СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по изобразительному искусству для 4 класса.Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана в соответствии:

  • с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №22 (2017 год);

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • с Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (Москва, «Просвещение», 2014 год);

  • c программой общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).


Выбор этой программы обусловлен следующим:

  • программа составлена с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся и содержит основные компоненты государственного стандарта образования;

  • основными методологическими принципами концепции программы являются принципы личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса;

  • программа направлена на формирование эмо­ционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становле­ния интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности;

  • программа формирует у обучающихся потребности и мотивы к воспитанию моральных качеств, необходимость приобретения опыта общения;

  • программа формирует адекватную оценку собственных возможностей, воспитывает инициативность и содействует развитию психических процессов.


Программа курса «Изобразительное искусство» рассчитана на 34 ч (1 час в неделю, 34 учебные недели). В 2018/19 учебном году продолжительность курса составляет 34 часа (34 учебные недели).


Для реализации программного содержания используется учебное пособие:


Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учеб­ник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просве­щение, 2012.



Содержание учебного курса (34 часа)

п/п

Наименование разделов (Всего часов)

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия


1.


Истоки родного искусства (8 часов)

В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывает­ся их представление о мире, красоте человека. Роль природ­ных условий в характере тради­ционной культуры народа. Гар­мония жилья с природой. При­родные материалы и их эстети­ка. Польза и красота в традици­онных постройках. Дерево как традиционный материал. Де­ревня - деревянный мир. Изо­бражение традиционной сель­ской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества


Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных при­знаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Определять последовательность промежуточных целей с учётом ко­нечного результата; составление пла­на и последовательности действий.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек­те, его строении.

Учитывать правила в планирова­нии и контроле способа решения



2.


Древние города нашей земли (7 часов)



Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенно­сти русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий ха­рактер и архитектурное своеобра­зие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды



Участвовать в творческой дея­тельности при выполнении учеб­ных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуще­ствлять самоконтроль и коррек­тировку хода работы и конечного результата.

Формулировать собственное мне­ние и позицию.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и усло­виями коммуникации


3.


Каждый народ - художник (11 часов)


Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения чело­века и природы и их выражение в духовной сущности традици­онной культуры народа, в осо­бой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере националь­ных построек и предметов тра­диционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, ук­ладе жизни представлений о красоте и устройстве мира



Воспринимать, сравнивать, да­вать эстетическую оценку объекту.

Анализировать образец, опреде­лять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Давать оценку своей работе и ра­боте товарища по заданным крите­риям.

Самостоятельное создание спосо­бов решения проблем творческого поискового характера.

Учебное сотрудничество с учите­лем и сверстниками


4.


Искусство объеди­няет народы (8 часов)



От представлений о великом мно­гообразии культур мира - к пред­ставлению о едином для всех на­родов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: мате­ринство, уважение к старшим, за­щита Отечества, способность со­переживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творче­ство зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.



Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Участвовать в обсуждении содер­жания и выразительных средств.

Проектировать изделие: созда­вать образ в соответствии с за­мыслом и реализовывать его. Владение монологической и диало­гической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуни­кации









Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах чет­вероклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство во­круг нас» по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, на­блюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусст­вом, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и ра­боту одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универ­сальных способностей четвероклассников, проявляющихся в познавательной и практиче­ской творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравни­вать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол­нения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного мате­риала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение ор­ганизовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более вы­соких и оригинальных творческих результатов.



Предметные результаты характеризуют опыт в художественно­-творческой деятельности, который приобретается и

закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искус­ства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале худо­жественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструиро­вании);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполне­ния художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музе­ев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жиз­ни: в доме, на улице, в театре, на празднике.


















Тематическое планирование по изобразительному искусству

с определением учебной деятельности обучающихся


4 класс ( 34 часа, 1 раз в неделю )


п/п


Тема урока


Решаемые проблемы


Планируемый результат и уровень усвоения

Календарные сроки прохождения программы

план

факт

I четверть. Истоки родного искусства (8ч.)

