№ | Тема урока | Дата | Примечание |
план | факт |
Наш край (22 часа) |
1 | Что такое погода. | | | Представление о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачность, осадки). Наблюдения, фиксация результатов наблюдений. |
2 | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. | | | Актуализация знаний об образовании ветра, полученных в 3 классе; наблюдение за зависимостью погоды от ветра. Осознание влияния таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед, на жизнь людей. |
3 | Предсказание погоды. Самостоятельная работа. | | | Знакомство со способами и значением прогнозирования погоды, проверка уровня освоения изученной темы. |
4 | Экскурсия на луг или в поле. | | | Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей луга, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга. |
5 | Наша местность на плане и карте. | | | Знакомство со значением планов и карт в жизни человека. Актуализация знаний и умений по ориентированию в пространстве, полученных на уроках в 3 классе. Развитие пространственных представлений и воображения. |
6 | План местности. Практическая работа. | | | Закрепление знаний о масштабе, знакомство с планом местности, «чтение» плана местности. |
7 | Географическая карта. | | | Представление о карте, формирование умения читать и понимать карты. |
8 | Равнины. | | | Закрепление представлений о горизонте, формах земной поверхности, представление о видах равнин, устройстве холмов, строении и образовании оврагов, причинах их образования. |
9 | Горы. | | | Сравнение холмов и гор, выделение существенных признаков гористой местности, наблюдение за строением земной поверхности в окрестностях дома и школы. |
10 | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. | | | Проведение опытов и наблюдений, позволяющих сделать выводы о влиянии температур, движения воздуха и воды на поверхность суши. |
11 | Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Самостоятельная работа. | | | Расширение представлений о воздействии человека на поверхность суши, усиление влияния с течением времени и развитием науки и техники. |
12 | Богатства недр. | | | Актуализация и расширение знаний о полезных ископаемых, их использовании в хозяйстве. |
13 | Разнообразие почв. | | | Актуализация и расширение представлений о составе, свойствах и разнообразии почв, повышении плодородия, определение взаимосвязей в природе. |
14 | Что такое природное сообщество. | | | Знакомство с терминами «природное сообщество», «цепь питания», «экологическая пирамида», отслеживание элементарных взаимосвязей в природных сообществах. |
15 | Какие растения растут на лугу. Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. | | | Знакомство с обитателями луга как природного сообщества, приспособленностью организмов к жизни на лугу, уточнение информации, полученной на экскурсии. |
16 | Какие растения растут в лесу. | | | Уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленностью их к совместной жизни |
17 | Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. | | | Уточнение и расширение знаний о животных смешанного леса, приспособленности животных смешанного леса к условиям жизни, выявление связи между обитателями смешанного леса. |
18 | Экскурсия в смешанный лес. | | | Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей смешанного леса, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь леса. |
19 | Водоём. Водные объекты и человек. | | | Уточнение и расширение представлений о жизни и приспособленности обитателей пресного водоема, влиянии человека на жизнь водоема, роли пресных водоемов в хозяйстве. |
20 | Экскурсия к водоёму. Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия. | | | Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей водоема, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга. |
21 | Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей. | | | Знакомство с искусственными сообществами, расширение знаний о культурных растениях, связях между растениями и животными полей. |
22 | Искусственные сообщества .Сад. Проверочная работа по разделу «Наш край» | | | Расширение знаний о культурных растениях сада, узнавание наиболее распространенных в данной местности плодовых деревьев и кустарников, знакомство с животными, обитающими в садах, выявление связей животных сада с растениями и друг с другом. |
Наша Родина на планете Земля (12 часов) |
23 | Какую форму имеет Земля. Форма Земли.Методы познания окружающего мира. | | | Углубление знаний учащихся о форме Земли, представлений о научных методах познания окружающего мира. |
24 | Карта полушарий. Глобус. Ориентация в географических картах. | | | Повторение о глобусе как модели Земли, знакомство с картой полушарий, ориентация в географических картах. |
25 | Движение Земли. Знакомство с суточным и годовым вращением Земли. Самостоятельная работа. | | | Знакомство с суточным и годовым вращением Земли, влиянием вращения планеты на климатические особенности районов. |
26 | В пустынях Африки. Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром, | | | Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром, занятиями населения Сахары; наблюдение за приспособленностью организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязями. |
27 | Экваториальные леса Южной Америки. Знакомство с природными условиями | | | Знакомство с природными условиями экваториальных лесов Америки, растительным и животным миром, занятиями населения, значением экваториальных лесов в жизни планеты и необходимостью их охраны. |
28 | Антарктида. Австралия. Евразия. Самостоятельная работа. | | | Знакомство с природными условиями Антарктиды, Австралии, Евразии, особенностями жизни обитателей регионов. |
29 | Карта России. Работа с географической картой. Географические объекты на территории России | | | Повторение и обобщение знаний о планах и картах, закрепление умения работать с географическими картами, знакомство с некоторыми географическими объектами на территории России. |
30 | Зона арктических пустынь. Практическая работа по карте.. | | | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром Арктики, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в Арктике. |
31 | Зона Тундры. Климат, растительность и животные Самостоятельная работа. | | | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в тундре. |
32 | Зона лесов. Особенность климата, растительности и животного мира. | | | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны лесов на основе сравнения с зоной тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне лесов. |
33 | Степи. | | | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны степей на основе сравнения с зоной лесов; особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне степей. |
34 | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Проверочная работа. | | | Расширение и углубление знаний об экологических проблемах России, выявление некоторых путей решения экологических проблем, знакомство с международным сотрудничеством по охране природы, осознание ответственности людей за будущее планеты Земля. |
История нашей Родины (34 часа) |
35 | История на карте. Исторические источники. | | | Знакомство с понятием «историческая карта», ее отличиями от географической, с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте, с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). |
36 | Деятельность первых русских князей. | | | Знакомство с деятельностью первых русских князей. |
37 | Князь Владимир. Крещение Руси. Деятельность князя | | | Знакомство с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь. |
38 | Особенность культуры Древней Руси. | | | Знакомство с особенностями культуры Древней Руси. |
39 | Борьба русских княжеств с иноземными захватчиками. Александр Невский. | | | Расширение и углубление представлений о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками. |
40 | Куликовская битва. Деятельность князя Дмитрия Донского . | | | Знакомство с деятельностью князя Дмитрия Донского. |
41 | Особенности развития государства в XVI веке.Первый русский царь. Преобразования в государстве. | | | Знакомство с особенностями развития государства в XVI веке. |
42 | Быт и жизнь русских людей XIV—XVI веков. | | | Знакомство с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков. |
43 | Основные события смутного времени. Деятельность К. Минина и Д. Пожарского. | | | Знакомство с основными событиями смутного времени. |
44 | Русское государство17 века при первых Романовых. Преобразования в государстве. | | | Знакомство с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях в государстве при первых Романовых. |
45 | Расширение границ России в XVII веке. истории первых землепроходцев | | | Знакомство с процессами освоения земель Сибири и Дальнего Востока, с историей первых землепроходцев. |
46 | Проверочная работа по теме Московское царство. | | | Повторение и обобщение пройденного материала. Демонстрация уровня знаний по теме. |
47 | Анализ и работа над ошибками.Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. | | | Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I. |
48 | Изменения в Российском государстве. При Императрице Екатерина II. | | | Знакомство с изменениями в государстве при Екатерине II, с биографией великих военачальников А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова. |
49 | Образование и наука в XVIII веке.Деятельность М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина | | | Знакомство с особенностями развития образования и науки в XVIII веке, с жизнью и деятельностью известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина. |
50 | Знакомство с Отечественной войной 1812 года. | | | Знакомство с Отечественной войной 1812 года. |
51 | Основные события XIX века Отмена крепостного права. | | | Продолжение знакомства с основными событиями XIX века. |
52 | Наука и техника в XIX веке. Знакомств с жизнью и открытиями ученых П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева | | | Знакомство с основными достижениями науки и техники в XIX веке, с жизнью и открытиями ученых П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева. |
53 | Город и горожане. Мода XIX века. изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также | | | Знакомство с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве. |
54 | Культура XIX века. культурными достижениями XIX века, | | | Знакомство с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры. |
55 | Проверочная работа. За 3 четверть | | | Демонстрация уровня знаний по теме. |
56* | Проверочная работа.по т Российская империя | | | |
56 | Революция в России. основными событиями начала XX века | | | Знакомство с основными событиями начала XX века. |
57 | Россия в годы Советской власти. развития России в 20—30 годы XX века | | | Знакомство с основными событиями развития России в 20—30 годы XX века. |
58 | Великая Отечественная война. | | | Знакомство с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградским сражением, Курской битвой, блокадой Ленинграда; расширение представлений о героическом подвиге советского народа. |
59 | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. | | | Знакомство с работой тыла в годы войны; представление о самоотверженном труде всех людей. |
60 | Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. | | | Знакомство с процессом последовательного восстановления народного хозяйства, с главными научными достижениями XX века. |
61 | По северным городам России. | | | Знакомство с северными городами России, их своеобразием и особенностями. |
62 | По городам Центральной России. | | | Знакомство с городами Центральной России, их своеобразием и особенностями. |
63 | Города Урала и Сибири. | | | Знакомство с городами Урала и Сибири, их своеобразием и особенностями. |
64 | Дальний Восток. Южные города России. | | | Знакомство с городами Дальнего Востока, с южными городами России. |
65 | Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа. | | | Закрепление знаний, обобщение пройденного материала по заданиям рабочей тетради (с. 53-58). Демонстрация уровня знаний. |
66 | Россия в мировом сообществе. | Знакомство с положением России в мировом сообществе, международными организациями, традициями и праздниками разных народов. |
67 | Жизнь современного человека. | | | Расширение представлений о некоторых особенностях жизни современного человека. |
68 | Мозаика заданий. | | | Обобщение полученных знаний по всему курсу «Окружающий мир». Защита проектов. |
69-70*** | Резервный урок ВПР -17Г АНАЛИЗ РАБОТЫ | | | |