Общее количество часов в год – 170 (из них 34 ч отводятся на уроки чистописания).
Общее количество часов в неделю – 5 (чистописание 1 ч в неделю).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Примечание (методическое сопровождение) |
| Наша речь | 20 | |
| Предложение | 3 | |
1.1 | Знакомство со шмуцтитулом, с. 3. Смысловая и интонационная законченность предложения. Предложение. Словосочетание (без терминологии). Текст как законченное сообщение, состоящее из нескольких предложений. Оформление предложений в устной и письменной речи | 1 | Учебник, ч. 1: с. 4–8 |
1.2 | Предложение, состоящее из одного или нескольких слов | 1 | Учебник, ч. 1: с. 9–11; рабочая тетрадь2, с. 8, упр. 7–8 |
1.3 | Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме | 1 | Дидактический материал1, с. 6, упр. 1; с. 7–9, упр. 2–6. Рабочая тетрадь, с. 3, упр. 1; с. 5, упр. 4–5 |
| Виды предложений по цели высказывания | 7 | |
1.4 | Повествовательные предложения. Восклицательная и невосклицательная интонация | 1 | Учебник, ч. 1: с. 12–14 |
1.5 | Вопросительные предложения. Вопросительная интонация | 1 | Учебник, ч. 1: с. 15–17 |
1.6–1.7 | Побудительные предложения. Оформление предложений в устной и письменной речи, разных по цели высказывания. Работа с разделом «Для любознательных», с. 25 | 2 | Учебник, ч. 1: с. 18–22 |
1.8–1.9 | Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме. Проверим себя (тестовая работа)2. Работа с текстом (подготовка к изложению): определение типа текста, деление текста на части, выделение предложения, которая выражает главный смысл части (рабочая тетрадь, с. 9, упр. 11) | 2 | Учебник, ч. 1: с. 23–25; «Дидактический материал»; рабочая тетрадь (задания по теме «Предложение»). Учебник, ч. 1: с. 26, упр. 4 |
1.10 | Контрольное списывание1 | 1 | Проверочные работы2, с. 3, упр. 1 |
| Звуки и буквы | 50 | |
2.1 | Гласные и согласные звуки. Их обозначение буквами. Знакомство со шмуцтитулом. Буквы – условные знаки для обозначения звуков. Использование знака [ ] для записи звуков | 1 | Учебник, ч. 1: с. 28–30 |
2.2 | Гласные звуки. Их обозначение буквами. Основные гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы] и буквы а, о, у, э, и, ы, их обозначающие. Проверим себя | 1 | Учебник, ч. 1: с. 313–34 |
2.3 | Слоги. Слогообразующая роль гласных. Количество гласных и слогов в слове. Слова односложные, двусложные, трёхсложные | 1 | Учебник, ч. 1: с. 35–38 |
2.4–2.6 | Перенос слов. Деление слов на слоги и для переноса. Правила переноса слов. Проверим себя | 3 | Учебник, ч. 1: с. 39–44; «Дидактический материал»; рабочая тетрадь |
2.7 | Буквы е, ё, ю, я. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Словарные слова: ребята, хорошо | 1 | Учебник, ч. 1: с. 45–47 |
| Ударение | 3 | |
2.8 | Ударные и безударные гласные. Условный знак для обозначения ударения в словах. Ударение и смысл слова | 1 | Учебник, ч. 1: с. 48–51 |
2.9 | Ударение в односложных словах и в словах с буквой ё | 1 | Учебник, ч. 1: с. 52–55 |
2.10 | Место ударения в слове (в начале, в середине, в конце). Подвижность ударения в русском языке. Работа с текстом (редактирование текста, письменные ответы на вопросы по тексту) | 1 | Учебник, ч. 1: с. 56–57 |
2.11 | Алфавит. Азбука. Происхождение и значение терминов «алфавит», «азбука». Количество букв в алфавите. Название и расположение букв в алфавите. Буквы мягкий знак (ь) и твёрдый знак (ъ). Буквы е, ё, ю, я. Работа с разделом «Для любознательных» | 1 | Учебник, ч. 2: с. 124–125 |
2.12 | Согласные звуки. Их обозначение буквами. Различие в произношении гласных и согласных звуков. Буквы гласных звуков | 1 | Учебник, ч. 1: с. 58–62 |
2.13 | Звонкие и глухие согласные звуки. Различие звонких и глухих согласных | 1 | Учебник, ч. 1: с. 63–65 |
2.14 | Парные и непарные согласные звуки. Сходство и различия согласных звуков, парных по звонкости-глухости. Непарные согласные звуки. Словарное слово: лопата | 1 | Учебник, ч. 1: с. 66–70 |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки | 2 | |
2.15 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком (ь). Совпадение и расхождение количества звуков и букв в слове | 1 | Учебник, ч. 1: с. 71, 74 |
2.16 | Произношение согласных перед и. Обозначение на письме мягкости согласных звуков мягким знаком (ь) и буквами е, ё, ю, я. Словарное слово: платок | 1 | Учебник, ч. 1: с. 74–77 |
| Звук [й’] и буква й | 3 | |
2.17 | Мягкий согласный звук [й’]. Деление слов на слоги и для переноса со звуком [й’] | 1 | Учебник, ч. 1: с. 78–80 |
2.18 | Деление слов на слоги со звуком [й’]. Работа с текстом. Текст-описание. Текст-повествование | 1 | Учебник, ч. 1: с. 81–82 |
2.19 | Парные и непарные согласные по твёрдости-мягкости. Словарные слова: русский язык | 1 | Учебник, ч. 1: с. 83–84 |
2.20 | Контрольное списывание | 1 | «Дидактический материал», с. 53, упр. 72 |
| Произношение и обозначение на письме гласных звуков | 7 | |
2.21 | Ударные гласные звуки и их обозначение на письме. Безударные гласные звуки и их обозначение на письме | 1 | Учебник, ч. 1: с. 85–89 |
2.22 | Способы проверки безударных гласных (изменением числа) | 1 | Учебник, ч. 1: с. 89–93 |
2.23 | Изложение | 1 | Рабочая тетрадь, с. 46, упр. 3 |
2.24 | Проверка обозначения на письме безударных гласных. Проверим себя | 1 | Учебник, ч. 1: с. 93–95, 98, упр. 4 |
2.25 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Словарный диктант | 1 | Учебник, ч. 1: с. 95–97 Дидактический материал, с. 132, упр. 1 |
2.26 | Контрольный диктант | 1 | «Дидактический материал», с. 132, упр. 2 |
2.27 | Работа над ошибками | 1 | |
| Произношение и обозначение на письме согласных звуков | 8 | |
2.28 | Произношение и обозначение на письме непарных согласных и парных согласных перед гласными | 1 | Учебник, ч. 1: с. 99–101 |
2.29 | Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова | 1 | Учебник, ч. 1: с. 102–105 |
2.30 | Изложение | 1 | Текст для изложения учитель выбирает из сборников для изложений, используя свой опыт и ориентируясь на особенности класса |
2.31 | Способ проверки парных согласных в конце слова (изменением числа) Словарные слова: завод, машина | 1 | Учебник, ч. 1: с. 106–108 |
2.32 | Проверка обозначения на письме парных согласных в конце слова. Работа с текстом. Письменные ответы на вопросы по тексту. Словарные слова: мороз, сапоги, город | 1 | Учебник, ч. 1: с. 109–110 |
2.33 | Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме. Проверим себя | 1 | «Дидактический материал», рабочая тетрадь (задание по теме «Произношение и обозначение на письме парных согласных»); учебник, ч. 1: с. 111 |
2.34 | Контрольный диктант | 1 | «Дидактический материал», с. 133, упр. 4 |
2.35 | Работа над ошибками | 1 | |
| Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу | 4 | |
2.36–2.37 | Только твёрдые согласные звуки. Сочетания жи – ши | 2 | Учебник, ч. 1: с. 112–117 |
2.38 | Только мягкие согласные звуки. Сочетания ча – ща | 1 | Учебник, ч. 1: с. 117–121 |
2.39 | Только мягкие согласные звуки. Сочетания чу – щу. Словарные слова: класс, дежурный, сахар, молоко, горох | 1 | Учебник, ч. 1: с. 121–123 |
| Сочетания чн, чк, щн | 5 | |
2.40 | Только мягкие согласные звуки. Сочетания чн, чк, щн | 1 | Учебник, ч. 1: с. 124–126 |
2.41 | Работа с текстом. Письменные ответы на вопросы по тексту | 1 | Рабочая тетрадь, с. 43, упр. 6 |
2.42–2.44 | Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме | 3 | «Дидактический материал», с. 54–61, упр. 75–91; рабочая тетрадь, с. 39–43 |
2.45 | Проверим себя | 1 | Учебник, ч. 1: с. 127 |
| Разделительный мягкий знак (ь) | 3 | |
2.46 | Мягкий знак (ь) перед буквами е, ё, ю, я. Роль разделительного мягкого (ь) знака в слове | 1 | Учебник, ч. 1: с. 128–130 |
2.47 | Работа с текстом. Списывание текста с грамматическим заданием | 1 | Рабочая тетрадь, с. 45, упр. 2 |
2.48 | Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме. Проверим себя | 1 | «Дидактический материал», с. 61–67; учебник, ч. 1: с. 134 |
2.49 | Контрольный диктант | 1 | |
2.50 | Работа над ошибками | | |
| Слово | 56 | |
| Части речи | 30 | |
| Имя существительное | 6 | |
3.1 | Знакомство со шмуцтитулом. Лексико-грамматические признаки имени существительного. Словарное слово: берёза | 1 | Учебник, ч. 2: с. 4–6 |
3.2 | Существительные, отвечающие на вопрос к т о? или ч т о? Словарное слово: пенал | 1 | Учебник, ч. 2: с. 7–8 |
3.3 | Изменение существительных по числам | 1 | Учебник, ч. 2: с. 9–11 |
3.4 | Существительные, называющие предметы и явления природы | 1 | Учебник, ч. 2: с. 11–12 |
3.5 | Изложение (обучающее) | 1 | |
3.6 | Проверим себя | 1 | Учебник, ч. 2: с. 22–23, упр. 1, 3–4 |
| Имя собственное | 5 | |
3.7 | Имена собственные: имена, отчества, фамилии людей. Словарное слово: работа | 1 | Учебник, ч. 2: с. 13–15 |
3.8 | Имена собственные: клички животных | 1 | Учебник, ч. 2: с. 16–18 |
3.9 | Имена собственные: названия городов, посёлков, улиц, рек, морей | 1 | Учебник, ч. 2: с. 19–21 |
3.10 | Работа с текстом | 1 | Рабочая тетрадь, ч. 2: с. 61–62, упр. 17 |
3.11 | Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме | 1 | «Дидактический материал», рабочая тетрадь (задания по теме «Имя существительное») |
3.12 | Контрольный диктант | 1 | «Дидактический материал», ч. 2: с. 135, упр. 1–2 |
3.13 | Работа над ошибками | 1 | |
| Глагол | 6 | |
3.14 | Лексико-грамматические признаки глагола. Лексическое значение глагола | 1 | Учебник, ч. 2: с. 24–26 |
3.15–3.16 | Выделение слов–названий действий предметов по вопросам. Вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь? Изменение глаголов по числам | 2 | Учебник, ч. 2: с. 27–34 |
3.17 | Проверим себя | 1 | Учебник, ч. 2: с. 36 |
3.18–3.19 | Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме | 2 | «Дидактический материал, рабочая тетрадь» (задания по теме «Глагол») |
3.20 | Контрольное списывание | 1 | «Дидактический материал», ч. 2: с. 137 (один из диктантов даётся в качестве контрольного списывания) |
| Имя прилагательное | 6 | |
3.21 | Лексико-грамматические признаки прилагательного. Лексическое значение прилагательного. Вопросы к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е? | 1 | Учебник, ч. 2: с. 37–40 |
3.22 | Выделение в тексте слов–названий признаков предметов | 1 | Учебник, ч. 2: с. 41–42 |
3.23 | Изменение прилагательных по числам | 1 | Учебник, ч. 2: с. 43–46 |
3.24 | Прилагательные, близкие по смыслу. Прилагательные, противоположные по смыслу. Синонимы. Антонимы | 1 | Учебник, ч. 2: с. 46–48 |
3.25–3.26 | Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме. Проверим себя | 2 | «Дидактический материал», рабочая тетрадь (задания по теме «Имя прилагательное»). Учебник, ч. 2: с. 49–50 |
| Предлог | 3 | |
3.27 | Значение предлога в речи. Раздельное написание предлога с другими словами. Словарное слово: деревня | 1 | Учебник, ч. 2: с. 51–53 |
3.28 | Употребление предлогов в речи | 1 | Учебник, ч. 2: с. 54–55 |
3.29 | Упражнение в раздельном написании предлогов с другими словами | 1 | «Дидактический материал» (задания по теме «Предлог») |
| Корень слова. Однокоренные слова | 26 | |
| Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах | 4 | |
3.30 | Родственные слова и слова, близкие по смыслу, но не родственные | 1 | Учебник, ч. 2: с. 56–59 |
3.31 | Корень слова. Однокоренные слова | 1 | Учебник, ч. 2: с. 60–62 |
3.32–3.33 | Закрепление и обобщение знаний по теме. Проверим себя | 2 | Дидактический материал (задания по теме «Корень слова. Однокоренные слова»), с. 106–111, упр. 1–13), рабочая тетрадь, с. 74–76, упр. 1–4; учебник, ч. 2: с. 63 |
| Безударные гласные в корне слова | 8 | |
3.34–3.35 | Корень слова. Группы однокоренных слов | 2 | Учебник, ч. 2: с. 64–67 |
3.36 | Безударные гласные в корне слова | 1 | Учебник, ч. 2: с. 68–70 |
3.37 | Произношение и обозначение на письме безударных гласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных в корне слова (изменением формы числа слова или подбором однокоренных слов) | 1 | Учебник, ч. 2: с. 71–74 |
3.38 | Проверка правописания безударных гласных в корне слова. Объяснение способа проверки правописания букв безударных гласных в корне слова | 1 | Учебник, ч. 2: с. 74–75 |
3.39–3.40 | Упражнение в выборе способа проверки правописание букв безударного гласного в корне слова | 2 | Учебник, ч. 2: с. 76–77; «Дидактический материал», с. 112–114, упр. 15–18 |
3.41 | Контрольное списывание | 1 | Проверочные работы, с. 26, упр. 12 |
3.42 | Закрепление и обобщение знаний по теме. Проверим себя | 2 | «Дидактический материал» с. 114–116, упр. 19–22; рабочая тетрадь, с. 76–77, упр. 5–6; учебник, ч. 2: с. 78 |
| Парные согласные в корне слова | 8 | |
3.43–3.44 | Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова | 2 | Учебник, ч. 2: с. 79–83; «Дидактический материал», с. 116–117, упр. 23– 24 |
3.45–3.46 | Способы проверки парных согласных в конце и в середине слова. Орфограмма | 2 | Учебник, ч. 2: с. 84–87; «Дидактический материал», с. 117–119 |
3.47–3.48 | Закрепление и обобщение знаний по теме. Проверим себя | 2 | Рабочая тетрадь, с. 84–88, упр. 16–23; учебник, ч. 2: с. 88 |
3.49 | Контрольный диктант по теме «Корень слова. Однокоренные слова» | 1 | «Дидактический материал», с. 140–141 |
3.50 | Работа над ошибками | 1 | |
| Связь слов в предложении | 10 | |
4.1 | Предложение и группа слов. Главные члены предложения | 1 | Учебник, ч. 2: с. 89–92 |
4.2 | Связь слов в предложении. Словосочетания | 1 | Учебник, ч. 2: с. 92–95 |
4.3–4.4 | Упражнение в определении главных членов предложения. Словарное слово: стакан | 2 | Учебник, ч. 2: с. 96–101 |
4.5 | Контрольное изложение | 1 | |
4.6 | Связь слов в предложении по смыслу, по форме и ПО интонации | 1 | Учебник, ч. 2: с. 101–103 |
4.7–4.8 | Предлог. Место предлога в предложении (к речке, к быстрой речке) | 2 | Учебник, ч. 2: с. 105–107 |
4.9 | Закрепление и обобщение знаний по теме | 1 | Учебник, ч. 2: с. 107–108 |
4.10 | Итоговый контрольный диктант | | |
| Повторение | 10 | |
| Наши проекты | | |
Изучение курса «Русский язык» во 2 классе ориентировано на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Достижение этих результатов осуществляется на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности. Эти виды деятельности представлены в Приложении к календарно-тематическому планированию, включая развитие речи.
№ п/п | Тема | Характеристика видов деятельности учащихся1 |
| НАША РЕЧЬ | |
1 | Предложение (3 ч) | Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи. Определять, что содержит предложение, ч. 1: с. 5, упр. 2; с. 10–11, упр. 13. Сравнивать и различать предложения (группы слов, выражающих законченную мысль) и словосочетания, ч. 1: с. 6, упр. 4; с. 7, упр. 6–7; с. 8, упр. 8. Наблюдать за оформлением предложений в устной и письменной речи, ч. 1: с. 5, упр. 2. Формулировать вывод по результатам наблюдений, ч. 1: с. 5–6, 9, 11. Оформлять самостоятельно предложения на письме, ч. 1: с. 5, упр. 3; с. 6, упр. 4; с. 7, упр. 7; с. 8, упр. 8; с. 10, упр. 11. Анализировать текст, определять его главную мысль и тему текста, ч. 1: с. 10, упр. 10. Составлять рассказ по рисунку (работать в группе): рассматривать рисунок, обсуждать тему текста, выбирать из предложенных заглавий более точное, составлять соответствующие рисунку предложения, располагать их в нужном порядке так, чтобы получился рассказ, ч. 1: с. 9, упр. 9. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Работать с текстом: определять тему текста, озаглавливать текст, ч. 1: с. 10, упр. 10. Составлять рассказ по рисунку, ч. 1: с. 9, упр. 9 |
2 | Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения (7 ч) | Анализировать и определять цель высказывания предложений (сообщение, побуждение к действию, вопрос), ч. 1: с. 12, упр. 15; с. 14, упр. 20; с. 16, упр. 23; с. 17, упр. 25; с. 18, упр. 26; с. 22, упр. 35; с. 23, упр. 37. Наблюдать и устанавливать, с какой интонацией могут произноситься предложения, разные по цели высказывания, ч. 1: с. 13, упр. 17; с. 21, упр. 31. Использовать термины «повествовательное предложение», «побудительное предложение», «вопросительное предложение» в практической деятельности. Соотносить интонацию и знаки препинания в предложениях, разных по цели высказывания, ч. 1: с. 14, упр. 18; с. 15, упр. 22; с. 17, упр. 25; с. 18, упр. 26; с. 19, упр. 28; с. 20, упр. 29; с. 21, упр. 31, 33; с. 22, упр. 36. Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации (работать в паре), ч. 1: с. 18, упр. 27. Речевое развитие: Составлять предложения, разные по цели высказывания и интонации, ч. 1: с. 24, упр. 39. Составлять текст по рисунку, ч. 1: с. 22, упр. 34; с. 24, упр. 39. Определять главную мысль текста, ч. 1: с. 20, упр. 29. Озаглавливать текст, ч. 1: с. 24–25, упр. 41. Составлять по рисунку ответы на вопросы о нашей Родине, о столице нашей Родины, о главной площади Москвы, ч. 1: с. 17, упр. 25 |
3 | Связь слов в предложении (10 ч) (тема представлена во второй части учебника) | Определять, что содержит предложение, ч. 2: с. 89, упр. 1. Объяснять, какая группа слов составляет предложение, ч. 2: с. 90, упр. 3. Объяснять, как связаны слова в предложении, ч. 2: с. 90, упр. 3; с. 96, упр. 17. Анализировать предложения и устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится, ч. 2: с. 90, упр. 4; с. 91, упр. 5. Выделять в предложении главные члены предложения, используя термин «главные члены предложения», ч. 2: с. 91, упр. 6; с. 92, упр. 7; с. 92, упр. 8; с. 93, упр. 9–10; с. 94, упр. 11. Устанавливать связь слов в предложении по вопросам, ч. 2: с. 94, упр. 13; с. 99, упр. 22–23. Выписывать из предложений словосочетания с вопросами, ч. 2: с. 95, упр. 14, 15. Составлять предложения из данных слов, записывать их и выделять главные члены предложения, ч. 2: с. 93, упр. 9–10; с. 97, упр. 18; с. 99, упр. 22. Продолжать рассказ по его началу (работать в паре): подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать продолжение и заглавие текста, выбирать наиболее удачный вариант, выполнять задание письменно, проверять друг у друга правильность письменного выполнения задания, ч. 2: с. 108, упр. 41. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Составлять предложения из слов и словосочетаний, ч. 2: с. 91, упр. 5; с. 93, упр. 10; с. 96, упр. 17; с. 99, упр. 22; с. 100, упр. 25; с. 102, упр. 28; с. 107, упр. 39. Объяснять значение пословиц, ч. 2: с. 89, упр. 1. Определять, на какую тему можно составить предложения из данных слов, ч. 2: с. 93, упр. 9; с. 97, упр. 18. Работать с текстом: определять тип текста, продолжать текст по его началу) ч. 2: с. 102, упр. 29; с. 106, упр. 77. Толковать (объяснять) значение слов и выражений через контекст, в котором они употребляются, через подбор синонимов, ч. 2: с. 97, упр. 19; с. 107, упр. 40. Составлять рассказ по рисунку, ч. 2: с. 105, упр. 35 |
| ЗВУКИ И БУКВЫ (50 ч) | |
1 | Гласные и согласные звуки. Их обозначение буквами (1 ч) | Определять, с какой интонацией произносятся предложения, ч. 1: с. 30, упр. 3–4. Слушать звучащую речь и выделять в звучащей речи отдельные предложения, слова и звуки (гласные и согласные), из которых состоят слова, ч. 1: с. 28, упр. 1. Сравнивать слова–названия предметов, различающиеся одним звуком, ч. 1: с. 29, упр. 2–3. Сравнивать количество звуков и букв в слове, ч. 1: с. 30, упр. 4. Работать в паре: анализировать задание к упражнению, обсуждать, какими согласными звуками могут различаться эти слова, выбирать наиболее удачные варианты выполнения письменных заданий, взаимно проверять результат выполнения работы, ч. 1: с. 29, упр. 3. Речевое развитие: Толковать (объяснять) значение пословиц, ч. 1: с. 30, упр. 5 |
2 | Гласные звуки. Их обозначение на письме (1 ч) | Слушать слова и выделять в них гласные звуки, ч. 1: с. 32, упр. 6. Устанавливать особенность звучания гласных звуков, ч. 1: с. 32, упр. 7. Соотносить основные гласные звуки и буквы, их обозначающие, ч. 1: с. 33, упр. 9; с. 34, упр. 11. Речевое развитие: Толковать (объяснять) значение пословиц, ч. 1: с. 34, упр. 11 |
3 | Слоги (1 ч) | Произносить слова с делением на слоги, ч. 1: с. 35, упр. 13; с. 36, упр. 14; с. 38, упр. 19; с. 37, упр. 17. Наблюдать, какой звук всегда должен быть в слоге, ч. 1: с. 35, упр. 12, 13. Формулировать вывод на основе наблюдений. Устанавливать соотношение количества гласных звуков и слогов в слове, ч. 1: с. 36, упр. 14; с. 37, упр. 16. Работать в паре: анализировать задание, аргументированно объяснять свой вариант ответа, обсуждать и оценивать результат выполнения работы, ч. 1: с. 37, упр. 18. Речевое развитие: Определять эмоциональную окраску слов в соответствии с речевой ситуацией: сторона – сторонка (на примере стихотворения М. Исаковского «Родина») |
4 | Перенос слов (3 ч) | Наблюдать и сравнивать (устанавливать) общее и различное в делении слов на слоги и для переноса, ч. 1: с. 42, упр. 26. Формулировать правила переноса слов, ч. 1: с. 39, упр. 20. Уточнять формулировку правил по учебнику, ч. 1: с. 39. Строить полные ответы на вопросы, ч. 1: с. 43, упр. 28. Использовать правила переноса слов (включая слова с буквами е, ё, ю, я и й) на практике, ч. 1: с. 40, упр. 21, 23; с. 41, упр. 24–25; с. 43, упр. 27. Работать в паре: подготавливать свой вариант выполнения задания, сравнивать и анализировать разные варианты, обсуждать и оценивать результат выполнения задания, ч. 1: с. 40, упр. 22. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по наблюдением за фактами языка. Толковать (объяснять) значение слов, ч. 1: с. 41, упр. 25. Работать с текстом: объяснять, составляют ли данные предложения текст, ч. 1: с. 43, упр. 27 |
5 | Буквы е, ё, ю, я (1 ч) | Произносить слова и выделять в них основные гласные звуки. Называть буквы, обозначающие основные гласные звуки. Слушать слова и устанавливать, какие именно звуки обозначают буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, ч. 1: с. 45, упр. 29–30. Формулировать вывод по результатам звуко-буквенного анализа слов с буквами е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, ч. 1: с. 45, упр. 30. Сопоставлять самостоятельно сделанный вывод с выводом в учебнике, ч. 1: с. 46. Применять сделанные выводы в практической деятельности при выполнении упражнений учебника, ч. 1: с. 46, упр. 31; с. 47, упр. 32. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по наблюдениям за фактами языка. Работать с предложением: составлять предложения из групп слов, ч. 1: с. 47, упр. 32. Объяснять значение слов, ч. 1: с. 45, упр. 30. Отвечать на вопросы по тексту, ч. 1: с. 47, упр. 33. Составлять предложения из групп слов, ч. 1: с. 47, упр. 32 |
6 | Ударение (3 ч) | Слушать слова и выделять в них ударные и безударные гласные звуки. Наблюдать и устанавливать, сколько ударных гласных звуков может быть в слове, ч. 1: с. 48, упр. 34. Наблюдать и устанавливать: смысл слова может зависеть от ударения, ч. 1: с. 50, упр. 37–38; с. 51, упр. 40. Подтверждать примерами формулировку (вывод): «Смысл слова может зависеть от ударения», ч. 1: с. 51, упр. 41. Выделять ударные и безударные звуки в записанных словах, ч. 1: с. 49, упр. 35; с. 57, упр. 50. Продолжать высказывания, данные в учебнике, ч. 1: с. 53, упр. 45. Работать в группе: знакомиться с заданием, распределять обязанности в группе, подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать варианты выполнения задания, оценивать результат работы, выполнять задание письменно. Наблюдать и устанавливать, почему знак ударения не ставится в словах с буквой е и в односложных словах, ч. 1: с. 52, упр. 42–43; с. 53, упр. 44; с. 54, упр. 46–47; с. 55, упр. 48. Речевое развитие: Работать с предложением: составлять предложения из групп слов, ч. 1: с. 55, упр. 48. Работать с текстом: редактировать текст – устанавливать порядок предложений в тексте, ч. 1: с. 56–57, упр. 49 |
7 | Алфавит, азбука (1 ч) | Толковать (объяснять) происхождение терминов «азбука», «алфавит», ч. 2: с. 124, упр. 35. Называть буквы алфавита. Объяснять особенности твёрдого знака (ъ) и мягкого знака (ь); букв е, ё, ю, я. Упражняться в определении порядка букв в алфавите. Использовать знание алфавита в практической деятельности, ч. 2: с. 125, упр. 36–38 |
8 | Согласные звуки. Их обозначение буквами (1 ч) | Определять звуко-буквенный состав слова. Выделять согласные звуки в слове, ч. 1: с. 58, упр. 51; с. 59, упр. 52–53. Соотносить согласные звуки в слове и буквы, их обозначающие, ч. 1: с. 60, упр. 54; с. 61, упр. 55–59; с. 62, упр. 60. Речевое развитие: Строить монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работать с текстом: составлять текст на заданную тему с использованием опорных слов, ч. 1: с. 62, упр. 59 |
9 | Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч) | Различать звонкие и глухие согласные звуки в слове, ч. 1: с. 63, упр. 61; с. 64, упр. 62–64; с. 65, упр. 65, 68 |
10 | Парные и непарные согласные звуки (1 ч) | Сравнивать парные по звонкости-глухости согласные звуки, ч. 1: с. 66, упр. 69; с. 67, упр. 70. Устанавливать сходство и различие согласных звуков, парных по звонкости-глухости, ч. 1: с. 67, упр. 71. Объяснять расположение в таблице букв, обозначающих парные и непарные согласные звуки (по звонкости-глухости), ч. 1: с. 69, упр. 74. Продолжать высказывание, ч. 1: с. 65, упр. 66; с. 68, упр. 77. Выделять в словах парные и непарные согласные звуки и буквы, их обозначающие, ч. 1: с. 69, упр. 75; с. 70, упр. 76–78. Речевое развитие: Толковать (объяснять) значение пословиц, ч. 1: с. 64, упр. 63. Работать с текстом: выборочно списывать текст, ч. 1: с. 70, упр. 76 |
11 | Твёрдые и мягкие согласные звуки (2 ч) | Выделять в слове мягкие и твёрдые согласные звуки, ч. 1: с. 71, упр. 79. Объяснять по таблице, какие согласные могут быть в слове и твёрдыми и мягкими, какие только твёрдыми, какие только мягкими. Объяснять, что значит выражение: «Согласные, парные по твёрдости-мягкости». Наблюдать за тем, как обозначается мягкость согласных на письме, и устанавливать способы её обозначения, ч. 1: с. 72, упр. 80; с. 73, упр. 84; с. 75, упр. 88; с. 76, упр. 89–90. Формулировать самостоятельно вывод о способах обозначения мягкости согласных на письме, ч. 1: с. 77, упр. 92. Объяснять случаи совпадения и расхождения количества звуков и букв в слове, ч. 1: с. 73, упр. 83; с. 74, упр. 86. Использовать знания о способах обозначения мягкости согласных на письме в практической деятельности, ч. 1: с. 73, упр. 82, 84; с. 76, упр. 91; с. 77, упр. 93–94. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Объяснять значение слов и выражений, ч. 1: с. 73, упр. 83; с. 74, упр. 85. Работать с текстом: озаглавливать текст, ч. 1: с. 77, упр. 94 |
12 | Звук [й’] и буква й (3 ч) | Произносить и слушать слова со звуками [и] и [й’], ч. 1: с. 78, упр. 95–96. Сравнивать произношение звуков [и] и [й’] в слове, ч. 1: с. 78, упр. 96. Устанавливать (объяснять) количество слогов в словах со звуками [и] и [й’], ч. 1: с. 79–80, упр. 99–100; с. 82, упр. 104. Работать в паре: подготавливать свои варианты выполнения задания. Совместно обсуждать получившиеся варианты, оценивать результат работы. Выделять в слове мягкие и твёрдые согласные звуки, ч. 1: с. 83, упр. 105–106. Объяснять по таблице, какие согласные могут быть в слове и твёрдыми и мягкими, какие только твёрдыми, какие только мягкими, ч. 1: с. 83–84, упр. 107. Объяснять, что значит выражение: «Согласные, парные по твёрдости-мягкости». Использовать полученные знания в практической деятельности, ч. 1: с. 84, упр. 108–109. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Различать текст-повествование и текст-описание, ч. 1: с. 81, упр. 101–102. Составлять самостоятельно небольшие тексты-описания (работать в паре), ч. 1: с. 82, упр. 103. Списывать выборочно текст с элементами описания, ч. 1: с. 81, упр. 101. Озаглавливать текст, ч. 1: с. 81, упр. 101. Толковать (объяснять) значение пословиц, слов, ч. 1: с. 78, упр. 96; с. 80, упр. 100; с. 84, упр. 108 |
13 | Произношение и обозначение на письме гласных звуков (6 ч) | Анализировать звучащее слово, выделять ударный звук в слове, ч. 1: с. 85, упр. 110; с. 86, упр. 111. Анализировать звучащие слова, выделять в них ударные и безударные звуки, ч. 1: с. 86, упр. 113; с. 87, упр. 114–115; с. 88, упр. 117; с. 89, упр. 118. Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков, ч. 1: с. 85, упр. 110; с. 86, упр. 111; с. 86, упр. 113; с. 87, упр. 115. Формулировать вывод по результатам сравнения. Наблюдать за правописанием слов с безударными гласными, ч. 1: с. 93, упр. 125. Формулировать правило правописания слов с безударными гласными, сравнивать формулировку с правилом в учебнике, ч. 1: с. 92. Продолжать высказывания, данные в учебнике, ч. 1: с. 86, упр. 112; с. 88, упр. 116. Устанавливать способ проверки безударных гласных, ч. 1: с 89, упр. 119; с. 90, упр. 120; с. 91, упр. 121–122. Применять на практике правило и способ проверки правописания безударных гласных в слове, ч. 1: с. 93, упр. 125; с. 94, упр. 126–127; с. 95, упр. 129; с. 97, упр. 134. Наблюдать за правописанием слов с непроверяемыми безударными гласными, ч. 1: с. 96, упр. 131–133. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений и сравнений. Толковать (объяснять) значение выражения через контекст, в котором оно употребляется, ч. 1: с. 96, упр. 130 |
