СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 9 класс»


Тема урока.

Тип урока.

Лаб. раб.

Элементы содержания.

Требования к уровню подготовки.

Домашнее задание.

Дата.

Глава 1. Общие закономерности жизни.(3 ч.)

1.

Биология-наука о живом мире.

Методы биологических исследований.


Вводный урок.

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения биологических объектов: эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Давать определение термину биология.

Перечислять методы научного исследования.

Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать биологию как комплексную науку.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира.

§§ 1,2,стр.4-10.


2.

Общие свойства живых организмов.


Комбинированный урок.

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчивость.

Обмен веществ, процессы синтеза и распада.

Давать определение понятию жизнь.

Называть признаки живых организмов.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять особенности развития живых организмов.

§ 3, стр.10-13, рис.3.


3.

Многообразие форм живых организмов.


Комбинированный урок.

Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни.

Называть четыре среды жизни в биосфере.

Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы.

Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, понятие «биосистема».

§ 4, стр.13-18, рис.4.


Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. (9ч.)

4.

Многообразие клеток.


Л/б №1. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.

Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот.

Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в состав ткани.

Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки.

Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§ 5, стр.22-26, рис.6,7,8.


5.

Химические вещества в клетке.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества

клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки.

Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки.

Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке.

Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы.

§ 6, стр.28-32, рис. 9.


6.

Строение клетки.


Комбинированный урок.

Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями.

Различать основные части клетки.

Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки.

Сравнивать особенности клеток растений и животных.

§ 7 ,стр.33-35, рис.13,14.


7.

Органоиды клетки и их функции.


Комбинированный урок.

Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции.

Выделять и называть существенные признаки строения органоидов.

Различать органоиды клетки на рисунке учебника.

Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток.

§ 8, стр. 35-38, рис. 15.


8.

Обмен веществ – основа существования клетки.


Комбинированный урок.

Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования.

Определять понятие «обмен веществ».

Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция».

Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль АТФ.

Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма.

§ 9, стр39-41.


9.

Биосинтез белка в клетке.


Комбинированный урок.

Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков.

Определять понятие «биосинтез белка».

Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке.

Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке.

§ 10, стр.41-44, рис.17.


10.

Биосинтез углеводов - фотосинтез.


Комбинированный урок.

Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение.

Определять понятие «фотосинтез».

Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения.

Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы.

§ 11, стр.45-48, рис.18.


11.

Обеспечение клеток энергией.



Комбинированный урок.

Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородный (ферментативный, или гликолиз) и кислородный. Роль митохондрий в клеточном дыхании.

Определять понятие «клеточное дыхание».

Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы.

Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма.

Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза.

§ 12, стр.49-52.


12.

Размножение клетки и её жизненный цикл.


Л/б №2. «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».


Комбинированный урок.

Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.

Характеризовать значение размножения клетки.

Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения.

Давать определение понятия «митоз».

Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот.

Давать определение понятия «клеточный цикл».

Называть и характеризовать стадии клеточного цикла.

§ 13, стр.52-55, рис.22, 23.


13.

Контрольная работа.


Урок контроля и оценки знаний.

Оценка знаний по пройденному материалу.

Повторение пройденного материала.


Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне. (15 ч.)

14.

Организм – открытая живая система (биосистема).



Комбинированный урок.

Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция

процессов в биосистеме.

Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме.

Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой.

Объяснять целостность и открытость биосистемы.

Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности.

§ 14, стр.62-64.


15.

Примитивные организмы.


Комбинированный урок.

Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и

неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение

бактерий и вирусов в природе.

Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов.

Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов.

Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения.

§ 15, стр.65-67, рис. 24,25.


16.

Растительный организм и его особенности.


Комбинированный урок.

Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей — корня и побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое.

Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое. Обобщение ранее изученного материала.

Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки.

Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений.

Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения.

§ 16, стр.68-73, рис.26.


17.

Многообразие растений и их значение в природе.


Комбинированный урок.

Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы от дела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой.

Объяснять роль различных растений в жизни человека.

Приводить конкретные примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе.

Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, особенности строения споровых растений.

Называть конкретные примеры споровых растений.

Выделять и обобщать особенности строения семенных растений.

Называть конкретные примеры голосеменных и покрытосеменных.

Различать и называть органы цветкового растения и растений иных отделов на натуральных объектах, рисунках, фотографиях.

§ 17, стр.73-78, рис.30.


18.

Организмы царства грибов и лишайников.


Комбинированный урок.

Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение.

Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников.

Сравнивать строение грибов со строением растений и животных, делать выводы.

Называть конкретные примеры грибов и лишайников.

Сравнивать строение гриба и лишайника, делать выводы.

Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека.

Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе.

§18, стр.78-81, рис.31,32.


19.

Животный организм и его особенности.


Комбинированный урок.

Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по

способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные.

Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных.

Наблюдать и описывать поведение животных.

Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных.

Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных.

§ 19 , стр. 81-84.


20.

Разнообразие животных.


