СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОБЖ 7 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 7 классе  основной школы в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1час.

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Настоящая рабочая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Реализация данной программы позволит привить детям знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОБЖ 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей истории и

общественных наук

Руководитель__________

Лисина А.В.

заместитель директора по УВР_____________ Ермолаева М.Л.

директор МБОУ гимназия №44


__________Жуковская-Латышева Л.С.

протокол № __ от «__» августа 2018г.

« » сентября 2018г.

приказ №___ от «___» сентября_2018г



Рабочая программа


Наименование учебного предмета

Основы безопасности жизнедеятельности

Класс

7

Уровень общего образования

среднее общее образование

Учитель

Рыжов Всеволод Геннадиевич

Срок реализации программы, учебный год

2018-2019

Количество часов по учебному плану

всего 34 часа в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе: « Программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 классы,-М. «Просвещение «, 2012


  • Учебник. :А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс, М.: Просвещение, 2012


Рабочую программу составил(а)________________ Рыжов В.Г.

расшифровка подписи



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 7 класса, разработана в соответствии с требованиями

  • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • СанПиН 2.1.2.2631-10 (с изменениями на 27 января 2014 года)

  • Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  • Федерального закона «Об охране окружающей природной среды»;

  • Федерального закона «О пожарной охране»;

  • Федерального закона «О гражданской обороне»;

  • Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»

  • Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 9 классы» под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2012

  • Письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 21.04.2007 г. М: 03-898 «Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»».

Цели курса:

  • Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;

  • Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;

  • Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

  • Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;

  • Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;

  • Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.

Основные задачи,

решение которых обеспечивает достижение цели:

дать:

  • знания о здоровье и ЗОЖ;

  • знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;

научить:

  • говорить, слушать, искать знания;

  • оказать помощь;

воспитать:

  • культуру мышления;

  • культуру общения;

формировать:

  • достоинство, нравственные убеждения;

развить:

  • способности, память, внимание, самоконтроль.


Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности при модульной структуре содержания предмета.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.


Учебные модули

М -1

М - 2

М -3

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Обеспечение военной безопасности государства

Разделы

Р-1

Основы комплексной безопасности

Р-4

Основы здорового образа жизни

Р-6

Основы обороны государства


Р-2

Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера

Р-5

Основы медицинских знаний

Р-7

Основы военной службы

(в т.ч.учебные сборы)

Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ





Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

  • последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

  • сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях;

  • уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности;

  • сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях;

  • более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;

  • эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у обучаемых целостностной картины окружающего мира;

  • более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам.

В качестве учебно-методического комплекта используются:

  • Рабочие программы для общеобразовательных учреждений по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов» (основная школа, средняя (полная школа): предметная линия учебников под общей редакцией Смирнова А.Т. М.:Просвещение, 2012.

  • Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2013 г. Учебник для 7 класса «Основы безопасности жизнедеятельности», включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.

  • Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебно-наглядное пособие для 7 классов М.: «Просвещение», 2009г.

  • Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г. .

  • Первая доврачебная помощь: Учебное- наглядное пособие. М: Просвещение, 2007


Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 7 классе основной школы в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час.

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Настоящая рабочая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Реализация данной программы позволит привить детям знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 7 классе

ученик должен:

знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать знания и умения в практической деятельности для:

  • выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

  • соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;

  • безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


  1. Учебно-тематический план


темы

Кол-во

часов

№ уроков

Раздел / тема урока

Контроль

М – 1

Основы безопасности личности, общества и государства

Р – 1

Основы комплексной безопасности

1

4

1-4

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера


1.

Различные природные явления.



Общая характеристика природных явлений.


2.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.



Обобщающий урок по разделу

1

2

1

5

ЧС геологического происхождения


3.

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.


3

2

6-7

ЧС метеорологического происхождения



Ураганы и бури. Причины их возникновения и возможные последствия.


4.

Смерчи.


4

4

8-11

ЧС гидрологического происхождения



Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Действия населения при наводнении.


5.

Сели и их характеристика.



Цунами и их характеристика.


6.

Снежные лавины.


5

4

12-15

Природные пожары и ЧС биолого-социального происхождения



Лесные и торфяные пожары и их характеристика.


7.

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.



Эпизоотии и эпифитотии.


8.

Обобщающий урок по разделу

1

Р – 2

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

6

3

16-18

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения



Защита населения от последствий землетрясений.


9.

Последствия извержения вулканов. Защита населения.



Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.


7

1

19

Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения


10.

Защита населения от последствий ураганов и бурь


8

3

20-22

Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения



Защита населения от последствий наводнений.


11.

Защита населения от последствий селевых потоков.



Защита населения от цунами.


9

2

23-24

Защита населения от природных пожаров


12.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.



Обобщающий урок по разделу

1

Р - 3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.

10

3

25-27

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму


13.

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.



Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.


14.

Обобщающий урок по разделу

1

М – 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Р – 4

Основы здорового образа жизни

11

4

28-31

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека



Психологическая уравновешенность.


15.

Стресс и его влияние на человека.



Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.


16.

Обобщающий урок по разделу

1

Р – 5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

12

4

32-35

Первая помощь при неотложных состояниях



Общие правила оказания первой помощи и транспортировки пострадавшего..


17.

Оказание первой помощи при наружном кровотечении.



Оказание первой помощи при ушибах и переломах.


18.

Обобщающий урок по разделу

1

35 часов

6


  1. Содержание учебного курса


Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 часов)

Различные природные явления и причины их возникновения. Строение оболочки земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Основные природные явления по месту их возникновения.

Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Опасные ситуации природного характера. Общие понятия и определения. Стихийные бедствия.

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Возможные последствия землетрясений. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Как подготовиться к землетрясению. Как вести себя во время землетрясения. Как действовать после землетрясения

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны - причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения. Характеристика наводнений по причинам их возникновения. Характеристика наводнений по их масштабу и нанесённому материальному ущербу. Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита населения от селевых потоков.

Цунами и их характеристика. Причины возникновения цунами, их возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами.

Причины возникновения снежных лавин, возможные последствия. Защита населения. Примеры трагических последствий.

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.


Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (9 часов)

Основные принципы защиты населения от землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защита от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.

Опасные явления, возникающие во время извержения вулкана. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Обвалы и оползни, причины их возникновения. Классификация оползней и обвалов по занимаемой ими площади. Последствия оползней и обвалов.

Организация защиты населения от последствий обвалов, оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и оползней .

Мероприятия по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещение и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового оповещения о приближении урагана или бури.

Опасность, которую представляют наводнения для жизнедеятельности человека. Общие профилактические мероприятия по защите населения от наводнения. Оперативные мероприятия по проведению спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

Общие мероприятия по защите населения от последствий селевых потоков. Профилактические мероприятия по защите населения, проживающего в селеопасных районах. Рекомендации специалистов МЧС по безопасному поведению в селеопасных районах.

Основные мероприятия по защите населения от цунами. Рекомендации специалистов МЧС по правилам безопасного поведения во время и после цунами. Комплекс мероприятий по защите населения от цунами.

Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Система охраны лесов. Правила поведения при пожаре в лесу.


Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 часа).

Характеристика терроризма как преступления, не имеющего оправдания и представляющее одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России. Определения своих возможностей безопасного поведения. Отработка вариантов поведения при угрозе возникновения теракта.

Выработка отрицательного отношения к любым видам террористической деятельности. Выработка привычек, способствующих профилактике вовлечения в террористическую деятельность.


Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 часов).

Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей

Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.

Развитие человека в подростковом возрасте. Подростковый возраст – период возрастного кризиса. Функциональные расстройства организма подростка. Роль семьи и родителей в социальном развитии подростка. Конфликтные ситуации.


Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа).

Первая медицинская помощь и её назначение. Общий порядок в оказании первой медицинской помощи. Ситуации, в которых необходимо вызывать «скорую помощь». Общие рекомендации при транспортировке пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего.

Определение ПМП Порядок действий оказывающего первую медицинскую помощь. Ситуации, при которых необходимо вызывать «скорую помощь»

Оказание первой помощи при ушибах, переломах и травме предплечья и голеностопного сустава.


  1. Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ по разделам и темам программы (7 класс)

(1час в неделю, всего 35 часов)


№№ урока

План-дата

Факт- дата

Кол-во часов

Тема урока

Содержание

Тип урока

Виды

контроля

Информационные технологии

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 часов)

1.



1

Различные природные явления.

Различные природные явления и причины их возникновения. Строение оболочки земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Основные природные явления по месту их возникновения.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Общая характеристика природных явлений.

Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

2.



1

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

Опасные ситуации природного характера. Общие понятия и определения. Стихийные бедствия.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Обобщающий урок по разделу

Проверка знаний по разделу «Основы комплексной безопасности»

Комплексный

Тест


3.



1

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Возможные последствия землетрясений. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Как подготовиться к землетрясению. Как вести себя во время землетрясения. Как действовать после землетрясения

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Ураганы и бури. Причины их возникновения и возможные последствия.

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны - причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

4.



1

Смерчи.

Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Действия населения при наводнении.

Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения. Характеристика наводнений по причинам их возникновения. Характеристика наводнений по их масштабу и нанесённому материальному ущербу.

Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

5.



1

Сели и их характеристика.

Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита населения от селевых потоков.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Цунами и их характеристика.

Цунами и их характеристика. Причины возникновения цунами, их возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

6.



1

Снежные лавины.

Причины возникновения снежных лавин, возможные последствия. Защита населения. Примеры трагических последствий.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

7.



1

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.

Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Эпизоотии и эпифитотии.

Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

8.



1

Обобщающий урок по разделу

Проверка знаний по разделу «ЧС природного и техногенного характера»

Комплексный

Тест


Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (9 часов)




1

Защита населения от последствий землетрясений.

Основные принципы защиты населения от землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защита от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

9.



1

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Опасные явления, возникающие во время извержения вулкана. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Обвалы и оползни, причины их возникновения. Классификация оползней и обвалов по занимаемой ими площади. Последствия оползней и обвалов.

Организация защиты населения от последствий обвалов, оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и оползней .

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

10.



1

Защита населения от последствий ураганов и бурь

Мероприятия по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещение и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового оповещения о приближении урагана или бури.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Защита населения от последствий наводнений.

Опасность, которую представляют наводнения для жизнедеятельности человека. Общие профилактические мероприятия по защите населения от наводнения. Оперативные мероприятия по проведению спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

11.



1

Защита населения от последствий селевых потоков.

Общие мероприятия по защите населения от последствий селевых потоков. Профилактические мероприятия по защите населения, проживающего в селеопасных районах. Рекомендации специалистов МЧС по безопасному поведению в селеопасных районах.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Защита населения от цунами.

Основные мероприятия по защите населения от цунами. Рекомендации специалистов МЧС по правилам безопасного поведения во время и после цунами. Комплекс мероприятий по защите населения от цунами.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

12.



1

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Система охраны лесов. Правила поведения при пожаре в лесу.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Обобщающий урок по разделу

Проверка знаний по разделу «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»

Комплексный

Тест


Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 часа).

13.



1

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Характеристика терроризма как преступления, не имеющего оправдания и представляющее одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России. Определения своих возможностей безопасного поведения. Отработка вариантов поведения при угрозе возникновения теракта.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.

Выработка отрицательного отношения к любым видам террористической деятельности. Выработка привычек, способствующих профилактике вовлечения в террористическую деятельность.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

14.



1

Обобщающий урок по разделу

Проверка знаний по разделу «ЧС техногенного характера и их возможные последствия»

Комплексный

Тест


Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 часов).




1

Психологическая уравновешенность.

Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

15.



1

Стресс и его влияние на человека.

Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Развитие человека в подростковом возрасте. Подростковый возраст – период возрастного кризиса. Функциональные расстройства организма подростка. Роль семьи и родителей в социальном развитии подростка. Конфликтные ситуации.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

16.



1

Обобщающий урок по разделу

Проверка знаний по разделу «Основы здорового образа жизни»

Комплексный

Тест


Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа).




1

Общие правила оказания первой помощи и транспортировки пострадавшего..

Первая медицинская помощь и её назначение. Общий порядок в оказании первой медицинской помощи. Ситуации, в которых необходимо вызывать «скорую помощь». Общие рекомендации при транспортировке пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

17.



1

Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

Определение ПМП Порядок действий оказывающего первую медицинскую помощь. Ситуации, при которых необходимо вызывать «скорую помощь»

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока




1

Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

Оказание первой помощи при ушибах, переломах и травме предплечья и голеностопного сустава.

Изучение нового материала

Текущий

Презентация по теме урока

18



1

Обобщающий урок по разделу

Проверка знаний по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»

Комплексный

Тест


Всего за год 35 уроков






  1. Контрольно-измерительные материалы


Формы контроля и возможные варианты его проведения

Контроль усвоения пройденного материала проводится путём написания тестовых работ после прохождения каждого раздела программы.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы в форме тестов проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов.

Оценка письменных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности






















  1. Перечень учебно-методического обеспечения


Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор

Цифровые образовательные ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

 

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru

"Сеть творческих учителей"

www.it-n.ru



  1. Список литературы


Законодательная база

  • Законодательные акты и нормативные правовые документы

  • Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (последняя редакция).

  • Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция).

  • Федеральный закон «Об обороне» (последняя редакция).

  • Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция).

  • Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция).

  • Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).

  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).

  • Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция).

  • Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).

  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 года № 116).

  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года).

  • Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116).

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 го (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537).

  • Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690).

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция).

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).

  • Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).

  • Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

  • Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).


Основная и дополнительная литература.

  • Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие: 8-10 кл. /

  • В.Г.Бубнов,Н.В.Бубнова - М.: изд. «Астрель», 2005 .

  • Мардельфельд В.Л.500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособие для учителя/В.Л.Мардельфельд. – СПб.:Просвещение, 2004 г0д.

  • Миронов С.К.,Миронов В.К. ,Т.А.Карташёва. УМК.Тесты по основам безопасности жизнедеятельности: к любому из действующих учебников:

  • 5 – 9 кл/ М.:Издательство «Экзамен»,2011.

  • Подолян Ю.П. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ:5-й класс под ред. ВоробьёваЮ.Л./ М.: изд.Астрель,2010 год.

  • Противодействие терроризму: учеб.-метод.пособие/под общей редакцией Ю.С.Паткевича.- Ижевск: Удмуртия, 2004 г.

  • Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасностьпешеходов,пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл./А.Л.Рыбин, М.В.Маслов; под ред.А.Т.Смирнова. – М.:Просвещение, 2008.

  • Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль: 5-9 кл. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников,М.В.Маслов; под ред.А.Т.Смирнова – М.:Просвещение, 2010г

  • СмирновА.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.Учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин под ред.Смирнова А.Т.-М.:Просвещение, 2011.

  • Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. учеб.для общеобразоват. Учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред.А.Т.Смирнова. – 4-е изд.-М.: Просвещение,2013

  • Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России /под ред. А.А.Кокорева. – М.:Просвещение,2011



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!