МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 116 города Донецка»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей естественного цикла __________________________ Протокол от «___» ___ 2021г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________Потапенкова А.Н. (подпись) «____» _____________ 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________Сташевская И.Е. (подпись) «____» ____________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
Базовый уровень
5 - 7 классы
на 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Артёмова Инна Артёмовна
Донецк 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682) и разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для средней школы (авт.Б.М. Неменский и др.).
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.
Овладение учебными достижениями по изобразительному искусству осуществляется на базе изучения теоретического материала и выполнения практических работ.
Конкретный материал для практических работ учитель подбирает самостоятельно, исходя из содержания учебного материала и ориентируясь на требования к учебным достижениям учащихся, определяемых ГОС ООО ДНР.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 5 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
| | план | факт | |
Раздел 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты |
ТЕМА 1 ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч.) |
1 | Древние образы в народном творчестве. Практическое задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву. | 03.09 | | |
2 | Дом-космос. Практическое задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома солярными знаками, растительными и зооморфными, геометрическими мотивами. | 10.09 | | |
3 | Понятие интерьера. Его особенности в крестьянском жилище. Практическое задание: Изображение внутреннего убранства избы. | 17.09 | | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. Практическое задание: Выполнение эскиза декоративного украшения предметов крестьянского быта | 24.09 | | |
5 | Сказочные цветы и звери на прялке. Практическое задание: Эскиз прялки: форма, композиция росписи или резного узора. | 01.10 | | |
6 | Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Практическое задание: Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; в традиции народных мастеров. Украшение полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. | 08.10 | | |
7 | Народный праздничный костюм. Практическое задание: Создание эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов | 15.10 | | |
8 | Урок обобщения знаний. Народные праздничные обряды Практическое задание: Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников | 22.10 | | |
ТЕМА 2 СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч.) |
9 | Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка Практическое задание: создание своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией промысла. | 29.10 | | |
10 | Основные декоративные элементы росписи филимоновской игрушки. Практическое задание: создание своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией промысла. | 12.11 | | |
11 | Основные декоративные элементы росписи каргопольской игрушки. Практическое задание: создание своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией промысла. | 19.11 | | |
12 | Искусство Гжели.Истоки и современное развитие промысла Практическое задание: Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) и украшение ее нарядной гжельской росписью. | 26.11 | | |
13 | Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла Практическое задание: Выполнение эскиза панно для оформления комнаты сказок с использованием элементов городецкой росписи. | 03.12 | | |
14 | Матрешка Практическое задание: Создание эскиза матрешки, украшение ее фрагментами росписи | 10.12 | | |
15 | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Практическое задание: Выполнение эскиза фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира. | 17.12 | | |
16 | Урок обобщения знаний. Роль народных художественных промыслов в современной жизни Практическое задание: Выставка работ, беседа на тему «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту и интерьере». | 24.12 | | |
ТЕМА 3 ДЕКОР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 ч) |
17 | Зачем людям украшения. Практическое задание: Рассмотрение и обсуждение (анализ) зрительного ряда, особенности декора костюма людей разного статуса и разных стран. Создать колье из подручного материала. | | | |
18 | Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Практическое задание: Выполнение эскизов украшения или алебастровой вазы по мотивам декоративного искусства Древнего Египта | | | |
19 | Особенности декоративного искусства Древней Греции. Практическое задание: Создание эскиза многофигурной композиции (иллюстрации к мифу), в которой герои были бы изображены в греческой одежде\ украшение одежды одним из видов меандра. | | | |
20 | Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. Практическое задание: Создание эскиза мифологического сюжета на сосуде любой формы. | | | |
21 | Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Практическое задание: Выполнение эскизов костюма людей разных сословий в Древнем Китае \ Китайский веер | | | |
22 | Декор - человек, общество, время Практическое задание: Создание декоративного панно / открытки к 23 февраля | | | |
23 | Декор - человек, общество, время Практическое задание: Создание декоративного панно / открытки ко Дню 8 Марта | | | |
24 | О чем рассказывают гербы и эмблемы. Практическое задание: Создание эскиза собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики. | | | |
25 | Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Практическое задание: Создание эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. | | | |
26 | Урок обобщения знаний. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Практическое задание: Посещение музея или выставки произведений современных мастеров декоративно- прикладного искусства. | | | |
ТЕМА 4 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч.) |
27 | Современное Выставочное искусство (керамика, стекло). Практическое задание: Знакомство с изделиями из цветной обожженной глины (майолика и терракота), изделиями из стекла. | | | |
28 | Современное декоративное искусство. Витраж. Практическое задание: Создание декоративной работы «Подводный мир» в технике витраж. | | | |
29 | Современное декоративное искусство. Мозаика Практическое задание: Создание декоративной работы в технике мозаики | | | |
30 | Искусство вырезания из бумаги. Практическое задание: Силуэтное / объемное вырезание «Пасхальные цыплята» / «Пасхальный звон» | | | |
31 | Оригами – искусство складывания бумаги. Практическое задание: Цветы оригами для любимой мамы\ классический японский журавлик | | | |
32 | Айрис-фолдинг как искусство украшения / Практическое задание: Создание поздравительной открытки / панно | | | |
33 | Квиллинг – бумажная филигрань. Практическое задание: Создание поздравительной открытки / панно | | | |
34 | Дизайнерские идеи для украшения интерьера. Практическое задание: Эскиз декоративного украшения интерьера в соответствии с требованиями к жилому помещению. | | | |
35 | Резерв | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 6 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
| | план | факт | |
Раздел 1 Виды изобразительного искусства и основы образного языка |
ТЕМА 1 Выразительные возможности изобразительного искусства (8 ч.) |
1 | Изобразительное искусство в семье пространственных искусств. Практическое задание: Беседа на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка | 06.09 | | |
2 | Художественные материалы Практическое задание: Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок и графических материалов | 13.09 | | |
3 | Рисунок – основа изобразительного творчества. Практическое задание: Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок | 20.09 | | |
4 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Практическое задание: Выполнение (по представлению), линейных рисунков трав, которые колышет ветер | 27.09 | | |
5 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Практическое задание: Изображение различных осенних состояний в природе | 04.10 | | |
6 | Цвет. Основы цветоведения. Практическое задание: Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. Цветовой круг. | 11.10 | | |
7 | Цвет в произведениях живописи. Практическое задание: Создание фантазийных изображений сказочных царств, ограниченной палитрой | 18.10 | | |
8 | Урок обобщения знаний. Объемные изображения в скульптуре Практическое задание: Создание объемных изображений животных в разных материалах | 25.10 | | |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. Практическое задание: Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Создание зонтика для Оле-Лукое | 08.11 | | |
ТЕМА 2 МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (7 ч) |
10 | Многообразие форм окружающего мира. Практическое задание: Конструирование из бумаги простых геометрических тел / упаковки для новогодней | 15.11 | | |
11 | Декоративный натюрморт Практическое задание Выполнение натюрморта из фруктов, композиционное, ритмическое размещение на листе (в технике аппликации) «Дары осени». | 22.11 | | |
12 | Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи Практическое задание: Изображение живописного натюрморта с натуры, составленного из нескольких овощей/фруктов | 29.11 | | |
13 | Натюрморт в графике Практическое задание: Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел. | 06.12 | | |
14 | Цвет в натюрморте Практическое задание: Натюрморт в технике монотипии. | 13.12 | | |
15 | Натюрморт и творческая индивидуальность художника. Практическое задание: Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние / новогодний натюрморт | 20.12 | | |
16 | Урок обобщения знаний. Выразительные возможности натюрморта Практическое задание: Создание натюрморта- автопортрета» (натюрморт как рассказ о себе). | 27.12 | | |
ТЕМА 3 ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА (10 ч) |
17 | Портрет как образ реального человека. Практическое задание: Беседа на тему «Образ человека в портрете». Изображение разных эмоциональных состояний человека | | | |
18 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Практическое задание: Выполнение портрета в технике Арчимбольдо | | | |
19 | Изображение головы человека в пространстве. Практическое задание: Создание эскиза профильного портрета и в фас. | | | |
20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Практическое задание: Создание автопортрета . | | | |
21 | Портрет в скульптуре. Практическое задание: Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. | | | |
22 | Сатирические образы человека. Практическое задание: Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. | | | |
23 | Образные возможности освещения в портрете. Практическое задание: Наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. | | | |
24 | Портрет в живописи Практическое задание: Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников. | | | |
25 | Образ матери в искусстве Практическое задание: Создание портрета мамы / сестры / подруги | | | |
26 | Урок обобщения знаний. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века Практическое задание: Посещение регионального музея или выставки произведений современных портретистов | | | |
ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ПЕЙЗАЖ (8 ч) |
27 | Жанры в изобразительном искусстве. Практическое задание: Беседа на тему жанров в изобразительном искусстве. | | | |
28 | Изображение пространства. Практическое задание: Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений. | | | |
29 | Правила построения перспективы. Линейная и воздушная перспективы. Практическое задание: Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. | | | |
30 | Пейзаж – большой мир. Практическое задание: Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» | | | |
31 | Пейзаж настроения. Природа и художник. Практическое задание: Создание пейзажа на передачу цветового состояния | | | |
32 | Пейзаж в русской живописи Практическое задание: Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины» | | | |
33 | Городской пейзаж Практическое задание: создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа | | | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства; участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; | | | |
35 | Резерв | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
| | план | факт | |
Раздел 1 Вечные темы и великие исторические события в искусстве |
ТЕМА 1 ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОГО В ИСКУССТВЕ (8 ч) |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. Практическое задание: Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение). | 02.09 | | |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. Практическое задание: Зарисовки схемы фигуры человека | 09.09 | | |
3 | Схема движения фигуры человека. Практическое задание: Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация | 16.09 | | |
4 | Образная выразительность фигуры человека Практическое задание: Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) | 23.09 | | |
5 | Набросок фигуры человека с натуры. Практическое задание: Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях). | 30.09 | | |
6 | Пещерная живопись Практическое задание: Изображение охоты (имитация наскальной живописи) | 07.10 | | |
7 | Человек и обитатели наших степей Практическое задание: Творческое задание заповедник «Меотида» (птичий рай): морской пейзаж с изображением птиц и человека – исследователя / акварельный пейзаж «Хомутовская степь» с изображением животных и «Каменных баб» как свидетелей материальной культуры деятельности человека | 14.10 | | |
8 | Художники-анималисты. Образы животных и образ человека в литературных произведениях. Домашние животные Практическое задание: Изображение домашних животных по памяти и представлению / Посещение виртуального музея или выставки произведений художников-анималистов / беседа / викторина . | 21.10 | | |
ТЕМА 2 СЮЖЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА (8 ч) |
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Практическое задание: создание сюжетной композиции бытового жанра «Уборка урожая», «У бабушки на каникулах», «Я ем мороженое». | 28.10 | | |
10 | Исторический жанр. Практическое задание: «Рыцари и принцессы», «Царица Египта», «Ярославна», «Войско князя Игоря», «Кочевые народы», «Нашествие печенегов», «Крепость Домаха» | 11.11 | | |
11 | Батальный жанр. Монументальная скульптура и образ истории народа Практическое задание Создание проекта памятника, посвященного историческому событию или герою / макет стелы / зарисовка монумента, посвященного событиям ВОв. | 18.11 | | |
12 | Мифологические темы в искусстве разных эпох Практическое задание: Изображение мифологических существ Древнего Египта / Путешествие по мифам Древней Греции / Русские богатыри / Славянские мифологические существа / создание бестиария славянской мифологии (коллективная работа) | 25.11 | | |
13 | Тематическая картина в искусстве передвижников импрессионистов. Практическое задание: Создание композиции в стиле импрессионизма «Новогодняя картина» / «Народные гуляния» / «Ярмарка» / «День Святого Николая» | 02.12 | | |
14 | Место и роль картины в искусстве 20 века Практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд / создание портрета или автопортрета в манере Пабло Пикассо в технике коллаж | 09.12 | | |
15 | Библейские темы в изобразительном искусстве Практическое задание: Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги) / «Рождественский ангел прилетел» | 16.12 | | |
16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Практическое задание: Создание композиции в технике коллажа на тему новогоднего праздника. | 23.12 | | |
ТЕМА 3 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (10 ч) |
17 | Основы композиции в конструктивных искусствах практическое задание: Выполнение абстрактной композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис». | | | |
18 | Архитектура России XI –XVII вв практическое задание: Выполнение силуэтной композиции «Кремль», «Силуэты соборов» (акварельная живопись или аппликация) / «Донбасс духовный» (мозаика, коллаж). | | | |
19 | Архитектурный ансамбль XVIII - XIX вв. практическое задание: Эскиз памятника в твоем городе, селе / эскиз плаката или туристской схемы, посвящённой памятникам истории и культуры города, села | | | |
20 | Город сквозь времена и страны. практическое задание: Выполнение творческой работы «Старинная карта города», «Город-крепость». | | | |
21 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. практическое задание: Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира). | | | |
22 | Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. практическое задание: Создание эскиза детской игровой площадки в городском парке или места отдыха в своем саду (дизайн беседки, фонтана) / акварельная зарисовка «Усадьба Иловайского» / карта-схема. | | | |
23 | Живое пространство города. практическое задание: Создание графического эскиза улицы, микрорайона города в угловой или фронтальной перспективе | | | |
24 | Человек и городская среда практическое задание: создание эскиза мурала/ проект оформления витрины магазина / создание рекламного плаката со слоганом в стиле В. Маяковского. | | | |
25 | Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера практическое задание: Создание эскиза дизайна комнаты (гостиной, кухни или детской) в угловой или фронтальной перспективе / создание эскиза дизайна комнаты с характерными элементами эпохи «Тронный зал короля», «Рыцарская пиршественная зала», «Мастерская алхимика» | | | |
26 | Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). практическое задание: Выполнить эскиз интерьера здания с мозаикой или витражом | | | |
ТЕМА 4 РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 ч) |
27 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта практическое задание: выполнение композиции «Буквица» / Слово-образ | | | |
28 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение практическое задание: Работа над проектом оформления книги | | | |
29 | Искусство полиграфии практическое задание: Выполнить эскиз обложки книги, открытки, визитки / рекламный плакат / рекламный воблер с текстовым содержанием (коллаж) | | | |
30 | Моделируя себя – моделируешь мир практическое задание: Изображение фигур людей в одежде различных стилей; создание эскизов молодёжных комплектов одежды | | | |
31 | Театральное искусство и художник практическое задание: Выполнить эскиз оформления сцены к спектаклю (концерту) / создание маски с отображением амплуа актера (бумагопластика) | | | |
32 | Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография практическое задание: выполнить эскиз кинокомпозиции в технике раскадровки (на выбор) | | | |
33 | Формы сохранения культурного наследия практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства. | | | |
34 | История искусства и история человечества практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд | | | |
35 | Резерв | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 4-е изд. / Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С. Питерских, Г.Е Гуров.; под ред. Б.М. Неменского. - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С. Питерских, Г.Е Гуров.; под ред. Б.М. Неменского. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд. – М., 1997.
Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. – В 2 ч. – М.: ООО "ДРОФА", 2012.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
Неменский Б.М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
Оросова Т. В. Поурочные планы по программе Неменского, 7 класс. – Волгоград, 2018
Павлова О.В. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины. – Волгоград: издательство «Учитель», 2010.
Пожарская А.В. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков - Волгоград: издательство «Учитель», 2018.
Порохневская М.А. Изобразительное искусство 8 класс. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2008.
Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. – М., 1998.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского.
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Учебник: Искусство 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2017.
Информационно-справочная
Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М., 1993 г.
Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995
Волков И. П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. – М., 1990.
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.
Дорожин Ю. Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2003
Дорожин Ю. Хохломская роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2003
Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. – М.: Мозаика-Синтез, 2003
Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980.
Кузин В.З. Наброски и зарисовки. – М.: Просвещение, 1981.
Леонов Л. Русская жанровая живопись. Альбом. М.: «Искусство», 1961
Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., 1995.
Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006
Сурьянова Н. Синие цветы Гжели. – М.: Малыш, 1987.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 1981.
Цифровые образовательные ресурсы
http://.draw.demiart.ru – Уроки рисования.
http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr – Азбука ИЗО. Музеи мира.
http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://art.festival.1september.ru/ – Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
http://festival.1september.ru/ - Викторины
http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка. ~ 15 ~
Академия художеств "Бибигон" http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Большая библиотека электронных книг по дизайну на сайте Community.Livejournal.com http://community.livejournal.com/design_books
Большая библиотека электронных книг по дизайну на сайте NataHaus http://www.infanata.org/color/graph
Иллюстрированная энциклопедия моды http://fashion.artyx.ru/
История костюма в картинках http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/
История костюма http://www.costumehistory.ru/
История моды http://www.moda-history.ru/
Электронные учебники по графическому дизайну на сайте http://www.visual-form.ru/affiliatebooks.htm