Комбинированный урок.

Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов

беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые.

Выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классификации).

Различать на натуральных объектах, рисунках, фотографиях, таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых домашних животных и животных, опасных для человека.

Объяснять роль различных животных в жизни человека.

Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые, типа Хордовые).

§ 20, стр.85-89, рис.36,38.


21.

Сравнение свойств организма человека и животных.


Комбинированный урок.



Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека.

Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Выявлять и называть клетки, ткани органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах.

Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы.

Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности.

§ 21, стр.90-94.


22.

Контрольная работа.


Урок контроля и оценки знаний.

Оценка знаний по пройденному материалу.

Повторение пройденного материала.


23.

Размножение живых организмов.


Комбинированный урок.

Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений.


Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов.

Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы.

Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира.

Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника.

Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных.

Раскрывать биологическое преимущество полового размножения.

§ 22, стр. 94-97.


24.

Индивидуальное развитие.



Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения.

Давать определение понятия «онтогенез».

Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза.

Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма.

Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона.

Сравнивать и характеризовать значение этапов развития эмбриона.

Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды.

Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением.

Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки.

§ 23, стр.97-101, рис. 46.


25.

Образование половых клеток. Мейоз.


Комбинированный урок.

Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе.

Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов.

Давать определение понятия «мейоз».

Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза.

Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез».

Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза.

§ 24, стр.101-104,рис.49.


26.

Изучение механизма наследственности.


Комбинированный урок.

Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов.

Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в.

Характеризовать этапы изучения наследственности организмов.

Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя.

Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости.

§ 25, стр.105-108.


27.

Основные закономерности наследственности организмов.


Л/р. № 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».


Комбинированный урок.

Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её

проявление в организме.

Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости.

Давать определение понятия «ген».

Давать определения понятий «генотип» и «фенотип».

§ 26, стр.109-112.


28.

Закономерности изменчивости.


Комбинированный урок.

Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная.

Выделять существенные признаки изменчивости.

Называть и объяснять причины наследственной изменчивости.

Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов.

Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости.

Давать определение понятия «мутаген».

§ 27, стр.113-116.


29.

Ненаследственная изменчивость.


Л/р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов».


Комбинированный урок.

Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных.

Выявлять признаки ненаследственной изменчивости.

Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости.

Обобщать информацию и формулировать выводы.

§ 28, стр.116-120, рис.53.


30.

Основы селекции организмов.


Комбинированный урок.

Понятие о селекции. История раз вития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов.

Называть и характеризовать методы селекции.

Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей


§ 29, стр.121-127.


31.

Контрольная работа.


Урок контроля и оценки знаний.

Оценка знаний по пройденному материалу.

Повторение пройденного материала.


Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.(19 ч.)

32.

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.


Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни.

Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни.

Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера.


§ 30, стр.132-134.


33.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.


Комбинированный урок.

Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна.

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы.

Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов.

§ 31, стр.135-138


34.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.


Комбинированный урок.

Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов.

Объяснять роль биологического круговорота веществ.


§ 32, стр. 138-142.


35.

Этапы развития жизни на Земле.


Комбинированный урок.

Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни.

Выделять существенные признаки эволюции жизни.

Различать эры в истории Земли.

Характеризовать причины выхода организмов на сушу.

§ 33,стр.143-146.


36.

Идеи развития органического мира в биологии.


Комбинированный урок.

Возникновение идей об эволюции

живого мира. Теория эволюции

Ж.-Б. Ламарка.

Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии.


§ 34, стр.146-149.


37.

Чарльз Дарвин об эволюции органического мира.



Комбинированный урок.

Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и

естественный отбор. Результаты

эволюции. Значение работ Ч. Дарвина.

Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина.

Характеризовать движущие силы эволюции.

Называть и объяснять результаты эволюции.


§ 35, стр149-153.


38.

Современные представления об эволюции органического мира.


Комбинированный урок.

Популяция как единица эволюции.

Важнейшие понятия современной

теории эволюции.

Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения.

Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов.

Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу.

§ 36, стр.153-157.


39.

Контрольная работа.


Урок контроля и оценки знаний.

Оценка знаний по пройденному материалу.

Повторение пройденного материала.


40.

Вид, его критерии и структура.


Комбинированный урок.

Вид — основная систематическая

единица. Признаки вида как его

критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования.

Выявлять существенные признаки вида.

Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания.

Сравнивать популяции одного вида.

Выявлять приспособления у организмов к среде обитания.

§ 37, стр. 157-160.


41.

Процессы образования видов.


Комбинированный урок.

Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования:

географическое и биологическое.

Объяснять причины многообразия видов.

Объяснять причины двух типов видообразования.

Анализировать и сравнивать примеры видообразования.

§ 38, стр. 160-163.


42.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.


Комбинированный урок.

Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические.

Выделять существенные процессы дифференциации вида.

Объяснять возникновение надвидовых групп.

§ 39, стр.164-167, рис. 71.


43.

Основные направления эволюции.


Комбинированный урок.

Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов.

Давать определения понятиям «биологический прогресс» и «биологический регресс».

Характеризовать направления биологического прогресса.

Объяснять роль основных направлений эволюции.

Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции.

Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.

§ 40, стр.168-174.


44.

Примеры эволюционных преобразовании живых организмов.


Комбинированный урок.

Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований.


Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем.

Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений.

Сравнивать типы размножения у растительных организмов.

Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов.

§ 41, стр. 174-178, рис. 76,77.


45.

Основные закономерности эволюции.


Л/р. № 5 «Приспособленность организмов

к среде обитания».


Комбинированный урок.

Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, адаптации, появление новых видов.


Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости.

Записывать выводы и наблюдения в таблицах.

§ 42, стр.178-181.


46.

Человек – представитель животного мира.


Комбинированный урок.

Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны.

Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид.

Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника.

§ 43, стр.183-185.


47.

Эволюционное происхождение человека.


Комбинированный урок.

Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека.

Характеризовать основные особенности организма человека.

Сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян.

Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека.

§ 44, стр.186-189.


48.

Этапы эволюции человека.


Комбинированный урок.

Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся

этап эволюции человека. Стадии

антропогенеза: предшественники,

человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек. Ранние неоантропы — кроманьонцы.

Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека.

Различать и характеризовать стадии антропогенеза, неоантропа — кроманьонца как человека современного типа.

Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного.

Обосновывать влияние социальных факто ров на формирование современного человека


§ 45, стр. 189-194, рис.87.


49.

Человеческие расы, их родство и происхождение.


Комбинированный урок.

Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас.

Называть существенные признаки вида Человек разумный.

Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания.

Выявлять причины многообразия рас человека.

Характеризовать родство рас на конкретных примерах.

Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный.

§ 46, стр. 194-198.


50.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.


Комбинированный урок.

Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача

Человечества.

Выявлять причины влияния человека на биосферу.

Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу.


§ 47, стр.198-201.


51.

Контрольная работа.


Урок контроля и оценки знаний.

Оценка знаний по пройденному материалу.

Проверка пройденного материала.


Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды.(12 ч).

52.

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.


Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Среды жизни и экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия

жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле.

Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни.

Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания.

Распознавать и характеризовать экологические факторы среды.

§ 48, стр. 207-211, рис.93.


53.

Общие законы действия факторов среды на организмы.


Комбинированный урок.

Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм.

Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Называть примеры факторов среды.

Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника.

Выделять экологические группы организмов.

§ 49, стр. 211-215.


54.

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

Л/р № 6 «Оценка качества окружающей среды».



Комбинированный урок.

Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов.

Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов.

Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций.

Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа».


§ 50, стр. 215-219.


55.

Биотические связи в природе.


Комбинированный урок.

Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пи щи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей.

Выделять и характеризовать типы биотических связей.

Объяснять многообразие трофических связей.

Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, приводить их примеры.

Объяснять значение биотических связей.

§ 51, стр. 220-223.


56.

Популяции.


Комбинированный урок.

Популяция — особая надорганизменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной

структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность.

Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида.

Объяснять территориальное поведение особей популяции.

Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции.

Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций.

§52, стр. 224-227, рис.99.


57.

Функционирование популяции в природе.


Комбинированный урок.

Демографические характеристики

популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция

численности популяции.

Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе.

Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции.

Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы.


§ 53, стр.228-231.


58.

Сообщества.


Комбинированный урок.

Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и по ток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе.

Выделять существенные признаки природного сообщества.

Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши.

Понимать сущность понятия «биотоп».

Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз».

§ 54, стр. 231-235, рис. 233


59.

Биогеоценозы экосистемы и биосфера.


Комбинированный урок.


Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот

веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере.

Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза.

Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.

Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.


§ 55, стр. 215-240, рис.104,106.


60.

Развитие и смена биогеоценозов.


Комбинированный урок.

Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ.

Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов.

Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы.

Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

§ 56, стр. 240-243.


61.

Основные законы устойчивости

живой природы.


Комбинированный урок.

Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряженная численность

их видов, круговорот веществ

и поток энергии, цикличность процессов.

Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем.

Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы.

Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах.

Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность».

§ 57, стр.234-247, рис.108.


62.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.


Л∕р № 6 «Оценка качества окружающей

среды».


Отношение человека

к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение

природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое

образование населения.

Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере.

Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом.

Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе.

Выявлять и оценивать и степень загрязнения помещений.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

§ 58, стр.247-250.


63.

Обобщение и систематизация знаний.


Урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Краткое подведение итогов содержания курса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение достижений обучающихся

по усвоению материалов курса биологии 9 класса.

Отвечать на итоговые вопросы. Обсуждать проблемные вопросы по материалам курса биологии 9 класса.


64.

Итоговая контрольная работа.


Урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Краткое подведение итогов содержания курса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение достижений обучающихся

по усвоению материалов курса биологии 9 класса.



Итого: 64 часа.





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!