СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Меркина
Пояснительная записка
Общие сведения. Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по учебному предмету «Литература» 5-9 классы, Программы курса «Литература» 5-9 классы /авторы – составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культурносберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Цели изучения предмета «Литература». Общая цель преподавания литературы как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит в воспитании «эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором»0.
Предметные результаты изучения предметной области «Литература» в 5 классе должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа.
4) воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения;
6) формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении.
Рабочая программа обеспечивает усвоение курса «Литература» для 5 класса на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего в том числе:
«формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». 0
Изучение «Литературы» как учебного предмета ориентировано на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»0):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Специфика рабочей программы, составленной с учётом авторской программы по литературе Г.С. Меркина, отражает классические принципы дидактики и методические принципы учебно-методического комплекта. В системы принципов входят организационные, мотивационные, эстетические положения. Так, к организационным принципам относятся следующие принципы: преемственности, структурирования, вариативности, эстетической значимости. К мотивационным принципам относятся личностный, деятельностный, развития творческого потенциала. К эстетическим принципам относятся доступность, изучение русской литературы как единого национального достояния, право выбора произведений.
В соответствии с выделенными принципами организуется учебный материал курса литературы и реализуются методические подходы к его изучению.
Материалы регионального содержания по литературе органично включены в рабочую программу и рассредоточены по всему курсу литературы, логически «увязаны» с изучаемыми темами.
Структура рабочей программы. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, общей характеристики учебного предмета, описания места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, содержания учебного предмета, курса, тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности, описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемых результатов изучения учебного предмета, курса.
Методы и формы работы с обучающимися. Приоритетные методы и пути их реализации представлены в нижеследующей таблице.
Методы работы с обучающимися | Пути реализации методов |
анализ художественного произведения в единстве формы и содержания | |
объяснительно – иллюстративный | повторное чтение, рассказ учителя. |
частично-поисковый | творческое чтение, составление плана |
проблемно – поисковый | выделение эпизодов, фрагментарное сопоставление, |
проблемный (исследовательский) | составление тезисов |
Формы организации деятельности обучающихся включают в себя коллективную, групповую, дифференцировано-групповую и парную работу, самостоятельную, творческую и исследовательскую деятельность. Общепедагогические формы и методы работы с обучающимися сочетаются с частно методическими формами и методами.
Виды и формы контроля. В рабочей программе выделены специальные часы для осуществления диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования. Исходя из этого, в рабочей программе предусмотрена организация аудиторного контроля: аудиторных творческих работ не менее 4-х, контроль уровня литературного образования не менее 2х.
При диагностическом контроле возможно проведение тестирования, анкетирование.
При проведении текущего контроля используются различные виды пересказа, подготовка развернутых устных и письменных ответов, написание сочинений различных жанров, проектные и исследовательские работы, доклады, творческие работы.
В качестве итогового контроля используются аудиторные сочинения, тестирование, контрольные работы.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.
Цель преподавания литературы ― воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором.
Дисциплина дает знания о памятниках отечественной и мировой литературы и фольклора, на их материале школьник учится воспринимать особенности художественного произведения как осуществления авторского творческого замысла, развивает навыки восприятия художественных явлений и вкус к размышлению над прочитанным. Представления о памятниках древней литературы, знание истории новой и новейшей литературы – ее главных авторов, событий, фактов, понятие о литературном процессе и писателях «второго ряда», сведения об этапах и периодах развития литературы, литературных направлениях и школах способствуют восприятию истории литературы в общем контексте отечественной и мировой истории, пониманию художественного, нравственно-философского и общественного значения литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведение), которая изучает это искусство.
В соответствии с авторской программой определены три равноправные по отношению к друг другу направления в структурировании курса: концентрическое на хронологической основе, жанрово-родовое и тематическое.
Преподавание литературы строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников. Классное чтение призвано заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений во внеурочное время. Домашнее чтение направляется списками рекомендованной литературы, дается список произведений для заучивания.
Специфика методического аппарата УМК. УМК составлен с учетом эстетической и воспитательной роли предлагаемых для изучения текстов: предусматривается содержательная и структурная взаимосвязь разделов. Учтены возрастные особенности учащихся при отборе материала, соблюдена сквозная логика движения материала, уделено внимание региональному содержанию, усилен сопоставительный аспект анализа художественных текстов.
Задания УМК Г.С. Меркина ориентированы на продуктивную деятельность обучающихся.
Основными заданиями являются: рассказ о поэте или писателе, ответы на вопросы, пересказ эпизода и фрагмента, текста произведения, выразительное чтение, выявление основной темы и идеи произведения, , написание рассказа по заданному сюжету, исследовательские проекты, составление рассказа по картине, определение и характеристика нравственной проблематики, подготовка сообщения, характеристика героев, подготовка сообщений, поиск (в том числе в интернете) необходимой информации и иллюстративного материала для реализации творческого проекта, работа со словарем, характеристика творческой истории произведения, задания на установление исторической связи времен, составление коллективного творческого портрета, характеристика образно-поэтического языка, работа с рефлексивной таблицей.
Рубрики «Живое слово», «Возвращаясь к теме», «Минуты творчества», «После уроков», «Для вас, любознательные» позволяют выполнять задания творческого характера (характеристика образа по цитатному плану, письменный отзыв на эпизод, создание устного портрета героя (словесное рисование)).
Структура и содержание курса. Для реализации задач литературного образования в 5 классе курс определен как концентрический на хронологической основе. «Программной» скрепляющей идеей в 5 классе является мысль о книге, о её роли в творчестве писателя, жизни человека, в русской культуре и судьбе страны.
Обучающиеся изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующей их возрасту и уровню читательских интересов. Произведения отобраны с учетом определённых исторических периодов и эстетических систем, позволяющих сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения. Материал учебника объединен внутренними сквозными идеями (диалог обучающегося с товарищами по классу, с учителем). Изучение происходит последовательно, особое внимание уделяется детству, фактам жизни писателя, связанным с созданием данного текста, и творческой истории изучаемого произведения. Структура и объём курса 5 класса предусматривает получение сведений по теории и истории литературы.
Логика движения материала в 5 классе представлена следующим образом: годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, её роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие наибольший эмоциональный отклик, характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий.
Целевые установки изучения предмета «Литература» в 5 классе. Структура и содержание курса литературы для 5 класса обусловливают значимые целевые установки в изучении предмета. К ним относятся формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном и инициативном чтении; воспитание в процессе чтения нравственного идеала, человека и гражданина; создание представления о русской литературе как едином национальном достоянии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы в 5 классе отводится 105 часов (35 учебных недель). Согласно уставу МБОУ «СШ №2 г Вельска» продолжительность учебного года составляет 34 недели, таким образом, на изучение литературы отведено 102 часа.
Распределение учебных часов по литературе в 5 классе представлено в следующей таблице.
Общее количество часов | Из них | ||||
уроки по региональному содержанию | уроки по теории литературы | уроки внеклассного чтения | аудиторные творческие работы | контроль уровня литературного образования | |
102 | не менее 5 | не менее 4 | не менее 5 | не менее 4 работ | не менее 2 работ |
Рабочая программа по литературе отражает инвариантную (неизменную) часть учебного предмета. В целом, вариативная часть рабочей программы для 5 класса составляет 12 часов (12 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане).
Личностные, метапредметные, предметные
результаты освоения программы 5 класса
Личностные результаты должны отражать:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви, уважения к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
3) формирование ответственного отношения к учению; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
6) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) смысловое чтение;
8) умение работать индивидуально и в группе.
9) умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные результаты в 5 классе состоят в следующем:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
- умение анализировать литературное произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям, их оценка;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Содержание курса литературы в 5 классе
Курс литературы включает в себя разделы, представленные в таблице.
№ | часы | Разделы и темы |
1. | 1 | Введение |
2. | 2 | Мифология |
3. | 6 | Устное народное творчество |
4. | 2 | Древнерусская литература |
5. | 5 | Басни |
6. | 21 | Литература XIX века А.С. Пушкин.(4ч) Поэзия 19 века о родной природе (1 ч.) М.Ю. Лермонтов (2ч) Н.В. Гоголь(3ч) И.С. Тургенев(3ч) Н.А. Некрасов(2ч) Л.Н. Толстой(4ч) А.П. Чехов(2ч) |
7. | 20 | Литература XX в. |
|
| И.А. Бунин(2ч.) Л.Н. Андреев (2 ч.) А.И. Куприн (2 ч.)
А.А. Блок (2 ч.) С.А. Есенин (2 ч.) А.П. Платонов ( 2 ч.) П.П. Бажов (2 ч.) Н.Н. Носов (2 ч.) В.П. Астафьев (2 ч.) Е.И. Носов (2 ч.)
|
8 | 2 | Родная природа в произведениях писателей 20 века |
9 | 10 | Зарубежная литература (10ч) |
|
| Д. Дефо (2 ч.) Х.Л. Андерсен (1ч.) М. Твен (2 ч.) Ж. Рони-Старший (1 ч.) Дж. Лондон (2 ч.) А. Линдгрен (2 ч.) |
10 | 14 | Уроки развития речи (14 ч.) |
11 | 4 | Уроки контроля (4 ч.) |
12 | 4 | Уроки изучения теории литературы (4 ч.) |
13 | 6 | Уроки внеклассного чтения (6 ч.) |
14 | 5 | Региональное содержание (5 ч.) |
Содержание курса
Введение
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Из литературы ХIХ века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Поэзия XIX века о родной природе
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»
Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,
А.А. Фет. «Чудная картина...»
И.З. Суриков. «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
А.А. БЛОК
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Развитие речи
Обучающее классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. (2ч)
Сочинение сказки (1ч)
Микросочинение «Человек Древней Руси» (1ч)
Творческая работа «Путешествие на поле славы» (1ч)
Изобразительно – выразительные средства в поэзии XIX. (1ч)
Классное сочинение «Мир глазами ребенка» по рассказам Е.Носова, Н.Носова, А.Платонова. (2ч)
Изобразительно – выразительные средства в поэзии XX. (1ч)
Рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной». (1ч)
Итоговый урок
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»). (2ч)
Уроки контроля
Контрольное сочинение №1 по рассказу И.С. Тургенева «Муму».
Контрольное сочинение №2 по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Тест №1
Тест№ 2
Внеклассное чтение
Сказки народов мира
«Мои любимые басни»
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В.П. Крапивин « Дети синего фламинго»
В.К. Железников «Чудак из 6 «Б»»
Жюль Верн «Дети капитана Гранта»
Теория литературы
Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.
Эпитет.
Сказ. Сказка. Литературная сказка.
Рифма.
Стихотворения в прозе.
Строфа.
Сюжет.
Юмор. Деталь. Диалог.
Ирония.
Региональное содержание
Северная сказочница, песенница М.Д. Кривополенова. Сказки «Череп – терем», «Горшочек лихо мыть», «Небылицы», « Вавила и скоморохи».
С.Г. Писахов. Сказки «Не любо – не слушай», «Северное сияние», «Сахарна редька»…
Ф.А. Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны»: «Про Василия Ивановича», «Несмышленыши».
Ю.П. Казаков. «Никишкины тайны».
К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Теоретические понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Внутрипредметные и межпредметные связи |
ВВЕДЕНИЕ Л: формирование моральных норм и ценностей, развитие культурной и этнической толерантности Р: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. К: задавать вопросы для организации собственной деятельности, высказывать и аргументировать собственную точку зрения. П: использовать просмотровое чтение, строить рассуждения. | ||||||
1 |
| Книга — твой друг. | 1 |
| Работа с учебником, диском; лексическая работа. | Изобразительное искусство |
ИЗ МИФОЛОГИИ. Л: формирование уважения к мировой истории, развитие культурной и этнической толерантности. Р: адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы К: выступать перед аудиторией, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству П: осуществлять классификацию, расширенный поиск информации с использованием дополнительных ресурсов | ||||||
2 |
| Античный миф: происхождение мира и богов «Рождение Зевса»,«Олимп». | 1 | миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж. | Представление книги Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»; составление таблицы. | Изобразительное искусство |
3 |
| «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | 1 |
| Выразительное чтение; различные виды пересказа, словесное рисование; | История |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Л: Формирование уважения к истории, интереса к учению. Ориентация в системе моральных норм и ценностей Р: ставить новые учебные цели и задачи П: умение составлять тексты разных жанров; умение адекватно сжато, выборочно, подробно пересказать текст, осуществлять классификацию, расширенный поиск информации с использованием дополнительных ресурсов К: высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить контекстное высказывание | ||||||
4 |
| 1.Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки 2.Пословицы, поговорки. 3-4.Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка» 5.Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». 6.Сказки народов России. «Падчерица».
| 6 | загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
| Выборочный пересказ; сопоставление сказки и мифа; рассказ по картине. | Литература, изобразительное искусство, кинематограф |
|
| Р.Р.№ 1 Сочинение сказки | 1 |
| Самостоятельное создание текста и его выразительное чтение. | Русский язык |
5 |
| В.Ч.№1 Сказки народов мира | 1 |
| Сочинение малых форм фольклора; выразительное чтение. |
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л: Формирование уважения к истории, гражданского патриотизма, этнической толерантности Р: адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы П: излагать содержание прочитанного выборочно, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ, вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять расширенный поиск информации с использованием дополнительных ресурсов; умение составлять тексты разных жанров; умение адекватно сжато, выборочно, подробно пересказать текст. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить контекстное высказывание | ||||||
6 |
| 1.Создание первичных представлений о древнерусской литературе. «Повесть временных лет». 2. «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». | 2 | начальное понятие о древнерусской литературе; летопись | Подготовка сообщения; пересказ текста древнерусской литературы; выразительное чтение; составление вопросов по материалам статьи учебника. | Литература, музыка, изобразительное искусство |
|
| Р.Р. №2 Микросочинение « Человек Древней Руси» | 1 |
| Самостоятельное создание текста; | Русский язык |
БАСНИ Л: формирование эмпатии, ориентация в системе моральных норм и ценностей. Р: ставить новые учебные цели и задачи П: давать определения понятиям, осуществлять расширенный поиск информации с использованием дополнительных ресурсов, осуществлять анализ К: выступать перед аудиторией, учитывать разные мнения. | ||||||
7 |
| Басни народов мира Эзоп. О баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». | 1 | басня, притча, эзопов язык | Выразительное чтение; инсценирование; составление вопросов по статье учебника; письменный ответ на вопрос. | Литература, изобразительное искусство |
8 |
| Русская басня 1.Русские басни и баснописцы XVIII-XIX века. 2.М.Ломоносов. Басни. 3.И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. 4.Русская басня XX века. СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». | 4 | басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола | Различные виды чтения (чтение по ролям, наизусть); инсценирование. | Литература, изобразительное искусство, мультипликация |
9 |
| ВЧ №2 «Мои любимые басни» | 1 |
| Инсценирование; конкурс на лучшее чтение. |
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Л: формирование эмпатии, ориентация в системе моральных ценностей. П: излагать содержание прочитанного выборочно, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ, вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять расширенный поиск информации с использованием дополнительных ресурсов Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока, выбирать эффективный способ её достижения, К: выступать перед аудиторией | ||||||
|
| Т.Л. №1 Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет.
| 1 | Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет. | Сопоставление прозаической и стихотворной речи; лексическая работа; самостоятельное сочинение стихотворных текстов. | Литературоведение; русский язык; |
10 |
| 1.А.С. ПУШКИН. Стихотворение «Няне», «Зимняя дорога», «Зимнее утро» 2-3.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной» 4.Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). | 4 | первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы. | Работа с учебником; работа с иллюстрациями в учебнике; составление комментариев к портретам; составление ассоциативных рядов; письменное высказывание по предложенному началу; выразительное чтение; рассказ о герое; прослушивание музыкальной композиции. | Литература, музыка, изобразительное искусство, кинематограф |
|
| Т.Л. №2 Литературная сказка | 1 | Литературная сказка | Работа с учебником; сообщение; ответы на вопросы. | Литературоведение. |
11 |
| РС №1 Северная сказочница М.Кривополенова. | 1 |
| Пересказ самостоятельно прочитанной сказки. | История; русский язык. |
12 |
| РР №3-4 Обучающее классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 2 |
| Написание сочинения на литературную тему. | Литература; русский язык |
|
| Т.Л. № 3 Строфа. Рифма. | 1 | Строфа. Рифма. Рифмовка. Ритмичность. Стих. | Работа с учебником; ответы на вопросы. | Литературоведение. |
13 |
| Поэзия XIX века о родной природе 1.А.А. Фет. «Чудная картина...» М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» | 1 | эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись. | Выразительное чтение; иллюстрирование; групповая исследовательская работа с текстом; прослушивание музыкальных произведений. | Литература, музыка, изобразительное искусство |
|
| Р.Р. № 5Изобразительно – выразительные средства в поэзии XIX. | 1 |
|
|
|
14 |
| М.Ю. ЛЕРМОНТОВ 1.О детских годах писателя. Стихотворение «Бородино ». 2. Художественное богатство стихотворения «Бородино». | 2 | эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись | Выразительное чтение; письменный ответ на вопрос учителя; работа со словарем; работа с иллюстрациями; сообщения учащихся; работа с таблицей; составление кадров кинофильма. | Литература, изобразительное искусство, история; кинематограф. |
|
| Р.Р. № 6 Творческая работа «Путешествие на поле славы» | 1 |
| Устное словесное рисование. | История, изобразительное искусство; |
15 |
| Н.В. ГОГОЛЬ 1.О писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. 2 Повесть «Ночь перед Рождеством». | 3 | мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика. . | Работа с материалами учебника; составление цитатного плана; краткий выборочный пересказ; словесное рисование; работа со словарем; прослушивание обрядовых музыкальных произведений. | Книговедение, лингвистика, скульптура, музыка, изобразительное искусство, кинематограф |
16 |
| ВЧ № 3 Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 |
| Написание сценария; пересказ эпизода; |
|
17 |
| И.С. ТУРГЕНЕВ 1.Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. 2 Стихотворение в прозе «Воробей»,» Два богача», «Русский язык». 3. Рассказ «Муму» | 3 | рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
| Сопоставление персонажей; рассказ о герое по плану; словесное рисование; составление вопросов для литературной викторины; сообщение. | История, изобразительное искусство, кинематограф |
18 |
| РР №7 Контрольное сочинение №1 по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | 1 |
| Написание отзыва на эпизод; письменный рассказ о герое; |
|
20 |
| Н.А. НЕКРАСОВ 1.Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». 2.Стихотворение «Тройка ». | 2 | фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений). | Работа с учебником; подбор ключевых слов для рассказа о герое; работа со словарем; сообщение; прослушивание романса и народной песни. | История, изобразительное искусство, музыка |
22 |
| Л.Н. ТОЛСТОЙ 1.Сведения о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». 2.Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). 3. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. 4. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера. | 4 | рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.
