№ п/р | Тема урока | Элементы содержания | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Общие сведения о языке. Введение. Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. | Основные разделы науки о языке. Введение. Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. | 1 | | |
2 | Роль языка в жизни человека и общества. Общие сведения о русском языке (. упр.1-10) | Роль языка в жизни человека и общества. Общие сведения о русском языке. | 1 | | |
3-4 | Р.Р. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? Диалог и монолог. Как вести беседу? §. 1, 2, 3, 4. | Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог). Культура речи. Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. | 2 | | |
5 | . Русский язык – один из богатейших языков мира. | Русский язык – один из богатейших языков мира. | 1 | | |
6-7 | . Вводный курс. Орфография. Орфограмма. (упр.11-19) | Орфография. Орфограмма. | 2 | | |
8-9 | Правописание безударных гласных в корне слова упр. (.20-30) | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 | | |
10 | Правописание безударных гласных в приставках. Приставки и предлоги. Упр. (31-36) | Правописание безударных гласных в приставках. Приставки и предлоги. | 1 | | |
11 | Правописание гласных и, а, у после шипящих (упр.37-41) | Правописание гласных и, а, у после шипящих. | 1 | | |
12 | Правописание глухих и звонких согласных. (упр.42-43) | Правописание глухих и звонких согласных. | 1 | | |
13 | Правописание непроизносимых согласных. (упр.44-47) | Правописание непроизносимых согласных. | 1 | | |
14 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. (упр.48-51) | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | 1 | | |
15 | Контрольный диктант. | Контрольный диктант. | 1 | | |
16 | Анализ диктанта, работа над ошибками. | Анализ диктанта, работа над ошибками. | 1 | | |
17 Р.Р | Текст. Что такое текст? §5 | Текст как продукт речевой деятельности. | 1 | | |
18 Р.Р | Что значит писать и говорить на тему? §6 | Формально-смысловое единство и коммуникативная направленность текста: тема текста | 1 | | |
19 | Морфология и орфография Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. (упр.52-57) | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | |
20-21 | Морфологические признаки имени существительного. (§4 упр.58-73) | Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного. Имена существительные собственные. Склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний | 2 | | |
22-23 | Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных. §5 упр.74-77 | Имя прилагательное. Связь прилагательного с существительным. Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | 2 | | |
24 | Контрольный диктант | Контрольный диктант | 1 | | |
25 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | 1 | | |
26 | Р.Р. Главное в тексте идея, основная мысль. §7 | Формально-смысловое единство и коммуникативная направленность текста: идея текста. | 1 | | |
27-32 | Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола Правописание гласных перед л и в окончаниях глаголов. Буква ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Не с глаголами, тся ться в глаголах. §6 упр.79-114 | Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола Правописание гласных перед л и в окончаниях глаголов. Буква ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Не с глаголами, тся ться в глаголах. | 6 | | |
33-34 | Р.Р. Подробное изложение по рассказу Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок». §7 упр.54. | Изложение содержания прочитанного текста (подробное). | 2 | | |
35 | Наречие. §7 упр.115-127 | Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку. | 1 | | |
36-37 | Местоимение. §8 упр.128-139 | Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределённые кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределённых местоимениях. | 2 | | |
38-39 | Служебные части речи. Понятие о предлоге. §10 упр.140-147 | Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными. | 2 | | |
40-41 | Союз. §11 упр.148-156 | Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. | 2 | | |
42 | Частицы. §12 упр.157-165 | Частица. Частицы не, бы(б), ли(ль), же(ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами. | 1 | | |
43 | Повторим изученное в разделе» Морфология и орфография» упр.166-180 | Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» | 1 | | |
44 | Контрольный диктант. | Контрольный диктант. | 1 | | |
45 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
46 | Р.Р. Для чего нужен план? §8 | Простой план. | 1 | | |
47 | Р.Р. Написание сочинения по картинкам.» Медведь и черепахи» упр.59. | Написание сочинения. | 1 | | |
48-49 | Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Пунктуационный разбор. §13 упр.181-195 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 2 | | |
50 | Признаки предложения. §14 упр.196-200 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. | 1 | | |
51-52 | Виды предложений по цели высказывания. §15 упр.201-212 | Виды предложений по цели высказывания. | 2 | | |
53-54 | Виды предложений по эмоциональной окраске. Связь предложений в тексте. §16 упр.213-218 | Невосклицательные и восклицательные предложения Знаки препинания в конце предложения. | 2 | | |
55 | Р.Р. Как связать предложения в тексте? §9 | Понятие о параллельной связи предложений в тексте. | 1 | | |
56 | Р.Р. Как связать предложения в тексте? §9 | Понятие о последовательной связи предложений в тексте. | 1 | | |
57 | Члены предложения. Упр.219-225 | Члены предложения: главные и второстепенные. | 1 | | |
58-61 | Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. §17 упр.226-243 | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). | 4 | | |
62-63 | Р.Р. Всегда ли мы читаем одинаково? §12 | Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым. Обладание приёмами работы с учебной книгой. | 2 | | |
64-68 | Второстепенные члены предложения. §18 упр.244-268 | Второстепенные члены предложения. (определение, дополнение, обстоятельство). | 5 | | |
69 | Контрольный диктант. | Контрольный диктант. | 1 | | |
70 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
71 | Р.Р. Учитесь выразительно читать (интонация, логическое ударение, пауза, звукопись.) §13, 14. | Выразительные средства устной речи. | 1 | | |
72-73 | Смысловое и грамматическое значение словосочетаний. Сочинительные и подчинительные словосочетания. §19,20 упр.269-280. | Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении. | 2 | | |
74- 76 | Предложения с однородными членами. §21 упр281-301. | Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. | 3 | | |
77-78 | Предложения с обращениями. §22 упр.302-311 | Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращением. | 2 | | |
79-80 | Предложения с вводными словами. §23 упр.312-322 | Предложения с вводных слов, (указывающими на уверенность и неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | 2 | | |
81 | Р.Р. Когда и где используют разговорный стиль? §15 | Основные особенности функциональных стилей речи. Характеристика разговорного стиля речи. | 1 | | |
82-88 | Сложное предложение. Сложное предложение: сложносочинённое и сложноподчинённое Сложное предложение: союзное и бессоюзное. Предложения с различными видами связи: придаточное внутри главного. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения §24-26 упр323-340 | Сложное предложение. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. | 7 | | |
89 | Контрольный диктант | Контрольный диктант | 1 | | |
90 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
91 | Р.Р. Научный стиль. §16 | Характеристика научного стиля речи. | 1 | | |
92-94 | Предложения с прямой речью. Диалог. §27,28. Упр.341-355 | Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме. | 3 | | |
95- 96 | Р.Р. Художественный стиль речи. §17.Образные средства языка: сравнение. §2, 6; эпитет; §20 метафора. §.17. | Характеристика художественного стиля речи. | 2 | | |
97 | Обобщение по разделу» Синтаксис и пунктуация» упр.356-365 | Обобщение по разделу» Синтаксис и пунктуация» | 1 | | |
98 | Контрольный диктант | Контрольный диктант | 1 | | |
99 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
100 | Основной курс русского языка. Понятие о литературном языке упр.366-375 | Понятие о литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Культура речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Языковая норма, её функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, стилистические, орфографические.) | 1 | | |
