Дата №п/п | Наименование темы уроков | Содержание учебных элементов | Число часов | Типы уроков | Повторение, подготовка к ЕГЭ | Учебное оборудование, учебно-методические пособия | Межпредметные связи | Формируемые общеучебные умения и способы деятельности |
1 2-3 | Введение в экономическую и социальную географию мира. Современные методы географических исследований. Источники географической информации Практическая работа 1. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме. | Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. | 1 2 | Вводная лекция Практикум | | Карты: политическая мира, полушарий,атлас. Дополнительная литература | Математи-ка. Графики, диаграммы | Слушать, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, внимательное восприятие информации. Уметь работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами |
Количество часов, отводимых на занятия в форме лекции- 1 , практикума- 2 |
4 | Диагностическая контрольная работа на входе | | 1 | Тестовая контрольная работа | | | | Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, самостоятельно организовывать учебную деятельность; сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям |
Раздел I. Общая экономико-географическая характеристика мира (28часов). Тема1. Политическое устройство мира (4 часа) |
5-6 7 8 | Современная политическая карта мира. Типология стран. Государственный строй и устройство стран мира. Международные отношения и политическая карта мира. Геополитика. Зачет по теме «Политическая карта мира» | Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Государственный строй и устройство стран мира. Международные отношения и политическая карта мира. Геополитика. | 2 1 1 | Лекция Лекция Урок-зачет | Задания разного уровня сложности по тестам | Карты: политическая мира, полушарийатлас. Таблицы. Визитные карточки стран на форзаце учебника Проектор, слайды Тестовые задания на каждого ученика | История 9кл. Основные черты формирования политической карты мир | Слушать, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, внимательное восприятие информации Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, самостоятельно организовывать учебную деятельность; сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям |
Количество часов, отводимых на занятия в форме лекции- 3, зачета-1 |
Тема2. Природа и человек в современном мире. (6часов) |
9 10 11 12-13 14 | Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы Практическая работа 2. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. География мировых природных ресурсов Основные типы природопользования. Источники загрязнения природной среды. Зачет по теме: «Природа и человек в современном мире», | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Учащиеся должны уметь составлять характеристики обеспеченности мира и отдельных регионов исчерпаемыми ресурсами; оценивать обеспеченность мира, отдельных регионов и стран различными видами ресурсов. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование. Источники загрязнения окружающей среды. Выявление районов острых геоэкологических ситуаций.
| 1 1 1 2 1 | Лекция Практикум Практикум Семинар Урок-зачет | | Карты: природные ресурсы мира, учебник, атлас Проектор, слайды Карты: природные ресурсы мира, учебник, атлас, статистический материал Проектор, слайды | | Слушать, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, внимательное восприятие информации Уметь работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами Уметь работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами |
Количество часов, отводимых на занятия в форме лекции - 1, практикума - 2, семинара- 2, зачета-1 |
Тема 3. Население мира (6 часов) |
15 16-17 18 19 20 | Численность, движение и размещение населения мира. Структура населения Урбанизация как всемирный процесс. Практические работы 3. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Зачет по теме: «Население мира» | Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Географические особенности размещения населения. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Урбанизация как всемирный процесс. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Основных показатели уровня и качества жизни населения | 1 2 1 1 1 | Лекция Лекция Самостоятельная работа Практикум Урок-зачет | Задания разного уровня сложности по теста | Карты: политическая мира, атлас. Таблицы. Визитные карточки стран на форзаце учебника Проектор, слайды Тестовые задания на каждого ученика | География,7кл. Расовый состав населения и распространение больших рас | Слушать, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, внимательное восприятие информаципоиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах, согласование и координация деятельности с другими ее участниками. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, самостоятельно организовывать учебную деятельность; сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям |
Количество часов, отводимых на занятия в форме лекции- 3, самостоятельной работы-1, практикума -1, зачета-1 |
Тема 4. География мирового хозяйства (12 часов) |
21 22 23 24 25 26 27-28 29 30 31 32 | Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства География промышленности мира. Топливно-энергетический комплекс мира Металлургическая промышленность Машиностроение мира Химическая, лесная, легкая промышленность География мирового сельского хозяйства и рыболовства География транспорта Внешние экономические связи. Практическая работа 4. Определение стран–экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Зачет по теме: «География мирового хозяйства» | Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. География промышленности мира. Место промышленности в экономике. Структура промышленности современного мира. Основные черты и факторы размещения мировой нефтяной, газовой и угольной промышленности и электроэнергетики, горнорудной, металлургической, химической и лесной промышленности; машиностроения и легкой промышленности; главные страны-экспортеры; крупнейшие промышленные районы мира. География мирового сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Международный туризм. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно - финансовых отношений. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. | 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 | Лекция Самостоятельная работа Лекция Лекция Практикум Практикум Лекция Практикум Лекция Практикум Урок-зачет | | Карты: политическая мира, атлас. Таблицы. | История 6-7кл. Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта в период новой истории Биолог.,7клПроисо-ждение культурных расте-ний. Химия, 9-10кл. Состав и свойства нефти, природные соединения железа и алюминия | Составлять план, тезисы, конспект, определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов. Уметь работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами, согласование и координация деятельности с другими ее участниками. Применять в разных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты и другую информацию; осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение; составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников; владеть основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности. |
Количество часов, отводимых на занятия в форме лекции- 6, самостоятельной работы-1, практикума -4, зачета-1 |
Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (2 часа) |
33-34 | Глобальные проблемы человечества | Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. | 2 | Практикум | | Карты атласа, дополнит. литература | | Владеть основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности. |
35 | Итоговая контрольная работа. | | 1 | Тестовая контрольная работа | | | | Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, самостоятельно организовывать учебную деятельность; сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям |
Итоговое количество часов, отводимых на занятия в форме лекции- 14, самостоятельной работы-2, практикума -11, семинара-2, зачета-4, контрольной работы-2