Универсальные учебные действия

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; планировать и осуществлять последовательность действий; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные – принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, выделять существенные признаки цвета и оттенков красок; ставить и формулировать проблемы; осознанно узнавать, называть и определять объекты рисунка.

Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; участие в коллективной и групповой деятельности; формирование умения активно использовать речевые средства.

Личностные - формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины; формирование эстетических чувств и потребностей в общении с природой; развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения.

  1. 2.

Пейзаж родной земли.

Научить изображать характерные особенности пейзажа родной природы; использовать выра­зительные средства живописи для создания образов природы; изображать российскую приро­ду (пейзаж).

Научатся воспринимать и эстетически оцени­вать красоту природы родной земли; давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусско­го, горного, степного, таежного и др.


04.09

2018 г.


  1. 3.

Пейзаж родной земли (окончание темы).

Научить завершать начатые рисунки пейзажей; закреплять технику выполнения творческих заданий; познакомить с термином «динамика».

Научатся видеть красоту разных времен года. Называть роль искусства в понимании красоты природы. Представлять из­менчивость природы в разное время года и в течение дня. Овладевать живописными навыками работы гуашью.

11.09


  1. 4.

Деревня – де­ревянный мир.

Познакомить с миром русской деревни; материалом для постройки русской избы и её формами; пояснить назначение жилища; запечатлеть мир русского жилища в рисунке.

Научатся создавать образ русского жилища в рисунке; познакомятся с разнообразными видами строительства.

18.09


  1. 5.

Деревня – де­ревянный мир (окончание темы).

Научить закреплять знания об использовании дерева в строительстве; определять образы для их воспроизведения в конструировании; овладеть навыками коллективной работы; выполнять основные и декоративные детали русских построек в панно.

Научатся овладевать навыками конструирования; приобретут знания о разных формах деревянных построек; выполнять основные и декоративные детали русских построек в панно.

25.09


  1. 6.

Красота человека.

Научить анализировать изображения женских образов в картинах русских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов.

Научатся анализировать образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; попрактикуются в написании портрета.

02.10


  1. 7.

Красота человека (окончание темы).

Научить развивать тему предыдущего урока; продолжить её изучение в другой изобразительной технике; создать образ русской крестьянки в традиционном наряде.

Научатся повторять традиции изображения образа русской красавицы; закрепят приёмы работы с тканями; приобретут знания о технике безопасности.

09.10


  1. 8.

Народные праздники.

Научить проводить эстетическую оценку праздника в жизни и в художественном изображении; развивать навыки коллективной творческой работы; пояснить роль праздника в народной жизни; познакомить с разнообразием русских праздников.

Научатся эстетически оценивать красоту и значение народных праздников; соз­давать индивидуальные композици­онные работы и коллективные панно на тему народного праздника; овла­девать на практике элементарными основами композиции.

16.10


Древние города нашей земли (7ч.)

  1. 9.

Народные праздники.

Обобщение темы 1 четверти.

Научить подводить итог по теме 1 четверти; повторить виды деятельности на уроках изо; вспомнить образы братьев-Мастеров и задачи каждого из них

Научатся обмениваться мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти; обсудят произведения искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления.

23.10




II четверть. Древние города нашей земли. (8ч)

Универсальные

учебные действия

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; сличать результат с заданным эталоном; применять установленные правила в планировании выполнения рисунка; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Познавательные – анализ информации; синтез; сравнение; построение рассуждений; обобщение.

Коммуникативные – умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; умение обсуждать результаты своей деятельности.

Личностные – развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; стремление к творчеству на основе собственного замысла

9.

Родной угол.

Научить понимать тему четверти; дать понятие о малой Родине; познакомить с постройками старинного русского города.

Научатся изучать и обсуждать старинные городские постройки; давать им эстетическую оценку; создадут макет древнерусского города.

06.11


10.

Древние соборы.

Научить создавать макеты собора; познакомить с конструкцией древнерусского каменного храма.

Научатся изготовлению объёмных макетов; расширят знания об архитектуре древнерусского города.

13.11


11.

Города

Русской земли

Научить изготавливать макеты; вспомнить приёмы работы над макетами; познакомить со структурой русского города.

Научатся называть основные структурные части города, сравнивать и оп­ределять их функции, назначение; изображать и моделировать напол­ненное жизнью людей пространство древнерусского города.

20.11


12.

Древнерус­ские воины-

защитники

Научить обсуждать картины русских художников с изображением образов воинов; познакомить с ролью воинских дружин.

Научатся изображать древнерусских воинов (князя и его дружину); овладевать навыками изображения фигуры человека.

27.11


13.

Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва.

Научить рисовать образ древнего русского города; познакомить с особенностями русской архитектуры каждого города; пояснить связь городов с географическим положением.

Научатся рисовать элементы знаменитых построек; анализировать ценность и неповто­римость памятников древнерусской архитектуры.

04.12


14.

Узорочье теремов.

Научить изображать интерьер теремных палат; использовать материалы: лис­ты бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти.


Научатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изобра­жения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат; создадут основу для изготовления панно.

11.12


15.

Пир в терем­ных палатах. Обобщение темы 2 четверти

Научить объяснять роль постройки, ук­рашения и изображения в соз­дании образа древнерусского города; изображать праздник в интерьере царских или княжеских па­лат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изо­бражать посуду на праздничных столах.

Научатся понимать роль постройки, изобра­жения, украшения при создании об­раза древнерусского города; создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах; создавать многофигурные компо­зиции в коллективных панно.

18.12


16.

Страна восхо­дящего солнца.

Научить сравнивать образы людей в России и Японии; познакомить с деталями японской одежды; выполнять изображения японской природы в объёмной технике.

Научатся изображать образы Японии в рисунке; познакомятся со спецификой восточного искусства и одежды.

25.12



III четверть. Каждый народ – художник (11 ч.)

Универсальные

учебные действия


Регулятивные - учиться работать по предложенному учителем плану; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные – находить ответы на вопросы, используя свой опыт; строить сообщения в устной форме; перерабатывать полученную информацию: делать выводы.

Коммуникативные – умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные – мотивация внутренней позиции школьника; формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

17.

Страна восхо­дящего солнца (окончание темы).

Научить углублять знания о традициях культуры Востока; создать образ праздника в коллективной работе.

Научатся осваивать новые эстетические пред­ставления о поэтической красоте мира.

15.01

2019 г.


18.

Народы гор и степей.

Научить видеть природные мотивы орнамента, его связь с разно­травным ковром степи; изображать жизнь в степи и кра­соты пустых пространств (раз­витие живописных навыков).

Научатся передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятель­ной творческой работы.

22.01


19.

Народы гор и степей (окончание темы).

Научить изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).

Научатся изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

29.01


20.

Города в пустыне.

Научить видеть орнаментальный харак­тер культуры; создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитек­турных построек).

Научатся характеризовать особенности худо­жественной культуры Средней Азии; объяснять связь архитектурных по­строек с особенностями природы и природных материалов; создавать образ древнего средне­азиатского города; овладевать навыками конструиро­вания из бумаги и орнаментальной графики.

05.02


21.

Древняя Эллада.

Представить образцы пейзажей Древней Греции и архитектурные особенности храмовых построек.

Научатся эстетически воспринимать произ­ведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним; уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

12.02


22.

Древняя Эллада (продолжение темы).

Научить определять особенности изо­бражения, украшения и по­стройки в искусстве древних греков; приобретать навыки создания коллективного панно «Древне­греческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, празднич­ное шествие или Олимпийские игры).

Научатся создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.

19.02


23.

Древняя Эллада (окончание темы).

Научить изображать фигуры людей; видеть красоту построения че­ловеческого тела — «архитек­туру» тела, воспетую греками; выяснить назначение олимпийских игр.

Научатся изображать олимпийских спортсме­нов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в тра­диционных одеждах).

26.02


24.

Европейские города средневековья.

Научить видеть красоту готического храма, его величие и устрем­ленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление; изучить разнообразие витражей; создать модель витража.

Научатся специфике культуры Средневековья; приобретут знания о создании витража; получат практику изготовления бумажной поделки в комбинированной технике.

05.03


25.

Европейские города средневековья (окончание темы).

Научить создавать аппликацию средневекового города и человеческих силуэтов; познакомить с одеждой горожан Средневековья.

Научатся создавать коллективное панно; использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

12.03


26.

Многообразие художествен­ных культур в мире. Обобщение темы 3 четверти.

Научить рассуждать о богатстве и мно­гообразии художественных культур народов мира; объяснять влияние особенностей природы на характер традицион­ных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты челове­ка, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа); осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разны­ми художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник».




Научатся осознавать цельность каждой куль­туры, естественную взаимосвязь ее проявлений узнавать по предъявляемым произ­ведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках; соотносить особенности традици­онной культуры народов мира в вы­сказываниях, эмоциональных оцен­ках, собственной художественно­-творческой деятельности.


19.03



IV четверть. Искусство объединяет народы (8 ч.)

Универсальные учебные действия

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; составлять план и последовательность действий.

Познавательные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; учиться самостоятельно создавать алгоритм деятельности; умение использовать информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии и для решения познавательных задач; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

Личностные – мотивация внутренней позиции школьника; самооценка на основе критериев выполненной работы; стремление к творчеству на основе собственного замысла

27.

Материнство.

Научить рассказывать о своих впечат­лениях от общения с произве­дениями искусства, анализиро­вать выразительные средства произведений.

Развивать навыки творческого восприятия произведений ис­кусства и композиционного изо­бражения.

Изображать (по представле­нию) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отноше­ния друг к другу.

Научатся узнавать и приводить примеры про­изведений искусств, выражающих красоту материнства; изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатле­ния от произведений искусства и жизни.


02.04


28.

Материнство (окончание темы).

Научить выбирать выразительные средства для рисунка; продемонстрировать подбор колорита для раскрашивания; выяснить назначение единых средств выразительности.

Научатся изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатле­ния от произведений искусства и жизни.

09.04


29.

Мудрость старости

Научить анализировать художественные приёмы при передаче образов пожилых людей; нарисовать портрет пожилого человека; выбрать нужный колорит и композицию.

Научатся передавать изображение образа любимого пожилого человека и его внутренний мир; закрепят умение передавать впечатление от произведений искусства.

16.04


30.

Сопережива­ние

Научить видеть изображение печали и страдания в искус­стве;

создавать рисунок с драмати­ческим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).

Научатся способам передачи в произведениях искусства трагического и печального содержания; приобретут умение передавать своё отношение к драматическому событию; осмыслят замысел с нужным сюжетом.

23.04


31.

Герои-защитники

Научить обсуждать репродукции картин и скульптурные изображения; познакомить с героической темой в искусстве разных народов; выполнять лепку эскиза памят­ника герою.

Научатся приёмам создания памятников героям; повторят специфику создания человеческих образов в лепке; повторят основные приёмы работы с пластилином.

07.05


32.

Юность и надежды

Научить рассуждать о том, что в искус­стве всех народов присутст­вуют мечта, надежда на свет­лое будущее, радость молодо­сти и любовь к своим детям; выполнять изображение радо­сти детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Научатся выражать художественными сред­ствами радость при изображении те­мы детства, юности, светлой мечты; развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

14.05


33.

Искусство объединяет народы. Обобщение темы 4 четверти.

Научить обобщить и закрепить знания, полученные в 4 четверти; повторить главные темы в изобразительном искусстве; провести классную выставку работ по теме четверти.

Научатся повторять основные правила работы на уроке; приёмы работы с пластилином; навыки выполнения творческого задания.

21.05


34.

Каждый народ – художник. Обобщение темы учебного года.

Повторить и закрепить знания, приобретённые в течение учебного года; продемонстрировать умения быстро ориентироваться в знакомых произведениях изобразительного искусства и владеть практикой рассказа о них.

Научатся демонстрировать основные правила работы на уроке; приёмы работы с картинами, фантазию, пространственное воображение; навыки выполнения творческого задания.

28.05




20