| Различные виды чтения; рассказ по плану; художественный пересказ эпизода; словесное рисование; дискуссия; | История, изобразительное искусство |
|
| Контрольный тест по 1 полугодию | 1 |
|
|
|
23 |
| РР №8 Контрольное сочинение №2 по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
| 1 |
| Написание отзыва на литературное произведение. |
|
|
| Т.Л. № 4 Сюжет и фабула. Юмор. Ирония. Деталь. Диалог. | 1 | Фабула. Сюжет. Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. Эпилог. Конфликт. Юмор. Ирония. Деталь. Диалог. | Работа с учебником; сообщение; презентация; | Литературоведение, русский язык. |
25 |
| А.П. ЧЕХОВ 1.Детские и юношеские годы писателя Рассказ «Пересолил» 2. Рассказ «Злоумышленник». | 2 | юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация. | Лексическая работа; характеристика героя; комментированное чтение; пересказ. | Литература, изобразительное искусство |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Л: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, уважение к личности и ее достоинству. Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока, выбирать эффективный способ её достижения П: излагать содержание прочитанного выборочно, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ, вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять расширенный поиск информации с использованием дополнительных ресурсов. К: выступать перед аудиторией. | ||||||
26 |
| И.А. БУНИН Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. | 2 | стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
| Работа с учебником; сообщение; презентация; | Изобразительное искусство, кинематограф, литература |
27 |
| Л.Н. АНДРЕЕВ 1.Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). 2.Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. | 2 | тема, эпизод, финал | Работа с учебником; подбор ключевых слов для рассказа о герое; работа со словарем; сообщение | Литература, изобразительное искусство, |
28 |
| А.И. КУПРИН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | 2 | рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя | Сопоставление персонажей; рассказ о герое по плану; словесное рисование | Литература, изобразительное искусство, русский язык |
29 |
| А.А. БЛОК Детские впечатления А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стих.«Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; «Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное своеобразие стихотворения. | 2 | антитеза |
| Изобразительное искусство |
30 |
| С.А. ЕСЕНИН 1.Детские годы С. Есенина. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...». 2. «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина. | 2 | эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях). |
| Изобразительное искусство, художественные и документальные фотографии, музыка |
31 |
| А.П. ПЛАТОНОВ 1.Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка 2.Образ Никиты в рассказе «Никита». РС №2 С.Г.Писахов. Сказки «Не любо – не слушай», «Северное сияние», «Сахарна редька»… | 2
1 |
| Рассказ о герое по плану; словесное рисование | Изобразительное искусство |
32 |
| П.П. БАЖОВ (2) 1.Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова. 2.Приемы создания художественного образа. РС №3 Ф.А.Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны»: «Про Василия Ивановича», «Несмышленыши». | 2
1
| сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм |
| Изобразительное искусство |
33 |
| Т.Л.№ Сказ и сказка. | 1 |
|
|
|
34 |
| Н.Н. НОСОВ. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
| 2 |
|
| Изобразительное искусство |
35 |
| В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | 2 |
|
| Изобразительное искусство, литература, фото |
36 |
| Р.Р. № 9 Рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной». | 1 |
|
|
|
37 |
| ВЧ № 4 В.П. Крапивин « Дети синего фламинго» | 1
|
|
|
|
38 |
| Е.И. НОСОВ. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. РС №4 Ю.П.Казаков. «Никишкины тайны». | 2
1 | юмор (развитие представлений) |
| Литература |
39 |
| РР № 10-11 Классное сочинение «Мир глазами ребенка» по рассказам Е.Носова, Н.Носова, А.Платонова. | 2 |
|
|
|
40 |
| В.Ч. № 5 В.К. Железников «Чудак из 6 «Б»» | 1 |
|
|
|
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА Л: осуществление рефлексии. Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока, выбирать эффективный способ её достижения П:осуществлять анализ, сравнение, строить рассуждение К: выступать перед аудиторией | ||||||
41 |
| 1.Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон »; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »; Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; В.И. Белов. «Весенняя ночь»; 2.В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок). РС №5 К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» | 2
1 |
|
| Изобразительное искусство, литература, |
42 |
| Р.Р. № 12 Изобразительно – выразительные средства в поэзии XX. (1ч)
| 1 |
|
|
|
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л: формирование эмпатии, ориентация в системе моральных норм и ценностей. Р: ставить новые учебные цели и задачи П: давать определения понятиям, осуществлять расширенный поиск информации с использованием дополнительных ресурсов, осуществлять анализ К: выступать перед аудиторией, учитывать разные мнения | ||||||
43 |
| Д. ДЕФО. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). 2.Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. | 2 | притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.
|
| Изобразительное искусство, литература, кинематограф |
44 |
| Х.К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. | 1 | волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
|
| Изобразительное искусство, литература, театр |
45 |
| М. ТВЕН (2) 1.Краткие сведения о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок). 2.Мир детства и мир взрослых. | 2 | юмор, приключения как форма детской фантазии |
| Изобразительное искусство, литература, кинематограф |
46 |
| В.Ч. 6 Жюль Верн «Дети капитана Гранта» | 1 |
|
|
|
47 |
| Ж. РОНИ-СТАРШИЙ Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | 1 | рассказ (развитие представлений). |
| Изобразительное искусство, история |
48 |
| ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых). | 2 | рассказ (развитие представлений). |
| Изобразительное искусство, литература, география |
49 |
| А. ЛИНДГРЕН Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок). | 2 |
|
| Изобразительное искусство, литература, кинематограф |
50 |
| Контрольный тест по 2 полугодию | 1 |
|
|
|
|
| Р.Р.№ 13-14 Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»). | 2 |
|
|
|
|
| Итоговый урок | 1 |
|
|
|
И пиппппппппппппппииииииииииииииииииииииииииииииииииии
Перечень учебно-методического обеспечения
Базовые документы
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.- М.:«Русское слово», 2012.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1) Материальная база кабинета:
мультимедийный компьютер;
проектор;
экран;
локальная сеть;
2) Комплекты:
видеофильмов, аудиокассет;
портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
программные иллюстрации.
3) Программное обеспечение:
операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
текстовый редактор MS Word;
графический редактор Paint;
программа обработки изображения MS Photo Ediror, Adob PhotoShop;
программа MS Power Point.
4) Электронные пособия:
Мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина Литература. 5 класс. – м.: Русское слово, 2012.
Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;
Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана»;
Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
5) Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
http://www.bibliogid.ru
http://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
http://www.drevne.ru
Образовательный портал «Древнерусская литература».
http://www.gramma.ru
http://www.encyclopedia.ru
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
http://www.krugosvet.ru
http://litera.edu.ru
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
http://www.litwomen.ru
Сайт мировых новостей о литературе.
http://www.vavilon.ru
Сайт посвящен современной русской литературе.
http://feb–web.ru
Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx
Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ
http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Русская литература 18-20 вв.
http://www.a4format.ru/
Большая художественная галерея
http://gallerix.ru/
Экранно-звуковые пособия:
http://ayguo.com/
Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.
http://аудиохрестоматия. рф
Наукомания
http://naukomania.ru/literatura (видео телеканала «Бибигон»)
Театр:
http://www.theatre.ru
Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.
Музеи:
http://www.borodino.ru
Государственный Бородинский военно-исторический музей.
http://www.kreml.ru
Музей-заповедник «Московский Кремль».
http://www.hermitage.ru
Государственный Эрмитаж.
http://www.museum.ru/gmii/
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
http://www.museum.ru/M654
Музей-заповедник «Петергоф»
http://www.rusmuseum.ru
Государственный Русский музей.
http://www.shm.ru
Государственный исторический музей.
http://www.tretyakovgallery.ru
Государственная Третьяковская галерея.
Планируемые результаты изучения учебного курса Литература.
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
0 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С.18.
0 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – С.2-3
0 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – С.3