14 | Произношение и обозначение на письме согласных звуков (8 ч) | Анализировать звучащие слова, выделять в них парные и непарные согласные звуки, ч. 1: с. 99, упр. 135; с. 100, упр. 138; с. 101, упр. 140. Сравнивать произношение и обозначение на письме парных и непарных согласных в конце слова, ч. 1: с. 99, упр. 136; с. 100, упр. 139; с. 102, упр. 143; с. 103, упр. 144. Наблюдать за произношением и обозначением на письме парных согласных перед гласными, ч. 1: с. 101, упр. 141–142; с. 104, упр. 146–147. Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных перед гласными, ч. 1: с. 105, упр. 149. Формулировать вывод по результатам сравнения, сравнивать его с выводом, данным в учебнике, ч. 1: с. 105. Устанавливать способ проверки парных согласных в конце слова, ч. 1: с. 106, упр. 151. Формулировать правило правописания парных согласных в конце слова, ч. 1: с. 107. Применять на практике правило и способ проверки правописания парных согласных в конце слова, ч. 1: с. 107, упр. 152–153; с. 108, упр. 154; с. 109, упр. 155; с. 110, упр. 156–158. Работать в паре: подготавливать самостоятельно (или совместно) в паре варианты выполнения задания, аргументировать свой выбор, выполнять задание, обсуждать и оценивать результат выполнения работы, ч. 1: с. 104, упр. 146. Продолжать высказывание, ч. 1: с. 99, упр. 137; с. 103, упр. 145; с. 104, упр. 148. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Толковать (объяснять) значение пословиц, слов и выражений, ч. 1: с. 99, упр. 135; с. 107, упр. 152; с. 110, упр. 157. Составлять предложения из данных групп слов, ч. 1: с. 101, упр. 140. Отвечать на вопросы по тексту, ч. 1: с. 109, упр. 155 |
15 | Сочетания жи – ши, ча – ща, чу –щу (4 ч) | Сочетания жи – ши Анализировать звучащие слова: выделять в словах только твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц], сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи – ши с его обозначением на письме в ударном слоге, ч. 1: с. 112, упр. 159; с. 112, упр. 160; с. 113, упр. 161–162, с. 114, упр. 163–164. Формулировать правило правописания сочетаний жи–ши, сравнивать самостоятельно сформулированное правило с правилом, приведённым в учебнике, ч. 1: с. 115. Применять правила правописания сочетаний жи–ши в практической деятельности, ч. 1: с. 115, упр. 166; с. 116, упр. 167; с. 117, упр. 168–169. Сочетания ча – ща, чу – щу Анализировать слова: выделять в словах только мягкие согласные звуки [ч’] и [щ’], сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях ча – ща, чу – щу с его обозначением на письме в ударном слоге, ч. 1: с. 119, упр. 173; с. 121, упр. 177. Формулировать правило правописания сочетаний ча – ща, чу – щу, сравнивать самостоятельно сформулированное правило с правилом, приведённом в учебнике, ч. 1: с. 119–120, упр. 173; с. 122, упр. 178. Применять правила правописания сочетаний ча – ща, чу – щу в практической деятельности, ч. 1: с. 120, упр. 174–175; с. 121, упр. 176; с. 122, упр. 179; с. 123, упр. 180, 181. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Толковать (объяснять) значение пословиц, ч. 1: с. 117, упр. 168. Произносить орфоэпически правильно гласные и согласные звуки, их сочетания в слове (скороговорки), ч. 1: с. 115, упр. 165; с. 117, упр. 169 |
16 | Сочетания чн, чк, щн (5 ч) | Наблюдать за правописанием слов с сочетаниями чн, чк, щн, ч. 1: с. 124, упр. 182–183. Формулировать правило правописания слов с сочетаниями чн, чк, щн, сравнивать его с правилом, данным в учебнике, ч. 1: с. 125. Применять правило правописания сочетаний чн, чк, щн в практической деятельности, ч. 1: с. 125, упр. 184–185; с. 126, упр. 186. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Работать с предложением: составлять предложения из групп слов, ч. 1: с. 126, упр. 186. Работать с деформированным текстом: выделять предложения в тексте, ч. 1: с. 125, упр. 185. Произносить орфоэпически правильно гласные и согласные звуки, их сочетания в слове (скороговорки), ч. 1: с. 123, упр. 180 |
17 | Разделительный мягкий знак (ь) (3 ч) | Анализировать звучащие слова: выделять мягкие согласные в словах, наблюдать за произношением (слитное или раздельное) согласного и следующего за ним гласного звука в словах типа семя – семья, ч. 1: с. 128, упр. 187. Объяснять употребление разделительного мягкого знака (ь) в словах, ч. 1: с. 129, упр. 188; с. 130, упр. 190. Сравнивать произношение и написание слов типа семя – семья, полёт – польёт, ч. 1: с. 129, упр. 189. Использовать знания о правописании слов с разделительным мягким знаком (ь), ч. 1: с. 130, упр. 191; с. 131, упр. 192–193; с. 132, упр. 195. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Толковать (объяснять) значение пословиц, ч. 1: с. 130, упр. 190. Объяснять роль выразительных средств (антонимов), использованных в пословицах, ч. 1: с. 130, упр. 190 |
| СЛОВО (56 ч) | |
| Части речи (30 ч) | |
18 | Имя существительное (6 ч) | Выделять в тексте (предложении) слова, отвечающие на вопросы к т о э т о? или ч т о э т о?, ч. 2: с. 4, упр. 1–2; с. 5, упр. 3; с. 6, упр. 5–6; с. 7, упр. 7; с. 8, упр. 9. Использовать термин «имя существительное». Определять по лексико-грамматическим признакам, является ли слово именем существительным, ч. 2: с. 11, упр. 15; с. 12, упр. 16–17. Различать существительные, отвечающие на вопросы к т о? или ч т о?, ч. 2: с. 7, упр. 8; с. 8, упр. 10; с. 9, упр. 11. Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по числам, ч. 2: с. 9, упр. 12; с. 10, упр. 13. Формулировать вывод по результатам наблюдений и сравнивать его с выводом, данным в учебнике, ч. 2: с. 10, 11. Определять и изменять форму числа имени существительного, ч. 2: с. 10, упр. 14. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Работать над предложением: составлять предложение из групп слов, ч. 2: с. 10–11, упр. 14. Работать с текстом: – определять тип текста (текст-описание, текст-повествование), ч. 2: с. 9, упр. 11; – определять тему текста, ч. 2: с. 10, упр. 14; – озаглавливать текст, ч. 2: с. 12, упр. 16 |
19 | Существительное – имя собственное (5 ч) | Выделять в тексте (предложении), среди других слов имена собственные, ч. 2: с. 14, упр. 21–22; с. 15, упр. 24–25; с. 16, упр. 27–28; с. 17, упр. 31. Наблюдать и объяснять переход нарицательных имён существительных в имена собственные (роза – Роза), ч. 2: с. 20, упр. 36; с. 21, упр. 37. Наблюдать, как пишутся имена собственные, ч. 2: с. 14, упр. 20–22; с. 15, упр. 24–26; с. 16, упр. 27–28. Формулировать самостоятельно вывод по результатам наблюдений: имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы, ч. 2: с. 15, упр. 25; с. 16, упр. 29. Использовать правило правописания имён собственных в практической деятельности, ч. 2: с. 18, упр. 33; с. 19, упр. 35; с. 21, упр. 38. Работать в паре: подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться, о каких детских играх лучше составить рассказ, предлагать свой вариант текста, обсуждать и оценивать результат выполнения работы, ч. 2: с. 14, упр. 21. Речевое развитие: Формулировать самостоятельно вывод по результатам наблюдений, ч. 2: с. 15, упр. 25; с. 16, упр. 29. Составлять предложения из данных групп слов, ч. 2: с. 14, упр. 21; по рисунку с. 13, упр. 19. Составлять текст-описание, ч. 2: с. 18, упр. 32. Чётко и правильно произносить скороговорки, ч. 2: с. 14, упр. 22; с. 16, упр. 27 |
20 | Глагол (6 ч) | Выделять в тексте (предложении) среди других слов слова, называющие действия предмета, ч. 2: с. 25, упр. 40, 41; с. 26, упр. 42, 43. Использовать термин «глагол». Наблюдать и устанавливать, могут ли глаголы отвечать на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь? ч т о д е л а е т? ч т о с д е л а е т? и т. д., ч. 2: с. 28, упр. 46; с. 31, упр. 50; с. 32, упр. 51. Характеризовать глагол по его лексико-грамматическим признакам: глагол называет действие предмета и отвечает на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь? ч т о д е л а е т? ч т о с д е л а е т? и т. д. Различать глаголы, которые отвечают на вопросы ч т о д е л а т ь? или ч т о с д е л а т ь?, ч. 2: с. 27, упр. 44. Наблюдать за глаголами и устанавливать, изменяются ли они по числам, ч. 2: с. 28, упр. 45–46; с. 29, упр. 47. Формулировать вывод по результатам наблюдений, ч. 2: с. 29. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Объяснять значение слов, ч. 2: с. 32, упр. 52. Анализировать текст и устанавливать, что в предложении форма числа глагола та же, что и форма числа имени существительного, с которым этот глагол связан, ч. 2: с. 34, упр. 55–56; с. 35, упр. 58. Составлять предложения из групп слов, ч. 2: с. 28, упр. 46; с. 30, упр. 49; с. 34, упр. 56. Редактировать предложения и тексты: изменять форму числа глагола в соответствии с формой числа имени существительного. Составлять текст по рисунку на заданную тему (работать в группе): рассматривать рисунок, подбирать глаголы, которые можно использовать в тексте, составлять свои предложения по рисунку, обсуждать результат выполнения работы, выбирать наиболее удачные предложения, составлять из них текст на заданную тему, ч. 2: с. 30, упр. 48. Определять тему рассказа по рисунку, составлять рассказ, ч. 2: с. 24, упр. 39. Озаглавливать текст, ч. 2: с. 24, упр. 39; с. 26, упр. 43; с. 34, упр. 55 |
21 | Имя прилагательное (6 ч) | Выделять в тексте (предложении) слова, называющие признаки предмета, ч. 2: с. 37, упр. 59; с. 38, упр. 60–61; с. 40, упр. 64. Использовать термин «имя прилагательное». Устанавливать вопросы, на которые отвечают имена прилагательные, ч. 2: с. 39, упр. 62; с. 40, упр. 64. Устанавливать, какие признаки предметов (размер, форма, цвет, вкус) может называть имя прилагательное, ч. 2: с. 39, упр. 62; с. 41, упр. 65. Характеризовать прилагательное по его лексико-грамматическим признакам: прилагательное называет признак предмета и отвечает на вопросы к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е? Выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам, ч. 2: с. 41, упр. 66; с. 42, упр. 67–68; с. 44, упр. 70. Наблюдать за прилагательными и устанавливать, изменяются ли они по числам, ч. 2: с. 45, упр. 72–73. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки (цвет, вкус, размер и т. д.), ч. 2: с. 43, упр. 69. Выделять словосочетания имени существительного с именем прилагательным, ч. 2: с. 48, упр. 79. Различать прилагательные, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), ч. 2: с. 46, упр. 75; с. 47, упр. 76. Подбирать к данным именам существительным имена прилагательные, близкие и противоположные по значению, ч. 2: с. 43, упр. 69; с. 48, упр. 78. Выбирать из группы имён прилагательных–синонимов наиболее точно подходящие по смыслу в данном контексте, ч. 2: с. 47, упр. 77. Составлять текст о друге (подруге) (работать в паре): подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения задания, ч. 2: с. 40, упр. 63. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка |
22 | Предлог (3 ч) | Выделять предлоги в тексте, ч. 2: с. 54, упр. 87; с. 55, упр. 89. Понимать значение (роль) предлогов в нашей речи, ч. 2: с. 51, упр. 80. Выделять в предложении существительное, к которому относится предлог, ч. 2: с. 53, упр. 84. Выбирать предлоги, наиболее подходящие по смыслу, и дополнять ими данные предложения, ч. 2: с. 52, упр. 81, 83; с. 53, упр. 85; с. 54, упр. 86, 88. Использовать правило правописания предлогов с другими словами в практической деятельности. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Составлять предложения, используя данные предлоги, ч. 2: с. 52, упр. 82. Определять тему рисунка, отвечать на вопросы по рисунку, ч. 2: с. 51, упр. 80. Чётко и правильно произносить скороговорки, ч. 2: с. 53, упр. 84 |
| Корень слова. Однокоренные слова (26 ч) | |
23 | Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах (4 ч) | Анализировать и объяснять смысл понятий «родственные слова», ч. 2: с. 56, упр. 1. Выбирать группы родственных (однокоренных) слов, ч. 2: с. 59, упр. 6; с. 60, упр. 7–8; с. 61, упр. 9; с. 62, упр. 10, 12. Строить рассуждение при выделении родственных (однокоренных) слов, ч. 2: с. 57, упр. 2–3. Подбирать к данным словам родственные (однокоренные) слова, ч. 2: с. 58, упр. 4; с. 62, упр. 11. Сравнивать однокоренные слова и устанавливать, что общего и чем различаются однокоренные слова, ч. 2: с. 57, упр. 2, 3. Выделять корень в однокоренных словах, ч. 2: с. 60, упр. 8; с. 61, упр. 9; с. 62, упр. 10, 12. Работать в группе: подготавливать варианты выполнения задания, обсуждать эти варианты, оценивать результат выполнения работы, ч. 2: с. 61, упр. 9. Объяснять, почему данная группа слов – родственные слова, ч. 2: с. 56–57, упр. 1. Различать слова, близкие по смыслу, но не родственные, ч. 2: с. 58, упр. 5. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Произносить правильно скороговорки, ч. 2: с. 58, упр. 4 |
24 | Безударные гласные в корне слова (8 ч) | Наблюдать за произношением и обозначением на письме ударных и безударных гласных в корне слова, ч. 2: с. 69, упр. 24–26; с. 70, упр. 27. Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в корне слова, ч. 2: с. 69, упр. 24–26; с. 71, упр. 29; с. 72, упр. 31; с. 73, упр. 32, 33; с. 74, упр. 34; с. 76, упр. 38. Формулировать вывод по результатам наблюдений, ч. 2: с. 71, упр. 29. Объяснять смысл правила: «Безударные гласные в корне проверяются ударением». Выбирать в группах однокоренных слов проверочные слова, ч. 2: с. 72, упр. 30–31. Самостоятельно подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным в корне, ч. 2: с. 73, упр. 32–33; с. 74, упр. 34–35; с. 75, упр. 37; с. 76, упр. 39. Формулировать способы проверки безударных гласных в корне слова (подбором однокоренных слов и изменением формы числа). Объяснять, когда к словам с сочетаниями жи–ши надо подбирать проверочные слова, ч. 2: с. 77, упр. 40, 42. Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Выделять группы однокоренных слов, ч. 2: с. 64, упр. 14–15; с. 65, упр. 17; с. 67, упр. 21; с. 69, упр. 26; с. 70, упр. 27. Различать слова, имеющие одинаковый корень, но не однокоренные, ч. 2: с. 66, упр. 18–20; с. 67, упр. 22. Определять (объяснять) способ проверки безударных гласных в корне слова, ч. 2: с. 75, упр. 36. Работать в паре: обсуждать совместно (в диалоге) задание к упражнению (что нужно знать, вспомнить, чтобы правильно выполнить упражнение), выполнять совместно упражнение, аргументируя каждое своё действие, ч. 2: с. 67, упр. 21; с. 71, упр. 29. Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Озаглавливать текст, ч. 2: с. 65, упр. 16. Определять текст-повествование, текст-описание, ч. 2: с. 65, упр. 16. Сравнивать содержание текста и рисунок к нему, ч. 2: с. 68, упр. 23. Выборочно записывать текст, ч. 2: с. 65, упр. 16. Составлять рассказ по рисунку, ч. 2: с. 76, упр. 38 |
25 | Парные согласные в корне слова (8 ч) | Наблюдать за произношением и обозначением на письме парных согласных в конце слова, ч. 2: с. 79, упр. 43–44. Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова (в середине и в конце слова) перед глухими согласными, ч. 2: с. 80, упр. 46; с. 81, упр. 47; с. 83, упр. 51. Выбирать в группах однокоренных слов проверочные слова, ч. 2: с. 82, упр. 50. Продолжать высказывания, данные в учебнике, ч. 2: с. 81, упр. 48. Формулировать правило проверки правописания парных согласных в общем виде: «Парные согласные проверяются гласными», ч. 2: с. 81, упр. 49. Устанавливать по таблице способы проверки парных согласных в конце и в середине слова, ч. 2: с. 84, упр. 54. Применять на практике правила проверки и правописания безударных гласных и парных согласных в корне, ч. 2: с. 86, упр. 58; с. 87, упр. 59–60. Использовать термин «орфограмма». Речевое развитие: Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Толковать (объяснять) значение слов, пословиц, ч. 2: с. 85, упр. 55; с. 82, упр. 50. Продолжать рассказ по его началу (работать в паре), ч. 2: с. 86, упр. 57 |
1 Тематическое планирование рассчитано на то, что работа по учебнику сочетается с работой по рабочей тетради и «Дидактическому материалу» авторов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой.
2 Здесь и далее: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение, 2006.
1 Здесь и далее: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Дидактический материал. 2 класс. – М.: Просвещение, 2004.
2 Проверочные работы из этой рублики могут проводиться как часть урока (в начале урока или в конце). Их цель – совместно с учащимися выяснить успешность усвоения материала темы (урока), подготовиться к предстоящей итоговой контрольной работе по теме. Можно отвести на проверочные работы и целый урок как итоговую проверочную работу по теме.
Учитель может воспользоваться материалом из рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения», может использовать и другие проверочные и самостоятельные работы из пособий «Русский язык. Проверочные работы. 2 класс», «Русский язык. Дидактический материал. 2 класс» авторов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой.
Задания из рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения» можно использовать полностью или выборочно. Учитель ориентируется на рекомендации, данные в календарно-тематическом планировании, или определяет место проведения проверочных работ по своему усмотрению.
1 При проведении контрольных работ (контрольное списывание, контрольный диктант) учитель ориентируется на рекомендации, данные в календарно-тематическом планировании, или использует материал из собственной практики.
2 Здесь и далее: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2006.
1 В «Приложении к календарно-тематическому планированию» дана характеристика видов деятельности учащихся, связанная с грамматическими заданиями и с собственно речевым развитием, а также показана деятельность, организуемая учителем при работе учащихся в паре или в группе. Этим объясняется возможность ссылок на одни и те же упражнения в разных частях пособия. Так, например, упр. 9 на стр. 9 (ч. 1) указано в таких видах деятельности учащихся, как работа в паре и речевое развитие.