Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс УМК «Просвещение» учебник «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина (35ч) |
№ п\п | Дата | Тема урока, д\з | Содержание учебного материала | Планируемые результаты |
по плану | по факту | предметные | метапредметные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 |
Раздел «Россия - Родина моя» (6 ч) |
1 | | | «Мелодия – душа музыки» | Интонационно-образная природа музыкального искусства. | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выразительно, эмоционально исполнять вокальную мелодию, песню | Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; Выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. |
2 | | | «Природа и музыка» «Звучащие картины» | Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. | Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; определять средства музыкальной выразительности | Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования. Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. формирование эстетических потребностей; эмоциональная отзывчивость |
3 | | | «Виват, Россия!», «Наша слава Русская держава» | Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. | Научатся понимать названия изученных произведений, их авторов, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении | Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель |
4 | | | «Кантата «Александр Невский» » | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата. | Научатся: выявлять значимость трехчастного построения музыки; передавать в пении героический характер музыки; «исполнять» партию колокола. | Осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева; Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Овладение способностями поиска средств в разных формах и видах музыкальной деятельности. | Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. |
5 | | | «Опера «Иван Сусанин» » | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Опера. | Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов | Овладение логическими действиями сравнения, анализа. Владение умениями совместной деятельности. Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир. |
6 | | | «Опера «Иван Сусанин» » Проверочная работа. | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Опера. | Научатся: размышлять о музыкальных произведениях. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа. Владение умениями совместной деятельности. Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир. |
Раздел «День, полный событий» (4 ч) |
7 | | | «Утро» | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку | Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки. |
8 | | | «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек» | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. | Научатся понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. | Формировать и удерживать учебную задачу. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Формулировать собственное мнение и позицию | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. |
9 | | | «В детской. Игры и игрушки» | Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. | Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; выражать свое отношение к музыкальным произведениям; эмоционально и осознанно относиться к музыке | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки. Задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
10 | | | «На прогулке. Вечер» Проверочная работа. | Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Формулировать собственное мнение и позицию | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; осмысление интонационной выразительности музыки |
Раздел «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч) |
11 | | | «Радуйся, Мария! Богородице Дева радуйся» | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие. | обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; формирование трепетных, нежных чувств к матери |
12 | | | «Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама» | Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери | Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Воспитание духовно-нравственных качеств; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления. |
13 | | | «Вербное воскресенье», «Вербочки» | Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. | Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). | Знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя | Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины. |
14 | | | «Святые земли русской». Проверочная работа. | Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. | Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; | Расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов. Воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора. | Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины. |
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 ч.) |
15 | | | «Настрою гусли на старинный лад» | Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин. Имитация игры на гуслях. Музыкальный и поэтический фольклор России. | Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению деятельности. | Расширение представлений о жанрах народной музыки. Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Иметь представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье. |
16 | | | «Певцы русской старины. Былина о Садко и морском царе» | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. | Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; составлять тексты в устной и письменной формах. | Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России |
17 | | | «Певцы русской старины. Лель мой Лель» | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. | Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
18 | | | «Звучащие картины. Прощание с масленицей» Проверочная работа. | Народная и профессиональная музыка. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений. | Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. | Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования. Умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; |
Раздел «В музыкальном театре» (8 ч.) |
19 | | | «Опера «Руслан и Людмила»» | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; | Понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами. Воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора. Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. | Уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
20 | | | «Опера «Орфей и Эвридика»» | Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо. | Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению | Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля. Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Составлять исполнительский план и последовательность действий. | Уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
21 | | | «Опера «Снегурочка»» | Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки. | Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля. Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Составлять исполнительский план и последовательность действий. | Уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
22 | | | «Опера «Снегурочка»» | Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки. | Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля. Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Составлять исполнительский план и последовательность действий. | Уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
23 | | | «Океан – море синее» | Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. | Воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения. | Постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития. Формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в групповой музыкальной деятельности. | Развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. |
24 | | | «Балет «Спящая красавица»» | Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. | Воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. | Постижение интонационно-образной выразительности музыки. Формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в групповой музыкальной деятельности. | Развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. |
25 | | | «Балет «Спящая красавица»» | Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. | Воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. | Постижение интонационно-образной выразительности музыки. Формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в групповой музыкальной деятельности. | Развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. |
26 | | | «В современных ритмах. Музыкальное состязание» Проверочная работа. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. | Воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Составлять исполнительский план и последовательность действий. | Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки. |
Раздел «В концертном зале» (4 ч.) |
27 | | | «Музыкальные инструменты. Звучащие картины» | Музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. | Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки. Задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. |
28 | | | «Музыкальные инструменты» | Музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. | Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки. Задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. |
29 | | | «Сюита «пер гюнт»». | Определение жанра сюиты. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение. | Реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач. | Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. |
30 | | | «Героическая. Мир Бетховена» Проверочная работа. | Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Выявление стилистических особенностей музыкального языка л.бетховена. | Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Формулировать собственное мнение и позицию | Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений. |
Раздел «Чтоб музыкантом быть» (5 ч.) |
31 | | | «Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки» | Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия». Определение характерных элементов джазовой музыки. | Понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. | Поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; Расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. | Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. |
32 | | | «Люблю я грусть твоих просторов» | Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет». | Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений. |
33 | | | «Мир Прокофьева» | Выявление стилистических особенностей музыкального языка русского композитора – с. С. Прокофьева. | Реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач. | Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. | Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры |
34 | | | «Певцы родной природы» | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. | Реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки. Задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. |
35 | | | «Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет» Проверочная работа по теме – «Чтоб музыкантом быть». | Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. | Применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. | Поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; Расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. | Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта. Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры |