленности; Обосновывать необходимость выращивания декоративных растений, пользу разбивки парков; Составлять план урока. | | |
| Тема Охрана растений и растительных сообществ (2 часа) |
64 | Итоговая контрольная работа | + | Составлять план урока; Готовить устное сообщение. | | |
65 | Законодательство в области охраны растений. Разработка схем охраны растений на пришкольной территории | | Готовить устное сообщение. | | |
66 | Повторение | | | | |
67 | Экскурсия | | | | |
68 | Экскурсия | | | | |