Календарно-тематическое планирование
По русскому языку 7 Класс
Количество часов:
Всего 170 час; в неделю 5 часов
Плановых контрольных работ 7
Сочинений 9 из них контрольных 4
Изложений 7, из них контрольных3
Планированиесоставленонаоснове программы:
Русский язык.Рабочие программы.
Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 кл./ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.]. – М.: Просвещение, 2013.
Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб.дляобщеобразоват. организаций.
[М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов всего | Развитие речи | Контрольные работы, тесты |
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | | |
2. | Повторение изученного в 5-6 классах. | 14 | 3 | 1 |
3. | Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. | 31 | 6 | 2 |
4. | Деепричастие. | 12 | 2 | 2 |
5. | Наречие. | 34 | 9 | 2 |
6. | Категория состояния. | 6 | 2 | |
7. | Служебные части речи. Предлог. | 12 | 2 | 1 |
8. | Союз. | 18 | 2 | 2 |
9. | Частица. | 22 | 4 | 2 |
10. | Междометие. | 4 | | |
11. | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. | 16 | 2 | 1 |
| Итого | 170 | 32 | 13 |
Содержание тем учебного курса
1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.
2.1.Синтаксис и пунктуация
Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.
Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
2.2. Лексика и фразеология.
Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
2.3. Фонетика и орфография.
Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
2.4. Словообразование и орфография.
Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
2.5. Морфология и орфография.
Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.
Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
2.6. Урок-практикум
Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.
2.7. Текст. Стили литературного языка.
Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.
Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.
3. Морфология и орфография. Культура речи.
3.1. Причастие.
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
3.2. Деепричастие.
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
3.3. Наречие.
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
3.4. Категория состояния.
Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
4. Служебные части речи.
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
5. Повторение изученного в 7 классе.
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов,тем | Дата | коррект | ИКТ |
| ВВЕДЕНИЕ | | | |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 2 | | |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ11+3 | | | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 3 | | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 6 | | |
4 | Лексика и фразеология. | 7 | | Презентация учителя |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 8 | | |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 9 | | |
7-8 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 10,13 | | |
9 | Р.р. Текст. | 14 | | |
10 | Диалог как текст. | 15 | | |
11 | Виды диалога. | 16 | | |
12 | Р.р. Стили литературного языка. | 17 | | Презентация учителя |
13 | Р.р. Публицистический стиль. | 20 | | Презентация учителя |
14 | Контрольный диктант. | 21 | | |
15 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 22 | | |
| МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.25+6 р\р | | | |
ПРИЧАСТИЕ | | | |
16 | Причастие как часть речи. | 23 | | видеоурок |
17 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 24 | | видеоурок |
18-19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 27 28 | | видеоурок |
20-21 | Р.р. Описание внешности человека. | 29 30 | | |
22 | Действительные и страдательные причастия. | 1.10 | | видеоурок |
23 | Краткие и полные страдательные причастия. | 4 | | |
24-25 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 5 6 | | видеоурок |
26-27 | Действительные причастия прошедшего времени. | 7 8 | | видеоурок |
28 | Р.р. Изложение (по упр.116) | 11 | 15.10 | Презентация учителя |
29-30 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 12 13 | 11 12 | |
31-32 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 14 15 | 13 14 | видеоурок |
33 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 18 | | видеоурок |
34 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 19 | | видеоурок |
35 | Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 20 | | Презентация учителя |
36-37 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 21 22 | | |
38 | Р.р. Выборочное изложение (по упр. 151) | 25 | | Презентация учителя |
39 | Морфологический разбор причастия. | 26 | | видеоурок |
40 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 27 | | видеоурок |
41 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 28 | | видеоурок |
42-43 | Р.р. Сочинение. Портретное описание.(упр.166, 167) | 8.11 9 | | Презентация учителя |
44 | Повторение темы «Причастие». Тест. | 10 | | Презентация учителя |
45 | Контрольный диктант. | 11 | | |
46 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 12 | | |
| ДЕЕПРИЧАСТИЕ10+2 р\р | | | |
47 | Деепричастие как часть речи. | 15 | | видеоурок |
48-49 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 16 17 | | |
50 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 18 | | видеоурок |
51 | Деепричастия несовершенного вида. | 19 | | видеоурок |
52 | Деепричастия совершенного вида. | 22 | | |
53-54 | Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». | 23 24 | | Презентация учителя |
55 | Морфологический разбор деепричастия. | 25 | | видеоурок |
56 | Повторение темы «Деепричастие». Тест. | 26 | | |
57 | Контрольный диктант. | 30 | | |
58 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1.12 | | |
| НАРЕЧИЕ25+9 р\р | | | |
59 | Наречие как часть речи. | 2 | | видеоурок |
60 | Употребление наречий в речи. | 3 | | видеоурок |
61-62 | Разряды наречий. | 6 7 | | видеоурок |
63-64 | Степени сравнения наречий. | 8 9 | | видеоурок |
65 | Морфологический разбор наречия. | 10 | | |
66-67 | Р.р. Изложение текста с описанием действия. | 13 14 | | Презентация учителя |
68-69 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 15 16 | | видеоурок |
70 | Урок-практикум по теме «Употребление не с разными частями речи». | 17 | | |
71-72 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 20 21 | | видеоурок |
73 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | 22 | | видеоурок |
74 | Урок-практикум «Правописание н и нн в разных частях речи» | 23 | | |
75-76 | Р.р. Описание действий по наблюдениям. | 24 27 | | Презентация учителя |
77 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 28 | | видеоурок |
78 | Буквы о и а на конце наречий. | 10.01 | | |
79-80 | Дефис между частями слова в наречиях. | 11 12 | | видеоурок |
81 | Урок-практикум «Дефис в разных частях речи». | 13 | | |
82 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 14 | | |
83-84 | Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья». | 17 18 | | Презентация учителя |
85 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 19 | | видеоурок |
86 | Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. | 20 | | Презентация учителя |
87-88 | Р.р. Учебно-научная речь. Учебный доклад. | 21 24 | | |
89-90 | Повторение темы «Наречие».тест. | 25 26 | | |
91 | Контрольный диктант. | 27 | | |
92 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 28 | | Презентация учителя |
| КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ4+2 р\р | | | |
93-94 | Категория состояния как часть речи. | 31 1.02 | | видеоурок |
95 | Морфологический разбор категории состояния. | 2 | | видеоурок |
96-97 | Р.р. Сжатое изложение (упр.322) | 3 4 | | Презентация учителя |
98 | Повторение темы «Категория состояния».Тест. | 7 | | |
| СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | | | |
99 | Самостоятельные и служебные части речи. | 8 | | |
| ПРЕДЛОГ9+2 р\р | | | |
100 | Предлог как часть речи. | 9 | | видеоурок |
101 | Употребление предлогов. | 10 | | |
102-103 | Непроизводные и производные предлоги. | 11 14 | | видеоурок |
104 | Простые и составные предлоги. | 15 | | |
105-106 | Р.р. Подробное изложение. | 16 17 | | Презентация учителя |
107 | Морфологический разбор предлога. | 18 | | |
108-109 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 21 22 | | видеоурок |
110 | Контрольный диктант | 24 | | |
| СОЮЗ16+2 р\р | | | |
111 | Анализ диктантов. Союз как часть речи. | 25 | | видеоурок |
112 | Простые и составные союзы. | 28 | | видеоурок |
113 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1.03 | | видеоурок |
114-115 | Запятая между простыми предложениями в ССП. | 2 3 | | видеоурок |
116-117 | Сочинительные союзы. | 4 7 | | видеоурок |
118-119 | Подчинительные союзы. | 9 10 | | видеоурок |
120 | Морфологический разбор союза. | 11 | | видеоурок |
121-122 | Р.р. Сочинение (упр.384) «Книга – наш друг и советчик». | 14 15 | | Презентация учителя |
123-125 | Слитное написание союзов тоже, также,чтобы. | 16 17 18 | | видеоурок |
126-127 | Повторение темы «Союз».Тест. | 21 22 | | |
128 | Контрольный диктант. | 23 | | |
| ЧАСТИЦА18+4 р\р | | | |
129 | Частица как часть речи. | 1.04 | | |
130-131 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 4 5 | | видеоурок |
132-133 | Смыслоразличительные частицы. | 6 7 | | видеоурок |
134-135 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 8 11 | | видеоурок |
136 | Морфологический разбор частицы. | 12 | | |
137-138 | Отрицательные частицы не и ни. | 13 14 | | видеоурок |
139-140 | Р.р. Составление «рассказа в рассказе». | 15 18 | | Презентация учителя |
141-142 | Различение частицы не и приставки не-. | 19 20 | | |
143-144 | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. | 21 22 | | видеоурок |
145-146 | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 25 26 | | |
147-148 | Повторение темы «Частица».Тест. | 27 28 | | |
149 | Контрольный диктант. | 29 | | |
150 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 2.05 | | |
| МЕЖДОМЕТИЕ | | | |
151 | Междометие как часть речи. | 3 | | |
152 | Дефис в междометиях. | 4 | | |
153 | Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. | 5 | | |
154 | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. | 6 | | видеоурок |
| ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ14+2 р\р | | | |
155 | Разделы науки о языке. | 10 | | Презентация учителя |
156-157 | Р.р. Текст и стили речи.Учебно-научная речь. | 11 12 | | |
158 | Фонетика. Графика. | 13 | | |
159-160 | Лексика и фразеология. | 16 17 | | |
161-162 | Морфемика. Словообразование. | 18 19 | | Презентация учителя |
163-164 | Морфология. | 20 23 | | |
165 | Орфография. | 24 | | |
166 | Синтаксис. | 25 | | |
167-168 | Пунктуация. | 26 27 | | |
169 | Итоговый тест. | 30 | | |
170 | Анализ ошибок. | 31 | | |
Распределение учебных часов по разделам программы