101102 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. . . §31-33 упр.376-389 | Звуки речи. Соотношение звука и буквы. Алфавит. Состав русского алфавита, названия букв. Связь фонетики с графикой и орфографией. Фонетическая транскрипция. | 2 | | |
103 | Гласные и согласные звуки. §34 упр.390-393 | Система гласных звуков. Система согласных звуков. | 1 | | |
104 | Слог. Правила переноса. слов. §35 упр.394-396 | Слог. Перенос слов. | 1 | | |
105 | Ударение. §36 упр.397-401 | Ударение, его разноместность, подвижность при формо и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Культура речи. Виды лингвистических словарей (орфоэпических) и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности коммуникативных качеств и эффективности речи. | 1 | | |
106-107 | Р.Р. Подробное изложение по рассказу К.Г.Паустовского «Первый снег». §17 упр.163 | Изложение содержания прочитанного текста (подробное). | 2 | | |
108-109 | Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм. Правописание безударной гласной в корне слова.упр.402-419 | Понятие орфограммы. Правописание безударной гласной в корне слова. | 2 | | |
110-111 | Гласные буквы после шипящих. §41 упр.-427 | Гласные буквы после шипящих. | 2 | | |
112113 | Гласные буквы после ц. §43 упр.428-434 | Гласные буквы после ц. | 2 | | |
114115 | Р.Р. Написание сочинения по картине. §17 упр.149. | Написание сочинения по картине. | 2 | | |
116-117 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Непроизносимые согласные. §37 упр.435-453 | Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 2 | | |
118 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. §37 упр.454-460 | Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. | 1 | | |
119-120 | Значения букв я, ю, е, ё. Разделительные ь и ъ. §40 упр.461-473. | Способы обозначения [j ʾ] на письме. Значения букв е, ё, ю. я. Правописание ь и ъ. | 2 | | |
121-122 | Повторим изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Упр.474-481 | Применение знаний по фонетике в практике правописания. | 2 | | |
123 | Контрольный диктант. | Контрольный диктант. | 1 | | |
124 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
125 | Р.Р. Как различают типы речи? Повествовать- значит рассказывать. §18,19. | Функционально-смысловые типы текста (повествование). | 1 | | |
126-127 | Основа слова и окончание. §44 упр.490-507 | Основа слова и окончание | 2 | | |
128-129 | Корень слова. Однокоренные слова. Исторические изменения в составе слова. §45 упр.508-521 | Корень слова. Однокоренные слова. Элементы этимологического анализа слова. | 2 | | |
130-131 | Приставки. Суффиксы. §46 упр.522-532 | Приставки. Суффиксы. | 2 | | |
132 | Морфемный разбор слова упр.554-560 | Морфемный анализ слова. | 1 | | |
133-134 | Выборочное изложение по рассказу Б.Житкова «На льдине.». §19 упр.180. | Изложение содержания прочитанного текста (выборочное). | 2 | | |
135-138 | Правописание корней с чередованием а-о.: правописание- лаг, - лож; - кас, - кос; - раст, - ращ, - рос; - гор, - гар; -зор, - зар. §51 упр561-568 | Правописание корней с чередованием а-о. | 4 | | |
139-141 | Правописание корней с чередованием е -и. Правописание корней -бер- -бир -, мер- -мир и др. Буква и в корнях с чередованием я (а) ̸ ̸ им, ин §52 упр.586-604. | Правописание корней с чередованием е -и. | 3 | | |
142 | Р.Р. Как описать предмет? §20 | Функционально-смысловые типы текста (описание). | 1 | | |
143-144 | Правописание согласных и гласных в приставках. Чередование в приставках. § 53 упр.605-625. | Правописание согласных и гласных в приставках. | 2 | | |
145-147 | Правописание приставок, оканчивающихся на з (с) § 53упр.626-638 | Правописание приставок, оканчивающихся на з (с). Правописание приставок роз (рос); раз (рас). | 3 | | |
148 | Буквы ы -и после приставок. § 53 упр.639-643 | Буква ы-и после приставок, оканчивающихся на согласный. | 1 | | |
149-151 | Правописание приставок пре и при. §54 упр.644-664. | Правописание приставок пре и при. | 3 | | |
152 | Р.Р Написание сочинения- описание предмета. §20 упр.189. | Написание сочинения- описание предмета. | 1 | | |
153-155 | Словообразование. Способы словообразования. Соединительные гласные в сложных словах. Сложные и сложносокращённые слова. §47 упр.665-682 | Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Богатство словообразовательной системы русского языка. | 3 | | |
