СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 7 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематичесоое планирование к Водному  курсу по химии в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 7 класс»


Календарно-тематическое планирование к пропедевтическому курсу химии 7 класса

Номера уроков

Сроки

Тема урока


Основное содержание урока

эксперимент

Домашнее задание

п/п

в теме

план

факт

Тема 1. Химия в центре естествознания (11 час.)

1

1



Химия как часть естествознания. Предмет химии.

Естествознание-комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества.

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Свойства веществ, как основа их применения.

Д. Коллекция разных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства -применение».

§1.

Упр.1,4,7

2

2



Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления.

Эксперимент. Лаборатория.

Эксперименты лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента.

Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Д.Учебное оборудование,

используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.

§2.Подготовка к ПР №1(с.14).

Нарисовать знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов.

Упр.1-4

3

3



Практическая работа №1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения.


Подготовка к ПР №2 (с.22).

Упр. 5-7


4

4



Практическая работа №2.Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами.



5

5



Моделирование.

Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные(модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые(химические знаки, химические формулы и химические уравнения).

Д. Электрофорная машина в действии.

Географические модели (глобус, карта).Биологические модели (муляжи).Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток.

§3.Выучить символы с названиями 10 химических элементов(H,C,N,O,Na,Mg,Al,Si,P,S)

Упр.1,3


6

6



Химические знаки и формулы.

Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества.

Д. Шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.

§4. ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. Выучить символы с названиями химических элементов(Fe,Au,K,Ca,Cu,Hg,Pb,Ag,Cl,Cr,Zn).

7

7



Химия и физика.

Понятия «атом», «молекула», «ион».Основные положения атомно-молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.

Д.Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

ДЭ. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии).

ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия перманганата калия в желатине.

§5. ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия перманганата калия в желатине.

Упр.1-5

8

8



Агрегатное состояние веществ.

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.

Д.Вода в трех агрегатных состояниях. Твердые вещества.

ДЭ. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

ДО. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой.

§6.Подготовка кратких сообщений о минералах. ДО. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой.(задание 8 стр.41).

Упр.1-7

9

9



Химия и география.

Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие)породы.

Д.Коллекция минералов(лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).Коллекция горных пород(гранит, различные формы кальцита-мел, мрамор, известняк).Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

§7.Найти в сказках П.П.Бажова «Малахитовая Шкатулка» и «Каменный цветок»описание минералов.

Упр.1-7(у)

10

10



Химия и биология.

Химический состав живой клетки : неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества .простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

ДЭ. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок.

Л №1.Определение содержания воды в растении.

Л№2.Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке.

Л№3.Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

Л№4.Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках).

Д.Таблица «Животная и растительная клетка».

§8. ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках).

Упр.1-9


11

11



Качественные реакции в химии

Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

ДЭ. Качественная реакция на кислород. качественная реакция на углекислый газ.

Л №5.Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

Л№6.Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

ДО. «Обнаружение крахмала в продуктах питания».


§9.ДО. «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Упр. 2-6(у)

Тема 2.Математика в химии (11 час).

12-13

1-2



Относительная атомная и молекулярная массы.

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д.И.Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.


§10,упр.1,2

14

3



Массовая доля элемента в сложном веществе.

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов .


§11,упр1-3

15

4



Решение задач. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов .

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов .


§11,упр.5,6

16

5



Чистые вещества и смеси.

Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ),жидкие(нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и СМС).Смеси гомогенные и гетерогенные.

Д.Коллекция различных видов мрамора и изделий из него. Смесь речного и сахарного песка. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей(СМС, напитки, шампуни и т.д.)

§12.Изучение состава кулинарных смесей по этикеткам.

Упр.1,3-7

17

6



Объемная доля газа в смеси.

Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.

Д.Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа.

§13.Составление диаграмм вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Упр.1-4

18

7



Массовая доля вещества в растворе.

Понятие о массовой доле вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.


§14.Подготовка к ПР №39(стр.77)


19

8



Практическая работа №3.Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.



Расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля».


20

9



Массовая доля примесей.

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий

Д.Коллекция «Минералы и горные породы».

ДО. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.

§15.Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов по этикеткам.

Упр.1-5

21

10



Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии».



Подготовка к контрольной работе №1 по теме «Математика в химии».

22

11



Контрольная работа №1 по теме «Математика в химии».




Тема 3.Явления, происходящие с веществами (10 час).

23

1



Разделение смесей. Способы разделения смесей.

Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др.

ДЭ. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.

ДО. Разделение смеси сухого молока и песка.

ПР №4.Выращивание кристаллов соли (ДЭ.)

§16(стр.83-85)

ДО. Разделение смеси сухого молока и песка.

ПР №4.Выращивание кристаллов соли (ДЭ.)

Упр.1-4

24

2



Фильтрование.

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.

ДЭ. Разделение смеси воды и речного песка.

Д.Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки.

ДО. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация.


§16(стр.86-87)Изготовление марлевой повязки. Предложить ход эксперимента «Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация».Подготовка докладов «История возникновения противогаза», «Н.Д. Зелинский».

Упр.5,6,7

25

3



Адсорбция.

Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.

Д.Противогаз и его устройство.

ДО .Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

§16(стр.87-89)

ДО. «Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.» «Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ».

Упр.8-10

26

4



Дистилляция.

Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. кристаллизация или выпаривание .Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. фракционная перегонка жидкого воздуха.

ДЭ. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

Д.Коллекция «Нефть и нефтепродукты».Катализатор.

§17,упр.1-7

27

5



Практическая работа №5. «Очистка поваренной соли».



ПР №6.Изучение процесса коррозии железа(ДО).

28

6



Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Д.Устройство кислотного огнетушителя.

ДЭ. «Вулкан на столе».Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды .Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор диоксид марганца).

§18,Упр.1-9

29

7



Признаки химических реакций.

Признаки химических реакций. образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение тепла.

ДЭ. Возгонка йода. Выделение газа из раствора.

§19.ДО «Приготовление лимонада».

Упр.1-7

30

8



Обсуждение результатов ПР №6 «Изучение процесса коррозии железа»(ДО).




31

9



Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления происходящие с веществами».Подготовка к контрольной работе №2.



Подготовка к контрольной работе №2.

32

10



Итоговая контрольная работа по итогам года




Тема 4.Рассказы по химии (2 час).

33

1



Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики».

Жизнедеятельность М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.М. Бутлерова.


Подготовить доклады на тему «Выдающиеся русские ученые-химики» к конференции.

34

2



Итоговое занятие «Ее величество Химия»





Практических работ-6, лабораторных работ-6, контрольных работ-2

Условные обозначения:

ПР-практическая работа, Л-лабораторный опыт, ДО-домашний опыт ,Д-демонстрации и демонстрационный материал, ДЭ-домашний эксперимент

Список лабораторных работ

№1. Определение содержание воды в растении.

№2. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

№3. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

№4. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

№5. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

№6. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.


Список практических работ

№1.Знакомство с лабораторным оборудованием.Правила техники безопасности.

№2.Наблюдение за горящей свечой.Устройство и работа спиртовки.

№3.Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

№4.Выращивание кристаллов соли (ДЭ).

№5.Очистка поваренной соли.

№6.Изучение процесса коррозии железа(ДЭ).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!