СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование

 

 

Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ во 2 классе»

44


Раздел 3.

Календарно-тематическое планирование

(2 класс1)

Общее количество часов в год – 170 (из них 34 ч отводятся на уроки чистописания).

Общее количество часов в неделю – 5 (чистописание 1 ч в неделю).


урока

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание (методическое сопровождение)


Наша речь

20



Предложение

3


1.1

Знакомство со шмуцтитулом, с. 3.

Смысловая и интонационная законченность предложения. Предложение. Словосочетание (без терминологии). Текст как законченное сообщение, состоящее из нескольких предложений. Оформление предложений в устной и письменной речи

1

Учебник, ч. 1: с. 4–8

1.2

Предложение, состоящее из одного или нескольких слов

1

Учебник, ч. 1: с. 9–11; рабочая тетрадь2, с. 8, упр. 7–8

1.3

Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме

1

Дидактический материал1, с. 6, упр. 1; с. 7–9, упр. 2–6.

Рабочая тетрадь, с. 3, упр. 1; с. 5, упр. 45


Виды предложений по цели высказывания


7


1.4

Повествовательные предложения. Восклицательная и невосклицательная интонация

1

Учебник, ч. 1: с. 12–14

1.5

Вопросительные предложения. Вопросительная интонация


1

Учебник, ч. 1: с. 15–17

1.6–1.7

Побудительные предложения. Оформление предложений в устной и письменной речи, разных по цели высказывания. Работа с разделом «Для любознательных», с. 25


2

Учебник, ч. 1: с. 18–22

1.8–1.9

Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме. Проверим себя (тестовая работа)2. Работа с текстом (подготовка к изложению): определение типа текста, деление текста на части, выделение предложения, которая выражает главный смысл части (рабочая тетрадь, с. 9, упр. 11)

2

Учебник, ч. 1: с. 23–25; «Дидактический материал»; рабочая тетрадь (задания по теме «Предложение»).

Учебник, ч. 1: с. 26, упр. 4

1.10

Контрольное списывание1

1

Проверочные работы2, с. 3, упр. 1


Звуки и буквы

50


2.1

Гласные и согласные звуки. Их обозначение буквами. Знакомство со шмуцтитулом. Буквы – условные знаки для обозначения звуков. Использование знака [ ] для записи звуков

1

Учебник, ч. 1: с. 28–30

2.2

Гласные звуки. Их обозначение буквами. Основные гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы] и буквы а, о, у, э, и, ы, их обозначающие.

Проверим себя

1

Учебник, ч. 1: с. 313–34

2.3

Слоги.

Слогообразующая роль гласных. Количество гласных и слогов в слове. Слова односложные, двусложные, трёхсложные

1

Учебник, ч. 1: с. 35–38

2.4–2.6

Перенос слов.

Деление слов на слоги и для переноса. Правила переноса слов. Проверим себя

3

Учебник, ч. 1: с. 39–44; «Дидактический материал»; рабочая тетрадь

2.7

Буквы е, ё, ю, я.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Словарные слова: ребята, хорошо

1

Учебник, ч. 1: с. 45–47


Ударение

3


2.8

Ударные и безударные гласные. Условный знак для обозначения ударения в словах. Ударение и смысл слова

1

Учебник, ч. 1: с. 48–51

2.9

Ударение в односложных словах и в словах с буквой ё

1

Учебник, ч. 1: с. 52–55

2.10

Место ударения в слове (в начале, в середине, в конце). Подвижность ударения в русском языке.

Работа с текстом (редактирование текста, письменные ответы на вопросы по тексту)

1

Учебник, ч. 1: с. 56–57

2.11

Алфавит. Азбука.

Происхождение и значение терминов «алфавит», «азбука». Количество букв в алфавите. Название и расположение букв в алфавите. Буквы мягкий знак (ь) и твёрдый знак (ъ). Буквы е, ё, ю, я. Работа с разделом «Для любознательных»

1

Учебник, ч. 2: с. 124–125

2.12

Согласные звуки. Их обозначение буквами.

Различие в произношении гласных и согласных звуков. Буквы гласных звуков

1

Учебник, ч. 1: с. 58–62

2.13

Звонкие и глухие согласные звуки. Различие звонких и глухих согласных

1

Учебник, ч. 1: с. 63–65

2.14

Парные и непарные согласные звуки. Сходство и различия согласных звуков, парных по звонкости-глухости.

Непарные согласные звуки.

Словарное слово: лопата

1

Учебник, ч. 1: с. 66–70


Твёрдые и мягкие согласные звуки

2


2.15

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком (ь). Совпадение и расхождение количества звуков и букв в слове

1

Учебник, ч. 1: с. 71, 74

2.16

Произношение согласных перед и.

Обозначение на письме мягкости согласных звуков мягким знаком (ь) и буквами е, ё, ю, я.

Словарное слово: платок

1

Учебник, ч. 1: с. 74–77


Звук [й’] и буква й

3


2.17

Мягкий согласный звук [й’]. Деление слов на слоги и для переноса со звуком [й’]

1

Учебник, ч. 1: с. 78–80

2.18

Деление слов на слоги со звуком [й’]. Работа с текстом. Текст-описание. Текст-повествование

1

Учебник, ч. 1: с. 81–82

2.19

Парные и непарные согласные по твёрдости-мягкости.

Словарные слова: русский язык

1

Учебник, ч. 1: с. 83–84

2.20

Контрольное списывание

1

«Дидактический материал», с. 53, упр. 72


Произношение и обозначение на письме гласных звуков

7


2.21

Ударные гласные звуки и их обозначение на письме.

Безударные гласные звуки и их обозначение на письме

1

Учебник, ч. 1: с. 85–89

2.22

Способы проверки безударных гласных (изменением числа)

1

Учебник, ч. 1: с. 89–93

2.23

Изложение

1

Рабочая тетрадь, с. 46, упр. 3

2.24

Проверка обозначения на письме безударных гласных. Проверим себя

1

Учебник, ч. 1: с. 93–95, 98, упр. 4

2.25

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Словарный диктант

1

Учебник, ч. 1: с. 95–97

Дидактический материал, с. 132, упр. 1

2.26

Контрольный диктант

1

«Дидактический материал», с. 132, упр. 2

2.27

Работа над ошибками

1



Произношение и обозначение на письме согласных звуков

8


2.28

Произношение и обозначение на письме непарных согласных и парных согласных перед гласными

1

Учебник, ч. 1: с. 99–101

2.29

Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова

1

Учебник, ч. 1: с. 102–105

2.30

Изложение

1

Текст для изложения учитель выбирает из сборников для изложений, используя свой опыт и ориентируясь на особенности класса

2.31

Способ проверки парных согласных в конце слова (изменением числа)

Словарные слова: завод, машина

1

Учебник, ч. 1: с. 106–108

2.32

Проверка обозначения на письме парных согласных в конце слова. Работа с текстом. Письменные ответы на вопросы по тексту.

Словарные слова: мороз, сапоги, город

1

Учебник, ч. 1: с. 109–110

2.33

Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме. Проверим себя

1

«Дидактический материал», рабочая тетрадь (задание по теме «Произношение и обозначение на письме парных согласных»); учебник, ч. 1: с. 111

2.34

Контрольный диктант

1

«Дидактический материал», с. 133, упр. 4

2.35

Работа над ошибками

1



Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

4


2.36–2.37

Только твёрдые согласные звуки. Сочетания жи – ши

2

Учебник, ч. 1: с. 112–117

2.38

Только мягкие согласные звуки. Сочетания ча – ща

1

Учебник, ч. 1: с. 117–121

2.39

Только мягкие согласные звуки. Сочетания чу – щу.

Словарные слова: класс, дежурный, сахар, молоко, горох

1

Учебник, ч. 1: с. 121–123


Сочетания чн, чк, щн

5


2.40

Только мягкие согласные звуки. Сочетания чн, чк, щн

1

Учебник, ч. 1: с. 124–126

2.41

Работа с текстом. Письменные ответы на вопросы по тексту

1

Рабочая тетрадь, с. 43, упр. 6

2.42–2.44

Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме

3

«Дидактический материал», с. 54–61, упр. 75–91;

рабочая тетрадь, с. 39–43

2.45

Проверим себя

1

Учебник, ч. 1: с. 127


Разделительный мягкий знак (ь)

3


2.46

Мягкий знак (ь) перед буквами е, ё, ю, я. Роль разделительного мягкого (ь) знака в слове

1

Учебник, ч. 1: с. 128–130

2.47

Работа с текстом. Списывание текста с грамматическим заданием

1

Рабочая тетрадь, с. 45, упр. 2

2.48

Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме. Проверим себя

1

«Дидактический материал», с. 61–67; учебник, ч. 1: с. 134

2.49

Контрольный диктант

1


2.50

Работа над ошибками




Слово

56



Части речи

30



Имя существительное

6


3.1

Знакомство со шмуцтитулом.

Лексико-грамматические признаки имени существительного.

Словарное слово: берёза

1

Учебник, ч. 2: с. 4–6

3.2

Существительные, отвечающие на вопрос к т о? или ч т о?

Словарное слово: пенал

1

Учебник, ч. 2: с. 7–8

3.3

Изменение существительных по числам

1

Учебник, ч. 2: с. 9–11

3.4

Существительные, называющие предметы и явления природы

1

Учебник, ч. 2: с. 11–12

3.5

Изложение (обучающее)

1


3.6

Проверим себя

1

Учебник, ч. 2: с. 22–23, упр. 1, 3–4


Имя собственное

5


3.7

Имена собственные: имена, отчества, фамилии людей.

Словарное слово: работа

1

Учебник, ч. 2: с. 13–15

3.8

Имена собственные: клички животных

1

Учебник, ч. 2: с. 16–18

3.9

Имена собственные: названия городов, посёлков, улиц, рек, морей

1

Учебник, ч. 2: с. 19–21

3.10

Работа с текстом

1

Рабочая тетрадь, ч. 2: с. 61–62, упр. 17

3.11

Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме

1

«Дидактический материал», рабочая тетрадь (задания по теме «Имя существительное»)

3.12

Контрольный диктант

1

«Дидактический материал», ч. 2: с. 135, упр. 1–2

3.13

Работа над ошибками

1



Глагол

6


3.14

Лексико-грамматические признаки глагола. Лексическое значение глагола

1

Учебник, ч. 2: с. 24–26

3.15–3.16

Выделение слов–названий действий предметов по вопросам. Вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь? Изменение глаголов по числам

2

Учебник, ч. 2: с. 27–34

3.17

Проверим себя

1

Учебник, ч. 2: с. 36

3.18–3.19

Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме

2

«Дидактический материал, рабочая тетрадь» (задания по теме «Глагол»)

3.20

Контрольное списывание

1

«Дидактический материал», ч. 2: с. 137 (один из диктантов даётся в качестве контрольного списывания)


Имя прилагательное

6


3.21

Лексико-грамматические признаки прилагательного. Лексическое значение прилагательного. Вопросы к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?

1

Учебник, ч. 2: с. 37–40

3.22

Выделение в тексте слов–названий признаков предметов

1

Учебник, ч. 2: с. 41–42

3.23

Изменение прилагательных по числам

1

Учебник, ч. 2: с. 43–46

3.24

Прилагательные, близкие по смыслу. Прилагательные, противоположные по смыслу. Синонимы. Антонимы

1

Учебник, ч. 2: с. 46–48

3.25–3.26

Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме. Проверим себя

2

«Дидактический материал», рабочая тетрадь (задания по теме «Имя прилагательное»).

Учебник, ч. 2: с. 49–50


Предлог

3


3.27

Значение предлога в речи. Раздельное написание предлога с другими словами. Словарное слово: деревня

1

Учебник, ч. 2: с. 51–53

3.28

Употребление предлогов в речи

1

Учебник, ч. 2: с. 54–55

3.29

Упражнение в раздельном написании предлогов с другими словами

1

«Дидактический материал» (задания по теме «Предлог»)


Корень слова. Однокоренные слова

26



Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах

4


3.30

Родственные слова и слова, близкие по смыслу, но не родственные

1

Учебник, ч. 2: с. 56–59

3.31

Корень слова. Однокоренные слова

1

Учебник, ч. 2: с. 60–62

3.32–3.33

Закрепление и обобщение знаний по теме. Проверим себя

2

Дидактический материал (задания по теме «Корень слова. Однокоренные слова»), с. 106–111, упр. 1–13), рабочая тетрадь, с. 74–76, упр. 1–4; учебник, ч. 2: с. 63


Безударные гласные в корне слова

8


3.34–3.35

Корень слова. Группы однокоренных слов

2

Учебник, ч. 2: с. 64–67

3.36

Безударные гласные в корне слова

1

Учебник, ч. 2: с. 68–70

3.37

Произношение и обозначение на письме безударных гласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных в корне слова (изменением формы числа слова или подбором однокоренных слов)

1

Учебник, ч. 2: с. 71–74

3.38

Проверка правописания безударных гласных в корне слова. Объяснение способа проверки правописания букв безударных гласных в корне слова

1

Учебник, ч. 2: с. 74–75

3.39–3.40

Упражнение в выборе способа проверки правописание букв безударного гласного в корне слова

2

Учебник, ч. 2: с. 76–77; «Дидактический материал», с. 112–114, упр. 15–18

3.41

Контрольное списывание

1

Проверочные работы, с. 26, упр. 12

3.42

Закрепление и обобщение знаний по теме. Проверим себя

2

«Дидактический материал» с. 114–116, упр. 19–22; рабочая тетрадь, с. 76–77, упр. 5–6; учебник, ч. 2: с. 78


Парные согласные в корне слова

8


3.43–3.44

Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова

2

Учебник, ч. 2: с. 79–83; «Дидактический материал», с. 116–117, упр. 23– 24

3.45–3.46

Способы проверки парных согласных в конце и в середине слова. Орфограмма

2

Учебник, ч. 2: с. 84–87; «Дидактический материал», с. 117–119

3.47–3.48

Закрепление и обобщение знаний по теме. Проверим себя

2

Рабочая тетрадь, с. 84–88, упр. 16–23; учебник, ч. 2: с. 88

3.49

Контрольный диктант по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

1

«Дидактический материал», с. 140–141

3.50

Работа над ошибками

1



Связь слов в предложении

10


4.1

Предложение и группа слов. Главные члены предложения

1

Учебник, ч. 2: с. 89–92

4.2

Связь слов в предложении. Словосочетания

1

Учебник, ч. 2: с. 92–95

4.3–4.4

Упражнение в определении главных членов предложения.

Словарное слово: стакан

2

Учебник, ч. 2: с. 96–101

4.5

Контрольное изложение

1


4.6

Связь слов в предложении по смыслу, по форме и ПО интонации

1

Учебник, ч. 2: с. 101–103

4.7–4.8

Предлог. Место предлога в предложении (к речке, к быстрой речке)

2

Учебник, ч. 2: с. 105–107

4.9

Закрепление и обобщение знаний по теме

1

Учебник, ч. 2: с. 107–108

4.10

Итоговый контрольный диктант




Повторение

10



Наши проекты




Изучение курса «Русский язык» во 2 классе ориентировано на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Достижение этих результатов осуществляется на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности. Эти виды деятельности представлены в Приложении к календарно-тематическому планированию, включая развитие речи.


Приложение к календарно-тематическому планированию

п/п

Тема

Характеристика видов деятельности учащихся1


НАША РЕЧЬ


1

Предложение (3 ч)

Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи.

Определять, что содержит предложение, ч. 1: с. 5, упр. 2; с. 10–11, упр. 13.

Сравнивать и различать предложения (группы слов, выражающих законченную мысль) и словосочетания, ч. 1: с. 6, упр. 4; с. 7, упр. 6–7; с. 8, упр. 8.

Наблюдать за оформлением предложений в устной и письменной речи, ч. 1: с. 5, упр. 2.

Формулировать вывод по результатам наблюдений, ч. 1: с. 5–6, 9, 11.

Оформлять самостоятельно предложения на письме, ч. 1: с. 5, упр. 3; с. 6, упр. 4; с. 7, упр. 7; с. 8, упр. 8; с. 10, упр. 11.

Анализировать текст, определять его главную мысль и тему текста, ч. 1: с. 10, упр. 10.

Составлять рассказ по рисунку (работать в группе): рассматривать рисунок, обсуждать тему текста, выбирать из предложенных заглавий более точное, составлять соответствующие рисунку предложения, располагать их в нужном порядке так, чтобы получился рассказ, ч. 1: с. 9, упр. 9.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Работать с текстом: определять тему текста, озаглавливать текст, ч. 1: с. 10, упр. 10.

Составлять рассказ по рисунку, ч. 1: с. 9, упр. 9

2

Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения (7 ч)

Анализировать и определять цель высказывания предложений (сообщение, побуждение к действию, вопрос), ч. 1: с. 12, упр. 15; с. 14, упр. 20; с. 16, упр. 23; с. 17, упр. 25; с. 18, упр. 26; с. 22, упр. 35; с. 23, упр. 37.

Наблюдать и устанавливать, с какой интонацией могут произноситься предложения, разные по цели высказывания, ч. 1: с. 13, упр. 17; с. 21, упр. 31.

Использовать термины «повествовательное предложение», «побудительное предложение», «вопросительное предложение» в практической деятельности.

Соотносить интонацию и знаки препинания в предложениях, разных по цели высказывания, ч. 1: с. 14, упр. 18; с. 15, упр. 22; с. 17, упр. 25; с. 18, упр. 26; с. 19, упр. 28; с. 20, упр. 29; с. 21, упр. 31, 33; с. 22, упр. 36.

Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации (работать в паре), ч. 1: с. 18, упр. 27.

Речевое развитие:

Составлять предложения, разные по цели высказывания и интонации, ч. 1: с. 24, упр. 39.

Составлять текст по рисунку, ч. 1: с. 22, упр. 34; с. 24, упр. 39.

Определять главную мысль текста, ч. 1: с. 20, упр. 29.

Озаглавливать текст, ч. 1: с. 24–25, упр. 41.

Составлять по рисунку ответы на вопросы о нашей Родине, о столице нашей Родины, о главной площади Москвы, ч. 1: с. 17, упр. 25

3

Связь слов в предложении (10 ч) (тема представлена во второй части учебника)

Определять, что содержит предложение, ч. 2: с. 89, упр. 1.

Объяснять, какая группа слов составляет предложение, ч. 2: с. 90, упр. 3.

Объяснять, как связаны слова в предложении, ч. 2: с. 90, упр. 3; с. 96, упр. 17.

Анализировать предложения и устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится, ч. 2: с. 90, упр. 4; с. 91, упр. 5.

Выделять в предложении главные члены предложения, используя термин «главные члены предложения», ч. 2: с. 91, упр. 6; с. 92, упр. 7; с. 92, упр. 8; с. 93, упр. 9–10; с. 94, упр. 11.

Устанавливать связь слов в предложении по вопросам, ч. 2: с. 94, упр. 13; с. 99, упр. 22–23.

Выписывать из предложений словосочетания с вопросами, ч. 2: с. 95, упр. 14, 15.

Составлять предложения из данных слов, записывать их и выделять главные члены предложения, ч. 2: с. 93, упр. 9–10; с. 97, упр. 18; с. 99, упр. 22.

Продолжать рассказ по его началу (работать в паре): подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать продолжение и заглавие текста, выбирать наиболее удачный вариант, выполнять задание письменно, проверять друг у друга правильность письменного выполнения задания, ч. 2: с. 108, упр. 41.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Составлять предложения из слов и словосочетаний, ч. 2: с. 91, упр. 5; с. 93, упр. 10; с. 96, упр. 17; с. 99, упр. 22; с. 100, упр. 25; с. 102, упр. 28; с. 107, упр. 39.

Объяснять значение пословиц, ч. 2: с. 89, упр. 1.

Определять, на какую тему можно составить предложения из данных слов, ч. 2: с. 93, упр. 9; с. 97, упр. 18.

Работать с текстом: определять тип текста, продолжать текст по его началу) ч. 2: с. 102, упр. 29; с. 106, упр. 77.

Толковать (объяснять) значение слов и выражений через контекст, в котором они употребляются, через подбор синонимов, ч. 2: с. 97, упр. 19; с. 107, упр. 40.

Составлять рассказ по рисунку, ч. 2: с. 105, упр. 35


ЗВУКИ И БУКВЫ (50 ч)


1

Гласные и согласные звуки. Их обозначение буквами (1 ч)

Определять, с какой интонацией произносятся предложения, ч. 1: с. 30, упр. 3–4.

Слушать звучащую речь и выделять в звучащей речи отдельные предложения, слова и звуки (гласные и согласные), из которых состоят слова, ч. 1: с. 28, упр. 1.

Сравнивать слова–названия предметов, различающиеся одним звуком, ч. 1: с. 29, упр. 2–3.

Сравнивать количество звуков и букв в слове, ч. 1: с. 30, упр. 4.

Работать в паре: анализировать задание к упражнению, обсуждать, какими согласными звуками могут различаться эти слова, выбирать наиболее удачные варианты выполнения письменных заданий, взаимно проверять результат выполнения работы, ч. 1: с. 29, упр. 3.

Речевое развитие:

Толковать (объяснять) значение пословиц, ч. 1: с. 30, упр. 5

2

Гласные звуки. Их обозначение на письме (1 ч)

Слушать слова и выделять в них гласные звуки, ч. 1: с. 32, упр. 6.

Устанавливать особенность звучания гласных звуков, ч. 1: с. 32, упр. 7.

Соотносить основные гласные звуки и буквы, их обозначающие, ч. 1: с. 33, упр. 9; с. 34, упр. 11.

Речевое развитие:

Толковать (объяснять) значение пословиц, ч. 1: с. 34, упр. 11

3

Слоги (1 ч)

Произносить слова с делением на слоги, ч. 1: с. 35, упр. 13; с. 36, упр. 14; с. 38, упр. 19; с. 37, упр. 17.

Наблюдать, какой звук всегда должен быть в слоге, ч. 1: с. 35, упр. 12, 13.

Формулировать вывод на основе наблюдений.

Устанавливать соотношение количества гласных звуков и слогов в слове, ч. 1: с. 36, упр. 14; с. 37, упр. 16.

Работать в паре: анализировать задание, аргументированно объяснять свой вариант ответа, обсуждать и оценивать результат выполнения работы, ч. 1: с. 37, упр. 18.

Речевое развитие:

Определять эмоциональную окраску слов в соответствии с речевой ситуацией: сторона – сторонка (на примере стихотворения М. Исаковского «Родина»)

4

Перенос слов (3 ч)

Наблюдать и сравнивать (устанавливать) общее и различное в делении слов на слоги и для переноса, ч. 1: с. 42, упр. 26.

Формулировать правила переноса слов, ч. 1: с. 39, упр. 20.

Уточнять формулировку правил по учебнику, ч. 1: с. 39.

Строить полные ответы на вопросы, ч. 1: с. 43, упр. 28.

Использовать правила переноса слов (включая слова с буквами е, ё, ю, я и й) на практике, ч. 1: с. 40, упр. 21, 23; с. 41, упр. 24–25; с. 43, упр. 27.

Работать в паре: подготавливать свой вариант выполнения задания, сравнивать и анализировать разные варианты, обсуждать и оценивать результат выполнения задания, ч. 1: с. 40, упр. 22.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по наблюдением за фактами языка.

Толковать (объяснять) значение слов, ч. 1: с. 41, упр. 25.

Работать с текстом: объяснять, составляют ли данные предложения текст, ч. 1: с43, упр. 27

5

Буквы е, ё, ю, я (1 ч)

Произносить слова и выделять в них основные гласные звуки.

Называть буквы, обозначающие основные гласные звуки.

Слушать слова и устанавливать, какие именно звуки обозначают буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, ч. 1: с. 45, упр. 29–30.

Формулировать вывод по результатам звуко-буквенного анализа слов с буквами е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, ч. 1: с. 45, упр. 30.

Сопоставлять самостоятельно сделанный вывод с выводом в учебнике, ч. 1: с. 46.

Применять сделанные выводы в практической деятельности при выполнении упражнений учебника, ч. 1: с. 46, упр. 31; с. 47, упр. 32.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по наблюдениям за фактами языка.

Работать с предложением: составлять предложения из групп слов, ч. 1: с. 47, упр. 32.

Объяснять значение слов, ч. 1: с. 45, упр. 30.

Отвечать на вопросы по тексту, ч. 1: с. 47, упр. 33.

Составлять предложения из групп слов, ч. 1: с. 47, упр. 32

6

Ударение (3 ч)

Слушать слова и выделять в них ударные и безударные гласные звуки.

Наблюдать и устанавливать, сколько ударных гласных звуков может быть в слове, ч. 1: с. 48, упр. 34.

Наблюдать и устанавливать: смысл слова может зависеть от ударения, ч. 1: с. 50, упр. 37–38; с. 51, упр. 40.

Подтверждать примерами формулировку (вывод): «Смысл слова может зависеть от ударения», ч. 1: с. 51, упр. 41.

Выделять ударные и безударные звуки в записанных словах, ч. 1: с. 49, упр. 35; с. 57, упр. 50.

Продолжать высказывания, данные в учебнике, ч. 1: с. 53, упр. 45.

Работать в группе: знакомиться с заданием, распределять обязанности в группе, подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать варианты выполнения задания, оценивать результат работы, выполнять задание письменно.

Наблюдать и устанавливать, почему знак ударения не ставится в словах с буквой е и в односложных словах, ч. 1: с. 52, упр. 42–43; с. 53, упр. 44; с. 54, упр. 46–47; с. 55, упр. 48.

Речевое развитие:

Работать с предложением: составлять предложения из групп слов, ч. 1: с. 55, упр. 48.

Работать с текстом: редактировать текст – устанавливать порядок предложений в тексте, ч. 1: с. 56–57, упр. 49

7

Алфавит, азбука (1 ч)

Толковать (объяснять) происхождение терминов «азбука», «алфавит», ч. 2: с. 124, упр. 35.

Называть буквы алфавита.

Объяснять особенности твёрдого знака (ъ) и мягкого знака (ь); букв е, ё, ю, я.

Упражняться в определении порядка букв в алфавите.

Использовать знание алфавита в практической деятельности, ч. 2: с. 125, упр. 36–38

8

Согласные звуки. Их обозначение буквами (1 ч)

Определять звуко-буквенный состав слова.

Выделять согласные звуки в слове, ч. 1: с. 58, упр. 51; с. 59, упр. 52–53.

Соотносить согласные звуки в слове и буквы, их обозначающие, ч. 1: с. 60, упр. 54; с. 61, упр. 55–59; с. 62, упр. 60.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.

Работать с текстом: составлять текст на заданную тему с использованием опорных слов, ч. 1: с. 62, упр. 59

9


Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч)

Различать звонкие и глухие согласные звуки в слове, ч. 1: с. 63, упр. 61; с. 64, упр. 62–64; с. 65, упр. 65, 68

10

Парные и непарные согласные звуки (1 ч)

Сравнивать парные по звонкости-глухости согласные звуки, ч. 1: с. 66, упр. 69; с. 67, упр. 70.

Устанавливать сходство и различие согласных звуков, парных по звонкости-глухости, ч. 1: с. 67, упр. 71.

Объяснять расположение в таблице букв, обозначающих парные и непарные согласные звуки (по звонкости-глухости), ч. 1: с. 69, упр. 74.

Продолжать высказывание, ч. 1: с. 65, упр. 66; с. 68, упр. 77.

Выделять в словах парные и непарные согласные звуки и буквы, их обозначающие, ч. 1: с. 69, упр. 75; с. 70, упр. 76–78.

Речевое развитие:

Толковать (объяснять) значение пословиц, ч. 1: с. 64, упр. 63.

Работать с текстом: выборочно списывать текст, ч. 1: с. 70, упр. 76

11

Твёрдые и мягкие согласные звуки (2 ч)

Выделять в слове мягкие и твёрдые согласные звуки, ч. 1: с. 71, упр. 79.

Объяснять по таблице, какие согласные могут быть в слове и твёрдыми и мягкими, какие только твёрдыми, какие только мягкими.

Объяснять, что значит выражение: «Согласные, парные по твёрдости-мягкости».

Наблюдать за тем, как обозначается мягкость согласных на письме, и устанавливать способы её обозначения, ч. 1: с. 72, упр. 80; с. 73, упр. 84; с. 75, упр. 88; с. 76, упр. 89–90.

Формулировать самостоятельно вывод о способах обозначения мягкости согласных на письме, ч. 1: с. 77, упр. 92.

Объяснять случаи совпадения и расхождения количества звуков и букв в слове, ч. 1: с. 73, упр. 83; с. 74, упр. 86.

Использовать знания о способах обозначения мягкости согласных на письме в практической деятельности, ч. 1: с. 73, упр. 82, 84; с. 76, упр. 91; с. 77, упр. 93–94.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Объяснять значение слов и выражений, ч. 1: с. 73, упр. 83; с. 74, упр. 85.

Работать с текстом: озаглавливать текст, ч. 1: с. 77, упр. 94

12

Звук [й’] и буква й (3 ч)

Произносить и слушать слова со звуками [и] и [й’], ч. 1: с. 78, упр. 95–96.

Сравнивать произношение звуков [и] и [й’] в слове, ч. 1: с. 78, упр. 96.

Устанавливать (объяснять) количество слогов в словах со звуками [и] и [й’], ч. 1: с. 79–80, упр. 99–100; с. 82, упр. 104.

Работать в паре: подготавливать свои варианты выполнения задания. Совместно обсуждать получившиеся варианты, оценивать результат работы.

Выделять в слове мягкие и твёрдые согласные звуки, ч. 1: с. 83, упр. 105–106.

Объяснять по таблице, какие согласные могут быть в слове и твёрдыми и мягкими, какие только твёрдыми, какие только мягкими, ч. 1: с. 83–84, упр. 107.

Объяснять, что значит выражение: «Согласные, парные по твёрдости-мягкости».

Использовать полученные знания в практической деятельности, ч. 1: с. 84, упр. 108–109.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Различать текст-повествование и текст-описание, ч. 1: с. 81, упр. 101–102.

Составлять самостоятельно небольшие тексты-описания (работать в паре), ч. 1: с. 82, упр. 103.

Списывать выборочно текст с элементами описания, ч. 1: с. 81, упр. 101.

Озаглавливать текст, ч. 1: с. 81, упр. 101.

Толковать (объяснять) значение пословиц, слов, ч. 1: с. 78, упр. 96; с. 80, упр. 100; с. 84, упр. 108

13

Произношение и обозначение на письме гласных звуков (6 ч)

Анализировать звучащее слово, выделять ударный звук в слове, ч. 1: с. 85, упр. 110; с. 86, упр. 111.

Анализировать звучащие слова, выделять в них ударные и безударные звуки, ч. 1: с. 86, упр. 113; с. 87, упр. 114–115; с. 88, упр. 117; с. 89, упр. 118.

Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков, ч. 1: с. 85, упр. 110; с. 86, упр. 111; с. 86, упр. 113; с. 87, упр. 115.

Формулировать вывод по результатам сравнения.

Наблюдать за правописанием слов с безударными гласными, ч. 1: с. 93, упр. 125.

Формулировать правило правописания слов с безударными гласными, сравнивать формулировку с правилом в учебнике, ч. 1: с. 92.

Продолжать высказывания, данные в учебнике, ч. 1: с. 86, упр. 112; с. 88, упр. 116.

Устанавливать способ проверки безударных гласных, ч. 1: с 89, упр. 119; с. 90, упр. 120; с. 91, упр. 121–122.

Применять на практике правило и способ проверки правописания безударных гласных в слове, ч. 1: с. 93, упр. 125; с. 94, упр. 126–127; с. 95, упр. 129; с. 97, упр. 134.

Наблюдать за правописанием слов с непроверяемыми безударными гласными, ч. 1: с. 96, упр. 131–133.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений и сравнений.

Толковать (объяснять) значение выражения через контекст, в котором оно употребляется, ч. 1: с. 96, упр. 130

14

Произношение и обозначение на письме согласных звуков (8 ч)

Анализировать звучащие слова, выделять в них парные и непарные согласные звуки, ч. 1: с. 99, упр. 135; с. 100, упр. 138; с. 101, упр. 140.

Сравнивать произношение и обозначение на письме парных и непарных согласных в конце слова, ч. 1: с. 99, упр. 136; с. 100, упр. 139; с. 102, упр. 143; с. 103, упр. 144.

Наблюдать за произношением и обозначением на письме парных согласных перед гласными, ч. 1: с. 101, упр. 141–142; с. 104, упр. 146–147.

Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных перед гласными, ч. 1: с. 105, упр. 149.

Формулировать вывод по результатам сравнения, сравнивать его с выводом, данным в учебнике, ч. 1: с. 105.

Устанавливать способ проверки парных согласных в конце слова, ч. 1: с. 106, упр. 151.

Формулировать правило правописания парных согласных в конце слова, ч. 1: с. 107.

Применять на практике правило и способ проверки правописания парных согласных в конце слова, ч. 1: с. 107, упр. 152–153; с. 108, упр. 154; с. 109, упр. 155; с. 110, упр. 156–158.

Работать в паре: подготавливать самостоятельно (или совместно) в паре варианты выполнения задания, аргументировать свой выбор, выполнять задание, обсуждать и оценивать результат выполнения работы, ч. 1: с. 104, упр. 146.

Продолжать высказывание, ч. 1: с. 99, упр. 137; с. 103, упр. 145; с. 104, упр. 148.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Толковать (объяснять) значение пословиц, слов и выражений, ч. 1: с. 99, упр. 135; с. 107, упр. 152; с. 110, упр. 157.

Составлять предложения из данных групп слов, ч. 1: с. 101, упр. 140.

Отвечать на вопросы по тексту, ч. 1: с. 109, упр. 155

15

Сочетания жи – ши, ча – ща, чу –щу (4 ч)

Сочетания жи – ши

Анализировать звучащие слова: выделять в словах только твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц], сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи – ши с его обозначением на письме в ударном слоге, ч. 1: с. 112, упр. 159; с. 112, упр. 160; с. 113, упр. 161–162, с. 114, упр. 163–164.

Формулировать правило правописания сочетаний жи–ши, сравнивать самостоятельно сформулированное правило с правилом, приведённым в учебнике, ч. 1: с. 115.

Применять правила правописания сочетаний жи–ши в практической деятельности, ч. 1: с. 115, упр. 166; с. 116, упр. 167; с. 117, упр. 168–169.

Сочетания ча – ща, чу – щу

Анализировать слова: выделять в словах только мягкие согласные звуки [ч’] и [щ’], сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях ча – ща, чу – щу с его обозначением на письме в ударном слоге, ч. 1: с. 119, упр. 173; с. 121, упр. 177.

Формулировать правило правописания сочетаний ча – ща, чу – щу, сравнивать самостоятельно сформулированное правило с правилом, приведённом в учебнике, ч. 1: с. 119–120, упр. 173; с. 122, упр. 178.

Применять правила правописания сочетаний ча – ща, чу – щу в практической деятельности, ч. 1: с. 120, упр. 174–175; с. 121, упр. 176; с. 122, упр. 179; с. 123, упр. 180, 181.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Толковать (объяснять) значение пословиц, ч. 1: с. 117, упр. 168.

Произносить орфоэпически правильно гласные и согласные звуки, их сочетания в слове (скороговорки), ч. 1: с. 115, упр. 165; с. 117, упр. 169

16

Сочетания чн, чк, щн (5 ч)

Наблюдать за правописанием слов с сочетаниями чн, чк, щн, ч. 1: с. 124, упр. 182–183.

Формулировать правило правописания слов с сочетаниями чн, чк, щн, сравнивать его с правилом, данным в учебнике, ч. 1: с. 125.

Применять правило правописания сочетаний чн, чк, щн в практической деятельности, ч. 1: с. 125, упр. 184–185; с. 126, упр. 186.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Работать с предложением: составлять предложения из групп слов, ч. 1: с. 126, упр. 186.

Работать с деформированным текстом: выделять предложения в тексте, ч. 1: с. 125, упр. 185.

Произносить орфоэпически правильно гласные и согласные звуки, их сочетания в слове (скороговорки), ч. 1: с. 123, упр. 180

17

Разделительный мягкий знак (ь) (3 ч)

Анализировать звучащие слова: выделять мягкие согласные в словах, наблюдать за произношением (слитное или раздельное) согласного и следующего за ним гласного звука в словах типа семя – семья, ч. 1: с. 128, упр. 187.

Объяснять употребление разделительного мягкого знака (ь) в словах, ч. 1: с. 129, упр. 188; с. 130, упр. 190.

Сравнивать произношение и написание слов типа семя – семья, полёт – польёт, ч. 1: с. 129, упр. 189.

Использовать знания о правописании слов с разделительным мягким знаком (ь), ч. 1: с. 130, упр. 191; с. 131, упр. 192–193; с. 132, упр. 195.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Толковать (объяснять) значение пословиц, ч. 1: с. 130, упр. 190.

Объяснять роль выразительных средств (антонимов), использованных в пословицах, ч. 1: с. 130, упр. 190


СЛОВО (56 ч)



Части речи (30 ч)


18

Имя существительное (6 ч)

Выделять в тексте (предложении) слова, отвечающие на вопросы к т о э т о? или ч т о э т о?, ч. 2: с. 4, упр. 1–2; с. 5, упр. 3; с. 6, упр. 5–6; с. 7, упр. 7; с. 8, упр. 9.

Использовать термин «имя существительное».

Определять по лексико-грамматическим признакам, является ли слово именем существительным, ч. 2: с. 11, упр. 15; с. 12, упр. 16–17.

Различать существительные, отвечающие на вопросы к т о? или ч т о?, ч. 2: с. 7, упр. 8; с. 8, упр. 10; с. 9, упр. 11.

Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по числам, ч. 2: с. 9, упр. 12; с. 10, упр. 13.

Формулировать вывод по результатам наблюдений и сравнивать его с выводом, данным в учебнике, ч. 2: с. 10, 11.

Определять и изменять форму числа имени существительного, ч. 2: с. 10, упр. 14.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Работать над предложением: составлять предложение из групп слов, ч. 2: с. 10–11, упр. 14.

Работать с текстом:

– определять тип текста (текст-описание, текст-повествование), ч. 2: с. 9, упр. 11;

– определять тему текста, ч. 2: с. 10, упр. 14;

– озаглавливать текст, ч. 2: с. 12, упр. 16

19

Существительное – имя собственное (5 ч)

Выделять в тексте (предложении), среди других слов имена собственные, ч. 2: с. 14, упр. 21–22; с. 15, упр. 24–25; с. 16, упр. 27–28; с. 17, упр. 31.

Наблюдать и объяснять переход нарицательных имён существительных в имена собственные (роза – Роза), ч. 2: с. 20, упр. 36; с. 21, упр. 37.

Наблюдать, как пишутся имена собственные, ч. 2: с. 14, упр. 20–22; с. 15, упр. 24–26; с. 16, упр. 27–28.

Формулировать самостоятельно вывод по результатам наблюдений: имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы, ч. 2: с. 15, упр. 25; с. 16, упр. 29.

Использовать правило правописания имён собственных в практической деятельности, ч. 2: с. 18, упр. 33; с. 19, упр. 35; с. 21, упр. 38.

Работать в паре: подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться, о каких детских играх лучше составить рассказ, предлагать свой вариант текста, обсуждать и оценивать результат выполнения работы, ч. 2: с. 14, упр. 21.

Речевое развитие:

Формулировать самостоятельно вывод по результатам наблюдений, ч. 2: с. 15, упр. 25; с. 16, упр. 29.

Составлять предложения из данных групп слов, ч. 2: с. 14, упр. 21; по рисунку с. 13, упр. 19.

Составлять текст-описание, ч. 2: с. 18, упр. 32.

Чётко и правильно произносить скороговорки, ч. 2: с. 14, упр. 22; с. 16, упр. 27

20

Глагол (6 ч)

Выделять в тексте (предложении) среди других слов слова, называющие действия предмета, ч. 2: с. 25, упр. 40, 41; с. 26, упр. 42, 43.

Использовать термин «глагол».

Наблюдать и устанавливать, могут ли глаголы отвечать на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь? ч т о д е л а е т? ч т о с д е л а е т? и т. д., ч. 2: с. 28, упр. 46; с. 31, упр. 50; с. 32, упр. 51.

Характеризовать глагол по его лексико-грамматическим признакам: глагол называет действие предмета и отвечает на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь? ч т о д е л а е т? ч т о с д е л а е т? и т. д.

Различать глаголы, которые отвечают на вопросы ч т о д е л а т ь? или ч т о с д е л а т ь?, ч. 2: с. 27, упр. 44. 

Наблюдать за глаголами и устанавливать, изменяются ли они по числам, ч. 2: с. 28, упр. 45–46; с. 29, упр. 47.

Формулировать вывод по результатам наблюдений, ч. 2: с. 29.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Объяснять значение слов, ч. 2: с. 32, упр. 52.

Анализировать текст и устанавливать, что в предложении форма числа глагола та же, что и форма числа имени существительного, с которым этот глагол связан, ч. 2: с. 34, упр. 55–56; с. 35, упр. 58.

Составлять предложения из групп слов, ч. 2: с. 28, упр. 46; с. 30, упр. 49; с. 34, упр. 56.

Редактировать предложения и тексты: изменять форму числа глагола в соответствии с формой числа имени существительного.

Составлять текст по рисунку на заданную тему (работать в группе): рассматривать рисунок, подбирать глаголы, которые можно использовать в тексте, составлять свои предложения по рисунку, обсуждать результат выполнения работы, выбирать наиболее удачные предложения, составлять из них текст на заданную тему, ч. 2: с. 30, упр. 48.

Определять тему рассказа по рисунку, составлять рассказ, ч. 2: с. 24, упр. 39.

Озаглавливать текст, ч. 2: с. 24, упр. 39; с. 26, упр. 43; с. 34, упр. 55

21

Имя прилагательное (6 ч)

Выделять в тексте (предложении) слова, называющие признаки предмета, ч. 2: с. 37, упр. 59; с. 38, упр. 60–61; с. 40, упр. 64.

Использовать термин «имя прилагательное».

Устанавливать вопросы, на которые отвечают имена прилагательные, ч. 2: с. 39, упр. 62; с. 40, упр. 64.

Устанавливать, какие признаки предметов (размер, форма, цвет, вкус) может называть имя прилагательное, ч. 2: с. 39, упр. 62; с. 41, упр. 65.

Характеризовать прилагательное по его лексико-грамматическим признакам: прилагательное называет признак предмета и отвечает на вопросы к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?

Выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам, ч. 2: с. 41, упр. 66; с. 42, упр. 67–68; с. 44, упр. 70.

Наблюдать за прилагательными и устанавливать, изменяются ли они по числам, ч. 2: с. 45, упр. 72–73.

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки (цвет, вкус, размер и т. д.), ч. 2: с. 43, упр. 69.

Выделять словосочетания имени существительного с именем прилагательным, ч. 2: с. 48, упр. 79.

Различать прилагательные, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), ч. 2: с. 46, упр. 75; с. 47, упр. 76.

Подбирать к данным именам существительным имена прилагательные, близкие и противоположные по значению, ч. 2: с. 43, упр. 69; с. 48, упр. 78.

Выбирать из группы имён прилагательных–синонимов наиболее точно подходящие по смыслу в данном контексте, ч. 2: с. 47, упр. 77.

Составлять текст о друге (подруге) (работать в паре): подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения задания, ч. 2: с. 40, упр. 63.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка

22

Предлог (3 ч)

Выделять предлоги в тексте, ч. 2: с. 54, упр. 87; с. 55, упр. 89.

Понимать значение (роль) предлогов в нашей речи, ч. 2: с. 51, упр. 80.

Выделять в предложении существительное, к которому относится предлог, ч. 2: с. 53, упр. 84.

Выбирать предлоги, наиболее подходящие по смыслу, и дополнять ими данные предложения, ч. 2: с. 52, упр. 81, 83; с. 53, упр. 85; с. 54, упр. 86, 88.

Использовать правило правописания предлогов с другими словами в практической деятельности.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Составлять предложения, используя данные предлоги, ч. 2: с. 52, упр. 82.

Определять тему рисунка, отвечать на вопросы по рисунку, ч. 2: с. 51, упр. 80.

Чётко и правильно произносить скороговорки, ч. 2: с. 53, упр. 84


Корень слова. Однокоренные слова (26 ч)


23

Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах (4 ч)

Анализировать и объяснять смысл понятий «родственные слова», ч. 2: с. 56, упр. 1.

Выбирать группы родственных (однокоренных) слов, ч. 2: с. 59, упр. 6; с. 60, упр. 7–8; с. 61, упр. 9; с. 62, упр. 10, 12.

Строить рассуждение при выделении родственных (однокоренных) слов, ч. 2: с. 57, упр. 2–3.

Подбирать к данным словам родственные (однокоренные) слова, ч. 2: с. 58, упр. 4; с. 62, упр. 11.

Сравнивать однокоренные слова и устанавливать, что общего и чем различаются однокоренные слова, ч. 2: с. 57, упр. 2, 3.

Выделять корень в однокоренных словах, ч. 2: с. 60, упр. 8; с. 61, упр. 9; с. 62, упр. 10, 12.

Работать в группе: подготавливать варианты выполнения задания, обсуждать эти варианты, оценивать результат выполнения работы, ч. 2: с. 61, упр. 9.

Объяснять, почему данная группа слов – родственные слова, ч. 2: с. 56–57, упр. 1.

Различать слова, близкие по смыслу, но не родственные, ч. 2: с. 58, упр. 5.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Произносить правильно скороговорки, ч. 2: с. 58, упр. 4

24

Безударные гласные в корне слова (8 ч)

Наблюдать за произношением и обозначением на письме ударных и безударных гласных в корне слова, ч. 2: с. 69, упр. 24–26; с. 70, упр. 27.

Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в корне слова, ч. 2: с. 69, упр. 24–26; с. 71, упр. 29; с. 72, упр. 31; с. 73, упр. 32, 33; с. 74, упр. 34; с. 76, упр. 38.

Формулировать вывод по результатам наблюдений, ч. 2: с. 71, упр. 29.

Объяснять смысл правила: «Безударные гласные в корне проверяются ударением».

Выбирать в группах однокоренных слов проверочные слова, ч. 2: с. 72, упр. 30–31.

Самостоятельно подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным в корне, ч. 2: с. 73, упр. 32–33; с. 74, упр. 34–35; с. 75, упр. 37; с. 76, упр. 39.

Формулировать способы проверки безударных гласных в корне слова (подбором однокоренных слов и изменением формы числа).

Объяснять, когда к словам с сочетаниями жи–ши надо подбирать проверочные слова, ч. 2: с. 77, упр. 40, 42.

Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

Выделять группы однокоренных слов, ч. 2: с. 64, упр. 14–15; с. 65, упр. 17; с. 67, упр. 21; с. 69, упр. 26; с. 70, упр. 27.

Различать слова, имеющие одинаковый корень, но не однокоренные, ч. 2: с. 66, упр. 18–20; с. 67, упр. 22.

Определять (объяснять) способ проверки безударных гласных в корне слова, ч. 2: с. 75, упр. 36.

Работать в паре: обсуждать совместно (в диалоге) задание к упражнению (что нужно знать, вспомнить, чтобы правильно выполнить упражнение), выполнять совместно упражнение, аргументируя каждое своё действие, ч. 2: с. 67, упр. 21; с. 71, упр. 29.

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Озаглавливать текст, ч. 2: с. 65, упр. 16.

Определять текст-повествование, текст-описание, ч. 2: с. 65, упр. 16.

Сравнивать содержание текста и рисунок к нему, ч. 2: с. 68, упр. 23.

Выборочно записывать текст, ч. 2: с. 65, упр. 16.

Составлять рассказ по рисунку, ч. 2: с. 76, упр. 38

25

Парные согласные в корне слова (8 ч)

Наблюдать за произношением и обозначением на письме парных согласных в конце слова, ч. 2: с. 79, упр. 43–44.

Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова (в середине и в конце слова) перед глухими согласными, ч. 2: с. 80, упр. 46; с. 81, упр. 47; с. 83, упр. 51.

Выбирать в группах однокоренных слов проверочные слова, ч. 2: с. 82, упр. 50.

Продолжать высказывания, данные в учебнике, ч. 2: с. 81, упр. 48.

Формулировать правило проверки правописания парных согласных в общем виде: «Парные согласные проверяются гласными», ч. 2: с. 81, упр. 49.

Устанавливать по таблице способы проверки парных согласных в конце и в середине слова, ч. 2: с. 84, упр. 54.

Применять на практике правила проверки и правописания безударных гласных и парных согласных в корне, ч. 2: с. 86, упр. 58; с. 87, упр. 59–60.

Использовать термин «орфограмма».

Речевое развитие:

Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Толковать (объяснять) значение слов, пословиц, ч. 2: с. 85, упр. 55; с. 82, упр. 50.

Продолжать рассказ по его началу (работать в паре), ч. 2: с. 86, упр. 57


1 Тематическое планирование рассчитано на то, что работа по учебнику сочетается с работой по рабочей тетради и «Дидактическому материалу» авторов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой.

2 Здесь и далее: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение, 2006.

1 Здесь и далее: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Дидактический материал. 2 класс. – М.: Просвещение, 2004.


2 Проверочные работы из этой рублики могут проводиться как часть урока (в начале урока или в конце). Их цель – совместно с учащимися выяснить успешность усвоения материала темы (урока), подготовиться к предстоящей итоговой контрольной работе по теме. Можно отвести на проверочные работы и целый урок как итоговую проверочную работу по теме.

Учитель может воспользоваться материалом из рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения», может использовать и другие проверочные и самостоятельные работы из пособий «Русский язык. Проверочные работы. 2 класс», «Русский язык. Дидактический материал. 2 класс» авторов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой.

Задания из рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения» можно использовать полностью или выборочно. Учитель ориентируется на рекомендации, данные в календарно-тематическом планировании, или определяет место проведения проверочных работ по своему усмотрению.

1 При проведении контрольных работ (контрольное списывание, контрольный диктант) учитель ориентируется на рекомендации, данные в календарно-тематическом планировании, или использует материал из собственной практики.

2 Здесь и далее: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2006.


3 Внимание! В первом и втором изданиях учебника (ч. 1) в упр. 3 на с. 31 допущена опечатка: в пособии «Русский язык. Проверочные работы. 2 класс» по данной теме на с. 35 вместо задания 1 выполняется задание 3.


1 В «Приложении к календарно-тематическому планированию» дана характеристика видов деятельности учащихся, связанная с грамматическими заданиями и с собственно речевым развитием, а также показана деятельность, организуемая учителем при работе учащихся в паре или в группе. Этим объясняется возможность ссылок на одни и те же упражнения в разных частях пособия. Так, например, упр. 9 на стр. 9 (ч. 1) указано в таких видах деятельности учащихся, как работа в паре и речевое развитие.