156-157 | Систематизация обобщение изученного в разделе «Морфемика и словообразование. Орфография.» упр.683-687. | Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 2 | | |
158 | Контрольный диктант. | Контрольный диктант. | 1 | | |
159 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
160 | Р.Р. Как описать животное? §21 упр. 201 | Написание сочинения- описание животного. | 1 | | |
161 | Лексикология и фразеология. Лексикология как раздел науки о языке. Словарное богатство русского языка. §55 упр.688-695. | Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. | 1 | | |
162-163 | Лексическое значение слова. Толковые словари русского языка, их использование для уточнения лексического значения слова. §56 упр.696-704 | Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Культура речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка (толковые словари русского языка.) | 2 | | |
164-165 | Однозначные и многозначные слова. §57 упр.705-718 | Однозначные и многозначные слова | 2 | | |
166 | Прямое и переносное значение слова. §58 упр. 719-724. | Прямое и переносное значение слова. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Лексическая сочетаемость. | 1 | | |
167-168 | Р.Р. Подробное изложение по отрывку из рассказа И.С.Тургенева «Муму» § 21 упр.194 | Изложение содержания прочитанного текста (подробное) | 2 | | |
169 | Омонимы. §59 упр.725-728 | Омонимы. Паронимы. Культура речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. (словари омонимов и паронимов русского языка.) | 1 | | |
170-171 | Синонимы. Лексический разбор слова. §60 упр.729-745. | Синонимы. Культура речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. (словари синонимов.) | 2 | | |
172-173 | Антонимы. §61 упр.746-752. | Антонимы. Культура речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. (словари антонимов.) | 2 | | |
174-175 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. §62 упр. 753-759. | Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи. | 2 | | |
176-177 | Историзмы, архаизмы и неологизмы. §63,64 упр.760-772. | Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. | 2 | | |
178-179 | Происхождение лексики русского языка. §65 упр.774-780 | Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки – источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование. | 2 | | |
180 | Р.Р. Рассуждать – значит доказывать. §22 | Функционально-смысловые типы текста (рассуждение). | 1 | | |
181-182 | Фразеологизмы. Фразеологические обороты. §66уп.781-791. | Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Культура речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. (словари фразеологизмов). | 2 | | |
183 | Систематизация и обобщение изученного по разделу .792-797. | Лексический анализ слова. | 1 | | |
184 | Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология.» | Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология.» | 1 | | |
185 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
186 | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения. §22 упр.212,213. | Написание сочинения-рассуждения. | 1 | | |
| Повторение. Упр.798-871. Систематизация и обобщение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи. | Систематизация и обобщение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи. | | | |
187-188 | Фонетика, графика, орфография. Фонетический разбор слова. | Фонетика, графика, орфография. Фонетический разбор слова. | 2 | | |
189-190 | Р.Р. Изложение содержания прослушанного текста (подробное). | Изложение содержания прослушанного текста (подробное). | 2 | | |
191-192 | Словообразование и орфография, состав слова. | Словообразование и орфография, состав слова. | 2 | | |
193-194 | Орфограммы в корнях слов. | Орфограммы в корнях слов. | 2 | | |
195-196 | Орфограммы в приставках. | Орфограммы в приставках. | 2 | | |
197 | Правописание ь и ъ знаков. | Правописание ь и ъ знаков. | 1 | | |
198-199 | О-ё после шипящих. | О-ё после шипящих. | 2 | | |
200-202 | Синтаксис и пунктуация. | Синтаксис и пунктуация. | 3 | | |
203 | Контрольный итоговый диктант. | Контрольный итоговый диктант. | 1 | | |
204 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |